Интегрированный урок по географии, биологии, химии на тему: Лес как среда жизни

интегрированный урок по географии, биологии, химии на тему: Лес как среда жизни. Леса Подмосковья. Цель: На основе полученных знаний продолжать формировать умения и навыки поведения в окружающей среде, выявить значение леса, познакомится с его видовым составом, обобщить знания учащиеся об особо охраняемых территориях; закрепить и развить навыки работы с различными источниками информации.   Оборудование: Таблицы: "Типы почв смешанных лесов", "Экологические проблемы лесов"; художественные альбомы ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

интегрированный урок по географии, биологии, химии на тему:

Лес как среда жизни.

Леса Подмосковья.

Цель: На основе полученных знаний продолжать формировать умения и навыки поведения в окружающей среде, выявить значение леса, познакомится с его видовым составом, обобщить знания учащиеся об особо охраняемых территориях; закрепить и развить навыки работы с различными источниками информации.

Оборудование: Таблицы: "Типы почв смешанных лесов", "Экологические проблемы лесов"; художественные альбомы Левитана, Васильева, Саврасова, Шишкина; CD-диски с произведениями Чайковского "Времена года", Вивальди "Времена года"; экологические листовки, реактивы Na2SO4, NaOH, BaCL2, фосфат.

  1. Лес и почва. Почва и лес.

Просторы нашей Родины необъятны, а природа её весьма разнообразна. На многие сотни, а местами и тысячи километров с севера на юг и с запада на восток раскинулись лесные просторы с их неисчислимыми богатствами. Растительность в Подмосковье начала появляться тогда, когда растаял ледник. Дремучие густые хвойные леса покрывали территорию и до возникновения Москвы. Однако растительный состав Подмосковья в течении длительного времени сильно изменён человеком. сократилось количество лесных массивов, изменился характер лесов и почв. В настоящее время леса занимают 40% территории. Вся Московская область относится к зоне смешанных лесов. Но состав их неоднороден и для каждой области свой.

- А сейчас мы вспомним какие леса и почвы преобладают в разных районах Подмосковья и какими свойствами они обладают?

1-й ученик: Бывает так - в неяркий день грибной

Зайдёшь в лесные дебри ненароком

И встанет лес иглистою смолой

и загородит нужную дорогу.

- О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?

2-й ученик: Бор так бор!

На бронзовых колоннах малахитовые купола.

И с ядрёных шишек истомлено

Капает янтарная смола.

- О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?

3-й ученик: Как здесь свежо под липою густою!

Полдневный зной сюда не проникал

И тысячи , висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

- О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?

- А сейчас подведем итог вышесказанному. Подумаем, связаны ли между собой растительный и почвенный слой леса?

Мы выяснили, что под определённой растительностью формируются вполне определённые почвы. Значит характер растительности во многом определяет почвенные свойства.

- А существует ли обратная зависимость, влияет ли почва на растительность?

- Почва определяет растительный покров и сама зависит от него.

Отмершие части деревьев, кустарников, мхов, разлагаясь, образуют органические кислоты, растворимые в воде. Они легко вымываются, а вместе с ними из почвы уносятся и полезные для растений вещества. В верхнем слое такой почвы не накапливается ни перегноя, ни растворимых солей, поэтому он беден питательными веществами. Органические кислоты делают почву кислой. Всё это вызывает неблагоприятные условия для развития и роста растений. Поэтому можно сделать вывод о том, что чем богаче гумусовый горизонт, тем разнообразнее будет видовой состав нашего леса.

2.Влияние климатических факторов на жизнь леса.

- Мы с вами рассмотрели как взаимодействуют между собой лес и почва, а также почва и лес. Сейчас я хочу вам рассказать о влиянии таких климатических факторов как тепло и влага на растительный и почвенный слой леса.

Бич значительной части подмосковных почв - избыточное увлажнение. Если большая часть почвенных пор занята водой, то естественно воздуха в ней содержится крайне мало. Корни растений испытывают его нехватку и "задыхаются". Кроме того вода нагревается медленнее воздуха. Стало быть, почв насыщенные водой, будут нагреваться медленнее сухих.

