Рабочая программа по географии 5 кл ФГОС Дронов

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ

________/Г.А. Кабирова/ МБОУ «Шугуроская СОШ им. В.П.Чкалова» «Шугуровская СОШ им.В.П.Чкалова

Протокол №1 от 22.08.2015год _________/Э. И. Гарифуллина/ ____________/Р.Р.Гимаев/

Приказ№177 от 28.08.2015 год

«26» августа 2015г.


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени Валерия Павловича Чкалова»

Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

по географии для 5 класса.


учитель 1 квалификационной категории

Гильманов Наиль Анурбекович




2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса общеобразовательного учреждения составлена на основе следующих нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644)

- Федеральной примерной программы начального (основного) общего образования по географии, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта 2011 года;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год;

- учебного плана МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» МО «ЛМР» РТ на 2015-2016 учебный год.

Основная цель курса изучения географии в школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.


2. Общая характеристика предмета

«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание

уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


3. Место географии в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану МБОУ «Шугуровская СОШ им.В.П.Чкалова» на 2015-16 учебный год, всего на изучение географии в 5 классе выделяется 35 ч, по 1 часу в неделю ,что соответствует программе .


4.Содержание обучения

Методы научного географического познания (1ч.)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа 1. Работа с электронными картами.

РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)

Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое

план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(12ч.)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины

разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа. 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт


Методы научного географического познания

Система географических наук. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи.

Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Аэрофотоснимки и космические снимки. Ориентирование на местности. Геоинформационные системы.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

Земля и вселенная

Земля - часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времен года. Пояса освещенности.

Литосфера

Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.

4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

№ п/п

Разделы

Практические работы

Контрольные работы

Итоговая контрольная работа (тест)

1.

Методы научного географического познания

2.

Накопление знаний о Земле

1

1


3.

Земля во Вселенной

1

1


4.

Географические модели Земли

2



5.

Земная кора

2


1

ИТОГО

6

2

1



Практические работы:

1. Работа с электронными картами.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с

помощью градусной сетки.

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Итоговое мониторинговое исследование по предмету проводится в форме теста.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Результаты освоения географии 5 класса.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Землеведение.» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД(универсальные учебные действия):

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять еѐ цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли


6. Планируемые результаты изучения курса.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

УМК:

1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов. Л. Е. Савельева).

2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа.2014гг

3. Мультимедийная программа :География 6-10 класс.

.

Дополнительная литература:

1. География. 5- 6 класс. А.И.Алексеев., Москва, Просвещение, 2012 г.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание

3. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.

4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Демонстрационное оборудование: Таблицы, глобусы,

Карты - физическая карта полушарий, политическая, план местности

Коллекции горных пород.



Календарно-тематическое планирование

география 5 класс по ФГОС к учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева « Землеведение»


номер урока

тема урока

элементы содержания

тип урока

результаты обучения УУД

примечание

дата (план.)

дата (факт)

1

Что изучает география

География как наука и ее предмет. Взаимосвязь между географическими объектами. Явления и процессы, происходящие на земной поверхности и изменяющие ее

вводный урок

Предметные : уметь приводить примеры географических объектов, объяснять для чего изучают географию; Метапредметные: выполнять поиск дополнительной информации (в интернете и других источниках) о роли географии в современном мире. Личностные: ответственное отношение к учебе


2.09


2

Методы географических исследований

Характеристика методов географических исследований: географическое описание; картографический; сравнительно- географический; аэрокосмический; статистический

комбинированный урок

Предметные: уметь характеризовать методы географических исследований, условия и способы их применения. Метапредметные: использовать информацию из дополнительных источников. Личностные: ответственное отношение к учебе


9.09


3

Накопление знаний о Земле. Познание Земли в древности

Древняя география и географы. Начальные географические знания. Зарождение географии. Вклад в познание Земли ученых Древней Греции и Древнего мира. Марко Поло и Афанасий Никитин

комбинированный урок

Предметные: называть имена древних ученых, объяснять их вклад, показывать на карте маршруты арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Метапредметные: оценивать работу одноклассников, находить информацию ( в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению государств Древнего Востока.


16.09


4

Великие географические открытия

Эпоха Великих географических открытий. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

комбинированный урок

Предметные: овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования , атласом и контурной картой. Извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира


23.09


5

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

комбинированный урок

Предметные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Метапердметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Личностные: ответственное отношение к учебе


30.09


6

Современная география

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира

Практическая работа 1.

Работа с электронными картами.

комбинированный урок

Предметные: знать отличия современных географических методов исследования от изучения Земли в прошлом; объяснять вклад в развитие географии А. Гумбольдта, В.В. Докучаева, А.И. Войекова, Л. С. Берга. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


7.10

7

Итоговый урок по разделу

« Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Урок обобщения и систематизации знаний

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, решение диагностической работы 1 . Метапредметные: выделять главное, существенные признаки понятий, работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: ответственное отношение к учебе.


