Тестовые технологии обучения на уроках географии

На современном этапе среди эффективных  методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности. В настоящее время в целях объективного контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся широко внедряется система  педагогического тестирования. В курсе географии существует определенное количество опорных з...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Горбатовская СОШ

Тестовые технологии обучения на уроках географии



Выполнила:

Учитель географии и биологии

Фролова Нина Васильевна.





х. Горбатовский



Тестовая технология.

На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности. В настоящее время в целях объективного контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся широко внедряется система педагогического тестирования. В курсе географии существует определенное количество опорных знаний и умений, составляющих фундамент дальнейшего обучения выпускников школ. Стандарт среднего географического образования предполагает проверку достижения обязательного для всех учащихся уровня подготовки, составляющего основу дальнейшего обучения в ВУЗе. Основной целью проводимого тестирования является формирование более демократических условий приема в вуз, а также оказание мер социальной поддержки абитуриентов отдаленных регионов для поступления в вузы больших академических центров без затрат на переезды для сдачи вступительных испытаний. Результаты централизованного тестирования засчитывались в ряде школ при итоговой аттестации, а в некоторых вузах в качестве оценки вступительных экзаменов. В настоящее время в школе все большее значение приобретает роль учителя-психолога, обладающего психологическими знаниями, которые он успешно использует для совершенствования всего педагогического процесса, в том числе при нетрадиционных формах организации проверки знаний учащихся. Большую помощь учителю в процессе контроля полученных знаний может оказать применение тестов. Учитель, располагающий конкретными психологическими методиками и тестами, сможет использовать их в поисках новых путей активизации и совершенствования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения, а также повышения интереса к географии. Из перечисленных выше познавательных процессов наименее изученным является воображение. Однако оно имеет чрезвычайную значимость в обучении ребенка. В некоторых случаях воображение является определяющим условием в ходе усвоения учеником сложных географических категорий. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Наряду с тестами учебных достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями. Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта. Поскольку тесты учебных достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, аппаратуру (калькулятор, ЭВМ), лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. Любой тест обязательно должен пройти империческую проверку и иметь определенные и устойчивые значения параметров, характеризующих его качество. Кроме установленных оценок параметра трудности и параметра дифференцирующей способности, должны быть проведены исследования системообразующих свойств задания методами корреляционного факторного задания. Другими словами, любой тест должен пройти стандартизацию. Поэтому при разработке и составлении личных тестов, учителю правильнее и грамотнее назвать их "тестовыми заданиями".Тестовое задание - это один из элементов диагностики. Требования, предъявляемые к учителю при составлении тестовых заданий. При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:

  • каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования.

  • необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.

  • тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.

  • задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

  • варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

  • важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да-нет», «верно-неверно».

  • задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета.

  • вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки,

  • на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.

В настоящее время в школе все большее значение приобретает роль учителя-психолога, обладающего психологическими знаниями, которые он успешно использует для совершенствования всего педагогического процесса, в том числе при нетрадиционных формах организации проверки знаний учащихся. Большую помощь учителю в процессе контроля полученных знаний может оказать применение тестов. Учитель, располагающий конкретными психологическими методиками и тестами, сможет использовать их в поисках новых путей активизации и совершенствования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения, а также повышения интереса к географии. Из перечисленных выше познавательных процессов наименее изученным является воображение. Однако оно имеет чрезвычайную значимость в обучении ребенка. В некоторых случаях воображение является определяющим условием в ходе усвоения учеником сложных географических категорий.

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

  1. ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ]

  2. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ]

  3. ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС]

  4. ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР]

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. Тест может включать тестовые задания различного типа. Рассмотрим методические особенности их составления:

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ] (с выбором ответов)- в них учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тестовому заданию.

