Миграции населения 9 класс

Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 9 класс Предмет(ы): География Цель урока: Познакомить учащихся с основными особенностями миграционных процессов на территории России, систематизировать основные понятия темы; Продолжить формирование умения анализа картографического и статистического материала; умения «активного слушания», составления логического опорного конспекта (ЛОКа); Развитие коммуникативных навыков, формирование активной жи...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения мира» с применением ИКТ.

Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Задачи:

- рассмотреть миграции населения и ее виды.

- изучить причины миграции населения.

- познакомится с показателями, изучающими миграционные процессы.


Содержание и ход урока

1. Повторение ранее изученного.

На прошлых уроках мы познакомились с темами: «Население России», «Численность и воспроизводство населения. Записали ряд определений, которые я вас просила выучить. Поэтому прежде чем приступить к новой теме, проведем географический диктант.

Перед вами листочки с терминами. Я сейчас буду называть номер вопроса и читать определение. Ваша задача поставить номер вопроса на нужный термин.

Рождаемость

Демография

Демографический взрыв

Демографическая политика

Естественный прирост

Демографический кризис

Смертность

Воспроизводство

Вопросы:

  1. Наука, занимающаяся проблемами народонаселения и его воспроизводства. (Демография)

  2. Резкое снижение численности населения (Демографический кризис)

  3. Процесс непрерывной смены поколений ( Воспроизводство)

  4. Разница между числом родившихся и числом умерших ( Естественный прирост)

  5. Резкое повышение численности населения ( Демографический взрыв)

  6. Количество родившихся за год на 1000 жителей (Рождаемость)

  7. Количество умерших за год на 1000 жителей (Смертность)

  8. Меры, принимаемые государством по регулированию рождаемости

( Демографическая политика)

А теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь листочками. Вот что у вас должно было получиться.

6

1

5

8

4

2

7

3

Итак, если 8 правильных ответов ставим «5»

Если 6-7 ставим «4»

Если 4-5 Ставим «3»

Если 3 и менее ставим «2»

У кого «5», «4», «3», «2»

Молодцы!

2. Изучение нового материала.

-Ребята давайте вспомним на каком месте по численности населения находится Россия?

( На восьмом)

-Какие страны опережают нашу страну по численности населения?

1 Китай 1 321 851 888

2 Индия 1 130 866 154

3 США 303 139 947

4 Индонезия 234 693 997

5 Бразилия 186 010 647

6 Пакистан 164 741 924

7 Бангладеш 150 448 339

8 Россия 141 927 900

9 Нигерия 133 031 164

10 Япония 127 433 494

11 Мексика 105 700 891

До недавнего времени Россия находилась на 9-м месте. Сейчас переместилась на 8-ое. Как вы считаете, это произошло из-за увеличения рождаемости или есть другие причины?

Действительно согласно данным статистики в Россию за прошлый год на территорию РФ въехало 14 миллионов 422 тысячи иностранных граждан, 85% из которых трудоспособного возраста.

Итак , как вы думаете какая тема нашего урока?

МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Баранского

«Люди - не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами.»

Каких целей мы должны достичь по окончании урока? Что мы должны узнать?

-познакомиться с понятием «миграция» и ее видами;

-изучить особенности миграций в РФ; выявить проблемы, возникающие при

активной миграции населения и определить пути решения проблем.

На протяжении урока вы будете заполнять таблицу. Некоторые данные там уже внесены, а некоторые слушая внимательно на уроке меня и ваших одноклассников вы должны заполнить самостоятельно. В конце урока мы с вами проверим эту таблицу.

Что же такое миграция? (ответы детей)

- Все ли перемещения населения мы можем назвать миграцией?

Однако не всякое переселение может считаться миграцией, а лишь то, при котором человек пересекает какие-либо административные или государственные границы.

Миграции - перемещение населения с пересечением административных или государственных границ и изменением постоянного места жительства. (запись определения в тетрадь)

Миграцию еще по-другому называют « Механическое движение населения»

Вся история России- это освоение новых территорий.

Миграции относят к явлениям государственного масштаба. Для решения проблем связанных с миграцией создана федеральная миграционная служба.

