Рабочая программа учебного предмета «География» основное общее образование

   Разработана учителем географии Полициной Е.В. на основе примерной программы  «География.6-11 классы общеобразовательных учреждений. Авторы составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б. и др.- М: Вентана- Граф,2010 г.    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004  № 1089),  с изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.08.2009 N 320) с уч...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия иностранных языков» г. Ухты


Рекомендована Утверждена:

НМО учителей приказом

гуманитарного цикла, от _________

протокол от___________ №_________

№______________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«География»


основное общее образование

срок реализации программы-4 года.





Разработана учителем географии Полициной Е.В. на основе примерной

программы « География.6-11 классы общеобразовательных учреждений. Авторы составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б. и др.

- М: Вентана- Граф,2010 г.





г. Ухта

2010 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089), с изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.08.2009 N 320) с учетом программы по географии для общеобразовательных учреждений Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А, Таможняя Е.А.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Преподавание географии в 6-9 классах осуществляется на основе учебного плана:

6 кл. -35 уч. ч. (1н/ч);

7 кл. - 70 уч. ч. (2н/ч);

8 кл.- 72 уч. ч (2 ч /н).

9 класс-68 уч. ч.( 2 ч/ н).

В соответствии с Регламентом осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ «ГИЯ» и «Положением об интеллектуальном марафоне» в течение учебного года проводятся административные контрольные работы и олимпиады, в этом случае меняется нумерация уроков.

С целью формирования гражданина, жителя Республики Коми, в программу включен национально-региональный компонент (НРК), который составляет 10% от количества учебных часов в каждом классе. Дидактические единицы НРК отражены в содержании учебного материала.( В 7 классе согласно цели курса - о целостном представлении Земли, НРК не предусмотрен.).

Гимназический компонент обеспечивается за счет реализации программы «Британская линия» через включение соответствующего содержания в урок.

Максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, стимулировать проявление ими активности и изобретательности, развить их эмоциональное восприятие позволяет многообразие форм занятий: лекции, практические работы, уроки-исследования, дебаты, тестирование, географические игры, викторины. Иногда эти занятия носят комбинированный характер, что позволяет чередовать виды деятельности учащихся. Спецификой учебного материала объясняется преобладание практических занятий, на ряде уроков новые теоретические знания отрабатываются на практике через анализ географической карты, сравнения географических объектов по плану, практических работу со статистическими материалами.

Предмет реализуется с помощью современных педтехнологий, обеспечивающих не только сознательное и прочное усвоение учащимися материала и позволяющих воспитывать и развивать навыки творческой работы, умение фиксировать и обобщать изучаемые и исследуемые материалы, но и способствующих совершенствованию и расширению круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В результате освоения содержания учебного материала по географии учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности:

  • технологии на основе эффективности управления и организации учебного

  • процесса (технологии групповой деятельности, технологии уровневой дифференциации);

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

(игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии);

  • исследовательские технологии;

  • проектные технологии;

  • ИКТ.

Контроль результатов обучения осуществляется в следующих формах: устный ответ, тестирование, номенклатура, презентация, реферат. умением работать с картой, умением проводить наблюдение, умением работать с контурной картой.

Рабочая программа реализуется по учебно-методическому комплексу для 6-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Летягина А.А., Душиной И.В., соответствующему по содержанию и структуре данной программе. УМК Летягина А.А., Душиной И.В., соответствует основным задачам современного географического образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с современными географическими знаниями. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у учащихся любви и уважения к Родине, развития творческих способностей и формирования патриотизма. Учтены возрастные особенности учащихся при отборе материала. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала, развитие представления о межпредметных связях. Методический аппарат учебника продуман, связан с задачами воспитания современного человека Значительное место отведено развитию устной речи. УМК Летягина А.А., Душиной И.В., обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся.


Тематическое планирование

Год обучения - 1

Класс - 6

Всего часов - 35 (1 ч.н.)

К.р -3

Пр/р-9

НРК-4

п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

В т.ч.

К/р

Пр/р

НРК

1

Введение

2

2

Планета Земля. Изображение земной поверхности

12

1

4

1

2.1

Земля как планета. Солнечной системы

3

1

2.2

План местности

5

2

2. 3

Глобус и географическая карта- модели земной поверхности

4

1

1

1

3

Геосферы Земли.

20

1

5

3

3.1

Литосфера.

5

2

1

3.2

Гидросфера

5

1

3.3

Атмосфера

5

1

1

3.4

Почва

1

3.5

Биосфера

2

1

1

3.6

Географическая оболочка

2

1

4

Итоговая контрольная работа

1

1


Тематическое планирование

Год обучения - 2

Класс - 7

Всего часов - 70 (2 ч.н.)

К.р -5

Пр/р-18

п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

В т.ч.

К/р

Пр/р

НРК

1

Введение

2

2

Современный облик планеты Земля

8

1

3

2.1

Геологическая история Земли

2

2.2

Географическая среда и человек

3

1

2. 3

Освоение Земли человеком

3

3

2

3

Главные особенности природы Земли

17

1

5

3.1

Рельеф

3

1

3.2

Климат и воды

6

2

3.3

Природные зоны

3

1

3.4

Самые крупные природные комплексы Земли- материки и океаны.

