Конспект урока на тему: Географические координаты

Цели урока: Предметные:  в результате урока учащиеся научатся определять: географическую широту, географическую долготу, географические координаты. Метапредметные: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;   Личностные: учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; проявят уверенность в своих силах при определении географических координат; раскрыть значимость знаний о географических координатах для пр...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Каржанина Ольга Викторовна.

МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево Куюргазинского района

Тема: Географические координаты

6 класс

Цели урока:

Предметные: в результате урока учащиеся научатся определять: географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

Метапредметные: развитие логического мышления - учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

Личностные: учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; проявят уверенность в своих силах при определении географических координат; раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационно-мотивационный этап

«На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. (Чтобы усвоить содержание этого сложного для учащихся вопроса, необходимо воспользоваться примерами из жизни. Таких примеров немало. Для определения географического адреса можно воспользоваться игрой «морской бой»).

Учитель зачитывает вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.

  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.

  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.

  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.

В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1).

а

б

в

г

1

+

2

+

3

+

4

+

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учащиеся ставят плюсы в клетках.

На доске написаны правильные ответы. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву.

Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся сами контролируют себя.

Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Какова же цель сегодняшнего урока?

Научится определять адрес, т.е. координаты любого географического объекта.

  1. Процессуально-содержательный этап

По географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса - широту и долготу.
Затем учитель обращает внимание на значение знаний о географических координатах и объясняет, для чего нужны географические координаты.
Учитель должен убедиться, что все учащиеся на карте полушарий или на контурной карте правильно показывают задаваемые точки.
Таким же приемом следует пользоваться при формировании понятия «географическая долгота». Учитель объясняет, что определяет географическая долгота, что она бывает западная и восточная и изменяется от 0 до 180°. Рисунок 40 и алгоритм «Шаг за шагом» наглядно показывают, как определять географическую долготу Санкт-Петербурга и Москвы.

Далее, используя рисунок 39 учебника, школьники учатся определять географическую широту объектов. Устанавливают, что существует северная и южная широта, которые обозначаются с. ш., ю. ш. Для того чтобы определить широту, необходимо вести отсчет от экватора на север или на юг. Опираясь на алгоритм «Шаг за шагом», определяют широту Санкт-Петербурга,

расположенного на широте 60°, затем - Москвы. Чтобы учащиеся усвоили понятие «географическая широта», необходимо выполнить несколько заданий.

Учащиеся определяют географические координаты объектов. Вначале по имеющимся координатам определяют объект (например, объект имеет координаты 70° ю. ш.; 90° з. д). Затем по указанному объекту определяют его координаты (например, определите координаты острова Мадагаскар, Суэцкого канала, г. Якутска).



  1. Рефлексивно-оценочный

Помогает сделать вывод о необходимости уметь находить географические координаты

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения.

Выполним задания на контурной карте.

  • В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.

  • Задание повышенной сложности.

В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Северная Америка (точка приземления - 49°с.ш., 123°з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.

Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.

Задаёт домашнее задание

Учащиеся записысают:

1. Изучить § 10.
2. Ответить на вопросы 1-4.
3. Выполнить задания 5-12.
4. Составить маршрут путешествия по карте. Определить координаты точек, в которых вы сделаете остановки.



© 2010-2022