Методическая система работы учителя географии

Методическая тема, над которой  работаю,  - «Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности». Цель работы: развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:1) Внедрять в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету география, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний; 2) Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциал...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 с УИОП

















Методическая система

учителя географии

Мындра Людмилы Николаевны















Анна 2012

Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Моя методическая система - это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Требования к выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей местного социума и государства в целом. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.

Методическая тема над которой я работаю - "Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности".

Цель работы: развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

1) Внедрять в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету география, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний;

2) Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;

3) Вовлекать учащихся в различные формы познавательной деятельности, отрабатывать умения и навыки, необходимые для социализации личности.

Увы, сегодня география для многих - предмет не первостепенной важности. Он не востребован для поступления (результаты ЕГЭ по географии принимают только на географические факультеты). При этом всем учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.

Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать детей моим предметом? Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности? Дать ответ на эти вопросы нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным - существенную роль играет урок. Он длится 45 минут, и в каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их, безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока. На уроке происходит общение учителя и ученика. По его итогом судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок - это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное - сложно, что все сложное - интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу. Провожу уроки-КВНы, семинары, лекции, уроки-походы, уроки-поиски, уроки-исследования. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме. Иногда сама принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления - это одна из главных моих задач.

Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к комплектации кабинета географии следует подходить с особой тщательностью. В моем кабинете имеются интерактивная доска, мультимедиа-проектор, компьютер с выходом в Интернет, дидактика 2-2S правосторонняя, интерактивные карты, комплект мультимедийных средств обучения, комплект демонстрационных материалов, приборы, инструменты, оборудование. В современных условиях без такого набора изучение географии практически невозможно. Использование данных средств формирует у школьников необходимые навыки и умения, а практические работы, проведенные с помощью имеющихся в кабинете коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых, гербариев, показывают практическую направленность географии и позволяют учащимся изучать натуральные объекты природы. Таким образом, технические достижения делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Методическая тема, над которой я работаю, - "Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии" - побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. В своей работе использую следующие технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровые, проблемного обучения, технологии сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно-коммуникативного обучения, индивидуализации обучения.

Мое педагогическое кредо - видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Моя задача - создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами. Конечно, должна быть дистанция между учителем и учеником, но это не стена, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и «сильных», и «слабых» учащихся.

Немаловажную роль в моей работе играют информационно-коммуникационные технологии. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. География должна быть "живой", учить образному мышлению, формированию "географической картины мира". Не случайно в 1967г. Дэвид Трейклер констатировал: "Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно". Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Это хорошая «шпаргалка» для учителя. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Отныне моя методическая система включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование - это очень эффективно!

К сожалению, современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. Понимая особенности современных детей, надо использовать компьютер как активное средство обучения. Но все-таки на первом месте должен быть УЧИТЕЛЬ, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика. Попробуйте удалить учителя из образовательного процесса, оставьте только с дистанционным обучением, ИКТ - образуется вакуум бездушия, несопереживания, несоучастия, который будет затягивать в свое пространство со скоростью света. Не человек, а робот - вот что ожидает нас. Поэтому, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не забываю, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели - познать мир и найти себя в этом мире. Вот и пусть в нашем образовательном "оркестре" основные партии принадлежат и книге, и ИКТ, во главе с дирижером УЧИТЕЛЕМ. В итоге - прекрасная музыка - гармонично развивающаяся личность, то есть наш УЧЕНИК.

Моя позиция учителя - это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

  • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;

  • использование различных источников знаний - людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;

  • организация работы в группах разного состава;

  • игра, погружение в предмет.

Мои методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

В процессе моего становления как учителя я определила для себя следующие задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

  • Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

  • Настраивать ребёнка на успех. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

  • Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.

  • Не требовать от ученика того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  • Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.

  • Создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся

Моя задача как учителя - вселить в ребенка уверенность в собственных силах. Я считаю, что потерпеть неудачу - это не самое худшее, хуже - не пытаться. У ребёнка должен отсутствовать страх во время ответа. И наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят. Здесь помогают здоровьесберегающие технологии, которые предусматривают не только горячие обеды, спортзалы, бассейны, но и улыбку учителя, доброжелательную атмосферу, создаваемую всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!

Поощряю любые, пусть даже противоречивые, суждения, свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.