5

1

1

4

Континенты и страны

38

2

8

4.1

Африка

6

1

4.2

Австралия и Океания

3

1

4.3

Южная Америка

4

1

1

4.4

Антарктида

3

4.5

Северная Америка

4

1

4.6

Евразия

18

1

4

5

Природа Земли и человек

4

1

5.1

Географическая оболочка

1

5.2

Взаимодействие природы и человека

1

5.3

Роль географической науки в рациональном использовании природы

2

1

6

Итоговая контрольная работа

1

1


Тематическое планирование

Год обучения - 3

Класс - 8

Всего часов - 72 (2 ч.н.)

К.р -5

Пр/р-15

НРК-8

п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

В т.ч.

К/р

Пр/р

НРК

1

Введение

1

2

Географическое положения и формирование государственной территории России России

13

1

2

2.1

Географическое положение России

9

1

2.2

История заселения, освоения и исследования территории России

4

1

1

3

Природа России

38

1

10

6

3.1

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

6

2

1

3.2

Климат и агроклиматические ресурсы

8

2

1

3.3

Внутренние воды и водные ресурсы.

6

2

1

3.4

Почва и почвенные ресурсы

3

1

1

3.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

1

1

3.6

Природные различия на территории России

12

1

2

1

4.

Население России

12

1

2

1

4.1

Человеческий потенциал -главное богатство страны.

2

4.2

Народы России

2

1

4.3

Особенности урбанизации в России.

2

4.4

Миграция

2

4.5

Трудовые ресурсы.

4

1

1

1

5

Природный фактор в развитии России.

5

1

1

1

5.1

Влияние природной среды на развитие общества

1

5.2

Природные ресурсы, их классификации.

4

1

1

1

6

Итоговое повторение

2

6.1

Итоговое повторение


6.2

Итоговая контрольная работа

2

1


Тематическое планирование

Год обучения - 4

Класс - 9

Всего часов - 68 (2 ч.н.)

К.р -4

Пр/р-19

НРК-8

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В т.ч

К/р

Пр/р

НРК

1

Хозяйство России.

1

1.1

. Общая характеристика хозяйства России

13

1

2

1.2

География отраслей и межотраслевых комплексов.

9

1

2

Природно-хозяйственные регионы России.

4

1

1

2.1

Принципы выделения регионов на территории страны

38

1

10

6

2.2

Общая комплексная характеристика европейской части России.

6

2

1

2.3

Центральная Россия.

8

2

1

2.4

Европейский Север

6

2

1

2.5

Северо-Запад

3

1

1

2.6

Поволжье

3

1

1

2.7

Юг Европейской части страны

12

1

2

1

2.8

Урал

12

1

2

1

2.9

.Общая комплексная характеристика Азиатской части России

2

2.10

Сибирь

2

1

2.11

Западная Сибирь

2

2.12

Восточная Сибирь

2

2.13

Южная Сибирь

4

1

1

1

2.14

Дальний Восток

5

1

1

1

3

6. Россия в современном мире.

1

3.1

Россия в современном мире.

4

1

1

1

4

Итоговое повторение

2

4.1

Итоговое повторение

1

4.2

Итоговая контрольная работа

1

1


Содержание учебного предмета.

Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Природа Земли и человек

Земля как планета. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА О ЗЕМЛЕ. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ, БЫТА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ГОРАХ И НА РАВНИНАХ. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОСФЕРЫ.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГИДРОСФЕРЫ.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

Природопользование и геоэкология

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

География России

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Год обучения - 1

Класс - 6

Перечень обязательных практических работ.

1. Определение сторон горизонта по компасу и солнцу.

2. Определение направлений (азимутов) и расстояний.

3. Чтение плана местности.

4. Определение географических координат Географические координаты одного из пунктов своей местности ». НРК

5. Определение минералов и горных пород, выявление способов их использования. НРК.

6 Определение географического положения и описание гор и равнин по карте..

7.Определение ГП одной из рек мира.

8.Результаты наблюдений за погодой в г.Ухте.

9.Описание органического мира своей местности. НРК

Перечень обязательных контрольных работ.

1. Планета Земля. Изображение земной поверхности.

2. Геосферы Земли.

3. Итоговая контрольная работа за Начальный курс географии.


Год обучения - 2

Класс - 7

Перечень обязательных практических работ.

1 Многообразие географических карт

2.. Географическая зональность.

3. Сравнение различий населения материков.

4. Размещение крупнейших этносов и малых народов.

5. Описание по карте рельефа одного из материков.

6. Описание и оценивание различий в климате материка

7. Описание объектов гидросферы и оценка обеспеченности водными ресурсами.

8 Выявление функций океанов.

9. Описание ра­стительного и животного мира материков.

10. Установление особенностей географического положения, плани­ровки и внешнего облика

самых крупных городов стран Африки.

11. Сравнительная характеристика регионов Австралии.

12. Виды деятельности населения Андийских стран.

13. Природные богатства Канады, США, Мексики.

14. Составление «каталога» народов Евразии.

15. Описание деятельности народов Северной Европы.

16. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

17. Географическое положение крупных городов Китая.

18. Составление описания местности» (по выбору учащегося).

