- Преподавателю
- География
- Урок по географии (8 класс)
Урок по географии (8 класс)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Есмагамбетова Г.Е. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Заповедники Казахстана
Цель урока: 1)Изучить роль заповедников в деле охраны природы; 2) способствовать развитию понимания о взаимоотношениях человек и природы; 3) способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Ключевая идея: проследить саморегуляцию уч-ся , развивать критическое мышление (эссе), обучение тому, как учиться
Тип урока:изучение нового материала
Оборудование:1. Физическая карта Казахстана. 2. Книга «Заповедники Казахстана». 3. Видеоролик 4.ватман для групп , маркеры, клей, цветные листы
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой
2. Активизация знаний уч-ся :
(просмотр слайд -шоу о заповедниках Казахстана с предварительным вопросом: Определить тему урока по данному видеоряду).
Ответ уч-ся : Заповедники Казахстана
(на доске слово «Заповедники»)Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
В течение полутора минут уч-ся в тетради записывают свои ассоциации в тетрадь, затем один из уч-ся записывает эти ассоциации на доске.
3. Постановка цели урока:
Что вы знаете вообще о заповедниках?
Что бы вы хотели узнать еще о заповедниках Казахстана?
(дети называют вопросы , учитель записывает их на доске, что является целью и задачами сегодняшнего урока)
Знаю
Хочу знать
Узнал
4. Изучение нового материала :
-Вводная беседа: Вы уже много знаете о заповедниках, исходя из ваших знаний давайте вместе сформулируем понятие заповедник, в этом нам помогут наши ассоциации (каждый уч-ся высказывает свое мнение о том, что такое заповедник ) На основание выше сказанного записывается определение термина (заповедник- это особо охраняемый природный объект , где сохранены природные ландшафтные комплексы с имеющимся растительным и животным и миром )
-Проблемный вопрос: Какова по вашему мнению основная цель создания заповедников? ( мнение уч-ся ) Итог: Сохранение природы.
-Работа в паре: (5-6 минут)
Разбить уч-ся на пары-случайный выбор ( раздать цифры от 1 до 10 в двойном экземпляре, затем ученики под номером 1 садятся за первую парту, под номером два за вторую и т.д. получится 10 пар)
Каждая пара получает задание- изучить названный учителем один заповедник, на флипчарте составить кластер по заповеднику. После обсуждения материала в паре , выбирают спикера по защите своего проекта ( если есть необходимость можно защищать проект вдвоем)(прием саморегуляции).Регламент выступления 2 минуты.
Выступления защитников оцениваются апплодисментами.
5. Первичное закрепление материала :
Группы слушателей задают возникшие вопросы отвечающей группе, и затем наоборот выступающие могут задать слушателям вопросы по своей теме ( на усвоение материала )
6. Рефлексия:
Эссе «Роль заповедников в сохранении природы родного края» (8-10 предложений)
7. «Горячий стул»
(желающие учащиеся могут зачитать свое эссе без критики класса)
8. Итог урок:
Что мы узнали сегодня на уроке? (возврат к вопросам поставленным в начале урока) ответы уч-ся
9. Д/з
сделать проект о заповеднике изучаемом на уроке( на формат А-4 разместить доп. информацию о заповеднике. С целью создания книги о заповедниках)
нарисовать эмблему своего заповедника
Тема урока:Тянь-Шань
Цель урока: 1)Изучить основные черты природы горной страны Тянь-Шань, в том числе историю формирования, рельеф, строение, климатообразующие факторы, особенности высотной поясности, характеристику растительного и животного мира; 2) Развивать умение давать сравнительную характеристику; 3) воспитывать любовь к родному краю
Ключевая идея: создание атмосферы сотрудничества ( прием делегирования), самооценивание и взаимооценивание , обучение тому как учится
Тип урока:изучение нового материала
Оборудование:1. Физическая карта Казахстана.2.ватман для групп , маркеры, клей, цветные листы, раздаточный оценочный лист
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. Беседа с ребятами( психологический настрой) о изменениях, которые произошли в их жизни за период моего отсутствия.
Мини-анкетирование «Твой идеальный сосед по парте» (определение посадочных мест)
Подготовка к групповой работе. Дети берут карточку с понравившимся им цветом.Садятся по группам в соответствии с выбранным цветом.
