- Преподавателю
- География
- Урок на тему: Глобальная продовольственная проблема
Урок на тему: Глобальная продовольственная проблема
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Козловский С.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Глобальная продовольственная проблема», география 11 класс.
Цель урока: изучить особенности глобальной продовольственной проблемы.
Задачи урока:
-
Образовательная: формирование понятия о глобальной продовольственной проблеме человечества, её сущности, причине возникновения и путях решения.
-
Развивающая: развитие умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.
-
Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные термины: продовольствие, калорийность питания, продовольственная безопасность .
Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт - М.: Дрофа, 2012.
Ход урока:
I. Мотивационно-целевой блок.
Сегодня мы с вами продолжим изучать глобальные проблемы человечества. Но с начала нам необходимо кое-что вспомнить.
- Глобальные проблемы - это какие? (от какого слова? глобус-шар т.е. глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество).
- Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.
- Какие глобальные проблемы существуют? (экологическая, сохранения мира, терроризма, демографическая)
Но это не все глобальные проблемы
II. Изучение нового материала:
( Слайд №1)
- Какую глобальную проблему, на ваш взгляд, иллюстрирует этот слайд? (Проблему голода? А с нехваткой чего эта проблема связана - с нехваткой пищи, продовольствия)
( Слайд №2)
Тема сегодняшнего урока «Глобальная продовольственная проблема» (Запись в тетради)
( Слайд №3)
-Чтобы раскрыть эту тему, давайте поставим следующие цели урока:
1. Раскрыть сущность глобальной продовольственной проблемы.
2. Определить причины ее возникновения.
3.Выявить пути решения проблемы.
- Сначала мы определимся, что же такое продовольствие? Пожалуйста, Ваши варианты ответа?
Продовольствие - это съестные припасы, продукты питания, пища.(я обобщаю)
-Почему проблема продовольствия так важна для человечества? (это основная жизненная потребность человека)
Рассказ учителя
Человек каждый день испытывает потребность в еде. Обеспечение пищей - это основная жизненная потребность человека связана с его трудоспособностью и здоровьем. Проблема продовольствия существует с момента появления человека, поэтому её можно по праву считать самой древней глобальной проблемой.
Во все времена существования человека основным жизненным вопросом считался вопрос обеспечения продовольствием. Эта актуальность сохраняется и на сегодняшний день, так как основной семейные расходы ложатся на продовольствие.
Дефицит продовольствия обычно воспринимается как бедствие, а его отсутствие - как катастрофа. Избыток, недостаток, отсутствие продовольствия приводят к различным формам проявления продовольственного кризиса: недоедание, неполноценному питание, голоду, болезни связанные с нехваткой, неполноценным питанием и его избытком.
(Слайд №4)
По оценкам ФАО Всемирной сельскохозяйственной организации в рамках ООН, численность хронически недоедающих людей в мире остается недопустимо высокой, она выросла с 850 млн. человек в 1990 г. до 1 млрд. к 2011 г. , в прошлом году произошло некоторое снижение голодающих. В результате почти 1 млрд. чел. голодает или недоедает, в первую очередь в Южной Азии и Африке, а от голода ежегодно умирают 13-18 млн. чел., т. е. 20 чел. в минуту.
Проблема недоедания и голода завит от качества питания, которое определяется двумя главными показателями: энергетической насыщенностью и комплексностью необходимых ингредиентов (белков, жиров, витаминов, минеральных веществ). Энергетическая насыщенность пищи определяется энергией (кал), аккумулированной в пищевых продуктах: белках, жирах, углеводах.
(Слайд №5)
Недоеданием считается суточное потребление калорий в размере 1800 ккал, а голодом - 1000 и менее. Средняя норма питания для одного человека должна составлять 2800 ккал/сутки, хотя многие специалисты считают эту норму заниженной и поднимают планку 3000 ккал. Этот показатель может немного варьироваться в зависимости от пола, возраста, вида труда, природно-климатических условий и других факторов.
-Давайте с вами выясним: Какие основные причины существуют в глобальной продовольственной проблеме? Для этого запишите в тетради заголовок:
«Основные причины глобальной продовольственной проблемы» (Я- Запись на доске, ученик- в тетради)
(Работа с картосхемой на проекторе)
(Слайд №6)
-И обратите внимание на проектор, рассмотрите картосхему на экране проектора и ответьте на вопрос:
«В каких регионах наиболее остро стоит проблема голода и нехватки продовольствия?» (т.е. калорийность питания составляет ниже нормы 2800)
(страны тропической Африки, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна - Конго, ЦАР, Гаити, Венесуэла, Лаос, Камбоджа)
(Слайд №7)
- Какие эти страны в экономическом развитии? ( бедные, развивающиеся страны) ---
1. Низкий уровень экономического развития ряда стран (Запись в тетради)
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах? (джунгли, сухая савана, деградация и опустынивание земель)
(Слайд №8)
2.Нехватка земель пригодных для ведения сельского хозяйства (Запись в тетради)
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах? (связанных с населением)
(Слайд №9)
3.Быстрый рост населения
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах связанных с природно-климатическими факторами?
Например-Это засуха в России в 2010 году, мороз в США в 2012, наводнение в Пакистане 2013, неурожай вследствие засухи в Китае 2014, землетрясение в Непале 2015.
(Слайд №10)
4. Природные катаклизмы
5.Миграция сельского населения в города (сам)
-Каковы последствия недоедания и голода для здоровья человека? (болезни, смерть)
Более подробно о последствиях недоедания и неполноценного питания расскажет нам Безгрешный Александр.
(Слайд №11)
Выступление ученика
Одной из форм продовольственной проблемы в ряде стран является избыточное питание
Работа с учебником
-Посмотрите рис.272. стр. 355 и ответьте на вопрос:
- В каких регионах и странах калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму (более 3200 ккал)? (Западная Европа , Сев.Америка)
- Какие эти страны в экономическом развитии? (развитые)
(Слайд №12)
В этих странах доходы населения высокие, поэтому рацион питания гораздо богаче, калорийность питания выше, поэтому питание становится избыточным. Могучим орудием такого развития стало так называемое быстрое питание. Его производством и сбытом на всей планете заняты рестораны и кафе транснациональных монополий типа "Макдональдс", "Кентукки чикенс", "NYC Пицца ".
Болезни от изобилия начинают брать верх над болезнями от недоедания, например, возрастает число сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, что в значительной степени вызвано ростом потребления животных жиров, особенно это характерно для развитых стан.
(Слайд №13)
Работа с текстом (с. 354-356) 4 абзаца
Прочитайте. Вопрос: -Каковы пути решения глобальной продовольственной проблемы.
-
резко снизить темпы роста населения
-
резко увеличить объем производства продовольствия
-
увеличить объем производства продовольствия при сохранении высоких темпов роста населения
-
увеличить объем производства продовольствия при снижении темпов роста населения
(Слайд №14)
- Как вы считаете какой путь является оптимальным на сегодняшний момент?
(Слайд №15)II. Рефлексия.
-
В чем заключается глобальная продовольственная проблема?
-
Каковы последствия недоедания и голода для здоровья человека?
-
Можно ли сказать, что глобальная проблема продовольствия актуальна лишь для стран с низким уровнем развития?
-
Каковы причины глобальной продовольственной проблемы?
III. Подведение итогов.
(Слайд №16)Домашнее задание: Изучить §60. ответить на вопросы №2-5 с.357.
4