Все миграции можно разделить на 2 большие группы по форме освоения территории:

1. внутренние

Как вы думаете, что это за миграции? Куда можно переезжать внутри страны?

малый город - большой город

село - город ( процесс урбанизации)

город - село ( процесс субурбанизации)

межрайонные

2. Внешние

Что это за миграции?

1.иммиграция

(въезд)

2. эмиграция

(выезд)

3. реэмиграция

(возвращение эмигрантов на родину)

Внутренние мигрции составляют 80-85%

Внешние 15-20%

Миграции можно также поделить и по продолжительности?

Как вы думаете как?

Откройте учебник на стр. и посмотрите схему. Назовите эти виды миграций.

Приведите примеры миграций.

Сезонная миграция - временное перемещение населения, вызванное необходимостью привлечения доп.рабочей силы на сезонные работы, туризмом и др.

Маятниковая - регулярное, обычно ежедневное перемещение населения из одного нас.пункта в другой на работу или учебу и обратно. Особенно развита в пригородных зонах крупных городов.

Как вы думаете каковы могут быть причины Миграций? Что может людей заставить переезжать из одних мест проживания в другие?

Причины миграции

Политические - несогласие с существующим строем.

Национальные - притеснение национальностей.

Религиозные - вражда на почве разнообразных вероисповеданий.

Экологическая - загрязнение окружающей среды.

Экономические - проблемы экономического характера.

Миграции также можно разделить по степени добровольности, эти же миграции можно считать наиболее крупными в России:


  1. Добровольные

  2. Вынужденные

  3. Принудительные

Сообщения учащихся (Маркина, Зайцев, Ильин)

В нашей стране был еще один своеобразный вид миграций - это насильственное массовое выселение заключенных на каторгу и ссылку в период сталинских репрессий 30 - 50 годов, в этот период были созданы сотни лагерей для заключенных по всей стране. (Назарова)

Показ видеоролика.

Обратимся к карте на слайде. Назовите регионы России из которых преобладает отток населения?

Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффицентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехали туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах (например, купить дом или квартиру, автомобиль и т. д.). Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. Например, стоимость минимального продуктового набора в Магадане вдвое выше среднероссийской и втрое выше, чем в областях Центрально-Чернозёмного района.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало-Поволжье. Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

Изменились и миграции между городом и селом. Миграционный отток из села в город прекратился. Более того отмечались даже переселения горожан в сельскую местность (правда, очень незначительные по объёму). Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на садово-огородные участки, в доставшиеся по наследству деревенские дома.

Из каких стран чаще всего приезжают в Россию? Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Украина, Белоруссия и тд.

С какой целью они приезжают в Россию? ( Заработки)

Значит можно сказать, что к нам в основном едут трудовые мигранты. Вот как выглядим мы по сравнению с другими странами.

Видеоролик.

Нужны ли иммигранты России?

Расчеты показывают, что, при принятых гипотезах изменений рождаемости и смертности, для поддержания неизменной численности населения на протяжении 50 лет совокупный объем чистой миграции в Россию должен составлять от 35 млн. человек (примерно 690 тыс. в год, в случае наиболее благоприятной эволюции рождаемости и смертности , и до 69 млн. (около 1,4 млн. в год) при их неблагоприятной динамике.

Получается что иммигранты нам нужны.

Итак проверим таблицу. Что у вас получилось? (проверка таблицы)

3. Закрепление

Ну, а теперь давайте закрепим, полученные знания. Работаем в парах. тренировка в определении видов миграции.

Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову - поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.

"Вот это миграции", - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Ответ: Иванов - временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров - эмигрант. Прабабушка Сидорова - в годы войны - насильственная; после победы - репатриация. Наталья (сестра Иванова) - трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова - реэмиграция.

4. ИТОГ

Молодцы. Сегодня хорошо поработали. Как вы считаете мы достигли целей урока. Что мы сегодня нового узнали?

Выставление оценок.

5. Д/З

Параграф пересказ. Дополнительно. Особенности миграции Оренбургской области.

© 2010-2022