Разработка урока по географии на тему Реки России (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Реки России.

Цели: 1. Расширить и углубить знания о реках;

2. Сформировать понятия: уклон и падение реки;

3. Формировать умение определения уклона и падения рек;

4. Показать влияние рельефа и климата на реки.

5. Формировать умения работать с географической картой.

6. Вырабатывать интерес к изучению географии через ИКТ.

Оборудование: физическая карта РФ, атлас, учебник, презентация к уроку, задания на карточках, справочный материал, компьютер.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Орг. момент. Здравствуйте, садитесь.

У вас на столах лежат три маленьких жетончика, после окончания урока вы положите один из них ко мне в

конверт- это будет оценка нашего урока.

2. Постановка темы и цели урока. Наш урок я хотела бы начать словами Виктора Гюго, французского писателя, жившего в 19 веке.

Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, возделанных полях, пышных городах и славе людей.

Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого человека. У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы; другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо рыбачить и купаться.

Тема сегодняшнего урока: Реки России.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

-Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Цели и задачи урока:

1.Охарактеризовать распределение речной сети по тер-рии России.

2. Познакомиться с крупнейшими реками России и уметь показывать их на карте.

3.Выявить влияние рельефа на реки. Уяснить что такое -падение и уклон реки, годовой сток.

4. Выявить влияние климата на реки.

3. Актуализация знаний.

Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания.

Ваша задача- работать быстро и набрать как можно больше баллов.

Команда - победительница, которая наберёт максимальное количество жетонов, получит вознаграждение- отличные оценки.

-Прежде чем приступить к изучению нового, мы должны вспомнить, что узнали о реках на уроках географии в 6-м и 7-м классах.

1. Какие реки в России вы знаете?

2. Что такое исток?

3. Какой цифрой на слайде обозначен исток?

4. Какие виды истоков вы знаете? (горы, болото, озеро, родник)

5.Назовите и покажите исток реки Волги на карте. (Валдайская возв-ть)

Что является истоком реки Волги? (родник)

6.Что такое устье? Какой цифрой обозначено устье реки?

7. Как определить правые и левые притоки? ( если встать лицом вниз по течению, то справа будет- правый берег реки, а слева- левый. На правом берегу в реку впадают правые притоки, на левом- левые)

9.Какой цифрой на слайде обозначен правый приток?

Левый приток?

10. Продолжите определения:

а) Главная река со всеми своими притоками …(речная система)

б) Граница, разделяющая соседние речные бассейны… (водораздел)

- Что является водоразделом рек Печоры и Оби? ( Уральские горы)

в)Территория, с которой река собирает свои воды…( водосборный бассейн)

Итог: Итак, мы повторили основные понятия данной темы.

4. Изучение нового материала.

1. Значение рек для природы и человека.

?- Подумайте и скажите, каково значение рек для природы и человека.

- круговорот воды в природе;

- заселение по берегам рек;

- питьё;

- рыболовство;

- бытовые нужды;

- транспортные пути;

- сельское хозяйство;

- промышленность;

- зона отдыха.

Вывод: значение рек в жизни человека огромно.

А теперь переходим непосредственно к изучению нового материала.

Первый вопрос: Охарактеризовать распределение речной сети по тер-рии

России.

2. Распределение речной сети по территории России.

Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма, как

распределена речная сеть по тер-рии нашей страны.

После просмотра, ответьте на вопросы:

1. К бассейнам каких океанов относятся реки России ? (СЛО-

65%, Атлантич. ок.- около 3%, Тих.- 20%, внутреннего

стока-10%)

2. Бассейн какого океана самый большой? Почему?

( СЛО, так как наклон тер-рии к северу)

3. Самая полноводная река России? (р. Енисей).

4. Самая длинная река России ? ( р. Лена).

5. На какие группы по характеру течения делятся реки? (горные

и равнинные).

Итог:Итак Какой вывод мы сделаем? Как распределе-

на речная сеть по тер- рии России? ( речная сеть распределена

неравномерно)

Переходим ко второму вопросу плана.

Познакомимся с крупнейшими реками России.

3. Знакомство с крупнейшими реками России.

- Далее ребята вы работаете в группах, по карточке №1.

Ваша задача:

-найти исток и устье рек;

- определить к бассейну какого океана относятся реки;

-показать реки на карте у доски.

1-ая группа: Обь, Амур, Урал.

2-ая группа: Волга, Енисей, Колыма .

