- Преподавателю
- География
- Научно-исследовательская работа, выполненная Посоленик Еленой
Научно-исследовательская работа, выполненная Посоленик Еленой
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копытова Е.В. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Районная научно-практическая конференция
Секция: география
Анализ изменений инфраструктуры Ленинского района г.Ижевска между улицами Московская и Механизаторская(север-юг), Локомотивная и Гагарина (запад-восток)в период с 2008 по 2011 год
Посоленик Елена
МОУ СОШ №17,11 класс, г.Ижевск
Научный руководитель:
учитель географии МОУ СОШ №17 Копытова Екатерина Витальевна
г.Ижевск,2011 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I.Обзор литературы…………………………………………………………………...5
1.1.Инфраструктура…………………………………………………………………………….5
1.2.Сфера обслуживания……………………………………………………………………….5
1.3.Краткая характеристика Ленинского район………………………………………………6
ГлаваII.Исследование 2008-2009г...........................................................................................7
Глава III. Обращение к Администрации Ленинского района…………………………11
Глава IV. Исследование 2010-2011г.…………………………………………………… ...12
Глава V. Обобщение результатов проведенных исследований…………………… ..13
Список литературы………………………………………………………………………….14
Приложение
Введение
Трудно представить современное общество без жилых домов, магазинов, аптек, пассажирского транспорта и других объектов социальной инфраструктуры. Ведь именно они призваны обеспечивать нормальную жизнедеятельность населения. Их развитие, эффективное функционирование и доступность являются необходимым условием повышения уровня и качества жизни основной массы населения. Но происходит ли в действительности развитие социальной инфраструктуры в периферийных, малоразвитых районах города? Мне стало интересно: изменится ли состояние инфраструктуры нашего микрорайон, расположенного в периферийной юго-западной части г. Ижевска, в период с 2008 по 2011 год и повлияет ли это на улучшении условий проживания населения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я поставила перед собой следующие цели:
1)2008-2009 г.
Цель: определение степени удовлетворенности жителями Ленинского района (проживающими между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина) его обеспеченности сферой услуг.
Объект: сфера обслуживания населения.
Предмет: оценка обеспеченности данного района сферой услуг.
Задачи:
-изучить научную литературу.
-провести социологический опрос населения района
-проанализировать данные социологических опросов
-построить диаграммы
-обобщить полученные результаты
-сделать выводы
Методы исследования: социологический опрос, работа с литературой, построение и сравнение круговых диаграмм, работа с географической картой.
2)февраль 2009 г.
Цель: обратиться к Администрации Ленинского района с результатами исследования, пожеланиями жителей об улучшении инфраструктуры района, полученными в результате исследования 2008-2009 г.
3)2010-2011 г.
Цель: установить появились ли изменения в социальной инфраструктуре Ленинского района между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина с 2008 по 2011г.
Объект: инфраструктура Ленинского района (между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина)в 2011 г.
Предмет: изменения, произошедшие в инфраструктуре района в период с 2008 по 2011г.
Задачи:
-изучить географическую карту Ленинского района
-выявить новые объекты социальной инфраструктуры, появившиеся в районе в период с 2008 по 2011г.
-отметить эти объекты с помощью условных знаков на карте
-сфотографировать их
-сделать выводы
Методы исследования: изучение социальной инфраструктуры, работа с географической картой.
3)Обобщить результаты проведенных исследований за период с 2008 по 2011 г.
Глава I.Обзор литературы
1.1. Инфраструктура.
Инфраструктура (от лат. infra -ниже, под и structura -построение, размещение) - это совокупность составных частей любого объекта, имеющих подчиненный (вспомогательный) характер и обеспечивающих условия для нормальной работы объекта в целом. Различают производственную и социальную инфраструктуры.
Социальная инфраструктура обеспечивает удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия. Социальную инфраструктуру образует, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо - и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.[1,2]
1.2.Сфера обслуживания, услуг.
Обслуживание - это предоставление услуг.
Услуга - это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности - индивидуального потребителя («заказчика», «клиента»). Услуги бывают двух видов:
- услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления.
-услуги, не существующие отдельно от их исполнителя: услуги врача, учителя, актера.
Выделяются следующие группы отраслей, в совокупности образующих сферу услуг:
-
жилищно-коммунальное хозяйство-предоставление жилья с его благоустройством (с электро -, водо -, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой, телефоном, системой мусороудаления, лифтами-в многоэтажных зданиях).
-
услуги по социальному обеспечению населения - содержание домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования.
-
розничная торговля и общественное питание-сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны.
-
бытовое обслуживание - обширная группа отраслей, в которых можно выделить, прежде всего, отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства. Это ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели и.т.п.
-
кредитно-финансовое обслуживание представлено сетью сбербанков (и коммерческих банков, обслуживающих население), страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов и других учреждений такого типа.
-
рекреационное обслуживание населения вне места его жительства - главным образом организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха, пансионаты и.т.д.