2. Активизация знаний уч-ся :
На доске записаны ответы ( горные хребты, пик Хан-Тенгри, Заилийский Алатау, 1009 ледников, вертикальная поясность, снежный барс, Аксу-Джабаглы) уч-ся придумывают вопросы к этим ответам ( самостоятельно 2 минуты , записать в тетрадь)
Ребята все эти объекты входят в состав одной большой страны Тянь-Шань, отвечая на эти вопросы мы подробно изучим эту горную страну. Открывают тетради и записывают тему урока : Тянь-Шань
3. Работа в группах
Сегодня мы с вами будем работать в группах. Повторим правила работы в группе( уч-ся повторяют) Каждому члену группы предстоит выбрать свою роль которую он будет выполнять до конца урока. На столе лежит листочек , распределите в группе роли ( лидер- направляет работу группы, спикер- выступает перед другими группами и классом, редактор- оформляет работу, таймер- следит за временем работы в группе, консультант- консультирует и помогает работе)
1 группа-рассматривает географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Тянь-Шаня
2 группа- основные горные системы ( цель- назвать и показать горные хребты и дать краткую характеристику)
3 группа- климат, реки и ледники
4 группа- природные зоны, растительный и животный мир, заповедники
( в течении 5 минут каждый член группы самостоятельно изучая свою часть делает пометки основных моментов своей темы, затем проговаривают по кругу кто что усвоил в течении 30 секунд не повторяя предыдущего и не перебивая)
После обсуждения группа составляет кластер по своей теме
Спикер каждой группы переходит от группы к группе и в течении5 минут объясняет свой материал(прием делегирования), при этом отвечает на возникающие вопросы другой группы. Слушатели фиксируют у себя в тетради основные моменты этой темы.
4. Первичное закрепление материала : по 3 мин. на выступление
(Обратная связь) группы меняются темами и по одному или несколько представителей выходят к доске и воспроизводят тот материал, который запомнили из рассказа спикеров. Участники других групп могут дополнять .
5. Рефлексия:
Самооценка и взаимооценка работы в группе
Раздаточный лист
Роль в группе
М.
П.
В.
И.
Л.
Ср. оценка
Комментарий оценки
М.
Таймер
П.
Спикер
В.
Редактор
И.
Секретарь
Л
Лидер
6.Итог урока: игра «Горячее место»: ( на остаток времени)
Ученик находящийся на горячем месте может отвечать только да или нет ( например: самая высокая точка Тянь-Шаня - пик Хан-Тенгри- да; в горах Тянь-Шаня нет ледников- нет) и т. д.
7. Д/з
На к/к обозначить орографию гор Тянь-Шаня.
Найти интересную информацию о природе Тянь-Шаня, оформить в виде творческого проекта
П. 48 читать для общего повторения
Тема урока: Природные ресурсы и производство
Цель урока: 1)способствовать формированию знаний о роли природы в жизни человека; расширить знания уч-ся о значении природных ресурсов; развивать навыки работы в группе, 3) продолжить воспитаниеэкологического сознания, бережного отношения к природным ресурсам
Ключевая идея: формативное и суммативное оценивание , критическое мышление (прием «корзина идей», «инсерт»), создание атмосферы сотрудничества , совместное обучение
Тип урока:комбинированный
Оборудование:1. Физическая карта Казахстана. 2. Ватман для групп , маркеры, клей, цветные листы, стикеры цветные для оценивания
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой
2. Проверка домашнего задания:
Выполнение дифференцированного теста
3. Активизация знаний уч-ся :
На слайде показаны рисунки (вода , солнце, ветер, животные, растения, полезные ископаемые)
Вопрос учителя: Как вы думаете, что объединяет все эти картинки? (примерный ответ уч-ся : природа) Как эти картинки связаны с нашим уроком? (варианты ответов уч-ся : мы будем изучать для чего они человеку) Ребята и в самом деле сегодня мы будем изучать как все эти ресурсы природы используются человеком.
Запись темы урока в тетрадь : природные ресурсы и производство
4. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опробируем несколько новую форму оценивания . В течении урока вы будете оценивать свою работу и работу своих одноклассников. По итогу урока каждый из вас получит оценку.
Что вы знаете вообще о природных ресурсах?
