Планирование. Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе

  1. Федерального закона об образовании в Российской федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. -М.; АСТ-Астрель.

  3. Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений от 09.03.2004.

  4. Федерального перечня учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год.

  5. Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету география.

  6. Новых государственных стандартов по географии -М.;АСТ-Астрель,

  7. Примерной программы по географии для общеобразовательной школы.

8. Авторской программы по географии В.П. Максаковского - Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

КОМПЕТЕНЦИИ

Общеучебных

1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран.

2. Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде.

3. Развитие способностей обосновывать личностное отношение к географическим процессам и явления.

Предметно

ориентированные

1.Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

2. Овладение умения сочетать глобальные, региональный и локальный подход для описания и анализа природных, социально - экономических и геоэкологичесих процессов и явлений.

3. Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний , умений, а так же географической информации.

4. Завершение формирование знаний глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Умения:

-работать с географической картой,

-выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и явлений,

-оценивать важнейшие социально - экономические события международной жизни,

-применять географическую информацию в геополитической и геоэкономической ситуации в России и других странах мира.


КОМПОНЕНТЫ

Региональные

Умение определять роль России и региона в международном географическом разделении труда.

Умение соотносить экономику своего региона с мировой экономикой.

Умение соотносить и объяснять различия в уровне и качестве жизни населения своего региона, России и мира.

Школьные

Использовать знания об особенностях развития хозяйства стран, обычаев, народов мира в общении с людьми других стран и культур.

Умение проявлять толерантность к представителям других национальных и религиозных принадлежностей.

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих за­дач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа», «География России. Население и хозяйство». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрипредметные и межпредметные связи. Внутрипредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать сформированность :

1)российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;

2 гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;

4) основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учѐтом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);

5) толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

7) нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;

8) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; бережного отношения к природе;

10) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умения :

1)самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учѐтом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроля и коррекции хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) владения навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирования проведения исследования, формулирования гипотез и плана их проверки; осуществления наблюдений и экспериментов, использования количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построения доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представления результатов исследования в заданном формате, составления текста отчѐта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий);

4) готовности и способности к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования);

5) строить логическое доказательство;

6) определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

7) использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;

8) понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных и формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владения:

1) представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированнй системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6)умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий;

8) сформированными представлениями и знанями об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально- экономических аспектах экологических проблем.

Место предмета в базисном учебном плане.

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе. Изучение курса географии в 10 классе рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34часов (1 час в неделю).

СТРУКТУРА КУРСА

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

Введение

1

1

Современная политическая карта мира

6

2

География мировых природных ресурсов

5

3

География населения мира

7

4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

5

География отраслей мирового хозяйства

10

Среди запланированных практических работ (10) 10 оценочных.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Модуль (глава)

Тема

Современная политическая карта мира.

1*

Обозначение на к/к стран различных типов

2*

Составление таблицы "Государственный строй и АТУ стран мира"

3*

Характеристика политико-географического положения страны

География мировых природных ресурсов.

4*

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

География населения мира.

5*

Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом

6*

Составление картосхемы современных путей миграции населения и крупнейших агломераций мира

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

7*

Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира

География отраслей мирового хозяйства.

8*

Составление картосхемы «ТЭК и металлургия мира»

9*

Обозначение на контурной карте стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства

10*

Составление маршрута кругосветного путешествия

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важнейшей воспитательной задачей курса географии 10 класса является обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. В основу положен самостоятельный деятельностный подход обучающихся к формированию собственного аналитического взгляда на окружающий мир. Подобный подход, способствующий становлению творчес­кой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:

  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

№ урока

Кол-во час

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домаш-нее зада

ние

Введение

7.09

1

1

География в современном мире

Вводный урок (лек­ция)

Положение географии в системе наук. Тради­ционные и новые ме­тоды географических исследований. Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических мате­риалов. Другие спосо­бы и формы получения географической ин­формации: экспеди­ции, стационарные наблюдения, каме­ральная обработка, опыты, моделирова­ние. Геоинформационные системы как сред­ство получения, обра­ботки и представления пространственно­координированных географических дан­ных

Знают и понимают

основные географи­ческие понятия и термины; традици­онные и новые ме­тоды географиче­ских исследований. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-

экономических и гео­экологических объ­ектов, процессов и явлений

Частично­-поисковая бе­седа. Сопос­тавление карт атласа

С.5-7

Раздел 1. Современная политическая карта мира (6 ч)

