Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках

Картабаева Валентина Амангельдиновна, учитель географии и биологии Бестюбинской средней школы Камыстинского района.   Проектно-исследовательская деятельность на уроках.   Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает в...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картабаева Валентина Амангельдиновна,

учитель географии и биологии

Бестюбинской средней школы

Камыстинского района.


Проектно-исследовательская деятельность на уроках.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу.

Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическая совместимость.

Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он владеет необходимыми умениями и навыками коллективного труда.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Достоинства проектной деятельности:

-создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности

-возможность развивать универсальные умения школьников.

-повышение мотивации изучения предмета

-реализация комплексного восприятия учебных предметов

-возможность принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы.

Недостатки проектной деятельности:

-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;

-требование более сложной системы оценивания;

-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);

-наличие риска неудачного выполнения работы.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, области, государства;

-исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

-информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

-творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения художественного, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

-ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются и по числу участников (выделяются индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока ("мини-проект"), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (например, на школьной конференции и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. Именно такие проекты я использую на своих уроках. В 5-6 классах на одном из уроков в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагаю им сделать творческий проект. Например, на тему «Методы изучения природы» на уроке естествознания, «Внутреннее строение Земли» на уроке географии в 6 классе. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Например, на уроках биологии на обобщающем уроке по теме «Класс Птицы», «Насекомые» и т.д.

Следует отметить, что чаще всего многие работы исполняются вручную, и их мы стараемся вывешивать в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками. Но некоторые ребята в последнее время начинают создавать проекты с использованием компьютера. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает нашим учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.

Наиболее сложным по своему выполнению является исследовательский проект.

К структуре исследовательского проекта относится:

- выявление и постановка проблемы исследования;

- формулирование гипотезы;

- планирование и разработка исследовательских действий;

- сбор данных

- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

- подготовка и написание (оформление) сообщения;

- выступление с подготовленным сообщением;

- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

- подготовка выводов, заключений.

Требования к проекту:

-проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

-содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

-все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;

-приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

-приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

-если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

-при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

-отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

-использование в проекте соответствующей научной терминологии;

-в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

1. Название темы проекта;

2. Актуальность проекта, проблема;

3. Основополагающий и проблемные вопросы;

4. Цели и задачи проекта;

5. Гипотеза;

6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

7. Использованная литература и информационные ресурсы;

8. Сведения об авторе/авторах проекта;

9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.


© 2010-2022