• Преподавателю
  • География
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 10 класс Учитель: Журкина Раиса Николаевна Программа разработана на основе авторской программы по географии В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 2012г. , изд. «Дрофа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 10 класс Учитель: Журкина Раиса Николаевна Программа разработана на основе авторской программы по географии В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 2012г. , изд. «Дрофа»

Рабочая программа составлена в соответствии с: - федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089); - авторской программы по географии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 2012г., изд. «Дрофа»; - учебно-методическим комплексом: учебник: В.П. Максаковский, Экономическая и социальная география мира. 10класс._ М.: Дрофа, 2012. УМК: Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10кла... - основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115 от 01.09. 2014 г.; - программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013 г. На основании: - статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г. - Устава МБОУ: Побединская СОШ; - положения о рабочей программе по учебному предмету, осуществляющего функции введения ФКГСОО №120 от 01.09.2014г. Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгодонской район

п. Победа



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Побединская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ: Побединская СОШ

________________Л. Н. Семеренко

Приказ № 121 от 01.09.2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

10 класс

Количество часов: 29

Учитель: Журкина Раиса Николаевна

Программа разработана на основе авторской программы по географии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 2012г., изд. «Дрофа».

«Экономическая и социальная география мира».

10класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

- авторской программы по географии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 2012г., изд. «Дрофа»;

- учебно-методическим комплексом: учебник: В.П. Максаковский, Экономическая и социальная география мира. 10класс._ М.: Дрофа, 2012.

УМК: Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10класс.-М.: Дрофа, 2012г. Географический атлас. 10класс._М.: Дрофа,2012г.

- основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115 от 01.09. 2014 г.;

- программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013 г.

На основании:

- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

- положения о рабочей программе по учебному предмету, осуществляющего функции введения ФКГСОО №120 от 01.09.2014г.

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ­ной школе, и


рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не плани­рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.



Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану школы всего на изучение географии в 10 классе выделяется 29часов, по 1 часу в неделю.


Содержание учебного предмета

Введение

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной - к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.

Часть I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и

локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Практические работы1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

Тема 2. Природа и человек в современном мире

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные,

биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная

деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Практические работы

1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.

5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

Тема 3. География населения мира

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения,

демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения

мира. Мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций.

Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.География населения как ветвь социально-экономической географии.

Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).

Практические работы1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 - 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.

6. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.

7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйствоПонятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание ролчеловеческого

фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.

Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и

Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.

Практические работ1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Страны

Отрасли их международной специализации

3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

4. Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.

5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

6. С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».

7. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая

электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.

Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.

Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).

Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.

Практические работы1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

5. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.

6. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

Проектные (групповые) задания1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Вид урока

Формируемые понятия

Межпредметные связи

Формы контроля

сроки

оборудование

1.

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики».

География, экономическая и социальная география мира; социология; геоэкология

История; обществознание

Практическая работа

01.09

Атлас 10кл.

2.

Типология стран современного мира.

Обзорная лекция; самостоятельная работа, презентация.

Типология; качественные изменения; количественные

История; экономика

Фронтальный опрос у карты

08.09

Пол.кар.

3.

Государственный строй и основные формы административно территориального устройства стран мира.

Практическая работа № 2

«Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»

Республика; монархия: конституционная, абсолютная, теократическая; унитарное государство; федерация

История; обществознание; экономика

Практическая работа

15.09

Электр.уч.

Атлас 10кл.

4.

Международные отношения. Политическая география и геополитика.

урок- диалог, презентация.

НАТО; ООН; политическая география

История; обществознание; экономика

Фронтальный опрос

22.09

Электр.уч.

5.

Современная политическая карта мира.

обобщающий урок

зачет

29.09

Электр.уч.Атлас 10кл.

6.

Взаимодействие общества и природы.

урок-диалог, презентация.

географическая среда; природопользование;экстенсивный путь развития; интенсивный путь развития

экология; биология; история

Фронтальный опрос

06.10

Электр.уч.

7.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

урок- семинар, презентация.

загрязнение окружающей среды; ОПТ; геоэкология

экология; биология;

Фронтальный опрос

13.10

Электр.уч.Атлас 10кл.

8.

Оценка мировых природных ресурсов.

Практическая работа№3«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

природные ресурсы; ресурсообеспеченность; ПРП территории.

экология; биология физическая география

Практическая работа

20.10

Электр.уч.

9.

Ресурсы Мирового Океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

урок-конференция

аквакультура; мари культура;термоядерная энергия; рекреационные ресурсы

экология; биология;

Фронтальный опрос

10.11

Электр.уч.Атлас 10кл.

10.

Природные ресурсы мира.

обобщающий урок

зачёт в виде теста

17.11

Электр.уч.Атлас 10кл.

11.

Численность и воспроизводство населения мира.

Практическая работа№4«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».

этнология; демография; воспроизводство; депопуляция; демографическая политика

история; обществознание

Практическая работа

24.11

Электр.уч.Атлас 10кл.

12.

Состав (структура) населения.

Практическая работа № 5

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».