14.09

2

1

Политическая карта мира. Многообразие стран современ­ного мира и их основные группы

Лекция с элемен­тами бе­седы

Политическая карта мира. Из­менения на поли­тической карте мира в новейшее время. Многооб­разие стран со­временного мира по размерам территории, особенностям географического положения, особенностям населения

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Показывают на карте страны мира , называют их столицы

Эвристическая бе­седа с использова­нием карт атласа, работа по заполне­нию контурных карт

1. * Обозначение на к/к стран различных типов

С.9-10

21.09

3

1

Типология стран современного мира

Лекция с элемен­тами бе­седы

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны: главные, высокоразвитые страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, ключевые страны, новые индустриальные страны

Знают систему социально-экономических показателей как основу для типологии (классификации) стран; типологию стран, основанную на качественных признаках, учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.

Показывают на карте страны мира , называют их столицы

Эвристическая бе­седа с использова­нием карт атласа. Тестирование

С.10-14

28.09

4

1

Влияние международных отношений на политическую карту мира

Лекция с элемен­тами бе­седы

Гео­политика и поли­тическая геогра­фия. Междуна­родные органи­зации.

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Анализируют поли­тическую и экономиче­скую карты мира с целью опре­деления специализации разных типов стран и ре­гионов мира, их участия в международ­ном геогра­фическом разделении труда. Характеризуют влияние международных отношений на политическую карту мира.

Эвристическая бе­седа с использова­нием карт атласа.

С. 14-17

5.10

5

1

Государственный строй, формы правления и ад­министративно- территориального устройства стран мира.

Лекция с элемен­тами бе­седы

Формы государ­ственного строя и правления (монархии, республики парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, государственный суверенитет, распад и объединение государств

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Умеют отбирать необходимую информацию из текста учебника, в смежных науках (в учебниках и атласах по истории и обществознанию).

Применяют разнообразные источники информации для составления классификационной таблицы

Групповая работа, исследование по картам, работа по со­ставлению таблицы, основанной на результатах сравнения карт и отбора необходимой географической информации

2.*Составление таблицы "Государственный строй и АТУ стран мира"

С.17-19

12.10

6

1

Политико-географическое положение стран и регионов

Практикум

Политико-географическое положение страны

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Характеризуют политико­географическо­е положение страны, его из­менение во времени

Практическая работа

3. *Характеристика политико-географического положения страны

С.9-20 повт.

19.10

7

1

Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач


Раздел 2. География мировых природных ресурсов (5ч)

26.10

8

1

Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Географическая среда. Окружающая среда. Природные ресурсы. Основные виды при­родных ресурсов. Ресурсообеспеченность. ПРП территории

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Дают оценку природным ресурсам мира

Умеют определять и сравнивать степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа

С.25-28

9.11

9

1

Природные ресурсы Земли, их виды

Урок-практикум. Слайд-лекция

Минеральные ресурсы (топливные, рудные, нерудные). Добыча полезных ископаемых «вглубь» и «вширь». Земельные, лесные, водные, гидроэнергетические, геотермальные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, ресурсы Мирового океана. Размещение природ­ных ресурсов и мас­штабы их использова­ния.

Знают особенности размещения основ­ных видов природ­ных ресурсов, их главные месторож­дения и территори­альные сочетания. Умеют определять и сравнивать по разным источникам информации закономерность размещения минеральных ресурсов мира

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.

С.28-41

16.11

10

1

Оценка обеспеченности разных стран и регионов мира основными видами природных ресурсов

Урок-практикум.

Обеспеченность природными ресурса­ми. Отдельных стран и регионов мира

Оцени­вают и объясняют ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира по таблицам и картам

Практическая работа

4.* Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

С.28-41

23.11

11

1

Основные типы природопользования. Источники загрязнения.

Урок-практикум. Слайд-лекция

Особенности ис­пользования разных видов природных ре­сурсов.. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последст­вия загрязнения ок­ружающей среды. Пу­ти решения экологи­ческих проблем в ми­ре и его крупных ре­гионах, включая Рос­сию. Геоэкология

Знают и понимают

основные гео­графические по­нятия и термины.

Характеризуют различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа Ана­лиз карт природо­пользования с целью вы­явления районов острых гео­экологиче­ских ситуа­ций.