-
услуги связи - почта, телеграф, телефоны-автоматы и междугородные переговорные пункты и др.
-
культурное обслуживание-сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры, библиотеки. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу средств массовой информации-радио и телевидения, книготорговлю.
-
общественное обслуживание воспитания и обучения детей - детские ясли и сады, система общеобразовательных школ (в том числе школы с музыкальным, спортивным и другим уклоном), дома юных техников и.т.д.
-
медицинское обслуживание населения обеспечивается системой учреждений (больницы, поликлиники, аптеки и.т.д.).
-
пассажирский транспорт занимает особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое).
Все эти отрасли в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества.[1,3]
1.3.Краткая характеристика Ленинского района.
Общая площадь района 130 кв.км., это 1/3 территории города Ижевска (см.приложение №1). В районе 769 многоквартирных жилых домов, 14500 частных домовладений, 468 улиц и дорог, с общей протяженностью 290 км., 6 мостов и 4 путепровода, 12 отдаленных микрорайонов, в том числе: Шунды, Липовая роща, Радужный.
Общая численность населения 110,5 тыс. человек.
Образовательная система Ленинского района, включает в себя 22 образовательных учреждений. В районе функционируют 38 дополнительно образовательных учреждений. За последние два года в районе открыто 7 дошкольных образовательных учреждений.
В районе функционируют 88 спортивных сооружений.
На территории Ленинского района насчитывается 9 муниципальных учреждений культуры, из них: Дом народного творчества «Спартак», Дом культуры «Железнодорожник»,5 библиотек, 2 школы искусств, музей истории Ижевского отделения Горьковской железной дороги.
Для обслуживания населения в районе работает 550 предприятий потребительского рынка и услуг.[4]
Глава II.Исследование 2008-2009 г.
2.1.Методика исследования
В основе исследования лежит социологический опрос, который был направлен на то, чтобы узнать мнение жителей Ленинского района г.Ижевска, проживающих между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина, о степени обеспеченности его сферой услуг, оценить социальные условия проживания в нем. В анкете мною были предложены следующие вопросы:
1)Устраивает ли вас сфера обслуживания, предоставление услуг?
а) жилищно-коммунальное (жилье)
б) торговля и общественное питание (магазины, киоски, кафе, рестораны )
в) бытовое обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, салоны красоты, пошив изделий)
г)рекреационное(туризм, экскурсии, дома отдыха, пансионаты, саноторно-курортое лечение)
д) услуги связи(телеграф, переговорные пункты, почта)
е) культурное обслуживание (театры, кинотеатры, библиотеки, дома культуры, СМИ)
ж) общественное обслуживание, воспитание и обучение детей (детские сады, школы, спортивные и музыкальные школы)
з) медицинское обслуживание (больницы, аптеки, поликлиники)
и) пассажирский транспорт
2)Что бы вы предложили для улучшения условий проживания в нашем микрорайоне?
Опрос проводился с 24 декабря 2008г. по 5 января 2009г. среди жителей микрорайона Нагорный по вопросам предоставленной анкеты. Всего было опрошено 120 человек.
2.2.Обсуждение результатов
Результаты социологического опроса.
Проанализировав ответы жителей, я получила следующие результаты:
1)Устраивает ли вас сфера обслуживания, предоставление услуг:
а) жилищно-коммунальное (жилье)
-
72 человека(60%) -да
-
26 человек(22%) -нет
-
22 человека(18%) -затрудняюсь ответить
б) торговля и общественное питание (магазины, киоски, кафе, рестораны )
-
38 человек(32%) -да
-
49 человек(41%) -нет
-
33 человека(27%) -затрудняюсь ответить
в) бытовое обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, салоны красоты, пошив изделий)
-
81 человек(67,5%) -да
-
15 человек(12,5%) -нет
-
24 человека(20%) -затрудняюсь ответить
г) рекреационное (туризм, экскурсии, дома отдыха, пансионаты, саноторно-курортое лечение)
-
29 человек(24%) -да
-
76 человек(63%) -нет
-
15 человек(13%) -затрудняюсь ответить
д) услуги связи (телеграф, переговорные пункты, почта)
-
70 человек(58%) -да
-
17 человек(14%) -нет
-
33 человека(28%) - затрудняюсь ответить
е) культурное обслуживание (театры, кинотеатры, библиотеки, дома культуры, СМИ)
-
39 человека(32,5%) -да
-
63 человек(52,5%) -нет
-
18 человек(15%) -затрудняюсь ответить
ж) общественное обслуживание, воспитание и обучение детей (детские сады, школы, спортивные и музыкальные школы)
-
80 человек(67%) -да
-
19 человек(16%) -нет
-
21 человек(17%) -затрудняюсь ответить
з) медицинское обслуживание (больницы, аптеки, поликлиники)
-
76 человек(63%) -да
-
34 человека(28%) -нет
-
10 человек(9%) -затрудняюсь ответить
и) пассажирский транспорт
-
94 человека(78%) -да
-
26 человек(22%) -нет
2)Что бы вы предложили для улучшения условий проживания в вашем районе?