Перечень обязательных контрольных работ.

1. Современный облик планеты Земля.

2. Главные особенности природы Земли.

3. Южные материки.

4. Северные материки.

5. Материки, океаны, народы и страны.

Год обучения - 3

Класс - 8

Перечень обязательных практических работ.

1. Обозначение на к/к объектов ГП России.

2. Решение задач на определение поясного времени.

3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными

ископаемыми.

4. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на

примере своей местности.

5. Закономерности размещения климатических показателей на территории страны.

6. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей

Местности.

7. Характеристика одной из рек .

8. Экологические проблемы внутренних вод своей местности.

9. Характеристика зональных типов почв.

10. Зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

11. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.

12. Характеристика одного из морей России.

13. Особенности размещения народов РФ.

14. Тенденции изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

15. Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью

дополнительных источников информации и СМИ.

Перечень обязательных контрольных работ.

1. Географическое положение и формирование государственной» территории России.

2. Природа России.

3. Население России.

4. Природный фактор в развитии России.

Год обучения - 4

Класс -9

Перечень обязательных практических работ.

1. Составление характеристики одного из регионов добычи угля по картам

2. Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и

статистическим материалам.

3. Составление характеристики одной их металлургических баз по картам и

статистическим материалам.

4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и

статистическим материалам.

5. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

6. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур,

главных районов животноводства по картам.

7. Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами

Услуг.

8. Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных

источников географической информации и публикаций в СМИ.

9. Обозначение на к/к ареалов размещения старинных промыслов на территории

Центральной России.

10. Установление влияния приморского положения и природных условий на

хозяйственное освоение региона и жизнь людей.

11. Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-

исторических и природных памятников Северо-Запада.

12. Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе

нескольких источников информации.

13. Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

14 Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе

нескольких источников информации.

15. Составление характеристики нефтяного или газового комплекса.

16. Составление характеристики Норильского ТПК.

17. Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности

людей в сельской местности и городе.

18. Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока.

19. Определение основных статей экспорта и импорта России, экономических партнеров.

Перечень обязательных контрольных работ.

1. География отраслей и межотраслевых комплексов.

2. Природно-хозяйственные регионы России.

3. Россия в современном мире.

4. Итоговая контрольная работа «Хозяйство и регионы России».


Требования к уровню подготовки выпускников.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания предмета «География» учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.


  1. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5»- правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности: соблюдение логики в описании или характеристики географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; Аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4»- правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников, в оформлении результатов;

Оценка «3»-правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

Оценка «2»- Неумение отбирать и использовать источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформления результатов.

Оценка «1»- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


  1. Оценка умений проводить наблюдение в природе и на производстве

( география).

Оценка «5»- правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отображение

особенностей объекта или явлений в описании. Зарисовках, диаграммах, схемах,

правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4»- правильно, по плану проведенное наблюдение, недочеты в

отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов;

недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3»-допускаются неточности в проведении наблюдении по плану;

выделены не все особенности объектов и явлений, допускаются неточности в

формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении

наблюдений.

Оценка «2»- неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на

основе наблюдений.

Оценка «1»- не владеет умением проводить наблюдения.


  1. Оценка знаний устного ответа.

Оценка «5»-ответ полный, правильный. Отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий; закономерностей географических взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4»-ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный. Правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3»- Ответ правильный, обучающейся в основном понимает, но нечетко определяет понятие и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непосредственно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2»-ответ неправильный. Не раскрыто основное содержание учебного материала. Не даются ответы учителя грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»-ответ отсутствует.


  1. Оценка умение работать с контурной картой.

Оценка «5»- правильно определена цель работы, произведен правильный и полный отбор источников знаний для проведений работы на контурной карте, сделан наиболее рациональный выбор способа выполнения работы, правильный выбор формы фиксации географических объектов на контурной карте, аккуратное оформление работы.

Оценка «4»-правильный и полный отбор источников знаний, сделан рациональный выбор способа выполнения работы, есть небольшие недочеты по содержанию и в оформлении работы.

Оценка «3»-правильное использование источников знаний, допускаются неточности в выборе способов фиксации географических объектов на контурной карте. Есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «2»- неумение отбирать основные источники знаний, есть серьезные ошибки по содержанию. Отсутствие навыков оформления.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений при выполнении работы.


  1. Оценка работы при проведении экскурсии.

Оценка «5».-произведен полный анализ наблюдаемых явлений и объектов природы и хозяйственной деятельности людей с учетом местных условий. Установлены причинно-следственные связи географических явлений и процессов. Умение работать коллективно, самостоятельно соблюдать строгую последовательность действий, вести краткую запись по ходу экскурсии. Правильное оформление материалов экскурсии и использование на последующих уроках.

Оценка «4»-удовлетворяет ранее названным требованиям, есть неточности при выполнении заданий, неаккуратное оформление результатов.

Оценка «3»-допускаются неточности в выполнении заданий, ошибки в оформлении материалов экскурсии.

Оценка «2»- неумение анализировать географические явления и объекты, хозяйственную деятельность людей, неумение устанавливать причинно-следственные связи, грубые ошибки при выполнении работы, отсутствие навыков в оформлении работы, отсутствие навыков оформления материалов экскурсии.