С. 41-47

30.11

12

1

Обобщающий урок по теме «География мировых природных ресурсов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач


Раздел 3. География населения мира (7ч)

7.12

13

1

Численность и воспроизводство населения мира

Вводная

лекция

Численность и качество населения.

Демографические показатели (относительные и абсолютные: рождаемость, смертность, естественный прирост, механический прирост, коэффициенты роста и прироста населения, темпы роста и прироста населения, воспроизводство населения). Демографические пирамиды. Демографический взрыв, депопуляция. Демографическая по­литика.

Знают численность населе­ния мира, отдельных регионов и стран, демографические показатели.

Определяют и сравнивают демографиче­скую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регио­нах мира.

Оцени­вают и объясняют динамику демографической ситуации отдельных стран и регионов мира.

Анализируют и сопоставляют картографические материалы.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Решение задач на определение демографических показателей. Чтение демографических пирамид.

С.57-66

14.12

14

1

Структура населения

Лекция с элемен­тами бе­седы

Половой, воз­растной и этнический состав населения. Этносы, расы, народы. Метисы, мулаты, самбо. Крупные народы и языковые семьи. Государственный язык, рабочие языки ООН. Гео­графия мировых рели­гий (христианство, ислам, буддизм). Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм). Атеизм. Этнополитические и религиозные кон­фликты.

Знают этногеографическую специфику населе­ния мира, отдельных регионов и стран. Определяют и сравнивают особенности полового и возрастного, этнического и лингвистического состава населения в разных регионах мира.

Анализируют и сопоставляют картографические материалы.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по за­полнению таб­лицы и схемы

Тестирование

С.66-71

21.12

15

1

Страны с различным национальным и религиозным составом

Урок-практикум

Национальный и религиозный состав населения мира

Анализируют карты «Народы мира», «Религии мира».

Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы.

Учебное исследование по картам, составле­ние таблицы по результатам сравнения карт,

5.*Составление классификационных таблиц стран с различным национальным и религиозным составом

С.66-71

28.12

16

1

Размещение и миграции населения

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Закономерности размещения населения. Плотность населения. Ареалы с экстремальной и наименьшей плотностью населения. Миграции населения (экономические, политические, экологические), эмиграция, иммиграция. География международных мигра­ций. Расселение насе­ления.

Знают закономерности размещения населения мира, главные направле­ния межконтинентальных и международных миграций, их причины и следствия;

Определяют и сравнивают районы с высокой и низкой плотностью населения, сте­пень обеспечен­ности крупных ре­гионов и стран трудовыми ресур­сами.

Оцени­вают и объясняют тер­риториальную концентрацию населе­ния

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлени­ем карт атласа

Тестирование

С.71-74

11.01

17

1

Городское и сельское население

Урок-практикум. Слайд-лекция

Городское и сельское население. Урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация. Темпы и уров­ни урбанизации. Агломерация, мегаполис. Круп­нейшие города и го­родские агломерации мира и России. Уро­вень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

Знают различия в уровне и качестве жизни населения, про­блемы современной урбанизации.

Определяют и сравнивают особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Оцени­вают и объясняют уровни урбанизации и территориальной концентрации населе­ния в экономически развитых и развивающихся странах

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.

С.74-81

18.01

18

1

Современные пути миграций населения и крупнейшие агломерации мира

Урок-практикум

Миграции населения. Урбанизация.

Анализируют карты «Миграции населения», «Крупнейшие агломерации мира».

Умеют находить информацию, используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу, делать выводы.

Составляют на основе полученной информации картосхему.

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние таблицы по результатам сравнения карт, работа по за­полнению кон­турных карт

6.*Составление картосхемы современных путей миграций населения и крупнейших агломераций мира

С.57-81 повт.

25.01

19

1

Обобщающий урок по теме «География населения Земли»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач

-

Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5ч)

1.02

20

1

НТР. Характерные черты и составные части

Вводная

лекция

Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления производства в эпоху НТР: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергохозяйства, производство новых материалов, космизация, ускоренное развитие биотехнологии. Кибернетика, Интернет, ГИС.

Знают и понимают основные понятия и термины.

Характеризуют основные черты и части НТР, приводят примеры

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.

С.91-97

8.02

21

1

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда

Лекция с элемен­тами бе­седы

Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства. Главные центры Мирового хозяйства. Географическое (территориальное) разделение труда. Отрасли международной специализации как результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция. Интеграционные группировки: региональные, отраслевые, международные монополии. ТНК.

Знают и понимают географиче­ские особенности отраслевой и терри­ториальной структу­ры мирового хозяй­ства, размещение его основных отрас­лей; Объясняют причину специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран.

Эвристическая беседа с ис­пользованием и сопоставлени­ем карт атласа, работа по за­полнению кон­турных карт

7.*Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира

С.98-100

15.02

22

1

Отраслевая структура мирового хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Слайд-лекция

Особенно­сти отраслевой структу­ры мирового хозяйст­ва, различия в уровнях экономического разви­тия стран и регионов, изменение пропорций между производствен­ной и непроизводст­венной сферами, промышленностью и сельским хозяйством

Знают три типа структуры мирового хозяйства, его основные модели.

Объясняют воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства.

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние схемы моделей Мирового хозяйства

С.100-107

20.02

23

1

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах

Урок-практикум

Территориальная структура хозяйства. Географический рисунок расселения населения: моноцентрический, полицентрический, смешанный. Депрессивный район, район нового освоения, высокоразвитый район, аграрный район, старопромышленный район. Региональная политика.

Составляют типологическую схему территори­альной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Объясняют территориальные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.

С.107-110

29.02

24

1

Основные факторы размещения производительных сил

Семинар

Факторы размещения. Старые факторы: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы: наукоемкости, экологический. Технопарк, технополис.

Знают основные факторы размещения производительных сил и объясняют их воздействие на размещение производства

Дают сравни­тельную характеристику ведущих факторов разме­щения производительных сил

Учебное иссле­дование по кар­там. Эвристи­ческая беседа по результатам групповой ра­боты

С. 110-115

Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (10ч)

14.03

25

1

География промышлен-

ности

Вводная

лекция

Промышленность, место промышленности в экономике развитых и развивающихся стран. Группировка отраслей промышленности по времени возникновения: старые, новые, новейшие отрасли; по видам продукции: добывающая, обрабатывающая; по степени внедрения достижений НТР: традиционные, наукоемкие. Сдвиги в размещении промышленности под влиянием НТР. Лидеры промышленного производства. Промышленный пояс мира. Влияние промышленности на окружающую среду, «грязные» производства.

Знают место промышленности в экономике мира, географию мировой индустрии.

Объясняют структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР.

Анализируют проблему «грязных» производств.

Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.

С.123-124

28.03

26

1

Топливно-энергетический комплекс

Лекция с элемен­тами бе­седы

ТЭК, особенности, этапы развития. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяй­ства. Угольная промышлен­ность. Основные угольные регионы и страны-лидеры в добыче угля. Основные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Районы добычи га­за. Страны-лидеры по добыче природного газа. Основные грузопотоки газа. Гео­графия электроэнергетики: ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные ЭС

Знают структуру ТЭК, основные типы электростанций описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют основные угольные регионы, районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти, районы добычи га­за, страны-лидеры в добыче угля, нефти, природного газа, характеризуют уголь­ную, нефтяную и газовую промышленность по картам и статистическим мате­риалам, их размещение по территории земного шара; развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние схемы по результатам сравнения карт

С.125-131

4.04

27

1

Горнодобыва-

ющая промышлен-

ность. Основные черты географии черной и цветной металлургии

Лекция с элемен­тами бе­седы

Горнодобывающая промышленность, ведущие горнодобывающие державы мира. Металлургическая промышленность- «нижний этаж» обрабатывающей промышленности. Черная ме­таллургия, «миграция» в развивающиеся страны. Ориентация мировой черной металлургии на каменноугольные бассейны, железорудные бассейны, грузопотоки коксующегося угля и железной руды. Современная география мировой черной металлургии. Цветная ме­таллургия в развитых и развивающихся странах.. факторы размещения. Современная география цветной металлургии тяжелых и легких металлов

Знают факторы разме­щения и ее, особенности. Называют и показыва­ют основные страны-лидеры черной и цветной металлургии. Умеют давать характеристику отрасли, используя типовой план. Составляют картосхему основных направлений международных грузопотоков угля, нефти, природного газа и железной руды и стран- лидеров производства электроэнергии на электростанциях разного типа

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние таблицы по результатам сравнения карт

8.*Составление картосхемы «ТЭК и металлургия мира»

С.131-134

11.04

28

1

Машиностро-ение

Семинар

Машиностроение, факторы, влияющие на размещение отрасли. Структура машиностроения, четыре машиностроительных региона, страны- лидеры в различных отраслях машиностроения. Группировка стран мира по уровню развития машиностроения.