  • в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание;

  • основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более 1 предложения;

  • задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

  • в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных);

  • желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;

  • из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;

  • частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке);

  • основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;

  • из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

  • в ответах не рекомендуется использовать слова "все", "ни один", "никогда", "всегда" и т.п.;

  • из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;

  • из числа тестовых заданий должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;

  • задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗЗФ:

НЕДОСТАТКИ ЗЗФ:

быстрота тестирования;

эффект угадывания.

простота подсчета баллов.


При оформлении ЗЗФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция. Например:Обведи номер правильного ответа. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и обведи его. Например, Какая общая черта объединяет города Лос-Анджелес, Лондон, Шанхай, Сеул?

1) Крупный порт

2) Промышленный центр

3) Столица

Например: Наиболее многочисленными народами России являются:

1. Русские

2. Русские, татары

3. Русские, татары, украинцы

При построении таких ответов возможно использование принципа кумуляции (накопления): каждый последующий ответ включает предыдущий и добавляется новый термин. Надо заметить, что навсегда самый полный ответ может быть правильным.

Иногда имеется возможность конструировать ответы по принципу удвоенной альтернативы.

Например, заводы Центральной металлургической базы используют:

1. Собственное сырье и топливо

2. Собственное сырье и привозное топливо

3. Привозное сырье и собственное топливо

4. Привозное сырье и топливо

В отдельных случаях ответы, возможно, представлять в графическом виде. Особую ценность с точки зрения содержания представляют задания, построенные на причинно - следственном выражении «Если…, то…», «Чем.., тем…»

Например, чем ниже содержание гумуса, тем почва

1. Более плодородна

2. Менее плодородна

При закрытой форме важно правильно подбирать неправильные ответы: они должны быть неверными, но в целом правдоподобными. Для снижения возможности простого угадывания возможного числа вариантов ответа. Для того чтобы задание было понятно учащемуся, необходима четкая инструкция. При такой форме она может быть следующей: обведите номера правильных ответов.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ] (задания с пропусками) - в них требуется от учащихся самостоятельной формулировки ответа.

  • сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.

  • из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.

  • задание должно быть составлено так, чтобы оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;

  • прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);

  • все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;

  • в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗОФ:

НЕДОСТАТКИ ЗОФ:

работа с заданиями различной сложности;

сложность компьютерной обработки.

проверка усвоения алгоритма

выполнения решения или формул.

При оформлении ЗОФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция. Например: Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения. Реши задачу и запиши ответ (Ответ______). С помощью этой формы удобнее всего проверять усвоение учащимися определений понятий. Инструкция для учащихся выглядит так: дополните. Например: наука о поверхностных водоемах суши с замедленным водообменном, комплексно изучающая протекающие на них физические , химические и биологические процессы, называется …. Особенность заданий подобной формы состоит в том, что они могут порождать несколько правильных ответов, что не всегда удобно с точки зрения простоты и однозначности контроля (озероведение - лимнология)

ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС] (ассоциативные связи)- позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие между элементами двух множеств.

  • слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;

  • число элементов правого множества должно превышать число левого множества;

  • основная сложность при составлении - грамотный подбор правого множества.

  • оценка заданий - на усмотрение преподавателя.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗнС:

НЕДОСТАТКИ ЗнС:

быстро оценивать различные знания в их взаимосвязи.

эффект угадывания

При оформлении ЗнС обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.

Например: Установите соответствие между колонками левой и правой части.

Озеро

1. Рыбинское

2. Онежское

3. Байкал

4. Кроноцкое

Происхождение озерных котловин:

a) Тектоническое

b) Ледниково- тектоническое

c) Искусственное

d) Вулканическое

По существу в одном таком задании содержится сразу несколько заданий. Оно считается выполненным верно, если все соответствия установлены правильно. Такая форма хороша тем, что сложно угадать сразу все правильные ответы.Такие задания, возможно, представлять в графическом виде или используя рисунки с цифровым обозначением их частей. С помощью заданий третьей формы, возможно, проверять и усвоение причинно - следственных связей. Например, установите соответствие между природными зонами и коэффициентом увлажнения, который для них характерен:

