- Преподавателю
- География
- Опытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихся
Опытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихся
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шатохина О.Г. |
Дата | 22.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Опытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихся
Опытническая работа школьников с растениями является одной из важных форм соединения обучения с трудом, отвечающей учебно-воспитательным задачам школы. Она развивает у детей любознательность, способствует лучшему познанию окружающей природы, повышает интерес к сельскохозяйственному труду, вырабатывает сознательное отношение к нему и умение правильно применять на практике полученные в школе знания по биологии и другим предметам.
Тематику опытов учитель биологии определяет в соответствии с программой, учитывая интересы и возраст ребят. Правильная формулировка темы определяет цель и конкретные задачи ее решения; чем точнее и конкретнее они сформулированы, тем достоверней будет полученный результат. После того, как выбрана и сформулирована тема опыта, поставлена цель и намечены задачи исследования, следует составить схему опыта, т.е. определить варианты опыта, выделить среди них контрольный, установить количество повторности и размещение вариантов в них.
Важным этапом любого опыта являются фенологические наблюдения, которые могут быть основными или сопутствующими для получения необходимых результатов. Для каждой культуры фенофазы определены, но прохождение их зависит от особенностей сорта и погодных условий вегетационного периода. Все фенофазы желательно сразу заносить в таблицу, где указаны соответствующие фазы для изучаемой культуры.
Направленность изучения биологии требует обеспечение формирования компетенций натуральными наглядными пособиями. Практически все, что выращивается на УОУ можно использовать в качестве наглядных объектов. Это коллекции культурных растений, их плоды, семена.
Тематика и результаты опытов.
Опыт № 1 (6 класс)
Тема: «Сортоизучение моркови».
Цель опыта: учесть урожай и установить, в чем состоит различие между сортами, какой сорт моркови наиболее урожайный в нашем районе.
Варианты опыта:
-
Лосиноостровская 3. Шантанэ
-
Нантская 4. Несравненная.
Схема опыта.
2 м
1 м 1 м 1 м
4
3
2
1
5 м
Агроприемы на всех делянках одинаковые.
Результаты опыта.
Урожайность с делянок.
1
2
3
4
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
20
200
16
1600
12
1200
17
1700
Вывод:
Сорт Шантанэ имеет хорошую лежкость, урожайность, но вкусовые качества средние.
У сорта Нантская выявился недостаток - при избытке влаги корнеплоды растрескиваются, что снижает лежкость при хранении. Вкусовые качества отличные. Рекомендуется для летнего потребления.
Сорт Несравненная - высокоурожаный, с повышенным содержанием каротина. Устойчивый к растрескиванию, лежкий. Вкусовые качества средние.
У сорта Лосиноостровский мякоть красно - оранжевая, нежная, сочная, вкусовые качества хорошие, урожайность самая высокая в нашем опыте.
Рекомендуем выращивать на приусадебных участках морковь сорта Лосиноостровский. Для зимнего хранения - Шантанэ.
Опыт 2. (5 класс)
Тема: «Влияние прищипки главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого».
Цель: определить влияние прищипки верхней части главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого.
Варианты опыта.
Опыт - при прореживании всходов проводили прищипку главного побега.
Контроль - прищипку не проводим.
Схема опыта.
1
0,5м 1 м 0,5 м
К
О
К
О1,5
Результаты опыта
Прищипка главного побега тагетеса привела к увеличению числа соцветий в среднем на 2 и к предварительному уменьшению высоты растений. Начало цветения тагетиса на контрольной делянке отмечено 10 июля, а на опытной - 16 июля, и продолжилось оно до заморозков. Массовое цветение, отцветание и созревание семян наступили у опытных растений позднее, чем у контрольных, в среднем на 6 дней.
Результаты работы показали, что прищипка главного побега тагетиса во время прореживания всходов при посеве семян в открытый грунт приводит к более обильному цветению.
Опыт № 3 (5 класс)
Тема: «Влияние удаления стрелок на урожай чеснока».
Цель опыта: выяснить, как влияет на урожайность чеснока удаление стрелок.
Варианты опыта.
Опыт - стрелки выламываются
Контроль - стрелки не удаляются.
Схема опыта.
2
0,5м 1 м 0,5 м 1 м 0,5 м
К
К
К
О
О
О5
I повторность II повторность III повторность
На каждой было высажено по 15 зубков чеснока в ряду. Всего на грядке 10 рядов.