Оценка «1»-полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

6.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Оценка «5»-работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Оценка «4»- работа выполнена в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющая на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы и приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знания основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»- работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать доделать дома). Учащиеся показали знания теории, но испытывали затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалами, географическими инструментами.

Оценка «2»-выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теории и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающихся.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

7. Оценка тестированного задания.

Оценка «5»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 100% - 95%)

Оценка «4»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 95% - 75%).

Оценка «3»- выполнен объем знаний 75% (правильных ответов 75% -50%).

Оценка «2»- выполнен объем знаний 50% (правильных ответов меньше

половины).

Оценка «1»- отсутствие ответа.


8. Оценка выступления с использованием электронной презентации

Критерий представлен:

полностью - 2 б., частично - 1б., отсутствие - 0б.

№ п/п

Критерий

Баллы

(max)

1

Структура

6

1.1

количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)

1.2

наличие титульного слайда

1.3

оформлены ссылки на все использованные источники

2

Текст на слайдах

4

2.1

текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений

2.2

наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д.

3

Наглядность

6

3.1

иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания

3.2

иллюстрации хорошего качества, с четким изображением

3.3

используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)

4

Дизайн и настройка

8

4.1

оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания

4.2

для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления

4.3

текст легко читается

4.5

презентация не перегружена эффектами

5

Содержание

6

5.1

презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)

5.2

содержит ценную, полную, понятную информацию по теме проекта

5.3

ошибки и опечатки отсутствуют

6

Требования к выступлению

10

6.1

четкость и доступность изложения материала

6.2

соответствие содержания теме

6.3

отсутствие дублирования тексту презентации

6.4

убедительность

6.5

культура выступления

Итого

40

Перевод баллов в отметку:

37- 40 баллов - оценка «5»

29 - 36 баллов - оценка «4»

21 - 28 баллов - оценка «3»

20 баллов и менее - оценка «2»

Список литературы для учащихся.

-6класс. А.А. Летягин, И.В. Душина. Начальный курс географии, М.: Вентана-Граф, 2012г.

-7класс. И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. Материки, океаны, народы и страны, Страноведение. М.: Вентана-Граф, 2012г.

-8класс. В.Б. Пятунин. Е.А. Таможняя. География России Природа. Население,

М.: Вентана-Граф, 2012г.

-9класс. Е.а Таможняя, С.Г. Толкунова География России Хозяйство . Регионы,

М.: Вентана-Граф, 2012г

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия иностранных языков» г. Ухты

Согласовано:

заместитель директора по УР

З.П. Рогачева

____________2014г.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе

учебного предмета

«География»

( ФКГОС ОО)

в 6-9 классах










Поурочное планирование

Год обучения - 1

Класс - 6

урока п/п

Тема урока

Практическая часть

Содержание

НРК

Введение

1

  1. География как наука, значение географии в жизни людей. Методы изучения Земли.

2

  1. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел I. Планета Земля. Изображение земной поверхности

  1. Земля как планета Солнечной системы

3

  1. Возникновение и геологическая история Земли. Земля - планета Солнечной систе­мы.

4

  1. Движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни рав­ноденствий и солнцестояний.

5

  1. Пр. р. №1. «Определение сторон горизонта. Наблюдения за высотой Солнца».

П.р. № 1 «Определе-ние сторон горизонта по компасу и солнцу»


  1. План местности

6

  1. Изображения поверхности Земли. Ориентирование на местности; определение на­правлений.

7

  1. Азимут. Способы определения расстояний на местности. Масштаб.

8

  1. Планы местности. Пр.р. №2. «Определение направлений (азимутов) и расстояний».

Пр.р. №2 «Определе-ние направлений (азимутов) и расстояний».

9

  1. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота.

.

10

  1. Изо­бражение на плане местности неровностей земной поверхности. Пр.р. №3. Чтение плана местности.

Пр.р. №3. Чтение плана местности.


  1. Глобус и географическая карта - модели земной поверхности.

11

  1. Глобус - модель Земли. Градусная сетка. Географические координаты

12

  1. Пр.р. № 4. «Определение геогра-фических координат. Географические координаты одного из пунктов своей местности ». НРК.

Пр.р. №4. «Определе-ние географических координат Географические координаты одного из пунктов своей местности ». НРК.».

Определение коор-динат объектов РК

13

  1. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности.

14

  1. Контрольная работа по разделу « Планета Земля. Изображение земной поверхности».

Раздел II. Геосферы Земли

  1. Литосфера

15

  1. Внутренне строение Земли. Литосфера - твердая оболочка Земли, состав земной коры.

16

  1. Внутренние и внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Виды движения земной коры.

17

  1. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Пр.р. №5. «Определение минералов и горных пород, выявление способов их использования». НРК.

Пр.р. №5. «Определение минералов и горных пород, выявление способов их использования». НРК.

Горные породы и полезные ископаемые РК.

18

  1. Основные формы рельефа суши, их различия по высоте. Пр.р. №6. «Определение географического положения и описание гор и равнин по карте».

Пр.р. №6. «Определение географического положения и описание гор и равнин по карте».

19

  1. Рельеф дна Мирового океана.