Природная зона

1. Тундра

2. Смешанные и широколиственные леса

3. Степь

4. Пустыня

Коэффициент увлажнения

a) 1,1

b) 0,3-0,8

c) Более 1,5

d) 0,1-0,3

ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР (на установление правильной последовательности)- учащемуся необходимо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

  • в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;

  • формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗнР:

НЕДОСТАТКИ ЗнР:

четкость знания алгоритма или порядка действий

ограниченное число заданий сложность в подсчете баллов

При оформлении ЗнР обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.Например: Укажите последовательность действий. Например, распределите почвы по мере уменьшения мощности гумусового горизонта 1. Серые лесные 2. Черноземы 3. Дерново-подзолистые 4. Тундрово-глеевые Содержание подобных заданий также могут быть и причинно - следственные связи. Инструкция в этом случае звучит так - восстановите цепочку причинно - следственных связей: 1. Разница в давлении 2. Различия в нагревании суши и моря 3. Возникновения ветра Или другой вариант 1. Пищевая промышленность 2. Благоприятные природные условия 3. Развитие сельского хозяйства Цепочки причинно - следственных связей могут носить и более сложный характер.Например, 1. Разрыв горных пород 2. Поднятия и опускания земной коры 3. Нагнетание напряжений в земной коре 4. Возникновение землетрясений 5. Движение мантийного вещества Цепочка ответа выглядит так: 5 - 2 - 3 - 1 - 4

СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тестовые задания могут быть различной степени сложности. В педагогической литературе описываются пять уровней усвоения знаний. Соответственно можно выделить пять группы тестовых заданий по уровню сложности:

I и II уровни - начальные; они соответствуют первому ("фактическому ") уровню знаний, который заключается в накоплении "фонда знаний", состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений

III уровень - операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием частносистемных ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела.

IV уровень - аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии.

V уровень - творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТИРОВАНИЯ.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся

является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая

кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо

несколько лет собирать статистические данные.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто

встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих

тестов,в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от

конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода

педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о

целесообразности использования такой технологии в курсе изучения биологии.

К достоинствам следует отнести:

- как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее

позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

- исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и другие характеристики конкретного преподавателя;

- ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

- универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

В итоге следует заметить, что использование с 5 класса тестирования

учащихся поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных программ.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью

составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем нуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление экономики.

В результате многолетних исследований была разработана и апробирована на уроках географии экспресс-методика, основой которой послужил известный тест «Несуществующее животное». Инструкция к этому тесту звучала так: «Нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Анализ полученных рисунков строился на основе теории психомоторной связи И. М. Сеченова- всякая мысль порождает возбуждение в двигательных анализаторах и движение.

Предлагаемая модификация теста «Несуществующее животное» расширяет его возможности и позволяет учителю, наряду с выявлением личностных характеристик учеников и уровня развития воображения, проконтролировать уровень знания учениками пройденного материала.

Анализ результатов теста производится с 2-х точек зрения: с психологической и с методической. Анализируя рисунки и их описание, учитель по функциональным деталям животных делает вывод о том, какие особенности пустыни дети усвоили в результате изучения материала. Таким образом, анализ рисунков может быть использован в диагностических и прогностических целях. Это поможет учителю дать объективную оценку результативности своей работы с одной стороны, а также увидеть многие личностные черты своих учеников с другой.

Модификационный тест «Несуществующее животное» имеет ряд практических достоинств, о которых необходимо сказать. Тест не требует больших временных затрат для учителя и учеников, что имеет большое значение для современного урока. Сам рисунок животного может быть выполнен за 5-10 минут. Немного времени требуется и на описание животного. Методика пригодна для любого возраста. Однако особенно актуально ее применение в подростковом возрасте. Тест надежен и объективен, поскольку исследуемый не знает, на изучение какого психического феномена он направлен. Отсюда невозможность предусмотреть результат и повлиять на него.