3-ья группа: Лена, Дон, Нева.

4-ая группа: Днепр, Печора, Терек.

Время выполнения: 3 минуты.

- Заканчиваем выполнение задания. Проверяем.

-Используя физическую карту России, назовите и покажите

реки:

( команда успешно справилась с заданием - получает

жетон)

-А сейчас мы послушаем сообщение о реке Волга, которое

подготовил…

Итог:

Итак, мы выяснили, что реки России относятся к бассейнам

СЛО, Атлантического, Тихого и бассейну внутреннего стока,

Но большая часть рек относится к бассейну СЛО, так как на юге

распространяется горный рельеф.

Следующий вопрос плана: Как влияет рельеф на реки России.

4.Влияние рельефа на реки России.

Реки играют огромную роль в жизни человека, поэтому необхо-

димо знать их наиболее важные характеристики, например,

Падение и уклон.

- Откройте учебник на стр. 80. Выполните задание на Карточке №2.

-Ознакомьтесь с новыми понятиями: падение и уклон рек.

-Используя справочный материал, рассчитайте падение и уклон

Рек: 1-я гр: Волга

2-я гр.: Амур

3-я гр.: Лена

4-я гр.: Нева

Время выполнеия-5 минут.

Время закончилось, проверяем:

- Что такое падение реки?

- Что такое уклон реки?

- Определим падение реки Волга: 229-(-28)=257м.

-Чему равен уклон реки Волга: 25.700см :3.531км=7см. км.

2-ая группа.

Р. Амур: падение=1000м-0м=1000м.

Уклон=100.000 см:4. 400км=22см км.

3-я группа.

Р. Лена: падение= 930м-0м=930м.

Уклон=93.000 см : 4. 400 км.=21см. км.

4-я группа.

Р. Нева: падение=4м-0м=4м.

Уклон=400см:74км=5 см км.

-Скажите, а что непосредственно влияет на падение и

уклон реки? (рельеф).

Следующий вопрос плана: Как влияет климат на реки России?

5. Влияние климата на реки России.

- Какой компонент природы ещё влияет на реки?

Климатические условия влияют на питание и режим рек.

?- Давайте вспомним, какое питание имеют реки? ( питание бывает:

снеговое, дождевое, грунтовое, ледниковое, смешанное).

- Какое питание имеет река Волга?

Большинство рек России имеют смешанное питание.

-Далее работаем с карточкой №3.

1. Используя текст учебника стр81-.82, устно ответьте на вопросы:

Что такое: половодье, паводок, межень, годовой сток.

Половодье- это высокий уровень воды в реке, ежегодно

повторяющийся в одинаковые сроки.

Межень- низкий уровень воды в реке.

Паводок- кратковременный подъём уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком.

2. Используя рис. 44 стр. 81, дополните схему:

Типы водного режима рек.

Время выполнения: 3 минуты.

Время закончилось. Проверяем.

Что такое : Половодье? Межень? Паводок?

Итак, режим рек- это изменение состояния реки во времени.

Далее работаем с рис. 44 стр. 81- это картосхема «Типы водного

режима рек»

Реки России различаются по водному режиму на 3 группы:


Используя рис. 44 стр.81, назовите реки с весенним половодьем?

Назовите реки с летним половодьем? (р. Амур и его притоки, реки Камчатки

и Северо- Восточной Сибири)

Назовите реки с паводковым режимом?( р. Кавказа, юга Д. В.)

Следующий вопрос: что такое Годовой сток?

Вся вода, которая протекает в речном русле за год.

- Какая река России самая полноводная? ( р. Енисей-600км 3 )

- А почему Енисей? ( вечная мерзлота является водоупорным слоем, не большие потери воды на испаряемость, т.к. здесь долгие и холодные

зимы).

А теперь давайте закрепим те знания, которые получили на уроке.

Слайд « знаете ли вы?»

6. Итог урока.

Подводя итог сегодняшнему уроку, мне хочется сказать о том, что каждая группа хорошо работала на уроке и показала, что задача урока выполнена.

Работа в группах помогла вам сегодня работать быстро и четко.

Посчитайте свои жетоны. Наибольшее количество жетонов набрала…

группа. Все участники получают отличные оценки и конечно же те, кто работал у карты…

7. Домашнее задание:

П. 12. «3»- составить рассказ о реках.

«4»- план описания реки.

«5»- кроссворд, сообщение о реках. Урок окончен. До свидания.

© 2010-2022