  1. Гидросфера

20

  1. Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды.

21

  1. Мировой океан и его части.

22

  1. Свойства вод Мирового океана.

23

  1. Воды суши. Озера. Реки. Пр.р. №7. «Определение ГП одной из рек мира». Пр.р. №7. «Опреде-ление ГП одной из рек мира».

Пр.р. №7. «Опреде-ление ГП одной из рек мира».

24

  1. Подземные воды. Ледники. Болота. Природные памятники гидросферы.


  1. Атмосфера

25

  1. Атмосфера, ее состав, строение, значение.

26

  1. Ат­мосферное давление.

27

  1. Ветер и причины его образования.

28

  1. Влажность воздуха. Атмосферные осадки

29

  1. Погода и климат. Адаптация человека к разным климатическим условиям Пр. р. №8. «Результаты наблюдений за погодой в г.Ухте».

Пр. р. №. «Резуль-таты наблюдений за погодой в г.Ухте».

Результаты наблю-дений за погодой в г.Ухте

  1. Почвенный покров

30

  1. Почва и ее образование. Плодородие почвы.


  1. Биосфера

31

  1. Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

32

  1. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения Пр. р. №9 Описание органического мира своей местности. НРК.

Пр. р. №9 Описание органического мира своей местности. НРК.

Разнообразие животных и растений Республики Коми

  1. Географическая оболочка

33

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними.

34

  1. Контрольная работа по разделу «Геосферы Земли».

35

  1. Итоговая контрольная работа за Начальный курс географии


Поурочное планирование

Год обучения - 2

Класс - 7

урока п/п

Тема урока

Практическая часть

Содержание

НРК

Введение - 2 часа

1

  1. Понятие о страноведении. Источники географических знаний.

2

  1. Географическая карта. Пр.р №1 «Многообразие географических карт».

Многообразие географических карт (группировка карт учебника и атласа по разным признакам).

Раздел I. Современный облик планеты Земля - 8 часов

  1. Геологическая история Земли (2 часа)

3

  1. Современный облик планета Земля. Происхождение материков и впадин океанов

4

  1. Понятие «географическое положение»; влияние гео­графического положения на формирование природы терри­тории.

2.Географическая среда и человек (3 часа)

5

  1. Понятия «гео­графическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки.

6

  1. Зональные и азональные природные комплексы суши и океа­на. Понятие «природная зона». Пр.р №2 «Географическая зональность»

Выявление по картам географической зональности природы на Земле.

7

  1. Природные и природно- хозяйственные территориальные комплексы.


  1. Освоение Земли человеком (3 часа)

8

  1. Древнее освоение человеком Земли. Современное размещение людей по материкам. Пр.р. №3 «Сравнение различий населения материков».

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира.

9

  1. Человеческие расы и этносы. Культурно-истори­ческие регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия. Пр.р. №4 «Размещение крупнейших этносов и малых народов».

Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей расселения индоевро­пейских народов.

10

  1. Контрольная работа «Современный облик планеты Земля».

Раздел II. Главные особенности природы Земли - 17 часов

  1. Рельеф (3 часа)

11

  1. Планетарные формы рельефа. Плиты литосфе­ры. Платформы и складчатые пояса.

.

12

  1. Равнины и горы материков. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Пр.р. №5 «Описание по карте рельефа одного из материков».

Описание по карте рельефа одного из материков.

13

  1. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков.


  1. Климат и воды (6 часов)

14

  1. Климатообразующие факторы.

15

  1. Особенно­сти климатов «южных» и «северных» материков. Пр.р. №6 «Описание и оценивание различий в климате материка».

Чтение климатических карт для характеристики климата. Описа­ние различий в климате одного из материков и оценивание клима­тических условий материка для жизни населения.

16

  1. Климат и человек. Влияние климатических условий на размещение населения.

17

  1. Мировой океан.

18

  1. Воды суши. Пр.р. № 7«Описание объектов гидросферы и оценка обеспеченности водными ресурсами».

Описание по карте крупных объектов гидросферы на материках (по выбору) и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов.

19

  1. Изменения вод человеком. Природные памятники гидросферы.


  1. Природные зоны (3 часа)

20

  1. Закон географической зональности в размещении живых организмов на Земле.

21

  1. Типы почв материков. Особенности основных природных зон материков.

22

  1. Свое­образие органического мира материков. Пр.р. №8 «Описание ра­стительного и животного мира материков».

Описание растительного и животного мира материков по картам.


  1. Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны (5 часов)

23

  1. Особенности природы и населе­ния «южных» материков.

24

  1. Особенности природы и населения «северных» материков.

25

  1. Океаны Земли.

26

  1. Освоение и использование океана челове­ком. Пр.р. № 9 «Выявление функций океанов».

Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промыс­ловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору).

27

  1. Контрольная работа «Главные особенности природы Земли»

Раздел III. Континенты и страны (38 часов)

  1. Африка (6 часов)

28

  1. Особенности природы Африки.

29

  1. По­литическая карта Африки. Пр/р№10 Установление особенностей географического положения, плани­ровки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки .

Установление особенностей географического положения, плани­ровки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки.