Результаты опыта:
В июле, собрав и взвесив урожай с опытных и контрольных делянок, мы пришли к выводу: удаление стрелок повышает урожайность чеснока на 20%. Кроме того, чесночные стрелки используются в пищу в маринованном, жареном и свежем виде.
Опыт № 4 (6 класс)
Тема: «Выращивание дикорастущих лекарственных растений».
Цель опыта: введение в культуру дикорастущих лекарственных растений.
1 грядка - мелиса лимонная
2 грядка - крапива двудомная
3 грядка - фенхель
4 грядка - любисток
Результаты опыта показали, что большинство дикорастущих астений прекрасно переносят пересаживание из природы на участок и их можно выращивать как культурные растения. К сожалению, чабрец на нашей опытной делянке погиб, по-видимому, ему требуются особые условия произрастания.
Опыт № 5 (6 класс)
Тема: «Влияние сроков посева на урожай весеннего чеснока».
Цель опыта: выяснить, как влияет на урожай чеснока посадки.
Варианты опыта.
Опыт - посадка весеннего чеснока под зиму
Контроль - посадка чеснока весной.
Схема опыта.
2
К
К
К
О
О
О0,5 м 1 м 0,5 1 м 0,5 м
5
I повторность II повторность III повторность
Агроприемы на всех делянках одинаковые.
Результаты опыта.
Урожайность с делянок.
Опыт
Контроль
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
8,5
85
8,3
83
Вывод: Результаты опыта показали, что на урожайность весеннего чеснока в нашей местности срок посадки не оказывает значительного влияния. Поэтому мы рекомендуем наряду с зимним чесноком в осенний период сажать и весенний. Это позволит сэкономить время в весенний период.
Опыт № 6 (7класс)
Тема: «Влияние пасынкования на скорость созревания семян кукурузы».
Цель опыта: выяснить, как влияет пасынкование на скорость созревания семян кукурузы.
Варианты опыта.
Опыт - растения пасынкуют по мере появления пасынков, не допуская их отрастания (за лето - 4 раза)
Контроль - пасынкование не производить
Схема опыта.
2
К
О
К
О
К
О0,5 м 1 м 1 м 0,5 м 1 м 0,5м
I повторность II повторность III повторность
Результаты опыта.
Урожайность с делянок.
Опыт
Контроль
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
В кг с 10 м2
В ц с 1 га
50
500
42
420
Вывод: Наблюдение за растениями контрольной и опытной делянки показали, что такой агроприем как пасынкование, позволяет увеличить урожайность зерна и ускорить созревание семян на 2 недели по сравнению с контрольной делянкой.
Опыт № 7 (7 класс)
Тема: «Соседство на грядках».
Цель опыта: получить большой урожай с меньшей площади, используя уплотненные посевы с различных культур.
Результаты опыта.
Варианты опыта
Расположение растений
Урожайность свеклы, % к контрольн.
1-й рядок
2-й рядок
3-й рядок
Свекла (контроль)
Свекла
Свекла
Свекла
100
Свекла + горох
Горох
Свекла
Горох
102
Свекла + салат
Салат
Свекла
Салат
115
Свекла + укроп
Укроп
Свекла
Укроп
115
Свекла + редис
Редис
Свекла
Редис
35
Свекла + подсолнечник
Подсолнечник
Свекла
Подсолнечник
30
Свекла + капуста
Капуста
Свекла
Капуста
120
Свекла + фасоль
Фасоль
Свекла
Фасоль
210
Свекла + редька
Редька
Свекла
Редька
20
Вывод: самыми хорошими соседями для свеклы оказались фасоль, капуста, горох, салат: в соседстве с ними урожай свеклы был равен урожаю свеклы или значительно выше его (в случае фасоли). Отрицательно влияют на рост свеклы подсолнечник, редька, редис - они тормозят рост растений свеклы, и урожай ее корнеплодов оказался в 3 раза ниже, чем при выращивании свеклы в контроле.
Данный опыт работы может быть использован для организации исследовательской работы на УОУ в любом общеобразовательном учреждении.
Максимальный результат возможен при условии поддержки умений детей со стороны педагогов и родителей. Необходимо создание ситуаций, позволяющим учащимся развивать и закреплять исследовательские компетенции, полученные на уроках, во внеурочное время.
Таким образом, создается единое образовательное пространство, в котором развитие исследовательских компетенций школьников идет гораздо успешнее.
У обучающихся будет сформирована достаточно внутренняя мотивация выполнения опытнических работ на УОУ, будет присутствовать их личная заинтересованность в достижении максимального результата.
Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности.
Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки.