Открытый урок по теме: Япония

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: «Япония».

Страной Восходящего Солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь Солнце

Садится за горы оно.

(Эпиграф пишется на доске)

Цели:

Образовательная: сформировать представление о территории, экономико-географическом положении, природе, хозяйстве страны. Выявить особенности социально-экономического развития экономики Японии.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательная: способствовать формированию общегеографической культуры, через знакомство с обычаями, традициями населения и его хозяйственной деятельностью, через изучения страны пропагандирующий здоровый образ жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование: экономическая карта Японии или мира, атласы, компьютер (презентация).

План урока: (План урока пишется на доске или слайде)

  1. Название страны.

  2. Территория, границы и экономико-географическое положение.

  3. Характеристика природы и природных ресурсов.

  4. Население Японии.

  5. Хозяйство Японии.

  6. Культура и традиции Японии.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, садитесь, приготовились к уроку, взяли тетради и ручки и записываем число.


  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно. - «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

-О какой стране идет речь? Вы догадались?

- Да, это Япония.

- Кто же они, японцы?

- В чем же состоит «экономическое чудо» Японии?

Мы с вами попробуем понять и узнать эту удивительную и своеобразную страну. Тема нашего урока: «Япония».

Записываем в тетрадь тему урока.

(Слайд 1)

Рассказ учителя:

Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока - айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

И первое с чего мы начнем - это познакомимся с названием, территорией, составом и экономико-географическим положением.

Название страны.

Рассказ учителя:

(Слайд 2)

Древнее название страны - Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть «Страна восходящего солнца».

(Слайд 3)

Национальный флаг белого цвета с красным кругом - Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце.

Национальный цветок Японии - круглая хризантема.

Территория, границы и экономико-географическое положение.

Рассказ учителя:

(Слайд 4)

По размерам территории, Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них.

Япония - это не просто страна, а страна-архипелаг, расположенная в Восточной Азии на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Учитель показывает расположение крупных островов на экономической карте мира или Японии, а учащиеся находят их в своих атласах. И почти семи тыс. мелких островов.

Это целый островной мир!

А какой остров самый большой?

(Ответы учащихся: о. Хонсю)

На севере Япония омывается Охотским морем, на востоке - Тихим океаном, на юге - Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе - Корейским проливом и Японским морем.

А какова же площадь, государственный строй и административно-территориальное устройство Японии?

Ребята давайте с вами с помощью форзаца учебника В.П.Максаковского «Визитная карточка стран мира» определим и запишем в свои тетради:

  • -площадь

  • -форму правления

  • -форму административно-территориального устройство страны

Ответы учащихся:

(Слайд 5)

-Площадь - 372 тыс.км

-Форма правления Японии - это конституционная монархия. Еще ее называют империей. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией.

-По административно-территориальному устройству Япония - унитарное государство.

-Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю.

(Слайд 6)

Глава государства - император Акихито.

(Слайд 7)

По длине береговой линии (30 тыс.км) она значительно превосходит такую большую страну, как США, и сравнима со всей Африкой.

А каковы же особенности ЭГП Японии?

Рассказ учителя:

ЭГП Японии достаточно выгодное, и продолжает улучшаться. Благоприятной чертой экономико-географическое положение Японии является, прежде всего то, что дуга островов, на которых она расположена, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.

Неблагоприятной чертой ЭГП Японии является то, что Япония удалена от большинства стран, что затрудняет процесс интеграции.

Ребята, выделите на листочках положительные и отрицательные черты экономико-географического положения и обоснуйте свой ответ.

Положительные черты

Отрицательные черты

Изолированность (островная страна).

+

Близость к восточно-азиатским берегам и России.

+

Удаленность от рынков сырья и рынков сбыта.

+

Выход к морям и океану.

+


(Слайд 8) Проверка задания.

А теперь давайте с вами рассмотрим природные условия и ресурсы Японии.

Характеристика природы и природных ресурсов

(Слайд 9)

Япония - гористая страна. Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий.

Ребята давайте с вами откроем стр.383 т. 3,4,5. и посмотрим обладает ли страна полезными ископаемыми если да, то какими?

Да действительно страна бедна полезными ископаемыми. Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения.

Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

Ощутимый вред приносят тайфуны.

(Слайд 10)

Особый интерес у японцев вызывает вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Она цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.

Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей

С. Население Японии

Переходим к следующему пункту нашего плана. Рассмотрим особенности населения Японии:

Основа хозяйства - это трудовые ресурсы.

(Слайд 11)

-Население Японии - составляет 127 млн. человек - это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана.

-Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения.

Рассказ учителя:

-Национальный состав населения однородный. Это однонациональная страна, где 99 % населения составляют японцы. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.

-Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы..

-Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования - синтоизм.

(Слайд 12)

Япония - это нация здоровых людей. Как видно из диаграммы, в Японии самый низкий показатель детской смертности и самый высокий уровень продолжительности жизни (мужчины - 76 лет, женщины - 82 года).

(Слайд 13)

Ребята как вы думает, почему японцы живут так долго?

Ответы учащихся:

1. Все продукты в магазинах наисвежайшие, в пищу употребляются морепродукты.

2. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3. В отношении японцев царит доброжелательность.

4. Привычка ходить.

5. Гигиена.

(Слайд 14)

-Япония отличается очень высокими темпами урбанизации. Подавляющее большинство населения живет в городах - 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Именно в городах и городских агломерациях концентрируется основная часть населения. Самые крупные протянулись вдоль острова Хонсю.

-Давайте с вами посмотрим на экран и в учебник на стр 246 рис 68 и посмотрим и назовем как расположены крупнейшие агломерации Японии.(Токио, Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю). Они образуют мегалополис Токайдо.

-Ребята давайте с вами запишем новое понятие, с которым мы сейчас познакомились - мегалополис. (Это наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций).