30

  1. Страны Северной Африки. Египет. Общая характеристика

31

  1. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика

32

  1. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика

33

  1. Страны Южной Африки. ЮАР. Общая характеристика


  1. Австралия и Океания (3 часа)

34

  1. Особенности природы Австралии.

35

  1. На­селение. Пр.р.11«Сравнительная характеристика регионов Австралии».

Сравнительная характеристика природы, населения, его хозяйст-венной деятельности двух реги-онов Австралии (по выбору).

36

  1. Океания. Состав ре­гиона. Природа и люди.


  1. Южная Америка (4 часов)

37

  1. Особенности природы Южной Америки.

38

  1. Населе­ние континента.

39

  1. Страны востока материка. Бразилия.

40

  1. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили. Пр.р. №12 «Виды деятельности населения Андийских стран».

Выявление основных видов хозяйственной деятельности населе­ния Андийских стран


  1. Антарктида (3часа)

41

  1. Особенности природы. Освоение Антарктики че­ловеком.

42

  1. Влияние Ан­тарктики на природу Земли.

43

  1. Контрольная работа «Южные материки».


  1. Северная Америка (4 часа)

44

  1. Особенности природы Северной Америки.

45

  1. Населе­ние и хозяйственная деятельность.

46

  1. Канада. Соединенные Штаты Америки. Общая характеристика

47

  1. Страны Средней Америки. Мексика. Пр.р. № 13 «Природные богатства Канады, США, Мексики».

Установление по картам основных видов природных богатств Ка­нады, США и Мексики.


  1. Евразия (18 часов)

48

  1. Особенности природы Евразии. Рельеф, климат.

49

  1. Особенности природы Евразии. Природные зоны.

50

  1. Население. Пр.р. №14«Составление «каталога» народов Евразии».

Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

51

  1. Политическая карта Евразии.

52

  1. Стра­ны Северной Европы. Пр.р. № 15 «Описание деятельности народов Северной Европы».

Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Се­верной Европы, связанных с работой в океане.

53

  1. Страны Западной Европы. Общая характеристика

54

  1. Страны Западной Европы. Нидерлан­ды. Бельгия. Австрия. Швейцария. Общая характеристика

55

  1. Страны Восточ­ной Европы. Польша. Общая характеристика

56

  1. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдова. Общая характеристика

57

  1. Дунайские страны. Общая характеристика

58

  1. Страны Южной Европы. Испа­ния и Португалия. Общая характеристика

59

  1. Италия и Балканские страны. Общая характеристика

60

  1. Страны Юго-Западной Азии. Пр.р. № 16 «Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам».

Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

61

  1. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Общая характеристика

62

  1. Монго­лия. Китай. Япония. Пр.р. № 17«Географическое положение крупных городов Китая».

Описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту.

63

  1. Страны Южной Азии. Общая характеристика

64

  1. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика

65

  1. Контрольная работа «Северные материки»

Раздел IV. Природа Земли и человек - 3 часа

  1. Географическая оболочка как среда жизни человека (1 час)

66

  1. Природные условия и ресурсы.


  1. Взаимодействие природы и человека (1 час)

67

  1. Ис­точники загрязнения окружающей среды. Сохранение каче­ства окружающей среды.

.

  1. Роль географической науки в рациональном исполь­зовании природы (1 час)

68

  1. Методы географической науки. Изучение природы.

69

Пр.р. № 18 «Составление описания местности» (по выбору учащегося .)

Составление описания местности, выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; памятники природы и культуры.

70

Итоговая контрольная работа за курс «Материки, океаны, народы и страны.»


Поурочное планирование

Год обучения - 3

Класс - 8


урока п/п

Тема урока

Практическая часть

Содержание

НРК

Введение - 1 час

1

1.Что и с какой целью изучают в

курсе «география России»

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России - 13 ч.

  1. Географическое положение России (9 часов)

2

1.Особенности географического

положения России.

Пр.р.№1 «Обозначение на к/к объектов ГП России»

Обозначение на к/к объектов, характеризующих ГП России

3

2.Географическое положение и его виды.

4

3.Размеры территории и природно-географическое положение России.

5

4.Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

6

5.Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

7

6.Типы российских границ.

8

7.Сухопутные и морские границы

9

8..Различия во времени на территории России. Пр.р.№2 «Решение задач на определение поясного времени»

Решение задач на определение поясного времени

10

9. Административно-территориаль-ное устройство России.

2. История заселения, освоения и исследования территории России. (4 часа)

11

1.Заселение и освоение территории России в 9-17 вв

12

2. Заселение., хозяйственное освоение и исследования территории России в 18-19 вв

13

  1. Современные исследования территории России.

14

  1. Контрольная работа «Географическое положение и формирование государственной» территории России»

Раздел II. Природа России - 38 часов

1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. ( 6 часов)

15

1. Геологическая история.

16

2. Развитие земной коры.. Основные тектонические структуры

17

3. Рельеф и полезные ископаемые России. Пр.р.№3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми»

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми

18

  1. Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

19

  1. Литосфера. Рельеф. Человек.

20

  1. Рельеф своей местности. НРК Пр/р№4 Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности

Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности

Рельеф, основные формы и их названия, преобладающие высоты, геологические структуры

Полезные ископаемые РК

  1. Климат и агроклиматические ресурсы.(8 часов)

21

1.Условия формирования климата.