При использовании этого теста на уроке учитель сможет вызвать положительную мотивацию учеников к обучению, может послужить шагом в формировании интереса к предмету, вырабатывать так называемую гибкость ума, подвижность, поиск выхода из сложных жизненных ситуаций.

Приложение №1

Отметка «3» ставится за 6-7 правильных ответов, «4» - за 8-9 правильных ответов, «5» - за 10 правильных ответов. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой либо вопрос, то на следующем уроке провожу дополнительное разъяснение материала.

Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп вопросов.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений. В качестве примера привожу некоторые из них.

Климат - это:

  1. Многолетний режим погоды

  2. Состояние нижних слоев атмосферы в данном месте и в данное время

  3. Состояние нижних слоев атмосферы в определенном сезоне года

  4. Ежедневный режим погоды

Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

Какое время будет в Петропавловске-Камчатке, если в Москве 15 часов?

  1. 6 часов

  2. 14 часов

  3. 24 часа

  4. 17 часов

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

В каком из приведенных ниже примеров сила ветра минимальна?

  1. Разница в давлении 34 единицы

  2. Разница в давлении 2 единицы

  3. Разница в давлении 68 единиц

  4. Разница в давлении 72 единицы

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

Укажите отрасли народного хозяйства, на предприятиях которых происходит минимальное загрязнение окружающей среды?

  1. Металлургия

  2. Химическая промышленность

  3. Пищевая промышленность

  4. Электроэнергетика

С целью обеспечения самостоятельной деятельности учащихся контрольные задания составляю в 10-12 вариантах.

Но так как в последние годы я использую в своей работе элементы технологии разноуровнего обучения, то частично пересмотрела подход к составлению тестов. Они по прежнему, как правило, составляются по типу тематических контрольных работ, но состоят из системы заданий возрастающей трудности. Задания 1-2 ориентированы на уровень требований обязательного минимума содержания образования, 3-4 - на уровень требования типовой программы, составленной Институтом общего среднего образования РАО, 5 - на уровень требований программ профильного обучения. Тесты такого типа применяю в 10-ом классе. За выполнение первых двух заданий ученики получают «3», трех - «4», четырех - «отлично».

Приложение №2

Параллельно с оценкой полноты и глубины знаний идет диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапом познавательной деятельности.

Такая форма дифференцированного контроля знаний позволяет ученику самостоятельно оценивать свои возможности и выбрать тот уровень заданий, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.

Чтобы сформировать представления учащихся к конкретным требованиям к знаниям, практикую предварительное, в начале изучения темы, ознакомление с примерным вариантом контрольных работ. Помогает ученикам и то, что в ходе учебного процесса отдельные задания используются в дидактических карточках, домашних работах.

Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий имеет определенные недостатки:

  • использование элективных (с выбором ответа) заданий непригодна для контроля творческой деятельности; способствует механическому заучиванию, повышает процент угадывания правильного ответа и, как следствие, недостоверность результатов;

  • код оценивания тестовых заданий пригоден для проверки достижения учащихся только таких уровней познавательной деятельности, как воспроизведение и узнавание;

  • краткий ответ не отражает логику рассуждения учащегося, неточно фиксирует типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий, что снижает эффективность корректирующей функции контроля.