Для борьбы с избыточным увлажнением применяется осушение почв. Но к их проведению нужно походить очень осторожно. Иначе может получиться так, как произошло в Мещёре в жаркое лето в 2009 году. Осушенные торфяники загорелись, пожары бушевали на огромных территориях, и негде было взять воды, чтобы потушить их. Выгорели леса и некоторые селения. погибли люди. Так при неправильном и нерациональном подходе, вода. воздух. свет и тепло, используемые лесом во благо, могут нанести ему непоправимый вред. Прекрасны наши подмосковные леса! Они приносят нам радость и пользу и мы, в свою очередь, должны заботиться о них, сохранить флору и фауну, не нарушать их экологического баланса.

  1. Природа Московской области. Охрана природы Подмосковья.

Скромна и в тоже время удивительно красива природа Подмосковья. На севере Подмосковья есть участки таежных лесов из вековых елей. Они сохраняют свою темно-зеленную хвою и зимой. На западе леса в основном смешанные из берез, сосен, елей и трепещущих осин. Юго-восток Подмосковья - сосновый бор с лишайниками, вековые дубравы и клён.

В лесах 270 видов птиц, 60 видов млекопитающих. От состояния природы Подмосковья зависят здоровье и благополучие его жителей и москвичей.

С каждым годом площади подмосковных лесов сокращаются. Десятки и тысячи мелких свалок загрязняют почву, а ядовитые вещества, смываемые водой попадают в ручьи и реки.Если взять те вещества, которые приблизительно есть на свалках и на предприятиях, то мы можем увидеть, что выпадает в осадок и какого цвета вода просачивается в нашу почву.

ОПЫТ: H2SO4 + BaCL2 = BaSO4↓ +2HCL

H2O + KaMnO4 = получается розовый цвет.

3.1. Флора Московской области.

Флора Московской области насчитывает 1400 видов. Из них 261 вид относится к категории редкостных. Подмосковье издавна славилось как замечательный уголок нашей Родины, характеризуется уникальными природными особенностями. Сейчас в окрестностях Дмитрова едва ли можно найти клочок земли, где растительность сохранила свой первозданный облик.

Ель и сосна растут вместе до поры до времени. Корень сосен углубляется, ель разрастается, затеняя и губя в итоге сосну. Так возникают новейшие изменения облика ископаемой растительности Подмосковья - мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые.

Основной тип естественной растительности в Московской области лесообразующие породы: ель, сосна, дуб, бузина, береза, осина, ольха. Ель - коренная порода в Московской области, растущая в условиях избыточного увлажнения. Редкие растения: купальница европейская, колокольчик широколиственный, любка двулистная, плаун булавовидный. Особенно ценными считаются леса, опоясывающие зеленым кольцом населенные пункты. Это зеленые зоны. Их назначение - восстановить в первозданном состоянии воздух, очищая его от пыли и вредных газов. В ближайшие годы для защиты домов от пыли и газов начнут использовать вьющиеся растения.

3.2. Фауна Московской области.

Несколько сот лет тому назад, когда на территории Подмосковья росли дремучие леса. зверей и птиц было много. С изменением первоначального облика растительности изменился и животный мир. Характерная черта животного мира зоны смешанных лесов - наличие видов животных, отличных по происхождению и времени появления на территории. Так, до сих пор в М.О. встречается выхухоль - вид широко распространённый в Европе в древнее время и сейчас редко встречающийся.

С севера сюда пришли молодые виды животных и птиц, свойственные еловым лесам - это заяц-беляк, полёвки, глухарь, снегирь и др. В настоящее время в Подмосковье обитает 50 видов млекопитающих; гнездится, зимует и бывает пролётом около 300 видов птиц. Пресмыкающихся и земноводных около 18 видов. Больше всего встречается видов насекомых. Живут в лесах Подмосковья: белки, куница, лесная норка, хорёк, ласка. На мелких реках живут бобры и ондатры. На зиму остается 55 видов птиц. Среди них: пищухи. синицы, дятлы. Грачи, жаворонки, скворцы - перелетные птицы. Весной и летом наши леса оглашаются несмолкающим щебетом птиц. В водоемах М.о. насчитывается до 50 видов рыб: судак. щука, карась, лещ, пескарь, окунь и другие.

