Урок по географии Реки на примере Липецкой области

Реки на примере Липецкой области Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты. Задачи урока: Начать формирование у учащихся представления о реках. Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями. Продолжить формирование умения работать с географической картой. Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки. Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать ... Река Залив Озеро Ручей Водохранилище Пруд Море Океан Водопад Болото Горный ледник Подземные воды Речной канал Родник Источник Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.   Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит (Река). Определение с учащимися темы, задач и цели урока. III. Изучение нового материала. – Какая река протекает по территории нашего края? Опишите – Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реки на примере Липецкой области

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

Начать формирование у учащихся представления о реках.

Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.

Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта - реки.

Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

- Какая река протекает по территории нашего края? Опишите

- Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении - русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

- Из каких частей состоит река?

Русло - главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

Пойма - часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

Речная долина - более широкое понижение в рельефе.

- Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток- начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

- Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

Устье - место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

- Какими бывают типы устьев рек?

Дельта - устье реки с протоками;

Эстуарий - воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

- Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

Речная система - это главная река со всеми притоками;

Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны;

Бассейн реки - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира - Нил (6671 км), самая полноводная река мира - Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань - главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

Задание.

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

Нил, Конго (Африка);

Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);

Амазонка (Южная Америка);

Миссисипи (Северная Америка).

- Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

бурное и стремительное течение,

относительно прямые русла,

речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

дно почти все занято руслом,

неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

плавное и спокойное течение,

русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

разрушительная работа направлена вширь - на размыв берегов,

русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

- При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог - каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады - крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель - самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

- Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

Питание - это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.

Режим реки - поведение реки в течение года.

Половодье - ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

- В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

Укажите направление течения реки - с северо-запада на юго-восток;

назовите номера всех истоков - 1, 2, 3,4;

назовите номера всех устьев - 11, 5, 6, 7, 8;

назовите номера всех правых притоков - 9;

назовите номера всех левых притоков - 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант - Волга, 2 вариант - Амур.

План

Название реки: 1 вариант - Волга, 2 вариант - Амур;

На каком материке находится;

Исток (начало реки);

Устье (место впадения);

Направление течения;

Притоки (левые и правые);

Питание реки;

Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

Слайд 21

§ 30, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий


© 2010-2022