Рабочая программа внеурочной деятельности «По тропам Робинзона»

Рабочая программа внеурочной деятельности«По тропам Робинзона». Программа составлена для обучающихся 6 класса для проведения внеурочного занятия по ФГОС НОО Направление: общеинтеллектуальное .  Цель  программы    способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся; воспитание любви к природе родного края; формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение. пробуждение интереса к предмету география пропаганда здорового образа жизни.  
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности «По тропам Робинзона»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Аксарка



Принято

на заседании МО

протокол

от «____»__________20___г. №

руководитель МО ­­­________-/_________

Согласовано

заместитель директора

по МР

«__»___________20__г.

_________В.Б. Смерчук

Утверждаю

директор МОУ

Школа с. Аксарка

__________Е.А. Крейда

приказ от «_» сентября 20__г №

.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«По тропам Робинзона»

Программа составлена для обучающихся 6в класса

Направление: общеинтеллектуальное

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Академический час

1 раз

1час

35



Программа составлена учителем географии МОУ Школа с. Аксарка Лапиной Т.С.

2014-2015 учебный год







Содержание:







Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

8

Содержание программы

9

Календарно-тематическое планирование

11

Список литературы

15












Пояснительная записка.


Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Закона РФ «Об образовании» (документ от 29.12.2012г. №273-ФЗ), а также с базисным учебным планом школы. Данная рабочая программа базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением. В рамках общеинтеллектуального направления в данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности, по развитию познавательных способностей обучающихся 6 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому, экологическому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих также экологическим мышлением.

Цель внеурочных занятий- формировать личность, обладающей патриотизмом и экологическим сознанием, на основании которых развивается мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра зависит какое образование получат обучающие сегодня, но у них отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. У обучающихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего села, края. Возникла необходимость создания такой модели воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Средний школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, экологического мышления, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания, экологического мышления школьников, является актуальной в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята программа по краеведению. И дополнена материалом по предмету география, взята тема, на которую отводится мало часов по учебной программе - это «План и карта» и она также интересна обучающимся. И материалом обеспечивающим возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда, знаний по предмету география.

Цели программы :


  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

  • пробуждение интереса к предмету география

  • пропаганда здорового образа жизни.


Задачи программы:

Образовательные

1. создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям по географии;

2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах;

3. закрепление этих знаний на практике.

4. развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своего края, его геологической истории.

2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

4. воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

4. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Воспитание полезных привычек и пропаганда, знаний географии.

принципы:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 6-ых классах

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки. и подготовить обучающихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить практические навыки.

Формы учебной работы весьма разнообразны: практические работы, игра экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. Следить и сохранять здоровье





Методы и приемы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- работа с различными источниками;

- виды работ, связанные с практическими заданиями,

- подготовка презентации;

-работа с ресурсами сети Интернет.

- проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий

Виды деятельности учащихся на занятиях

- ориентирование на местности и чтение карт и планов различного содержания;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными , справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);

- оказание первой помощи; работа в сети Интернет.

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение обучающими способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда, знаний географии.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Закона РФ «Об образовании» (документ от 29.12.2012г. №273-ФЗ), а также с базисным учебным планом школы. Данная рабочая программа базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности, по развитию познавательных способностей обучающихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Закона РФ «Об образовании» (документ от 29.12.2012г. №273-ФЗ), а также с базисным учебным планом школы. Данная рабочая программа базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности, по развитию познавательных способностей обучающихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.





Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

- краеведческие и географические термины и понятия;

- знать основы доврачебной помощи;

- организацию технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

уметь

- работать с планом и картой;

- ориентироваться на местности;

- работать с определителем растений и животных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;

- понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

- сохранения здоровья

Программа рассчитана для обучающихся 6класса

Срок реализации программы - 1год.

Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

Режим занятий: 1 раза в неделю - по 1 академическому часу. 35 часов в год.









Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)



УУД

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.













«По тропам Робинзона»

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Знакомство с программой.

1

1

1

История развития краеведения и туризма.

1

1

2

Природа родного края

6

6

3

3

Экологическая тропа

4

4

3

4

План и карта. Топография и ориентирование

10

10

7

5

Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.

5

5

5

6

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

8

8

7

Итого:

35

35

26





Содержание программы.

Введение. Знакомство с программой. История развития краеведения и туризма.

Программа «По тропам Робинзона». Значение изучения краеведения, природы своего

края. Занятия ориентированием. Знакомство с навыками юного туриста.

Возникновение краеведения и туризма. Развитие краеведения и туризма в России.

Природа нашего края

Природа Приуральского края. Особенности рельефа. Геология края, влияние ледника. Полезные ископаемые. Особенности климата. Обь великая река России. Почвы. Многообразие растений и животных. Редкие, лекарственные растения. Я живу в Аксарке

История возникновения. Административное деление, история и культура. Аксарка многонациональное село. Культура и быт народов Приуральского района .

Экологическая тропа

Охрана растительного и животного мира. Заповедники и заказники Приуральского района Красная книга. Организация экологических троп, для пропаганды охраны природы. Правильное поведение в природе. Пожары и их предупреждение.

Топография и ориентирование.

Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Карта и план, их виды. Чтение планов и карт. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Определение высот местности. Нивелир. Вычерчивание профилей местности с использованием планов и карт. Определение понятия «ориентирование на местности». Азимут. Виды ориентирования. Съёмки местности: маршрутная, полярная, азимутальная. Подготовка и проведение соревнований с элементами ориентирования.

Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.

Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно - кишечных заболеваний, укусов насекомых.

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

Туризм и охрана окружающей среды. Выбор места, для остановки в походе. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Установка палатки. Умение разводить костёр, виды костров, умение готовить пищу. Полоса препятствий. Завязка узлов. Сборка рюкзака.