14.10


8

Земля во Вселенной

Земля и космос

Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Состав Вселенной. Галактики. Навигационные звезды и созвездия.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Предметные: Определять стороны горизонта по Полярной звезде, называть и показывать на звездном небе Большую и Малую Медведицу, приводить примеры навигационных созвездий Северного полушария.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять существенные признаки понятий. Личностные: ответственное отношение к учебе


21.10


9

Земля- часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная

Планета. Неравномерное распределение океанов и материков по поверхности планеты.

Комбинированный урок

Предметные: назвать и показывать планеты Солнечной системы, океаны и материки Земли; определять местоположение материков и океанов на мировой карте и глобусе.

Метапредметные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению








28.10


10

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна .Столкновение планеты с космическими телами разных размеров. Метеориты и следы их падения. Приливы и отливы.


Комбинированный урок

Предметные: называть очевидные проявления воздействия космоса на Землю; описывать возможные последствия столкновения Земли с крупными космическими телами. Метапредметные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


11.11


11

Осевое вращение Земли.

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Географические полюсы.

Практическая работа 2 Характеристика видов движений Земли, их географических следствий

Комбинированный урок

Предметные: называть продолжительность земных суток; объяснять смену дня и ночи, зависимость между движением Земли вокруг своей оси и планетарными процессами и явлениями. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять существенные признаки понятий. Личностные: ответственное отношение к учебе


18.11


12

Обращение Земли вокруг Солнца

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Продолжительность года. Причина существования високосных годов.

Комбинированный урок

Предметные: называть продолжительность года, високосного года; объяснять наличие високосного года; описывать географические следствия движения Земли по орбите вокруг Солнца. Метапредметные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


25.11


13

Форма и размеры Земли

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. Представления древних народов о форме Земли.

Комбинированный урок

Предметные: называть доказательства шарообразности Земли, размер экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь земной поверхности; описывать представления древних людей о форме Земли. Метапредметные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, составлять описание объектов. Личностные: ответственное отношение к учебе


2.12


14

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

урок обобщения и систематизации знаний

Предметные: работа с итоговыми вопросами по разделу « Земля во Вселенной», решение диагностической работы 2. Метапредметные: выделять главное, существенные признаки понятий, работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: ответственное отношение к учебе.












9.12


15

Географические модели Земли.

Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.


урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Предметные: называть способы ориентирования на местности; уметь определять направление с помощью компаса; определять азимуты направлений на предметы. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях. Личностные: ответственное отношение к учебе


16.12


16

Изображения земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.


комбинированный урок

Предметные: описывать черты глобуса; объяснять, почему глобусы бывают разных размеров, почему на глобусах представлены только крупнейшие географические объекты; что такое легенда плана и карты, ее предназначение. Метапредметные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, составлять описание объектов. Личностные: ответственное отношение к учебе


23.12


17

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.


комбинированный урок

Предметные: называть масштаб глобуса и карт; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; определять расстояния по глобусу и картам с помощью различных видов масштаба. Метапредметные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению








13.01


18

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями

комбинированный урок

Предметные: называть отличия абсолютной высоты местности от относительной; способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах; уметь определять высоту местности с помощью шкалы высот и глубин; объяснять, как по горизонталям и бергштрихам определяют изменение высоты местности. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению


20.01


19

Планы местности и их чтение

План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений по планам.


комбинированный урок

Предметные: называть признаки плана; объяснять отличия плана местности от других способов изображения; читать план местности при помощи условных знаков; определять направления на стороны горизонта и азимуты на объекты при помощи транспортира. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению




27.01


20

Составление плана местности

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. Глазомерная съемка и необходимое для неё оборудование. Способы измерения расстояний на местности. Последовательность проведения полярной съемки

урок -практикум

Предметные: называть оборудование для глазомерной съемки; определять стороны горизонта на местности и плане, величину масштаба, расстояния шагами или с помощью дальномера; составлять простейший план местности. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, составлять простой план. Личностные: коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


3.02


21

Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Определение направлений по картам. Предназначение параллелей и меридианов.

комбинированный урок

Предметные: показывать экватор, параллели, меридианы, географические полюсы; определять по карте с помощью меридианов и параллелей стороны горизонта и расположение объектов относительно друг друга; называть и показывать на карте полушария Земли. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению










10.02


22

Градусная сетка. Географические координаты

Градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

комбинированный урок

Предметные: называть и показывать элементы градусной сетки; определять объекты по географическим координатам и географические координаты по карте полушарий; объяснять для чего служат градусная сетка и географические координаты. Метапредметные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


17.02


23

Географические карты.

