Технологическая карта урока Рельеф Евразии

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

" Рельеф Евразии"

Ф.И.О. автора: Пыжова Светлана Георгиевна

Место работы: МООУ санаторно-лесная школа г.Ярославль

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 7

Тема урока: " Рельеф Евразии"

Базовый учебник: "География материков и океанов"В.А. Коринская И.В. Душина

Тип урока: урок - исследование

Формы работы обучающихся: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Цель: формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Задачи:

1.Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

2.Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3.Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

4.Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Методы работы:

- методы проблемного обучения: частично-поисковые, исследовательские;

- методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством.

- методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения: 1. Стенные карты «Строение земной коры» и физическая карта Евразии. 2.Видеофрагмент «Гималаи» 3.Презентация урока «Строение и рельеф Евразии», выполненная в MS Power Point. 4.Мультимедийный проектор. 5. Географический атлас для 7-го класса - карта «Строение земной коры» и физическая карта Евразии. 6. Книга Т.Н. Дроздовой Э.Т.Юркиной "В поисках Атлантиды", учебник "География материков и океанов"В.А. Коринская И.В. Душина. 7.Опорный конспект. 8.Эталон диктанта с критерием оценивания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

2. Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Познавательные УУД:

- Поиск и выделение необходимой информации

- Переработка и структури­рование информации (работа с текстом, смысловое чтение)

- Выбор необходимой информации и анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- Синтез как со­ставление целого из частей.

-Установление причинно-следственных связей;

-Постро­ение логической цепи рассуждений, доказательство;

- Исследовательские действия (поиск информации, исследование);

- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме;

- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- Свободная ориентация и восприятие художественных, научных текстов.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять задачи.

- адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные УУД

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-Продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Действия смыслообразования и нравственно-этичес­кого оценивания.



Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

I. Организация начала урока:

1) Вход в урок;







2) Целевая установка;
3) Мотивация.

4) Определение темы урока;


Слайды: №1

№2



№3

Контроль готовности обучающихся к уроку.

Беседа. Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!

Я убеждена, что у нас все получится! Задание ученику (у доски)

- Составить План изучения материка

Мы сейчас изучаем материк Евразия.

Вопрос: Что уже знаем об этом материке?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Вопрос: Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Задание классу: проверить правильность составления плана

Зачитываю фрагмент с книги"В поисках Атлантиды "Об этом событии повествует единственный источник 4 века диалоги "Тимей" и "Критий"древнегреческого автора Платона"... стр 6 ..Где только не искали этот легендарный материк или страну -в Атлантическом океане, Африке, Америке, но до сих пор абсолютно достоверного ответа о местоположении пока нет. Так какая тема нашего урока?

Делаю вывод. Молодцы, ребята! Тема урока в соответствии с вашими предложениями: "А могла ли быть Атлантида в Евразии?"

Акцент!!! Облик Атлантиды из карты "Мундус Субтерануес" Кирхера 1665года

Вопрос: С помощью какого источника мы можем это узнать?

Вопрос: Как вам поможет данная карта?

Выводы:

1.Нам, ребята, необходимо усвоить особенности строения, рельефа Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

2.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы - то есть будем продолжать учиться размышлять.

Организация рабочего места.

Ученик (у доски ) Составляет План изучения материка

Ответы учеников: ФГП, история исследования.

Ответ: Самый большой по площади материк с разнообразными природными условиями благодаря ФГП.

Ответ: Строение, рельеф Евразии.

Проверяют правильность составления плана

Анализ схемы на стр.26

Пытаются сформулировать тему урока

Самостоятельно определяют тему урока.

Карта «Строение земной коры». Открывают карту атласа "Строение земной коры"

Предложения учеников

II. Актуализация знаний - фронтальная беседа.

Слайды -

№4

№5

№6

Ответы последовательно высвечиваются на экране вслед за ответами учеников



Слайд №7

Опорный конспект

Слайд №8

Чтобы успешно справиться с новой темой, нам необходимо:

Повторить полученные ранее знания.

Вопросы:

-Какие участки входят в состав земной коры?

- Что такое платформа?

- Какие формы рельефа соответствуют платформам? - Что такое сейсмический пояс

- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

Сделайте вывод: "В чем отличие платформ и сейсмических поясов по возрасту, строению и движению?"

Акцент на алгоритм работы: 1. Прочитать опорный конспект 2. Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии. 3.Данные отразите в таблице

Раздаю ОК и таблицу

Повторяем по слайдам

№4

№5

№6

Отвечают на вопросы

Ответ: Устойчивые платформы и сейсмические (складчатые) области.

Ответ :Платформам соответствуют равнины

Подвижный участок Земли

Горные территории.





Читают ОК

Работают по алгоритму

(Работают в парах)

III. Открытие новых знаний:

1. Организация исследования по карте - равнины Евразии.





Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

(этапы исследования выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):

Слайд №13

Акцент: Заглянем в недра Земли - исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе.

Вопрос: Определите древние платформы в основании Евразии

Вопрос: Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится?

Вопрос: Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос?