(прием «корзина идей» каждый из уч-ся пишет на листочке бумаге о том что он знает о природных ресурсах, и их использовании, затем кладет листочек в корзину)
5. Изучение нового материала :
-(предложить уч-ся выбрать себе пару из числа уч-ся с которыми он меньше общался во время моего отсутствия)
После того как дети расселись по парам, предложить уч-ся работу с учебником посредством приема «Инсерт»( прием основан на расставлении значков в тексте, по ходу чтения текста в течении 10 минут карандашом делают пометки)
\/
+
-
?
Уже знал
Новое
Думал иначе
Не понял, есть вопросы
Работая в паре уч-ся анализируют текст учебника, обсуждая что они уже знали, что было для новое, в чем они не согласны, и что им не понятно по данному материалу. Таким образом происходит взаимообучение ребят в паре.
Затем уч-ся предлагается составить кластер по теме : «Природные ресурсы и их использование».
6. Первичное закрепление материала :
Презентация своей работы у доски.( максимально 2 минуты)
Оценивание работы( критерии оценивания):
-
полнота раскрытия темы
-
аккуратность оформления
-
правильность изложения материала
-
доступность изложения
Уч-ся имеют стикеры разных цветов( красный-5 баллов, синий- 4 балла, зеленый-3 балла, желтый- 2 балла). Каждый из уч-ся может оценить флипчарт другой пары наклеивстикер соответствующего цвета оценки. Затем подсчитывается кол-во баллов и выставляется среднеарифметическое.
7. Рефлексия:
Заполнить доверху корзину идей новыми знаниями полученными сегодня на уроке
8. Д/з
Написать эссе о рациональном использовании природных ресурсов нашей области
П. 49 читать
Опережающее задание для лидеров групп следующего урока: подготовить доп. материал об одной экологической проблеме
Тема урока:Экологические проблемы Казахстана
Цель урока: 1)дать понятие об антропогенном воздействии на природу; 2) способствовать развитиюнавыков критического мышления; 3)продолжить воспитаниеэкологического сознания, бережного отношения к природным объектам нашей страны
Ключевая идея: развивать навыки работы в группе с разными способностями, диалоговое обучение (прием «толстых» и «тонких» вопросов), обучение талантливых и одаренных детей, обучение тому как учится, критическое оценивание
Тип урока:комбинированный
Оборудование:1. Физическая карта Казахстана.2.Ватман для групп , маркеры, клей, цветные листы, 3. Раздаточный лист с формами работ для оценивания
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой
2. Проверка домашнего задания:
Использовать прием «толстых» и «тонких» вопросов
Толстый
Тонкий
Объясните почему?
Почему вы думаете ?
Предположите что будет если?
В чем различия?
Почему вы считаете?
Кто ? Что? Когда?
Может ? Мог ли?
Было ли ? Будет ?
Согласны ли вы ?
Верно ли ?
Уч-ся выбирают одноклассника которому будут задавать вопрос( например : Я задаю вопрос Максиму) ,затем уч-ся отвечает на него и задает свой вопрос другому ( правило : Одних и тех же не спрашивать )
Каждый из учеников выставляет себе оценку за эту работу , и рядом комментируют
3. Активизация знаний уч-ся :
Просмотр ролика об экологических проблемах Казахстана( например: ядерный взрыв, дети мутанты, опустынивание) с предварительным вопросом: Определить тему урока по данному видеоряду.
Ответ уч-ся : Экологические проблемы Казахстана
-Прием « обсуждение пар слов»
Поделить класс на группы из трех человек
Дать каждому ученику в группе по одной паре слов. Попросите, чтобы они подумали о том, что связывает/соединяет эти два слова и чем они отличаются.
(слова: экология , Балхаш, Арал, Каспий, полигон, пустыня, ядерный взрыв)
4. Постановка цели урока:
Ребята,скажите ,пожалуйста ,о чем мы должны сегодня говорить ? Что нам необходимо разобрать? Какая проблема связана с этими словами?
5. Изучение нового материала :
Разделить уч-ся на 4 группы по способностям ( сильный , слабый, средний), в каждой группе будет наиболее сильный участник , который будет помощником учителя на протяжении урока.