Называют отраслевой состав машиностроения. Называют и показывают машиностроительные регионы и страны-лидеры в различных отраслях машиностроения.

Объясняют изменение пропорции между экономически развитыми и развивающимися странами в обрабатывающей промышленности верхних этажей

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние схемы по результатам сравнения карт

С.134-137

18.04

29

1

Химическая, лесная и деревообрабаты-вающая, легкая промышлен-ность мира

Семинар

Структура химической про­мышленности: четыре главных региона. Химия «верхних этажей». Химическая промышленность развивающихся стран. Северный и Южный лесной пояса. Страны-экспортеры лесной и лесобумажной промышленности. Географические сдвиги в легкой промышленности. География легкой промышленности: пять главных регионов текстильной промышленности, их особенности. Структура текстильной промышленности.

Называют отраслевой состав химической промышленности, специфику размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности, структуру легкой промышленности.

Характеризуют осо­бенности развития химической, лесной и лег­кой про­мышленности. Умеют давать характеристику химической промышленности, используя географический атлас.

Приводят примеры воздействия промышленности на окружающую среду и на население крупных городов.

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние таблицы по результатам сравнения карт

С.138-140

25.04

30

1

Сельское хозяйство: растениеводство

Семинар

Сельское хозяйство: товарное, традиционное потребительское, высокотоварное. Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР. «Зеленая революция»: основные компоненты, последствия. Растениеводство. Зерновые культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Продовольственные культуры: масличные, сахарные, тонизирующие, овощи и фрукты, - страны- лидеры по производству, страны-экспортеры. Непродовольственные культуры: страны- лидеры по производству, страны-экспортеры.

Знают отрасли и гео­графию растениеводст­ва.

Приводят примеры, доказывающие зависи­мость растениеводства от агроклиматических условий.

Умеют показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.

Учебное иссле­дование по кар­там, составле­ние таблицы по результатам сравнения карт

С.140-142

16.05

31

1

ЖивотноводствоМировое морское рыболовство

Практикум

Животноводство. Ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Распространение главных отраслей животноводства. Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции животноводства. Изменения в географии морского рыболовства. Крупнейшие рыболовецкие державы.

Знают отрасли и гео­графию животноводст­ва и мирового рыболовства.

Объясняют зональ­ную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и со­поставления несколь­ких тематических карт.

Составляют картосхему стран-лидеров по производству продукции растениеводства и животноводства.

Групповая ра­бота, исследо­вание по кар­там, работа по заполнению контурных карт

9.*Обозначение на контурной карте стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства

С.148-150

23.05

32

1

География транспорта. Мировая транспортная система

Практикум

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. География различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы. Мировая транспортная система. Грузооборот, пассажирооборот. Сухопутный транспорт: три главных вида. Водный транспорт: особая роль морского транспорта. Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта.

Знают виды транспорта, показатели перевозочной работы мирового транспорта.

Срав­нивают различные ви­ды транспорта по тех­нико-экономическим особенностям и воздей­ствию на окружающую среду.

Объясняют роль и значение транспорта в современной экономике как ведущей третьей отрасли производства.

Дают характеристику мировой транспортной системы, ее проблемам и перспективам развития.

Групповая ра­бота, исследо­вание по кар­там, работа по заполнению контурных карт

10.*Составление маршрута кругосветного путешествия

С.150-159

25.05

33

1

Внешние экономические связи

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Слайд-лекция

Основные формы международных экономических связей. Система всемирных экономических отношений. Мировая торговля: оборот, структура, распределение. Международные финансово-кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Иностранные инвестиции. Классификация видов международного туризма (рекреационный, деловой, спортивный, религиозный и пр.). География международного туризма.

Знают основные особенности современной внешней торговли и особой роли международной финансовой деятельности.

Объясняют специфические особенности международного туризма и его место в международных экономических отношениях.

Индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, работа с кар­тами

С.159-165

26.05

34

1

Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач

Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.