3.3. Охрана природы Подмосковья.

4-й ученик :

Шуми, шуми зеленый лес

Знаком мне шум твой величавый

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

5-й ученик:

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

6-й ученик: Ботанические сады и национальные парки.

В 1707 году в Москве организован первый ботанический сад. Сейчас он принадлежит университету М.В. Ломоносова. В 1945 году организован главный ботанический сад Академии наук. Там высажены: пихта, тис; растут дуб, ель, береза. В М.о. есть своя уникальная территория - Приокско-Террасный заповедник. Он создан в 1945 году в долине р. Оки. Природа заповедника разнообразна. Есть сосновый бор, смешанный лес и дубравы. Из животных - кабаны, лоси, зубры, лисицы, зайцы, косули, глухари, тетерева. Кормятся животные травой и листьями деревьев, а зимой корой и раскопанными под снегом растениями. Животные хорошо размножаются и некоторых выпускают на волю.

Второй жемчужиной нашей малой родины является национальный парк "Лосиный остров". Это музей под открытым небом. Если ботанические сады создаются человеком, то "Лосиный остров"- дитя природы. . Это памятник её изобретательности, который пытается сберечь человек. Лесной массив расположен между двумя старинными дорогами: Троицкой и Старомынкой. Нигде в мире нет такого места как "Лосиный остров". Ведь он расположен всего в 12 км от Кремля, а животный и растительный мир такой же , как и много веков назад. Здесь лоси и кабаны, бобры и горностаи, много уток, хищных птиц. Одних растений только больше тысячи: вековые широколиственные леса, величавые сосняки, сумрачные ельники. Наши предки бережно относились к природе и сохранили её для нас.

7-й ученик: Красная книга.

Почти миллион лет живет человечество на Земле. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.

В прошлом веке, когда численность была не велика, а промышленность развита слабо . человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности, образованию пустынь.

В настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью ( площадь лесов за последние 100 лет уменьшилась на 75%). Это ведет к опасности нарушения необходимого условия биологического равновесия на Земле. Достижение гармоничности взаимоотношений между человеческим обществом и природной средой становится главной проблемой современности. От её решения зависит существование не только тех или иных государств, но всего человечества в целом. Поэтому охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле.

В нашей стране принят ряд важнейших постановлений об охране Земли, её недр, вод и лесов, животного и растительного мира. Одним из документов является "Красная книга РФ". Это книга тревоги, книга-предупреждение. В ней опубликован список растений и животных, за которых сейчас приходится волноваться. В эту книгу включены исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения, редкие и сокращающиеся виды. Каждый из нас перед лицом мира несет ответственность за сокровища природы. Бережному отношению к природе надо учиться с детства. Любой вид растений и животных - неповторимое явление природы. Можно создать заново город, но исчезнувших животных и растений нельзя заново восстановить.

В Конституции записано: "...граждане Российской Федерации обязаны беречь природу, охранять её богатства".

Давайте же учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить.



4. Лес и музыка

У каждого дерева свой шелест, свой голос, своя песня, своя музыка. Она рождается от того, что ветер рассекает воздух и зависит от размера и формы листьев, от её густоты. Ветер то усиливается, то затихает, а деревья "поют" то громче, то тише. Но об этом нельзя говорить, не слушая музыку.

Звучит музыка

Если бы люди научились слушать и понимать звуки и голос деревьев, то они больше бы их оберегали! Голос лиственных деревьев удивительно похож на шум горной реки с её журчанием. Эти деревья не шумят, а лишь слабо шелестят.

Далее, переодетые в костюмы деревьев ученики, рассказывают о своих персонажах и их голосах под музыку Вивальди.

Дуб. Дубу надо ветер посильней, чтобы он "заговорил". Да и тогда его жесткая листва лишь глухо зашуршит. Зубатые листья дуба долго "шепчут" ветру, чтобы он от них отстал, "шепчут" настойчиво, убедительно. А когда "заговорит" дуб, то разговор получается величавый, басовитый. "Голос" у него глухой, серьёзный, как у старика с хрипотцой.