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт. Черты сходства и различия планов и географических карт.

Практическая работа 4 Определение географических координат объектов, географических объектов по координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки

урок -практикум

Предметные: называть признаки плана и карты; приводить примеры географических карт разного содержания и масштаба; объяснять различия между планом и картой.

Метапредметные: выделять главное, участвовать в совместной деятельности; Личностные: умение применять полученные знания в практике


24.02


24

Итоговый урок по разделу

«Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу

«Географические модели Земли».

урок обобщения и систематизации знаний

Предметные: работа с итоговыми вопросами по разделу « Земля во Вселенной», уметь применять знания при решении диагностической работы 3. Метапредметные: выделять главное, существенные признаки понятий, работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: ответственное отношение к учебе.



2.03


25

Земная кора.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Горные породы и составляющие их минералы. Главные свойства горных пород. Их классификация.


урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Предметные: называть внутренние оболочки Земли; приводить примеры минералов, слагающих горные породы; описывать внутреннее строение Земли; объяснять, чем вещество ядра отличается от вещества мантии и земной коры. Метапредметные: работать с текстом и другими источниками, выделять главное, существенные признаки понятий. Личностные: : осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


9.03


26

Разнообразие горных пород

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Взаимосвязь между горными породами; преобразование одних типов в другие. Практическая работа 5 Определение горных пород и описание их свойств.

урок-практикум

Предметные: называть и показывать горные породы; определять распространённые горные породы; приводить примеры горных пород разного происхождения; описывать различия между породами разного происхождения. Метапредметные: работать с текстом и другими источниками, выделять главное, существенные признаки понятий. Личностные: : осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению












16.03


27

Разнообразие рельефа Земли.

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Одновременное действие внешних и внутренних сил как причина разнообразия рельефа Земли.

комбинированный урок

Предметные: приводить примеры крупнейших, крупных, средних, мелких форм рельефа; описывать воздействие на рельеф внутренних и внешних сил; объяснять причины разнообразия рельефа. Метапредметные: работать в соответствие с поставленной учебной задачей. Личностные: ответственное отношение к учебе.


30.03


28

Движение земной коры.

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Причины горизонтальных движений, их скорость, роль в формировании рельефа. Складки, сбросы, горсты, грабены.

комбинированный урок

Предметные: называть виды движения земной коры, выделяемые в зависимости от их направления; определять высоту гор и глубину впадин во времени и скорости их поднятия и опускания; объяснять зависимость рельефа от движений земной коры. Метапредметные: работать с текстом и другими источниками, выделять главное, существенные признаки понятий. Личностные: осознанное и доброжелательной отношение к другому человеку и его мнению


6.04


29

Землетрясения. Вулканизм.

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.


комбинированный урок

Предметные: называть и показывать крупнейшие пояса землетрясений Земли и высочайшие вулканы мира и России; приводить примеры воздействия землетрясений разной силы на людей и строения, действующих и потухших вулканов. Метапредметные: выделять существенные признаки понятий, искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: ответственное отношение к учебе.


13.04


30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

Как внешние силы как разрушители и создатели рельефа. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

комбинированный урок

Предметные: называть внешние силы, изменяющие рельеф, формы рельефа, образуемые деятельностью текучих вод, ледников, ветра, человека; описывать воздействие внешних сил на рельеф. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению


20.04


31

Главные формы рельефа суши

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Изменение гор во времени и превращение их в равнины. Отличия равнин по внешнему виду. Классификация равнин по высоте. Крупнейшие равнины мира. Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

урок -практикум

Предметные: называть и показывать на картах равнины, горы и их вершины( в соответствии с перечнем географической номенклатуры); определять по картам абсолютную высоту равнин, гор, вершин; приводить примеры крупнейших равнин и гор мира, России. Межпредметные: работать в соответствие с предложенным планом, составлять описание объектов. Личностные: ответственное отношение к учебе.


27.04


32

Рельеф дна океанов.

Неровности океанического дна. Методы изучения дна океана. Срединно-океанические хребты. Ложе океана и его крупные формы рельефа. Глубоководные желоба и причины их формирования.

комбинированный урок

Предметные: называть и показывать на карте основные формы рельефа дна океанов; определять по картам глубины отдельных частей океанов; приводить примеры срединно- океанических хребтов; объяснять образование срединно - океанических хребтов, глубоководных желобов. Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению


4.05


33

Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Поверхность земной коры как основа для расселения человека. Месторождения полезных ископаемых, закономерности их расположения, способы разработки и последствия для земной коры. Способы сокращения ущерба, наносимого земной коре человеком.

