Опытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихся

Опытническая работа школьников с ра­стениями является одной из важных форм соединения обучения с трудом, отвечающей учебно-воспитательным задачам школы. Она развивает у детей любознательность, способствует лучшему познанию окружа­ющей природы, повышает интерес к сель­скохозяйственному труду, вырабатывает сознательное отношение к нему и умение правильно применять на практике полу­ченные в школе знания по биологии и дру­гим предметам.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихсяОпытническая работа на УОУ как средство формирования исследовательских компетенций учащихся

Опытническая работа школьников с растениями является одной из важных форм соединения обучения с трудом, отвечающей учебно-воспитательным задачам школы. Она развивает у детей любознательность, способствует лучшему познанию окружающей природы, повышает интерес к сельскохозяйственному труду, вырабатывает сознательное отношение к нему и умение правильно применять на практике полученные в школе знания по биологии и другим предметам.

Тематику опытов учитель биологии определяет в соответствии с программой, учитывая интересы и возраст ребят. Правильная формулировка темы определяет цель и конкретные задачи ее решения; чем точнее и конкретнее они сформулированы, тем достоверней будет полученный результат. После того, как выбрана и сформулирована тема опыта, поставлена цель и намечены задачи исследования, следует составить схему опыта, т.е. определить варианты опыта, выделить среди них контрольный, установить количество повторности и размещение вариантов в них.

Важным этапом любого опыта являются фенологические наблюдения, которые могут быть основными или сопутствующими для получения необходимых результатов. Для каждой культуры фенофазы определены, но прохождение их зависит от особенностей сорта и погодных условий вегетационного периода. Все фенофазы желательно сразу заносить в таблицу, где указаны соответствующие фазы для изучаемой культуры.

Направленность изучения биологии требует обеспечение формирования компетенций натуральными наглядными пособиями. Практически все, что выращивается на УОУ можно использовать в качестве наглядных объектов. Это коллекции культурных растений, их плоды, семена.

Тематика и результаты опытов.

Опыт № 1 (6 класс)


Тема: «Сортоизучение моркови».

Цель опыта: учесть урожай и установить, в чем состоит различие между сортами, какой сорт моркови наиболее урожайный в нашем районе.

Варианты опыта:

  1. Лосиноостровская 3. Шантанэ

  2. Нантская 4. Несравненная.

Схема опыта.

2 м

1 м 1 м 1 м

4

3

2

1

5 м

Агроприемы на всех делянках одинаковые.

Результаты опыта.

Урожайность с делянок.

1

2

3

4

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

20

200

16

1600

12

1200

17

1700

Вывод:

Сорт Шантанэ имеет хорошую лежкость, урожайность, но вкусовые качества средние.

У сорта Нантская выявился недостаток - при избытке влаги корнеплоды растрескиваются, что снижает лежкость при хранении. Вкусовые качества отличные. Рекомендуется для летнего потребления.

Сорт Несравненная - высокоурожаный, с повышенным содержанием каротина. Устойчивый к растрескиванию, лежкий. Вкусовые качества средние.

У сорта Лосиноостровский мякоть красно - оранжевая, нежная, сочная, вкусовые качества хорошие, урожайность самая высокая в нашем опыте.

Рекомендуем выращивать на приусадебных участках морковь сорта Лосиноостровский. Для зимнего хранения - Шантанэ.




Опыт 2. (5 класс)


Тема: «Влияние прищипки главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого».

Цель: определить влияние прищипки верхней части главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого.

Варианты опыта.

Опыт - при прореживании всходов проводили прищипку главного побега.

Контроль - прищипку не проводим.

Схема опыта.

1

0,5м 1 м 0,5 м

К

О

К

О1,5

Результаты опыта

Прищипка главного побега тагетеса привела к увеличению числа соцветий в среднем на 2 и к предварительному уменьшению высоты растений. Начало цветения тагетиса на контрольной делянке отмечено 10 июля, а на опытной - 16 июля, и продолжилось оно до заморозков. Массовое цветение, отцветание и созревание семян наступили у опытных растений позднее, чем у контрольных, в среднем на 6 дней.

Результаты работы показали, что прищипка главного побега тагетиса во время прореживания всходов при посеве семян в открытый грунт приводит к более обильному цветению.

Опыт № 3 (5 класс)


Тема: «Влияние удаления стрелок на урожай чеснока».

Цель опыта: выяснить, как влияет на урожайность чеснока удаление стрелок.

Варианты опыта.

Опыт - стрелки выламываются

Контроль - стрелки не удаляются.

Схема опыта.