Техника безопасности при занятиях туризмом.

Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения

Подготовка и проведение соревнований.

Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма.























Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы занятий

Дата

теория

практика

Раздел 1. Введение. Знакомство с программой. История развития краеведения и туризма.

2

1

Программа «По тропам Робинзона». Значение изучения краеведения, природы своего края. Занятия ориентированием. Знакомство с навыками юного туриста.

1

1

Вводное

Занятие-поход

06.09

2

История развития краеведения и туризма в России

1

Вводное

занятие

13.09

Раздел 2. Природа родного края.

6

3

Природа Приуральского края. Особенности рельефа. Геология края, влияние ледника. Полезные ископаемые.

1

1

Экскурсия

в музей

20.09

4

Особенности климата. Обь великая река России.

1

1

Экскурсия в природу

27.09

5

Почвы. Многообразие растений и животных. Редкие, лекарственные растения.

1

Виртуальная

экскурсия, экскурсия в музей. Подготовка презентаций.

04.10

6

Почвы. Многообразие растений и животных. Редкие, лекарственные растения.

1

1

Виртуальная

экскурсия. Подготовка презентаций.

11.10

7

Я живу в Аксарке

История возникновения. Административное деление, история и культура. Аксарка

1

Экскурсия в музей

18.10

8

Аксарка многонациональное село. Культура и быт народов Приуральского района .

1

Экскурсия в музей

25.10

Раздел 3. Экологическая тропа

4

9

Охрана растительного и животного мира. Возникновение живого мира

1

Виртуальная

экскурсия

01.11

10

Красная книга. Заповедники и заказники Приуральского района

1

1

Экскурсия в музей

22.11

11

Организация экологических троп, для пропаганды охраны природы.

1

1

Проект. Просмотр презентаций.

29.11

12

Правильное поведение в природе. Пожары и их предупреждение.

1

1

Встреча. Проекты

06.12

Раздел 4. Топография и ориентирование.

10

13

Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Карта и план, их виды

1

Работа с картой и планом

13.12

14

Чтение планов и карт. Условные знаки.

1

1

Работа с картой и планом

20.12

15

Абсолютная и относительная высота. Определение высот местности. Нивелир.

1

1

Работа с картой и планом

27.12

16

Вычерчивание профилей местности с использованием планов и карт.

1

1

Работа с картой и планом. Практическая работа.

17

Определение понятия «ориентирование на местности». Азимут. Виды ориентирования.

1

Работа с картой и планом и компасом

18

Практическая на местности

1

1

Работа с картой и планом. Практическая работа.

19

Съёмки местности: маршрутная, полярная, азимутальная.

1

Работа с картой и планом. Практическая работа.

20

Практическая на местности

1

Игра

21

Подготовка и проведение соревнований с элементами ориентирования.

1

1

Игра

22

Подготовка и проведение соревнований с элементами ориентирования.

1

1

Игра

Раздел 5. Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.

5

23

Первая помощь. Предупреждение (профилактика) при ушибах, потертостях, вывихах, растяжений, переломах,

1

1

Обучение с практикой

24

Первая помощь. Предупреждение (профилактика) при ожогах, тепловых и солнечных ударах, охлаждении.

1

1

Обучение с практикой

25

Первая помощь Предупреждение (профилактика) при отравлениях и желудочно - кишечных заболеваниях.

1

1

Обучение с практикой

26

Первая помощь Предупреждение (профилактика) при простудных заболеваниях, укусах насекомых.

1

1

Обучение с практикой

27

Сборка медаптечки. Изготовление памятки.

1

1

Обучение с практикой

Раздел 6. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях. Техника безопасности при занятиях туризмом. Подготовка и проведение соревнований.

8

28

Туризм и охрана окружающей среды. Выбор места, для остановки в походе. Туристский бивак. Благоустройство бивака.

1

1

Составление памяток

29

Умение разводить костёр, виды костров, умение готовить пищу.

1

1

Практическое занятие

30

Установка палатки. Полоса препятствий. Завязка узлов

1

1

Практическое занятие

31

Установка палатки. Полоса препятствий. Завязка узлов

1

1

Практическое занятие

32

Установка палатки. Полоса препятствий. Завязка узлов

1

1

Практическое занятие

33

Сборка рюкзака

1

1

Практическое занятие

34

Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различного туристского снаряжения

1

ТБ

35

Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма. Соревнования (установка палатки, полоса препятствий с элементами туризма.)

1

1

Игра

Итого:

35

26

часов









Список литературы для учителей и обучающихся:

  1. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. - М.: СпортАкадем Пресс, 2000.

  2. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

  3. Федотов Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм. - СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.

  4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. - М., 2004.

  5. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. - М.: «Вече», 2000.

  6. Энциклопедия туриста. - М., 1993.

  7. Спортивное ориентирование - М: «Физкультура и спорт» 1990г.

  8. Медицинский справочник

  9. География ЯНАО- Пр. 2006г.

Электронные издания

  1. Мультимедийное издание «Уроки географии. 6 класс», 2009., « 6-10 класс»



Интернет-ресурсы:

  • http: //geografia.ru/

  • http: //fmm.ru

  • http: //mchs.gov.ru

  • http: //national-geographic.ru

  • http: //nature.com

  • http: //ocean.ru

  • http: //pogoda.ru

  • http: //sgm.ru/rus

  • http: //unknowplanet.ru

  • http: //weather.com

ru.wikipedia.org/wiki

nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

rgo.ru/ - Планета Земля










1. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. - М. : Сов. энциклопедия, 2005.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение,2007.

4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. - М. : Просвещение, 2009.

1



© 2010-2022