Как человека и педагога меня волнует мысль о том, как помочь моим ученикам жить в условиях сложной экологической обстановки. Мною была разработана программа элективного курса для 9-х классов: "Окружающая среда и здоровье человека", рассчитанная на 17 часов. Элективный курс рассмотрен на районном методическом объединении учителей географии и утвержден РИМК. Достижения главной цели этого курса вижу в решении учебно-воспитательных задач, которые включают в себя понимание сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством. Один из путей экологического воспитания школьников - воспитание любви к родной природе, ее красотам. Таким образом моя методическая система пополнилась ещё одним тезисом: Овладение географией невозможно без краеведческой работы! Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

Цель моей краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Одним из способов реализации краеведческого принципа образования для меня стала внеурочная работа по предмету. Началом этой работы стали творческие задания учащимся на уроках, которые связаны с исследованием своей местности. За ними последовали учебные экскурсии: Воронежский Государственный заповедник, Дивногорье, г. Воронеж - музеи, ботанический сад, Центр атомной энергии, экскурсии на местности. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, формирования картины целостности мира, его хрупкости и уязвимости. Мы учимся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязей в природе. Экскурсии помогают собрать уникальный краеведческий материал, а при использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока, которые его оживят и сделают более эффективным. Связь с историей, биологией, географией нашего края, совместные поездки по области позволяют не только узнать больше, но также сплотиться коллективу, раскрепоститься на уроках. А еще экскурсии вдохновляют на создание различных проектов: "Рекреационные и туристические маршруты Дивногорья", "Сохраним сегодня, чтобы жить завтра" (работа посвящена гидрологическому памятнику - отрезку реки Битюг), "История формирования территории Аннинского района", "Кто на юг, а мы на Битюг" и т.д.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Так в рамках работы НОУ "Координаты", которое действует в нашей школе 4-й год, учащимися были созданы следующие проекты: «Архитектурная и духовная доминанта Анны», «Железнодорожный вокзал - памятник архитектуры 19 века», «Социально-экономическая деятельность князей Барятинских в Анне», «Аннинский дендропарк - произведение садово-паркового искусства». Используя метод проекта, мои ученики не только делают компьютерные презентации о родных и интересных местах Воронежской области, но и успешно демонстрируют навыки исследовательской деятельности на районных и областных конкурсах и конференциях: Муниципальная ученическая научно-практическая конференция «Юность: творчество, поиск, успех» - диплом, 3 место, Воронежский государственный университет XXVI конференция научного общества учащихся - диплом, 1 место, Областной заочный конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос" - диплом 3 степени, VI региональная научно-практическая конференция школьников г.Воронежа и Воронежской области "От любви к природе к культуре природопользования" - благодарность, Областной (в рамках Российского национального) конкурс водных проектов старшеклассников - диплом 3 степени.

В процессе краеведческой работы учениками и мною, учителем географии, накоплен богатый материал о своем крае, который используется на уроках и классных часах. Думаю, проделанная работа в этом направлении не напрасна. Учащиеся заинтересованы, чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Данная деятельность позволяет поддерживать и развивать таланты учащихся и формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своей родине и более бережное отношение к окружающей среде. Новизна такой работы состоит в том, чтобы знакомить детей с проблемами родного края, заинтересовывать их, заставлять мыслить и чувствовать, начиная с раннего возраста.

При проведении уроков, на которых изучается региональный компонент, мы, учителя, ощущаем острый дефицит информации. Существующий УМК безнадежно устарел, а новых ресурсов просто нет, информацию приходится собирать по крупицам. Сложившаяся ситуация побудила меня на создание своего методического мультимедийного пособия по географии Воронежской области "Воронежская область: природа, население". Для усиления практической направленности изучаемого материала, нацеленности школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности, мною были разработаны практические работы по краеведению: "Определение по плану местности объектов, направлений, расстояний, азимутов", "Характеристика горных пород своей местности", "Сравнение климатических показателей по г. Воронежу в разные годы", "Характеристика полезных ископаемых", "Нанесение на картосхему пограничных территорий области".

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей социально-экономического профиля. Это позволяет подключить коллег к краеведческой деятельности, объединить усилия в большом, общем деле.