Чтобы данные недостатки свести к минимуму, практикую использование в тестах вопросов:

- со свободно-конструируемыми ответами

К городам миллионерам России относятся:

  1. Москва и Ярославль

  2. Ярославль и Саратов

  3. Саратов и Уфа

  4. Уфа и Пермь

- с несколькими верными ответами

Тектоническими структурами являются:

  1. Складчатые пояса

  2. Горы

  3. Равнины

  4. Сейсмические пояса

  5. Платформы

- с вариантами ответов, требующих рассуждения

Наиболее высокий уровень урбанизации свойственен странам … Европы:

  1. Северной

  2. Западной

  3. Южной

- верный ответ в тесте может быть получен только в результате построения дедуктивного умозаключения

На полуострове Индостан максимум атмосферных осадков приходится на:

  1. Зиму

  2. Весну

  3. Осень

  4. Лето

- задания, основанные на переносе знаний в новые условия

Для того, чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:

  1. Севере

  2. Юге

  3. Востоке

  4. Западе

- тесты на проверку причинно-следственных связей

Главная причина преобладания женского населения над мужским в развитых странах связана с тем, что

  1. Девочек больше, чем мальчиков

  2. Женщины дольше живут

  3. Среди эмигрантов преобладают мужчины

  4. Среди эмигрантов преобладают женщины

Причиной кислотных дождей является присутствие в атмосфере оксидов

  1. Углерода

  2. Серы

  3. Хлора

  4. Водорода

Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

  1. Высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

  2. Высокий естественный прирост населения

  3. Наличие большого количества дешевой рабочей силы

- с сортировкой элементов ответов

Расположите страны в порядке увеличения численности населения:

  1. Япония

  2. Россия

  3. Индия

  4. США

- с заполнением пропусков в тексте

Для стран Западной Европы характерен ……… тип воспроизводства населения. (1,2,3 и т.д.).

- отсечение лишнего

Какое государство лишнее в списке: Япония, Китай, Таиланд, Вьетнам, КНДР, Марокко.

- на установление соответствия

Государства:

Форма правления:

Япония

Республика

Франция

Конституционная монархия

США

Абсолютная монархия

Саудовская Аравия

Теократическое государство

Ватикан

России

Приложение №3

Все тесты по географии подразделяют на два основных вида: стандартизированные и перспективные.

Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов, предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех видов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классификацию (группировку) объектов.

Перспективные (или «открытые» - определение А.Э.Фромберга) тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсутствия вариантов ответов, но, на мой взгляд, именно данный вид тестов позволяет тестируемому проявить инициативу, показать свои знания, умение логически мыслить, анализировать, полностью исключать угадывание.

В своей педагогической практике я использую следующие виды стандартизированных тестов:

1. Тесты-определители с одним правильным ответом:

Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции - это:

  1. Специализация

  2. Комбинирование

  3. Кооперирование

  4. Концентрация

2. Тесты-определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов:

Летом умеренные воздушные массы господствуют:

  1. В субтропическом поясе

  2. В субтропическом, умеренном поясах

  3. В умеренном, субарктическом, субтропическом поясах

3. Тесты-определители, где несколько правильных ответов:

Выделите объекты, относящиеся к формам рельефа:

  1. Холм

  2. Ветер

  3. Песок

  4. Равнина

  5. Овраг

  6. Гранит

Перспективные тесты, как правило, более сложны в ответе, поэтому я такие задания даю более сильным ученикам. Подобные тесты тоже можно разделить на группы:

1. Определение объекта по списку других объектов:

По списку типичных животных определите природную зону Африки (горилла, шимпанзе, леопард, карликовый бегемот, окапи, птица-носорог):

  1. Влажные экваториальные леса

  2. Саванны

  3. Пустыни

Воздушные массы

Район формирования

Температура и влажность

жарко и влажно

тропические

умеренные широты над океаном

лето:
зима:

антарктические

2. Вставить пропущенные слова:

Низменность - это вид …………, с ………… высотой до ………… метров.
(Равнина, абсолютная, 2000)

3. Тесты, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов:

4. Тесты, связанные с заполнением схемы.

5. Тесты, требующие расчетов:

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Д испаряемость равна 375 мм и в течение года выпадает 488 мм осадков.

6. Тесты-классификаторы:

Сгруппируйте указанные объекты по природным зонам России - тайге, тундре, степям:

лемминг, ковыль, песец, соболь, кедр, дрофа, кролик, ягель, лиственница.