22

2.Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

23

3.Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнении..

24

4. Пр.р №5 «Закономерности размещения климатических показателей на территории страны»

Закономерности размещения климатических показателей на территории страны

25

5. Климатические пояса и типы климатов.

26

6. Климат и человек.

27

7.Климат своего региона. НРК

Пр.р.№6.«Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности»

Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности

Оценка климата РК для жизни человека и его хозяйственной деятельности

28

8. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнений.

3.Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часов)

29

1.Состав внутренних вод. Реки.

30

2.Зависимость рек от климата.

Пр/р №7 "Характеристика одной из рек "

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей ее хозяйственного использования

31

3. Озера. Болота. Ледники. Подземные воды.

4. Многолетняя мерзлота.

32

5. Воды и человек. Водные ресурсы

33

6.Внутренние воды своего региона

НРК. Пр.р.№8"Экологические проблемы внутренних вод своей местности"

Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности

Хозяйственная оценка вод РК, экологические проблемы

,4.Почвы и почвенные ресурсы. (3часа)

34

1. Почва как особое природное образование

35

2.Главные типы почв России и их размещение. Пр.р№9"Характеристика зональных типов почв"

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв из школьной коллекции

36

3. Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Особенности почв своей местности.

Основные типы почв РК

5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 часа)

37

1.Растительный и животный мир.

38

2. Биологические ресурсы.

Пр.р. №10 "Зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы"

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

39

3. Особенности растительного и животного мира своей местности"

Основные виды растительного покрова РК

6 Природные различия на территории России. (12 часов)

40

1.Природные комплексы.

41

2.Природное районирование.

42

3.Северные безлесные природные зоны.

43

4. Лесные зоны. Тайга. Пр.р.№11 "Оценка природных условий и ресурсов природной зоны».

Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека

44

5.Смешанные и широколиственные леса.

45

6.Южные безлесные зоны. Степи, полупустыни и пустыни.

46

  1. Высотная поясность.

47

  1. Моря как крупные ПТК

Пр.р.№12 "Характеристика одного из морей России"

Составление характеристики одного из морей России

48

  1. Природно-хозяйственные различия российских морей.

49

10.Особо охраняемые природные территории России.

50

11. Особо охраняемые природные территории РК.

Основные типы ПТК РК

51

12.Контрольная работа «Природа России».

Раздел III. Население России - 12 часов

Человеческий потенциал-главное богатство страны(2часа).

52

1. Численность и воспроизводство населения России.

53

2.Половой и возрастной состав населения.

Народы России (2 часа)

54

1.Этнический и языковой состав населения. Пр.р.№13 " Особенности размещения народов РФ».

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-террториальным и политико-административным делением РФ

55

2Культурно-исторические особенности народов России.

Особенности урбанизации в России(

2часа).

56

1.Особенности урбанизации России.

57

2.Сельские поселения.

Миграции(2 часа).

58

1.Миграции населения.

59

2.Размещение населения России.

Трудовые ресурсы(2 часа).

60

1.Занятость населения.

61

2. Пр.р.№14. "Тенденции изменения доли занятых в сферах современного хозяйства"

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства

62

3.Особенности населения РК. НРК

Характеристика населения РК

63

4. Контрольная работа «Население России»

Раздел IV. Природный фактор в развитии России - 5часов

Влияние природной среды на развитие общества( 1 час).

64

1.Влияние природы на развитие общества.

Природные ресурсы(3 часа)

65

1.Природные ресурсы.

66

2.Пр.р.№15. "Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников информации и СМИ"

Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников информации и СМИ

Характер использования природных ресурсов РК.

67

3.Природно-ресурсный потенциал России.

68

4.Контрольная работа «Природный фактор в развитии России»

Итоговое повторение

69

1.Итоговое повторение. «Географическое положение. Природа России».

70

2.Итоговое повторение « Население России. Природный фактор в развитии России».

71

3.Итоговая контрольная работа « Природа и население России»

72

4.Анализ итоговой контрольной работы.

Поурочное планирование

Год обучения - 4

Класс 9

урока

п/п

Тема урока

Практическая часть

Содержание НРК

Раздел V Хозяйство России (28 часов)

Общая характеристика хозяйства России (3 часа)

1

  1. Отраслевая структура хозяйства

2

  1. Особенности формирования хозяйства России.

3

  1. Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства.

География отраслей и межотраслевых комплексов (22 часа)

ТЭК (4 часа)

4

  1. ТЭК России. Состав и значение комплекса.

Основные добывающие отрасли РК

5

  1. Топливная промышленность России. Пр.р.№1"Составление характеристики одного из регионов добычи угля по картам"

Составление характеристики одного из регионов добычи угля по картам

Характеристика Печорско-го угольного бассейна

6

  1. Пр.р.№2 "Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и статистическим материалам"

Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и статистическим материалам

7

  1. Электроэнергетика России.

Электроэнергетика РК

Металлургический

комплекс(4 часа)

8

1.Металлургический комплекс. Состав и значение комплекса.

9

2.Факторы размещения металлургических предприятий.

10

3.Черная металлургия.