возрастно-половая пирамида; ЭАН; этнос; однонациональное и многонациональное государства

история; обществознание

Практическая работа

01.12

Электр.уч.

Атлас 10кл.

13.

Размещение и миграция населения.

Практическая работа№6«Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира».

миграция; эмиграция; реэмиграция

история; обществознание

Практическая работа

08.12

Электр.уч.Атлас 10кл.

14.

Урбанизация.

урок- семинар; практическая работа

урбанизация; геоурбанистика

история; обществознание

тестирование

15.12

Электр.уч.Атлас 10кл.

15.

Население мира.

обобщающий урок

зачёт

22.12

Электр.уч.Атлас 10кл.

16.

Характеристика научно-технической революции.

урок-лекция, презентация.

НТР; техника; технология; автоматизация; революционный путь; Интернет; ГИС; кибернетика

экономика информатика; история; обществознание

Фронтальный опрос

12.01

17.

Современное мировое хозяйство.

урок-лекция, презентация.

мировое хозяйство; МГРТ; международная экономическая интеграция

история; обществознание

Фронтальный опрос

19.01

Электр.уч.Атлас 10кл.

18.

Международное географическое разделение труда.

урок-лекция, презентация.

ЕС; АТЭС; НАФТА; АСЕАН; ЛАИ; ТНК

история; обществознание

Фронтальный опрос

26.01

Электр.уч.Атлас 10кл.

19.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

стандартный урок, презентация.

аграрная экономика; постиндустрия; ТСК; депрессивный район; региональная политика

история; обществознание

Фронтальный опрос

02.02

Электр.уч.

Атлас 10кл.

20.

Основные факторы размещения производительных сил.

стандартный урок с элементами самостоятельной работы

технопарк; технополис

История; обществознание; экономика

опрос по индивидуальным карточкам

09.02

Полит.кар.

21.

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

самостоятельная работа с текстом учебника, презентация.

История; экономика

Фронтальный опрос

16.02

Электр.уч.Атлас 10кл.

22.

Научно-техническая революция.

обобщающий урок

зачёт в виде тестирования

02.03

Электр.уч.

23.

География промышленности.

урок-лекция, презентация.

старые отрасли; новые отрасли; новейшие отрасли

Обществознание; экономика

Фронтальный опрос

16.03

Электр.уч.Атлас 10кл.

24.

Топливно-энергетический комплекс мира.

лекция с элементами беседы; практическая работа по контурной карте, презентация.

ТЭК; ТЭС; ГЭС; АЭС

экономика география 9 класс

Фронтальный опрос

06.04

Электр.уч.Атлас 10кл.

25.

Горнодобывающая промышленность; металлургия.

урок-практикум; практическая работа с текстом учебника, презентация.

ориентация на потребителя; страны с переходной экономикой

История; обществознание; экономика

Фронтальный опрос

13.04

Электр.уч.Атлас 10кл.

26.

Машиностроение.

практическая работа с текстом учебника, презентация.

электроника; судостроение

История; экономика

Фронтальный опрос

20.04

Электр.уч.Атлас 10кл.

27.

Химическая и лесная , лёгкая промышленность.

стандартный урок с элементами самостоятельной работы, презентация.

История; химия; экономика

опрос по карточкам с заданиями

27.04

Электр.уч.Атлас 10кл.

28.

. География сельского хозяйства и рыболовства

Практическая работа№7«Определение стра- экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,

товарное с/х; сельское хозяйство; традиционное с/х; потребительское с/х; «зелёная революция»

химия; история; биология

Фронтальный опрос

18.05

Электр.уч.

Атлас 10кл.

29.

География транспорта мира. Основные формы всемирных экономических отношений

стандартный урок с элементами самостоятельной работы, презентация.

химия; история; биология

Практическа

я работа

25.05

Электр.уч.

Атлас 10кл.

материально-техническое обеспечение

1. Учебник: В.П. Максаковский, Экономическая и социальная география мира. 10класс._ М.: Дрофа, 2006.

2.УМК: Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10класс.-М.: Дрофа, 2006.

3. Географический атлас. 10класс._М.: Дрофа,2006.

4.Дополнительная литература: Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров Глобальная география. - М.: Дрофа,2007.

5.Сиротин, В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2003.

6.Сиротин, В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2004

7.Контрольно-измерительные материалы. География:10 класс, сост.Е.А.Жижина.-М.:Вако.2012

Формы промежуточного контроля: тестирование, тематический зачет, практикум.

Форма итогового контроля - тестирование, итоговая аттестация

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать и понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

  • структуру мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, специфику отдельных стран, специализацию в системе международного разделения труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

  • применять разнообразные источники информации для проведения наблюдений за природными и социально - экономическими объектами;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

  • сопоставлять карты различной тематики.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов текущих событий и ситуаций

Нормы оценок по географии


  • Отметка «5»

  • · ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • · правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • · правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

  • Отметка «4»

  • · ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.


  • Отметка «3»

  • · ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;

  • · затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

  • Отметка «2»

  • · ответ неправильный;

  • · нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

  • Отметка «1» - ответ отсутствует.

15



© 2010-2022