Основа любого хозяйства - это развитие хозяйства. А хозяйство основывается на богатстве природных условий и ресурсов. Давайте с вами познакомимся с хозяйством Японии и попробуем ответить на вопрос какой мы поставили в начале урока. В чем же состоит японское чудо Японии?

(Слайд 15)

Япония - один из главных центров экономической мощи современного мира. ВВП Японии в четыре раза больше, чем Китая, при населении в десять раз меньшем! Выйдя из Второй мировой войны с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970 -х гг, второе место по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добивших статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира. После войны она скупала потенты на изобретение по всему миру, модернизировала на этой основе свою экономику. Вкладывала деньги в развитие науки и исследования. Мало тратила денег га вооружение.

(Слайд 16)

Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная - «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией

Важной особенностью экономики являются международные экономические связи, т.к.9/10 хозяйства ориентировано на импорт.

Давайте с вами посмотрим таблицу, и скажем: по каким, видам производства лидирует Япония?

-Черная металлургия - одна из главнейших базовых отраслей Японии. Уровень автоматизации производства - один из самых высоких в мире, хотя динамика выплавки стали в стране падает. Из 14 мощных комбинатов в мире 8 находится в Японии.

-Цветная металлургия - развивается практически полностью на импортном сырье.

(Слайд 17)

-Машиностроение Японии является ведущей отраслью ее промышленности, занимает второе место после США. По экспорту машиностроение страны находится на 1-ом месте в мире.

Ребята, а какие крупнейшие автомобильные компании страны вы знаете? (Тоета, Нисан, Хонда, Мазда).

Чтобы понять причины японского чуда в автомобилестроении, нужно принимать во внимание не только высокую технику и технологию, но и высокую квалификацию всех занятых в производстве людей, а также особенности национального характера.

Задание: Используя карту атласа, найдите закономерности размещения заводов машиностроения и сделайте вывод? (Большинство заводов машиностроения размещено на восточном побережье острова Хонсю, в пределах мегаполиса Токайдо).

(Слайд 18)

-Судостроение - страна по-прежнему является мировым лидером судостроения. В структуре производства характерно преобладание танкеров и сухогрузов, в последнее время возросло производство контейнеровозов, предназначенных для перевозки грузов. Судостроение остается отраслью международной специализации, страна обеспечивает более 30% мирового экспорта.

(Слайд 19)

-Электронная промышленность - началась с развития радиоэлектроники.

По выпуску полупроводников и компьютеров Япония уступает только США. Япония лидер в производстве роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет.

Какие фирмы по изготовлению электронной промышленности вы знаете?

(Хитачи, Тошиба, Фудзи, Сони).

химической промышленности - главным видом сырья является нефть. На сегоднейший день Япония - это вторая страна по масштабам производства химической промышленности после США.

-Сельское хозяйство: Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Главная сельскохозяйственная культура - рис, его возделывают на всей территории Японии, за исключением крайней северной и восточной частей. По производству овощей и бахчевых Японии, находится на 5-ом месте в мире после Китая, Индии, США и Турции.

-Рыболовство - важная традиционная отрасль Японского хозяйства. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов.

-Транспорт.

(Слайд 21)

Япония имеет высокоразвитую транспортную систему, особенностью которой является отсутствие речного и трубопроводного транспорта. По густоте пассажирских железнодорожных перевозках, Япония занимает первое место в мире. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы.

Ребята, а как такая маленькая, отдаленная от других стран страна Япония с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике?

(Слайд 23)

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.

Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировки стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

(Слайд 24)

КИМОНО

КИМОНО - традиционная мужская и женская одежда японцев - прямой халат (запах слева направо), с поясом и широкими рукавами.

(Слайд 25)

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Чайная церемония - набор последовательных действий, называемых «ката». Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней - старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.

Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок - растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

(Слайд 26)

ИКЕБАНА.

Японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире.

Задача икебаны - создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей.

(Слайд 27)

БОНСАЙ.

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай - миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

(Слайд 28)

А теперь давайте с вами поговорим немного о традициях Японии.

Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:

1 этап - до 5 лет. Ребёнок - «бог» - ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.

2 этап - до 14 лет. Ребёнок - «раб» - он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.

3 этап - от 14 лет. Ребенок - «друг» - с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.

3.Закрепление изученного материала.

Ребята у вас на столах лежат тесты. Вам необходимо выполнить их самостоятельно и в конце урока сдать на проверку.

Выполнить самостоятельно тест.

  1. Число жителей, проживающих на территории Японии:

а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.


  1. Государственный строй:

а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика


  1. Национальный состав - …… японцы:

а) 89% б) 90% в) 99%


  1. Япония относится к:

а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;

5.Население Японии исповедует 2 основные религии:

а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;

в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм

6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:

а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;

б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;

в) низкой заработной платой рабочих;

7. Ведущие отрасли промышленности:

А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная

8. Япония больше всего экспортирует:

а) пищевые продукты;

б) продукцию машиностроения

в) продукцию лесной промышленности.

9. Какими ресурсами не обладает Япония:

а) трудовыми б) минеральными в) лесными

4. Подведение итогов:

  • На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.

  • Япония впервые перешла от второго к первому типу воспроизводства населения.

  • Япония - вторая страна мира по совокупности экономической мощи после США.

  • На сегоднейший день страна является крупнейшим финансовым центром мира.

  • По национальному доходу на душу населения вышла на 3-место после Швейцарии и Люксембурга.

По уровню развития многих отраслей промышленности занимает 1-е место в мире: в судостроении, производстве автомобилей, станкостроении, производстве электронной продукции общего назначения, роботов, продукции микроэлектроники

5. Домашнее задание: Тема 7, § 3.



© 2010-2022