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Я - не исключение. Я хочу быть успешным учителем! Успех учителя - это успехи его учеников, и они есть: Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады - победители, Региональный этап Всероссийской предметной олимпиады - участие, Областная заочная олимпиада "Планета Земля. Взгляд из Космоса" (в рамках Всероссийской олимпиады "Созвездие-2012") - диплом 1 степени, Всероссийская Олимпиада "Созвездие 2012" г. Королев - грамота, Конкурс "Школьные инновационные кадры Воронежской области: Достижение" (в рамках регионального форума Молодежный инновационный Форум Воронежской области) - печатная работа в сборнике научных трудов преподавателей, студентов и учащихся "Они прославили Воронеж", печатная работа в научно-методическом журнале - "Исследовательская работа школьников", учредитель: Издательский дом "Народное образование".

Лучшим учителем для человека является время. Учитель всегда следит за временем: урок идет 45 минут, перемена - 10. Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. Мы должны сами это решать: мы и наши ученики. Они - люди будущего, и они знают, что я очень хочу их понять, хочу удивляться и радоваться вместе с ними и помочь им создать Новый мир, где каждому человеку будет комфортно. В настоящее время у меня более 200 учащихся. Все они родные. Их объединяет наш поселок, наша школа и возраст. Хочется видеть их благополучными людьми в благополучной стране. Для меня никогда не вставал вопрос: Что важнее - обучение или воспитание?.. Исхожу из того, что воспитанный ребенок никогда не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему, думаю, можно назвать мою методическую систему и воспитательно-ориентированной. Вот почему в своей работе я ориентируюсь на слова американского философа Ральфа Эмирсона «Истинный показатель цивилизации не уровень богатств, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной». На самом деле, понять мир самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю - нет. Нужно быть открытым для всего нового и это расширит педагогические возможности, даст пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.

Профессиональная активность учителя - это участие в конкурсах, семинарах, проведение мастер-классов, тренингов, выступления на МО, педсоветах и многое-многое другое. С появлением компьютера и Интернета для меня открылся целый мир - мир без границ. Это позволило по-новому взглянуть на себя и свою работу, сравнить с коллегами со всей России, расширить свои интересы. Работаю в интернет-сообществах учителей: Сеть творческих учителей, Завуч. Инфо., dnevnik.ru, IgraZa.ru, ProШколу.ru.

Принимаю участие в муниципальных, областных, Всероссийских конкурсах, фестивалях, ведь это не только обмен опытом с коллегами, но и возможность узнать что-то новое. В 2012 году приняла участие в конкурсе «Урок XXI века» объявленном образовательной сетью Дневник.ру совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и в конкурсе лучших педагогов образовательных учреждений на грант Главы Аннинского муниципального района.

Обобщаю опыт работы, печатаясь в различных сборниках, по проблемам: "Использование ИКТ на уроках географии", "Создание мультимедийных пособий - одна из инновационных составляющих преподавания географии в современной школе", "Диагностико-мониторинговые исследования глазами учителя, классного руководителя и родителей учащихся" и др.

Окончив в 1995 году ВГУ, географический факультет, связи с ним не потеряла. Участвую в региональных научно-практических семинарах, конференциях научного общества учащихся, проводимых ВГУ. Провожу открытые консультационные заседания НОУ "Координаты" с научными руководителями-преподавателями ВГУ факультета географии, геоэкологии и туризма - Быковской О.П., кандидатом географических наук, доцентом кафедры физической географии и оптимизации ландшафта и кандидатом географических наук Горбуновым А.С., которые оказывают информационную помощь, предоставляют новинки разнообразной географической литературы и картографический материал.

Моя методическая система, базирующаяся на научных источниках, несёт в себе и мой практический обобщённый опыт, начало которого положили Коломиец Валентина Николаевна, мой первый учитель, и учитель географии, отличник народного просвещения - Татаринцева Людмила Андреевна. Они не только привили мне любовь к географии, но и дали понимание необходимости таких видов деятельности, как работа с картами, практическим материалом, работа на местности. Сегодня это называют системно-деятельностным подходом. Географический факультет ВГУ дал мне уверенность в том, что даже самые простые уроки должны иметь под собой научную основу.

Таким образом, труд, затраченный на формирование познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

Проведённый анализ подтвердил результативность реализации методической системы: повышение качества обучения до 77, 19 %; повышение мотивации к обучению - 89%; понижение уровня тревожности на 12%; участие в конкурсах, олимпиадах, исследованиях, проектах - 100%.


© 2010-2022