7. Тесты на нахождение «лишнего» объекта из списка предложенных:

Из списка географических терминов найдите «лишнее»: гранит, обсидиан, базальт, мрамор, пемза.

Ресурсы: лесные, почвенные, минеральные, биологические, геотермальные.

География - это наука, изучение которой основано на знание карты, поэтому и тестовые задания можно делать на основе карт атласа или контурных карт:

1) На карте кружками обозначены месторождения: нефти, газа, угля, фосфоритов, алмазов - выберите правильный ответ.

2) Определите объекты, кружками обозначенные на контурной карте.

8.Тесты учебных достижений учащихся.

Тест учебных достижений, как и другие виды тестов, предназначен для измерения результатов обучения, свойств и качеств личности Он состоит из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Основой служит тестовое задание, включающее инструкцию для ученика, текст задания (вопроса), и имеет однозначный правильный ответ. Как и другие виды итоговых тестов, он составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программы по предмету, предусматривает оценку усвоения основных элементов содержания курса, учитывает особенности изложения материала в альтернативных учебниках и количество времени, затраченное на изучение каждого раздела (темы). Главной отличительной чертой теста учебных достижений служит его направленность на оценку успехов и трудностей учеников в овладении предметом и выявление их причинной обусловленности. Это достигается включением в тест заданий двух типов. Первую часть образуют классические тестовые задания с выбором ответа из нескольких предложенных (обычно они составляют 60-70% заданий теста). Вторая часть теста включает структурные тестовые задания, предполагающие письменный развернутый ответ на вопрос (количество таких заданий в тесте-30-40%). Успешность выполнения заданий первой и второй части теста свидетельствует о способности (или неспособности) детей выполнять различные мыслительные операции. Уровень развития мыслительной деятельности учащихся также проверяется с помощью заданий разного уровня сложности. Усвоение программного материала на первом уровне означает его запоминание и воспроизведение, на втором уровне - понимание, на третьем - применение, на четвертом - обобщение и систематизацию. В первую часть теста входят задания первого - третьего уровней сложности, во вторую часть теста - задания второго - четвертого уровней сложности. Тест составлен таким образом, что каждая из его частей начинается и заканчивается сравнительно легкими заданиями, между которыми помещаются более сложные. За выбор правильного ответа на задания первой части теста , независимо от уровня их сложности, ученик получает минимальное количество баллов. За выполнение заданий второй части дается максимальное количество баллов, в зависимости от степени их сложности. Выполнение теста рассчитано на 60-90-минут, поэтому число тестовых заданий невелико (15-25) .

Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом этапе учащиеся размещаются в аудитории. Не разрешается проводить тестирование в кабинете, в оформлении которого есть элементы, относящиеся к материалам курса. Перед началом тестирования учитель кратко объясняет задачи, на доске отмечает время выполнения работы и ее окончания, раздает листы белой бумаги, на которых ученики указывают свою фамилию, имя, класс, номера заданий первой части теста (в столбик). После этого учитель раздает бланки теста каждому ученику. На втором этапе дети письменно выполняют работу. В это время учитель отвечает только на вопросы, касающиеся технического выполнения заданий (непонятная буква, знак). На третьем этапе ученики сдают бланк теста с вложенным в него бланком ответа. Учитель оценивает работы в соответствии с инструкцией по проверке теста.

Использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Преимущество подобного способа контроля знаний на уроке определяется еще и тем, что он может быть использован как прием не только на уроках географии, но и на других дисциплинах
Учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.


Список использованных источников

1.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995

2.Щаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Приемы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ.Астрель. М. 2004.

3. Нечипорова Т.П. Тесты по географии. «МарТ». М.-Р-Д. 2004

4. Хлебосолова О.А. Итоговая оценка учебных достижений. «География в школе» №3, 2008

5. Бесстрашнова Н. А. Тестовые технологии на уроках географии «Первое сентября», 2009.




© 2010-2022