комбинированный урок

Предметные: называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых; приводить примеры воздействия земной коры на человека и человека на земную кору; описывать нарушения возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Метапредметные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
















11.05


34

Итоговый урок по разделу « Земная кора»

Обобщение знаний по разделу «Земная кора».

урок обобщения и систематизации знаний

Предметные: Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» , уметь применять полученные знания при выполнении диагностической работы 4

Метапредметные: выделять главное, существенные признаки понятий, работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Личностные: ответственное отношение к учебе.


18.05


35

Резервное время. Повторение изученного по курсу « География. Землеведение»

Основные понятия курса. Определение географически координат, чтение карты, плана. Описание формы рельефа, по плану.

комбинированный урок

Предметные: уметь давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, Межпредметные : адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты


25.05












Итоговые мониторинговые исследования по географии 5 кл

Вариант 1

1.География - это наука, которая изучает:

а) строение Земли; б) живые организмы;

в) природу, население и его хозяйственную деятельность.

2. Перечислить планеты Земной группы:

3.Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а) Христофора Колумба; б) Фернана Магеллана; в) Васко да Гамы.

4. Как называется галактика, к которой относится Земля:

5. Космическое тело, оказывающее влияние на природные процессы на Земле:

а) Венера; б) Луна; в) Марс.

6. Выберите верное Высказывание:

а) Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки; б) Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелки;

в) Солнце вращается вокруг Земли.

7. На какое примерно расстояние от Солнца удалена орбита Земли:

а)100 млн.км; б) 150 млн.км; в) 200 млн.км.

8. Каково время существования Земли?

а) 4,6 млрд лет; б) 5,8 млрд лет; в) 7,2 млрд лет.

9. Какова причина разного угла падения солнечных лучей на Землю:

а) Вращение Земли вокруг своей оси; б) Земля - шар;

в) Вращение Земли вокруг Солнца.

10.Перевести численный масштаб в именованный:

1:90000000 - а) в 1 см - 9 тыс. км; б) в 1 см - 90 км; в) в 1 см - 900 км.

11. Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см - 1 км - а) 1:10000; б) 1:100000; в) 1:1000000.

12. Окружности, огибающие Землю параллельно экватору:

13. Полуокружности, проходящие через географические полюса Земли:

14. Из какого вещества предположительно состоит ядро?

а) Железо; б) Алюминий; в) Медь.

15. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков - это

16. Самый древний материк на Земле:

а)Пангея; б)Гондвана; в)Лавразия.

17. Специальный прибор, регистрирующий колебания земной коры:

а) сейсмограф; б) барометр; в) гидрометр.

18. Как называются быстрые колебания земной коры, происходящие на дне морей и океанов?

а) Приливы и отливы; б) Цунами; в) Моретрясения.

19. Излившая магма, потерявшая газы называется

20. В каком из регионов России распространены гейзеры?

а) Камчатка; б) Кавказ; в) Урал.




Вариант 2

1.География - это наука, которая изучает:

а) строение Земли; б) живые организмы;

в) природу, население и его хозяйственную деятельность.

2. Перечислить планеты гиганты:

3.Открытие Америки совершила экспедиция:

а) Христофора Колумба; б) Фернана Магеллана; в) Васко да Гамы.

4. Что такое метеорит?

5.Почему происходят приливы и отливы?

6. Выберите верное Высказывание:

а) Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки; б) Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелки;

в) Солнце вращается вокруг Земли.

7. На какое примерно расстояние от Солнца удалена орбита Земли:

а)100 млн.км; б) 150 млн.км; в) 200 млн.км.

8. Каково время существования Земли?

а) 4,6 млрд лет; б) 5,8 млрд лет; в) 7,2 млрд лет.

9. Напишите причину смены дня и ночи на Земле?

10.Перевести численный масштаб в именованный:

1:250000 - а) в 1 см - 25 м; б) в 1 см - 250 м; в) в 1 см - 2,5 км.

11. Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см - 1 км - а) 1:10000; б) 1:100000; в) 1:1000000.

12. Что такое параллели?

13. Что такое меридиан?

14. Объект по которому в Северном полушарие ночью можно узнать направление на Север?

15. Самая верхняя каменная оболочка Земли:

а) земная кора; б) ядро; в) мантия.

16.Перечислить материки:

17. Специальный прибор, регистрирующий колебания земной коры:

а) сейсмограф; б) барометр; в) гидрометр.

18. Канал, по которому поднимается магма из вулканического очага:

а) кратер; б) жерло; в) вулканический очаг.

19. Оболочками Земли являются
А) гидросфера Б) мантия В) ориентирование
Г) атмосфера Д) литосфера Е) рельеф
20. В каком из регионов России распространены вулканы?

а) Камчатка; б) Кавказ; в) Урал.


© 2010-2022