Требования к результатам освоения учащимися программы

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важнейшей воспитательной задачей курса географии 10 класса является обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. В основу положен самостоятельный деятельностный подход обучающихся к формированию собственного аналитического взгляда на окружающий мир. Подобный подход, способствующий становлению творчес­кой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В результате изучения географии в 10 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Изучение курса предусматривает использование несколь­ких типов уроков - урока-лекции, урока-семинара, урока- практикума, урока-конференции (диспута). Цель большинства уроков, посвященных выполнению практических заданий в классе, - самостоятельное получение обучающимися необходимого фактического материала.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

  • переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

  • переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

  • вариативностью образования;

  • приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Формирование умений предусматривает применение разнообраз­ных источников географической информации: таблиц, картосхем, про­стейших карт, моделей, отражающих геогеографические закономернос­ти различных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст­вия при географической характеристике регионов и стран мира.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недо­статочно);

  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Проверка усвоенного содержания по курсу «Общая характеристика мира» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока в форме выставления оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Задания обучающимся даются дифференцированно, в зависимости от их способностей: ме­нее подготовленным - задания на воспроизведение матери­ала; средним - на закрепление закономерностей, обсужден­ных на уроке; заинтересованным в предмете - задание на поиск нового материала в источниках, анализ на основе ис­пользования статистических материалов.

ПОВЫШЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Модуль

Возможность углубления

Современная политическая карта мира

Называть основные средства и методы получения и фиксации географической информации.

Описывать разнообразие стран современного мира.

Объяснять причины изменения политической карты мира; значение географического положения страны.

География мировых природных ресурсов

Называть и показывать основные промышленные и сельскохозяйственные районы мира в связи с распределением ресурсов; рекреационные районы и центры туризма.

Объяснять влияние ресурсообеспеченности на развитие хозяйства; изменение «нагрузки» на окружающую среду в связи с этапами развития производительных сил; возрастающее значение экологических проблем на современном этапе.

Прогнозировать обеспеченность человека ресурсами при современном уровне добычи.

География населения мира

Называть и показывать основные регионы наиболее интенсивного взаимопроникновения культур.

Объяснять распространение основных языков и религий; важность количественной и качественной оценки населения мира и регионов; связь проблем ресурсообеспеченности и роста населения, урбанизации и экологических.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Называть основные черты НТР; основные принципы размещения отраслей мирового хозяйства.

Объяснять влияние на отраслевую структуру и размещение производства НТР.

География отраслей мирового хозяйства

Называть и показывать основные районы и центры размещения ведущих отраслей мирового хозяйства.

Объяснять специализацию отдельных стран в мировом хозяйстве; размещение старопромышленных районов и районов нового освоения; региональную политику стран; различия отраслевых и территориальных структур хозяйства развитых и развивающихся стран.


Учебно-методическое и материально-техническоЕ обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение курса:

  • Интерактивная доска, компьютер. Карты и таблицы. Видеофильмы, видеофрагменты.

Программа

В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы (представлена в электронном варианте (см. сайт издательства «Просвещение» prosv.ru/info.aspx?ob_no=12796).

Основная литература

Базовый учебник

Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2013.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2013.

  • Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Атлас. - М.: Картография, 2014.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Амбарцумова Э.М. Тематический контроль, 10 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2007.

  • Баранчиков Е.В. - Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского - М.: Экзамен, 2012.

  • Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира: тесты - М.: Дрофа, 2009.













Учебно-методические пособия

для учителя

  • Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки - М.: Вако, 2006.

  • Карасёв С.А. Политическая карта: Методические рекомендации. - Саратов: Лицей, 2002.

  • Курашева Е.М. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах. - М.: Экзамен, 2011.

  • Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс. - М.: Просвещение, 2004.

  • Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.

  • Морозова Л.П. Олимпиады, 10 класс. - Волгоград: Корифей, 2006. .

  • Сиротин В.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации - М.: Дрофа, 2001.

  • Смирнова М.С. Уроки географии, 10 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  • Яковлева Н.В. География: уроки с использованием информационных технологий, 10-11 кл., Волгоград: Учитель, 2009.

Электронные издания

  • Географическая энциклопедия: Страны мира.

  • География: 10 класс,

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 10 класс


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

pogoda.ru

nationalgeographic.ru

geography.about.com

nature.com

krugosvet.ru

ocean.ru

google.com

geo.ru

ndce.ru/

ufomistery.com

astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

egornature.by.ru/

abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

vitiaz.ru/

videodive.ru/scl/ocean.shtml

rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог 100dorog.ru/

flags.ru

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1*

Практическая работа оценочная

I полугодие

Всего часов - 16

п/р - 5 оц - 5

II полугодие

Всего часов - 18

п/р - 5 оц - 5

Год

Всего часов - 34 п/р - 10 оц - 10








31


© 2010-2022