Осина. Нет более "разговорчивого" дерева , чем осина. Она улавливает чуткое дыхание самого легкого ветерка. Длинный, тонкий черенок её листа в верхней половине сильно сплюснут и, поэтому, широкий плоский лист раскачивается от малейшего дуновения ветра. Осина шумит так, как будто недовольна и торопливо жалуется. Бывает так, что весь лес стоит неподвижно и воздух кажется совсем застывшим, а на осине все листочки вздрагивают и качаются. Голос их напоминает плач травы под стальной косой.

О, если бы цветы раскрыли рты

Избавилось зверьё от немоты

Заголосила б под косой трава

Какие б услыхали мы слова.

Осенний ветер в голых тонких ветвях осины взвизгивает и пронзительно скрипит. Осина первая непогоду чует. И как уж залепечет листва, так знай - к непогоде.

Ольха. А ольха не часто попадает под ветер, невысок её рост. А уж если попадет, скучна её песня, как и её литья, такие обычные и невыразительные.

Берёза. Песня берёз высокая по тону. Березы шумят нежно, ласково, мелодично, низким "женским" голосом. Самый радостный у неё голос, когда она распускает свежие нежно-зеленые, ещё сморщенные от чрезмерной молодости листики. Лепет трепещущих и сверкающих на солнце листьев ещё слаб, но весел и ласков, как беззаботный детский смех. Летом в ветвях березы ветер посвистывает веселее, чем у других деревьев. А перед осенью, когда листья становятся жестче, а ветер храбрее и шире - всё от березы услышишь: и предчувствие надвигающейся осени, и лесные летучие песни, и птичьи голоса.

Тысячи добытчиков по весне вонзают топоры в белые стволы, из которых наземь льется сок до сорока литров из каждой раненой березы. У проблемы пить или не пить березовый сок две стороны: одна этическая, нравственная.

- Ради нескольких глотков, пусть даже полезной влаги, можно ли занести топор над деревом? Подойдем к этому вопросу с другой стороны.

-Может, березовый сок настолько полезен, что надо пренебречь деревом и добыть из него целебный эликсир?

Ребята пытаются найти ответ на поставленную проблему. Затем учитель подводит итог.

В основном эти утверждения весьма преувеличены. Этот эликсир по составу значительно беднее минеральной воды. А вот лечебные свойства у березы есть.

  • Березовый дёготь - входит в состав мази Вишневского;

  • Березовый уголь - незаменим при отравлении;

  • Березовый гриб чага - применяется при лечении онкологии.

Береза беззащитна, поражается грибами трутовиками. Береза или является примесью в хвойных и смешанных лесах, или создают так называемые временные леса, которые постепенно сменяются хвойными. Цветет русская красавица одновременно с распусканием листьев в апреле - мае. Соцветия - сережки. Береза плодовита, на 1га - до млн. семян. Береза - первое дерево, которое появляется на гарях, парубках.

Давайте же беречь это чудесное русское дерево и относится к березе совестливо!!!

Далее звучит музыка П.И. Чайковского.

Хвойные шумят тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом.

Ель. В ельнике ветру тесно - ни разгона, ни свиста, ни воя из него не получится. Ёлка не любит говорить. Перед маленьким ласковым ветерком она молчит: ему не за что зацепиться в её остроконечной вершине, точно показывающей в небо. Нужен сильный порыв, почти вихрь, чтобы родился в мохнатых лапах елки монотонный напев. Спать от него хочется.

Неужели с наступлением новогоднего праздника поднимется рука у кого-нибудь срубить красавицу-елку?

Этого допустить нельзя! Для этого есть много искусственных красивых елок, а природные пусть радуют нас заснеженными веточками и дарят нам кислород для дыхания.