4.Цветная металлургия Пр/р№3 «Составление характеристики одной их металлургических баз по картам и статистическим материалам.»

Составление характеристики одной их металлургических баз по картам и статистическим материалам.»

Химико-

лесной(3 часа)

11

1.Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

Сырьевая база отрасли в РК

12

2. Лесная промышленность.

13

3.География химико-лесного комплекса. Пр.р.№4 " Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Машиностроительный

комплекс(3 часа)

14

1.Машиностроительный комплекс. Состав и значение машиностроительного комплекса.

15

2. Особенности размещения предприятий.Пр.р.№5 "Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения"

Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения

16

3.Оборонно-промышленный комплекс.

Агропромышленный

Комплекс(3 часа)

17

1.Состав и значение АПК.

Сельское хозяйство.

18

2.География растениеводства и животноводства. Пр.р.№6 "Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам"

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам

19

3.Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный

комплекс(4 часа)

20

1. Инфраструктурный комплекс. Виды транспорта.

21

2. Сухопутный транспорт

22

3.Водный и другие виды транспорта.

23

4.Связь. Пр.р.№7 "Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг"

Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг

Потребности населения РК в разных видах услуг

Экологический потенциал

России.(3 часа)

24

1.Экологический потенциал России.

25

2.Пр.р.№8 "Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ"

Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Экологическая ситуация в РК и Ухтинском районе, ее оценка

26

3.Контрольная работа «География отраслей и межотраслевых комплексов»

Природно-хозяйственные регионы России (37 часов)

Принципы выделения регионов на территории страны(1час)

27

1.Принципы районирования.


Общая комплексная характеристика

Европейской части России(1 час).

28

1.Общая характеристика Европейской части России.

Центральная

России(3 часа)

29

1.Центральная Россия. Географическое положение и основные черты природы

30

2. Население Центральной России. Пр.р.№ 9 «Обозначение на к/к ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России»

Обозначение на к/к ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России

31

3. Хозяйство Центральной России.

Европейский

Север(3 часа)

32

1. Европейский Север. Географическое положение и основные черты природы .

Особенности природных условий РК

Особенности природных условий РК

33

2. Население Европейского Севера

34

3. Хозяйство Европейский Север Пр.р.№10 «Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей»

Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей

Отрасли специализации и основные предприятия федерального и республи-

каннского значения.

Северо-

Запад(3 часа)

35

1.Северо-Запад России. Географическое положение и основные черты природы

36

2. Население Северо-Запада. Пр.р.№11."Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-историчес-ких и природных памятников СЗ"

Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников СЗ

37

3. Хозяйство Севро-Запада.

Поволжье

(3 часа)

38

1.Поволжье. Географическое положение и основные черты природы Поволжья

39

2.Население Поволжья. Пр.р.№12"Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияние на состав населения"

Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияние на состав населения

40

3. Хозяйство Поволжья.

Юг Европейской

Части России(3 часа)

41

1.Европейский Юг. Географическое положение и основные черты природы

42

2. Население Европейского юга.. Пр.р.№13 "Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья"

Сравнение специализации пищевой промышленности ЕЮ и Поволжья

43

3. Хозяйство Европейского юга.

Урал

(3 часа)

44

1. Урал. Географическое положение и основные черты природы.

45

2. Население Урала.

46

3. Хозяйство Урала. Пр.р.№14 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации

Общая комплексная характеристика

Азиатской части России(1час).

47

1.бщая характеристика Азиатской части России.

Сибирь

(2часа).

48

1.Сибирь. Общие черты природы.

49

2.Особенности заселения и освоения Сибири. "

Западная

Сибирь(3часа)

50

1.Западная Сибирь. Географическое положение и основные черты природы

51

2.Население Западной Сибири.

52

3.Хозяйство Западной Сибири.

Пр.р. №15 «Составление характеристи-ки нефтяного или газового комплекса»

Составление характеристики нефтяного или газового комплекса

Восточная

Сибирь(3 часа)

53

1.Восточная Сибирь. Географическое положение и основные черты природы.

54

2.Население Восточная Сибирь

55

3.Хозяйство Восточная Сибирь Пр.р.№16 «Составление характеристики Норильского ТПК»

Составление характеристики Норильского ТПК

Южная

Сибирь(3 часа).

56

1.Южная Сибирь. Географическое положение и основные черты природы

57

2.Население Южная Сибирь Пр.р.№17 "Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе"

Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе

58

3.Хозяйство Южная Сибирь.

Дальний

Восток (4 часа).

59

1.Дальний Восток. Состав, географическое положение и особенности природы.

60

2.Хозяйственное освоение и население .

61

3.Хозяйство Дальнего Востока.

62

4Пр.р. №18 "Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока".

Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока

63

5 Контрольная работа «Природно-хозяйственные регионы России»

Раздел VII Россия в

современном мире(3 часа).

64

1.Россия в современном мире.

65

2.Пр.р. №19 "Определение основных статей экспорта и импорта России, экономических партнеров"

Определение основных статей экспорта и импорта России, экономических партнеров

66

3.Контрольная работа «Россия в современном мире»

Итоговое

повторение(2часа)

67

1 Итоговое повторение «Хозяйство и регионы России».

68

2. Итоговая контрольная работа «Хозяйство и регионы России».





© 2010-2022