Вопрос: Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Сравните с другими материками - какую площадь занимают в Евразии равнины.



Задание: показать на карте все равнины

Вывод:

о не размещении Атлантиды на равнинах

Ответы: Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие

Ответ: Приём наложения карт - сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии

Результаты записывают в таблицу. Определяют абсолютную высоту, записывают.

1. Восточно - Европейская равнина (200- 500 м.). 2.Сибирская платформа -Среднесибирское плоскогорье 3. Великая Китайская равнина (200 м.), 4. Плоскогорье Декан (1000 м.), Индо -Гангская низменность

Сопоставляют карты - делают выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры

Делают вывод: На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км.

(И на равнинах не могла быть Атлантида)

Запись в таблицу

Показывают на карте равнины1. Восточно - Европейская равнина (200- 500 м.).2.Сибирская платформа -Среднесибирское плоскогорье 3. Великая Китайская равнина (200 м.), 4. Плоскогорье Декан (1000 м.), Индо - Гангская низменность

III. Открытие новых знаний:

Организация исследования по карте - Горы Евразии.

Слайд №14

Слайд №15

Делаем вывод:

Слайды:

№16

Слайды:

№17 №18 №19

Слайды:№20 №21

Вопрос: Какие участки земной коры расположены между платформами?

Где расположены области новой или кайнозойской складчатости - горные области на границах между плитами? Запишите - области новой складчатости.

Рассказ: Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении?

- Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор.

Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско - Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту.

Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках?

- В Евразии есть высочайшие горы - запишите в таблицу.

Вывод: Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м.

Рассказ: В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс.

Вопрос: Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе?

Частью какого кольца они являются?

Какой вулкан является самым высоким в Евразии?

Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу.

Назовите, покажите, запишите в таблицу.

Вопрос: Так могла Атлантида быть в Евразии?

Вывод: Рельеф Евразии контрастен и разнообразен.

Исследование по карте и запись в таблицу

Отмечают в таблице:

Показ на карте

Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м

Отмечают в таблице

Вывод о высочайших вершинах Земли - Гималаях

Запись в таблицу: (Вулканические (запись в таблице)

Тихоокеанского огненного кольца. Ключевская сопка (4688 м.)

Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м). Показ на карте: Ключевская Сопка Кракатау ,Фудзияма

Вывод о возможности размещения Атлантиды в сейсмических поясах (анализ, синтез и обобщение).

1V. Закрепление изученного - обратная связь



Диктант

(даны формы рельефа, а учащиеся должны отметить "да" или "нет")

Задание. Сопоставьте бланк ответов с правильными ответами, поднимите руки, у кого всё совпало, вы сегодня получаете «5»

Делают выводы.

Сопоставляют с готовым эталоном.

Анализируют свою работу.

Самопроверка, выставление отметок.

V Введение знаний в систему.

Творческая работа - проект ученика:

Слайды - проект ученика:

"Моя Атлантида"

Анализируют и оценивают

проект товарища

VII . Просмотр видеофрагмента - решаем проблему.

Видеофрагмент "Гималаи"

Загадка. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её разгадать! Посмотрим, как мы научились думать и размышлять!

Посмотрим видеофрагмент. / Просмотр видеофрагмента, в котором геологи поднимаются на склоны Гималаев и собирают окаменелые остатки древних морских организмов, обитавших на дне океана, а в настоящее время оказавшихся на высоте более 5000 метров. В самый интересный момент просмотр останавливается/ Остановка.

Проблемный вопрос. Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться в высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров?

Все гипотезы рассматриваются - размышляем, вспоминаем.

(После обсуждения ответов учащихся) Продолжаем смотреть видеофрагмент, и находим правильный ответ:

После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан.

В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту - поднялись высочайшие горы Земли - Гималаи, Тибет и другие.

Вопрос. Какие процессы свидетельствуют, что горообразование продолжается?

Просматривают видеофрагмент

Высказывают различные гипотезы - обсуждение аргу-



Гипотеза учеников:

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения. Пример Японии ментов.

VIII. Подведение итогов урока.

Вывод учения о ноосфере, разработанного В.Вернадским. "Человек, получив разум, возобнил себя повелителем Вселенной и природа жестоко отомстила. Так погибла Атлантида. Человек должен не нарушать естественного процесса саморазвития Природы".

Обучающиеся слушают

отрывок с диалога Платона"Тимей и Критий"

IX. Домашнее задание (записано в дневнике).

Слайд №22 №23

1.На контурную карту нанести горы, равнины, вершины, вулканы и выучить. 2.Выучить § 60 с опорой на таблицу 3.Творческое задание (по желанию) -Сочинение - размышление на тему: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой…» Вернадский В.И.

Обсуждаем домашнее задание.

X. Рефлексия.

Вывод учителя:

Мы сегодня все хорошо потрудились.

(Особо отличившиеся получают оценки).

Беседа по оценке своей деятельности на уроке.

Выводы учеников: (по алгоритму). 1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
2. Ты помогал другим или тебе помогали?
3. Что вызвало наибольшие затруднения?
4. Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит закрепить)



© 2010-2022