Сосна. Сосны не любят тесноты. На природе их длинные хвоинки шумят разноголосо. Когда налетит ветер, запоёт каждая сосна: нежно, весело. тихо, как будто даже шепотом. Иной раз песня похожа на мягкий свистящий шелест, рассекающих воздух птичьих крыльев. А иногда шум ветра в соснах бывает глухой, напоминающий неугомонный гул, бегущий по речным камням воды. В бору тогда наступает особенно радостное и светлое чувство. Чем сильнее шум, тем радостнее. Даже в безветренный знойный день, когда в бору все сонно молчит, старые сосны неизменно поют свою песню. На ходу её почти не услышишь. Надо лечь и посмотреть вверх. Закроешь глаза и кажется тебе, что ты не в лесу, а на море, и ветер не гуляет в вершинах, а качаются, пенятся и догоняют друг друга морские волны. А зимой, когда бывают метели, сосны стонут от стужи и боли, их голоса сливаются в тяжелое надрывное завывание.

5. Экология леса.

Природная среда Московской области относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации и по своим показателям приближается к зоне экологического бедствия. Экологические проблемы в нашей природной лесной зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством. Почему люди вырубают леса? В основном из-за древесины. С каждым годом её требуется всё больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотопленку и кинопленку. лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий.

Раньше людям казалось - лесов так много. что вырубить их все невозможно. Теперь стало ясно - леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные - обязательно восстанавливать.

Вследствие этого первостепенной задачей является:

  • экологизация лесного хозяйства и, прежде всего, повышение устойчивости лесов к неблагоприятным условиям среды.

  • наметить мероприятия, способствующие сохранению нормативных экологических условий.

- А сейчас мы с вами рассмотрим некоторые экологические проблемы леса и примем совместные решения по этим проблемам.

Проблема: Пожары.

Решение:

  1. мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров: листовки, плакаты, места для стоянок и палаток отдыхающих, оборудованные местом для курения и кострищем.

  2. мероприятия по тушению пожаров: пожарный инвентарь, организация связи, образование пожарно-технических станций.

  3. создание противопожарных заслонов: полос, канав, водоемов.

Проблема: Вредители.

Решение:

  1. выборочные санитарные рубки.

  2. безвредные химические реагенты.

Проблема: Вырубка

Решение:

  1. создать новые лесопосадочные полосы на месте вырубок и гарей.

  2. заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать.

  3. чтобы меньше вырубать деревьев, нужно использовать макулатуру.

  4. не вырубать деревья по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.

Проблема: Охота

Решение:

  1. охотиться в определенный срок.

  2. добывать определённое количество животных.

Кроме всего должны проводиться систематические мероприятия по работе с населением: противопожарные, агитационные, рассказывающие о бережном отношении к лесу. Также со стороны лесничества: строительство и ремонт прогулочных дорог и троп, разработка и внедрение в жизнь туристических маршрутов.

Подводя итоги решениям, я хочу сказать, что если мы будем соблюдать те правила, требования и условия, которые предъявляет нам лес, то в обозримом будущем наши леса обретут еще большее эстетическое значение и помогут растениям и животным обрести спокойный и чистый дом.

- А сейчас мы с вами отвлечёмся немного от проблем и проведем занимательное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом викторина "Знаешь ли ты лес?".

Викторина "Знаешь ли ты лес?"

  1. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели покрыты хвоей? ( сосна - светолюбива, а ель - теневынослива).

  2. Какое растение, часто встречаемое в лесу - может засыпать днем, если к нему притронуться? (кислица)

  3. Правда или неправда, что в лесу п. Некрасовский (место нашего проживания) рос можжевельник?

  4. Чем можно вычистить зубы в лесу, не имея пасты и щётки? (древесным углем и мятой).

  5. Как называется национальный парк в 12 км. от Кремля? (Лосиный остров).

  6. Правда или неправда, что шоколадки быстрее всего раскупаются, если цвет обертки зелёный?

  7. Какие растения растут под снегом? (ландыш, майник, купена, медуница).

  8. Как называется самое высокое дерево наших лесов?

  9. Какое растение заменяет вату и йод?

  10. Правда или неправда, что лес наше богатство?

6. Эстетическое влияние леса на человека. Лес и живопись.