-
2 человека(2%) -строительство компьютерного зала
-
3 человека(2,5%) -строительство спортивной площадки
-
2 человека(2%) -установку светофоров на дорогах
-
2 человека(2%) -строительство элитных домов
-
11 человек(9%) -регулярный вывоз мусора
-
5 человек(4%) -заасфальтировать дороги
-
5 человек(4%) -разнообразие магазинов
-
15 человек(12,5%) -строительство развлекательных комплексов
-
5 человек(4%) -строительство близко расположенной детской поликлиники
-
3 человека(2,5%) -строительство аптек
-
3 человека(2,5%) -строительство доступной автостоянки
-
64 человека(53%) -затруднились ответить
Результаты опроса изображены на рисунках приложения №2 .
2.3.Выводы
Анализируя социологический опрос жителей, проживающих между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина, я пришла к следующим выводам:
-
Жителей не в полной мере удовлетворяет культурное обслуживание, сфера торговли и общественного питания, рекреационное обслуживание, остальные отрасли социальной инфраструктуры, по их мнению, находятся на должном уровне.
-
Для улучшения проживания было предложено следующие:
-
строительство развлекательных комплексов
-
строительство детской поликлиники
-
строительство спортивно-оздоровительных комплексов
-
установить светофоры на дорогах
-
регулярный вывоз мусора
-
строительство доступной автостоянки
-
строительство компьютерного зала
-
строительство элитных домов
-
заасфальтировать дороги
-
разнообразить магазины
-
строительство аптек
Таким образом, я выяснила, что жители Ленинского района, проживающие между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина, не в полной мере удовлетворены обеспеченностью района сферой услуг.
Глава III. Обращение к Администрации Ленинского района
СОГЛАСОВАНО Главе Администрации Ленинского района
Директор МОУ СОШ №17 города Ижевска
О.В.Гильметдинова Пиянзину Андрею Викторовичу
15 февраля 2009 МОУ СОШ №17 г.Ижевска
Копытовой Екатерины Витальевны,
ученицы 9 б класс Посоленик Елены
ОБРАЩЕНИЕ
15.02.2009г.
Мы обращаемся к Вам с просьбой о поддержке научно-исследовательской работы «Оценка жителями микрорайона Нагорный г.Ижевска обеспеченности данного микрорайона сферой услуг».Главным выводом работы является то, что жители микрорайона Нагорный не в полной мере удовлетворены сферой торговли, общественного питания, рекреационным, а также культурным обслуживанием, остальные отрасли социальной инфраструктуры, по мнению жителей микрорайона Нагорный, находятся на должном уровне.
Глава IV. Исследование 2010-2011г.
3.1.Методика исследования
В основе данного исследования лежит изучение социальной инфраструктуры Ленинского района (между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина), работа с географической картой, направленные на определение новых объектов социальной инфраструктуры. (см.приложение № 3)
3.2.Обсуждение результатов
Изучив социальную инфраструктуру нашего района, я получила следующие результаты:
1)в период с 2008 по 2011г. на территории данного микрорайона появились новые объекты следующих сфер обслуживания (см.приложение № 4):
-торговли и общественного питания
-бытового обслуживания
-медицинского обслуживания
-пассажирского транспорта
2) была заасфальтирована часть дороги по ул.Гагарина
3) на пересечении ул. Гагарина и ул.Московская были установлены светофоры
3.3.Выводы
Полученные результаты говорят о том, что в период с 2008 по 2011г. в социальной инфраструктуре Ленинского района (между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина), действительно, произошли значительные изменения, во многом связанные с появлением новых объектов различных сфер обслуживания.
Глава V. Обобщение результатов проведенных исследований.
Проанализировав результаты проведенных исследований, я установила, что:
-
В сфере торговли и общественного питания, которой жители Ленинского района были не удовлетворены(см.Глава II),произошли изменения - появились новые объекты данной сферы обслуживания(см.приложение №4).
-
Были осуществлены некоторые из пожеланий жителей по улучшению условий проживания в Ленинском районе:
-
была заасфальтирована часть дороги по ул.Гагариной
-
были установлены светофоры на пересечении ул.Московская и ул.Гагарина
-
увеличилось количество магазинов
-
были построены новые аптеки
Таким образом, я выяснила, что в период с 2008 по 2011 г. в социальной инфраструктуре Ленинского района между улицами Московская и Механизаторская, Локомотивная и Гагарина, действительно, произошли изменений, которые способствовали улучшению условий проживания его жителей.
Список литературы
-
Р69 География России. Население и хозяйство. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/Ром В.Я.,Дронов В.П.-5-е издание -М:Дрофа,1999.-400 страниц.:ил.,карт.
-
dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6966
-
А47 География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класс общеобразовательных учреждений/А.И.Алексеев,В.В.Николина,-11-е издательство -М.:Просвящение,2005 год -359 страниц:ил.,карты.
-
izh.ru/izh/inpo/i31393.htmi.
15