«Кейс – технология как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс «Лицей №3»


















«Кейс - технология как средство формирования ключевых компетенций школьников»







Беседина Лилия Михайловна,

учитель географии высшей категории

МБОУ «ОК «Лицей №3»















Старый Оскол

2015



Введение

«Цель обучения ребёнка состоит

в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

(Э. Хаббард)


Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: динамичность, переход к экономике, основанный на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации - формирует в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь, т.е. формирование ключевых компетенций.

Учителем географии работаю 25 лет и всё чаще задумываюсь о том, почему снижается познавательный интерес детей к урокам географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Многие учащиеся географию считают предметом не столь важным. По результатам анкетирования школьники предмет географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин. И, возможно поэтому мотивация обучения снижается. Возникают противоречия между:

- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности географии выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения географией на завершающем этапе обучения с другой,

- преобладанием всё ещё традиционного подхода к содержанию занятий по географии и наличию потребности введения новых педагогических технологий в обучении географии как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;

- желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и существовании осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в социальной сфере, причиной которых явилось стремительное развитие информационных технологий, потребовали соответствующего содержания образования в соответствии с передовыми идеями современной педагогики и психологии.

Главная цель моей педагогической деятельности - создание условий для повышения мотивации к изучению географии, воспитание деятельностного подхода к полученным знаниям, формирование ключевых компетенций школьников, повышение качества образования. Одним из путей достижения данной цели является применение кейс-технологии.

Изучение тематической литературы по данному вопросу.

1.Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005.-Выпуск 2. с 169-194.

2.Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади. под ред. Г.Н.Прозументовой. - Томск, 2003.

3.Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. Томск, 2007.







2.Кейс-технология на уроках географии, как средство формирования ключевых компетенций школьников.

«Учить - это все равно,

что бросать мысли в почтовый ящик

человеческого подсознания.

Вы знаете, когда они отправлены,

но никогда не известно, когда

они будут получены и в каком виде»

Э. Ловелл

Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс-технологии. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.

Эффективность своей педагогической деятельности реализующей кейс-технологию, связываю с рядом принципов:

1)принцип партнёрства, сотрудничества с учениками, которое базируется на признании школьников партнёрами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций.

2)принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжёвывания» знаний к организации процесса их добывания - снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание роли как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в мире научной информации.

3)принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.

Современная школа требует творческого отношения учителя. Необходимость сделать учебный процесс ярким, нестандартным, а результативность занятий - максимальной, заставила меня искать новые методы в обучении и воспитании учащихся, где главная цель - личность ребёнка, использование его потенциальных возможностей. Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей, я решила использовать на уроках географии кейс - технологию. Она получает всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Демонстрации различных позиций и точек зрения, формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Родиной современного метода кейс-стади являются США. Метод кейс-стади берет свое начало в 20х годах прошлого века, был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. В России кейс-метод начал внедряться в 70-е годы в Московском Университете им. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли Ю.Д.Красовский, Д.А.Поспелов, О.А.Овсянников, В.С. Рапопорт и др.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case - study»;

2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Существует алгоритм, по которому учащиеся работают с кейсом:

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями.

2 этап - выделение основной проблемы факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.

3 этап - предложение концепций и идей для «мозгового штурма».

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения.

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6 этап - рефлексия (обсуждение кейсов).

Роль как учителя при использовании кейс-стадии заключается в двух видах:

1) творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа, подготовка методического обеспечения

2) на самом уроке, в вступительном и заключительном слове, в организации малых групп и дискуссии, в поддержании делового настроя в классе, оценивание вклада учеников в анализ ситуации.


Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам - результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);

  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

Проблема в кейсе может быть задана несколькими путями:

1й путь - отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации. В этом случае задача учащегося реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы Например, урок 6 класс. Тема «Расы и народы» .

Кейс 1. Ход работы:

- изучить материалы кейса;

- выполнить указанные в нем задания;

- выступить с отчетом перед классом с результатом исследований.

Время подготовки 7-10 мин, время выступления 3-4 мин.

Кейс: На Земле существуют 3 основные расы - монголоидная, европеоидная, негроидная. Внешние признаки, по которым одна группа людей отличается от другой, называются расовыми.

Задания:

  1. изучите материалы таблицы и текст, пользуясь учебником, с. 67.

  2. распределите героев по группам в соответствии с расовыми признаками.

  3. ознакомьтесь с гипотезами (научными предположениями) ученых о причинах расовых различий.

  4. дайте определение: раса - это…

  5. приведите примеры того, что способности человека не зависят от расовой принадлежности.

2й путь - в тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации. Например, 6 класс. Тема урока «Ветер». Для человека важное значение имеют знания о природных явлениях в атмосфере. Ветер-друг или враг человека? Это задача, которая решается в кейсе. Давайте рассмотрим эту ситуацию, определим свою точку зрения. Представление кейса учащимися. Краткое обсуждение работы.

8 класс. Тема урока «Где спрятана вода». «В России 60% территории страны занято многолетней мерзлотой. Это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение длительного времени, как правило, десятки или многие сотни лет. Группа ребят исследовали это явление природы. Нужно было определить, многолетняя мерзлота-друг или враг человека. Познакомьтесь с материалами кейса и составьте свое мнение об этом «северном сфинксе», как говорят ученые. Презентация кейса учениками. Обсуждение кейса.

Метод кейс - стади развивает следующие навыки: - аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить четко и логично. Особенно это важно, когда информация не очень высокого качества;

- практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования теории;

- творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;

- коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие, как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;

- социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.;

- самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Подводя итог, можно отметить, что деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы:

♦ первая фаза представляет собой сложную творческую работу - поиск готового кейса или создание собственного кейса и вопросов для его анализа, которая, как правило, осуществляется за пределами класса и включает научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя;

♦ вторая фаза включает деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации и позволяет использовать теоретические знания, овладеть методологией и ускорить усвоение практического опыта.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, может это сделать вполне профессионально. Выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения должен быть внедрен с учётом учебных целей и задач, особенностей класса, их интересов.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией.

За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике обучения. Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Конечно, все имеет свои причины, и для результативности применения кейсов в учебном процессе пока не хватает опыта. Вторая причина кроется в самом содержании кейсов, российские кейсы чаще всего представляют собой истории для ознакомления. Третья причина - недостаток учебного времени на уроке.

На занятиях с использованием кейсов ученик и учитель являются сотрудниками, партнёрами в образовательной деятельности; врезультате появляется неповторимый творческий продукт. Метод демократичен: учащиеся самостоятельно делают выводы, аргументируя, оценивая, логически выстраивая своё найденное решение. При этом активно закрепляются коммуникативные и социальные навыки.

Таким образом, кейс-стади как метод вполне может быть использован в школьном образовании, адаптирован под предметную дисциплину. Но самое главное - есть реальная возможность поддерживать интерес школьников к процессу учения.

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.

  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//География в школе.-2008.-№4.-С.13-17

  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. - 2005. -№ 4,С.13-18

  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. - 2009. -№ 11,С.25-28








© 2010-2022