Лес - богатство и красота природы. Красота зелени вызывает положительные эмоции, благотворно воздействует на здоровье и психику человека. Установлено, что результат умственной деятельности в значительной степени зависит от красоты ландшафтов, от близости человека к природе. Недаром многие великие люди посвятили лесу свои произведения. Это и музыканты - П.И. Чайковский, Вивальди, Глинка, Алябьев, Шопен. Это поэты и писатели - А. Фет, Н. Заболоцкий, М. Пришвин, К. Паустовский и многие другие. Художники воспевали красоту леса в своих полотнах.

Сейчас мы расскажем о некоторых из них.

Далее ученики рассказывают о картинах: "Березовая роща" И.И. Левитана, "В сосновом лесу" И. Шишкина, "Осина ветка" А. Васнецова.

7. Значение леса для человека.

Лес - неоценимое богатство нашего края. Вся жизнь на нашей Земле протекала среди лесов и во взаимоотношениях с лесами. Леса называют "лёгкие нашей планеты". И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Он оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

Лес - защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, "питает" её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение.. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет.

Лес - это и защитник почвы.. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! От животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех...

Подведем итог. Что же дал лес москвичам? Значение леса:

  • дом для растений, животных, грибов.

  • защитник воздуха, водоёмов и почв.

  • место отдыха для человека.

  • источник ягод. грибов, лекарственных растений.

  • источник древесины.

8. Что зависит от каждого из нас?

Полезные советы и экологические правила.

Охрана лесов - обязанность государства. Но не только. Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

Одно из самых простых и важных правил : не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлен. Об острое стекло или консервную банку может поранится человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.

Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то все равно от костра на земле останется некрасивое пятно - кострище. Оно не зарастает травой много лет. Можно ли наносить лесу такую рану?

Разводя костер, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями, где низко свисают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костер или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Все это приводит к пожару.

- Подумайте! Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

- Ребята! Я просила вас дома составить некоторые правила поведения в природе или экологические правила. Давайте их зачитаем.

Когда выгуляете в лесу:

  • Не ходите по тропам большими группами.

  • Останавливайтесь для отдыха в таких местах, где ваше присутствие не нанесет вреда растительности и не будет источником беспокойства для животных.

  • Устраивайте привалы в специально оборудованных местах.

  • будьте осторожны с огнем.

  • Костер заливайте до прекращения выделения пара.

  • Если увас нет возможности залить костер водой, подождите появления белого пепла по всему кострищу и его остывания.

  • Не мусорите в лесу.

Экологические правила:

  • Старайтесь не заходить на участки, где природа наиболее ранима и хуже всего восстанавливается,- на болота, и переувлажненные участки, крутые оползневые склоны и др.

  • Изучите повадки местных видов зверей и птиц и старайтесь не беспокоить их.

  • Не подходите к ним, если они заметили уже ваше присутствие.

  • Не подбирайте птенцов и детенышей зверей, этим вы можете привлечь к ним внимание хищников, а шумом или своим запахом отпугнуть их родителей

  • Не мешайте животным питаться своим естественным кормом. Наша пища не только плохо отражается на их здоровье, но и приучает к попрошайничеству и в результате может привести к утрате охотничьих навыков.

  • Воздерживайтесь от сбора красиво цветущих растений, чтобы не обеднять природную лесную палитру.

Литература

  1. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы. - Волгоград: Учитель, 2007г.

  2. Болотникова Н.В. География: уроки-игры в старшей школе. - Волгоград: учитель, 2007г.

  3. Греханкина Л.Ф. "Родное Подмосковье" методическое пособие для учителя, из-во МГОУ, 2005 г.

  4. Греханкина Л.Ф. "Родное Подмосковье", учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области, из-во МГОУ, 2003г.

  5. Греханкина Л.Ф. География Московской области, ж-л "География в школе", № 1, 1994г.

  6. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. - Москва: Просвещение, 1986г.

  7. Зеленый пакет: комплект образовательных материалов. - Сентендре(Венгрия): РЭЦ, 2005г.

  8. Колпакова О.В. Природа России. - Москва: Белый Город, 2005г.

  9. Огнев С.И. Жизнь леса.- Москва: Издательство Московского общества испытателей природы, 1951г.

  10. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир: мир вокруг нас. - Москва: Просвещение, 2008 г.



© 2010-2022