Предварительная подготовка лидеров групп была проведена на предыдущем уроке, где они получили опережающее задание о экологических проблемах ( презентации, газета, макет, проект, и т.д.) Лидер группы рассказывает в своей группе о проблеме, далее идет обсуждение в течение 7-8 минут:
1 группа- проблема Каспийского моря
2 группа- проблема Аральского моря
3 группа- проблема Балхаша
4 группа - проблема Семипалатинского полигона
На основе материала составляется кластер от каждой группы.
В раздаточном листе каждый учащийся выставляет себе оценку за работу в группе
6. Первичное закрепление материала :
Представители группы без лидера защищают этот кластер у доски( где есть возможность оценить как правильно и доступно была изложена информация лидером в группе)
На этом этапе происходит взаимооценивание( группа оценивает работу лидера, а лидер заслушав выступление своих одногруппников оценивает их, и выставляет им оценку)
6. Рефлексия:
Ответы на вопросы исключительно с помощью утвердительного (Да) или отрицательного утверждения (Нет)
• Дать ученику слово, обозначающее вещество или событие( Каспий) (например : для этой экологической проблемы характерно затопление нефтяных скважин? ( ответ: да или нет)
• Другие ученики задают закрытые вопросы, чтобы определить загаданное слово с помощью наименьшего количества вопросов. Ученик может дать только краткие утвердительные (Да) или отрицательные (Нет) ответы.
7. Итог урок:
Выведение суммативной оценки учащихся
8. Д/з
- разработать шаги по решению экологической проблемы
- нарисовать плакат по охране окружающей среды с сопровождением
П. 50 читать
Тема урока:Национальные природные парки и заказники
Казахстана
Цель урока: 1) изучить размещение на территории Казахстана особо охраняемых территорий; 2) развивать навыки работать в группе 3) воспитывать бережное отношение к природе родного края
Ключевая идея: обучение критическому мышлению ( прием «зигзаг»), критериальное оценивание, наблюдение за постановкой вопросов и ответами уч-ся
Тип урока:комбинированный
Оборудование:1. Физическая карта Казахстана. 2 ватман для групп , маркеры, клей, цветные листы
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой
Проведение игры «Путаница»
2. Проверка домашнего задания
Презентация проектов о заповеднике изучаемом на предыдущем уроке ( на формат А-4 разместить доп. информацию, эмблему о заповеднике и все что касается этого заповедника)
3. Изучение нового материала :
-Вводная беседа: Сегодня мы продолжаем изучение особо охраняемых объектов природы, и познакомимся с национальными парками , заказниками, памятниками природы Казахстана.
Использование приема «зигзаг»класс делится на три группы по счету 1,2,3
Номер 1 самостоятельно изучают пункт стр. 234- национальные парки
Номер 2 самостоятельно изучают пункт стр. 236- заказники
Номер 3 самостоятельно изучают пункт стр. 237- памятники природы
( на самостоятельное изучение 10 минут, в течении этого времени уч-ся делают кластеры, пометки, схемы в тетради. )
Через 10 минут уч-ся создают экспертные группы по одинаковым номерам группа №1, группа №2, группа №3)
Каждый участник группы рассказывает в своей группе, что он изучил самостоятельно в течение 10 минут. Затем группа составляет общий кластер по своей теме.
Следующим этапом является презентация своей работы ( один или два представителя рассказывают у доски , остальные участники группы отвечают на возникающие вопросы с места)
Оценивается работа в группе и презентация уч-ся : (критерии)
- активность работы в группе
-полнота ответа
- доступность изложения материала
4. Первичное закрепление материала :
Игра для проверки прогресса
Дать каждому ученику по карточке, содержащей вопрос и ответ. Попросите одного ученика встать и зачитать только вопрос на карточке, а затем сесть. Ученик, имеющий подходящий ответ на этот вопрос встает и зачитывает свой ответ, а затем задает вопрос по своей карточке, садится, и т.д.
(например: сколько национальных парков насчитывается в республике Казахстан? Ответ : 5)
Игра завершается тогда, когда ученик, который начал игру встает чтобы второй раз прочитать ответ на карточке. Игра завершается
5. Рефлексия:
Составить план мероприятий, посвященных сохранению природы родного края. На доске каждый записывает свой пункт плана ( можно на флипчарте)
6. Итог урок:
Выставление формативной оценки и комментирование
7. Д/з
П. 55 читать
Подготовить интересную информацию о заказнике, нац. парке, памятнике природы ( вариант работы на усмотрение уч-ся )