2

0,5м 1 м 0,5 м 1 м 0,5 м

К

К

К

О

О

О5


I повторность II повторность III повторность

На каждой было высажено по 15 зубков чеснока в ряду. Всего на грядке 10 рядов.

Результаты опыта:

В июле, собрав и взвесив урожай с опытных и контрольных делянок, мы пришли к выводу: удаление стрелок повышает урожайность чеснока на 20%. Кроме того, чесночные стрелки используются в пищу в маринованном, жареном и свежем виде.



Опыт № 4 (6 класс)


Тема: «Выращивание дикорастущих лекарственных растений».

Цель опыта: введение в культуру дикорастущих лекарственных растений.

1 грядка - мелиса лимонная

2 грядка - крапива двудомная

3 грядка - фенхель

4 грядка - любисток

Результаты опыта показали, что большинство дикорастущих астений прекрасно переносят пересаживание из природы на участок и их можно выращивать как культурные растения. К сожалению, чабрец на нашей опытной делянке погиб, по-видимому, ему требуются особые условия произрастания.


Опыт № 5 (6 класс)


Тема: «Влияние сроков посева на урожай весеннего чеснока».

Цель опыта: выяснить, как влияет на урожай чеснока посадки.

Варианты опыта.

Опыт - посадка весеннего чеснока под зиму

Контроль - посадка чеснока весной.

Схема опыта.

2

К

К

К

О

О

О0,5 м 1 м 0,5 1 м 0,5 м

5

I повторность II повторность III повторность

Агроприемы на всех делянках одинаковые.

Результаты опыта.

Урожайность с делянок.

Опыт

Контроль

В кг с 10 м2


В ц с 1 га

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

8,5

85

8,3

83

Вывод: Результаты опыта показали, что на урожайность весеннего чеснока в нашей местности срок посадки не оказывает значительного влияния. Поэтому мы рекомендуем наряду с зимним чесноком в осенний период сажать и весенний. Это позволит сэкономить время в весенний период.

Опыт № 6 (7класс)


Тема: «Влияние пасынкования на скорость созревания семян кукурузы».

Цель опыта: выяснить, как влияет пасынкование на скорость созревания семян кукурузы.

Варианты опыта.

Опыт - растения пасынкуют по мере появления пасынков, не допуская их отрастания (за лето - 4 раза)

Контроль - пасынкование не производить

Схема опыта.

2

К

О

К

О

К

О0,5 м 1 м 1 м 0,5 м 1 м 0,5м

I повторность II повторность III повторность

Результаты опыта.

Урожайность с делянок.

Опыт

Контроль

В кг с 10 м2


В ц с 1 га

В кг с 10 м2

В ц с 1 га

50

500

42

420

Вывод: Наблюдение за растениями контрольной и опытной делянки показали, что такой агроприем как пасынкование, позволяет увеличить урожайность зерна и ускорить созревание семян на 2 недели по сравнению с контрольной делянкой.

Опыт № 7 (7 класс)


Тема: «Соседство на грядках».

Цель опыта: получить большой урожай с меньшей площади, используя уплотненные посевы с различных культур.

Результаты опыта.

Варианты опыта

Расположение растений

Урожайность свеклы, % к контрольн.

1-й рядок

2-й рядок

3-й рядок

Свекла (контроль)

Свекла

Свекла

Свекла

100

Свекла + горох

Горох

Свекла

Горох

102

Свекла + салат

Салат

Свекла

Салат

115

Свекла + укроп

Укроп

Свекла

Укроп

115

Свекла + редис

Редис

Свекла

Редис

35

Свекла + подсолнечник

Подсолнечник

Свекла

Подсолнечник

30

Свекла + капуста

Капуста

Свекла

Капуста

120

Свекла + фасоль

Фасоль

Свекла

Фасоль

210

Свекла + редька

Редька

Свекла

Редька

20

Вывод: самыми хорошими соседями для свеклы оказались фасоль, капуста, горох, салат: в соседстве с ними урожай свеклы был равен урожаю свеклы или значительно выше его (в случае фасоли). Отрицательно влияют на рост свеклы подсолнечник, редька, редис - они тормозят рост растений свеклы, и урожай ее корнеплодов оказался в 3 раза ниже, чем при выращивании свеклы в контроле.

Данный опыт работы может быть использован для организации исследовательской работы на УОУ в любом общеобразовательном учреждении.

Максимальный результат возможен при условии поддержки умений детей со стороны педагогов и родителей. Необходимо создание ситуаций, позволяющим учащимся развивать и закреплять исследовательские компетенции, полученные на уроках, во внеурочное время.

Таким образом, создается единое образовательное пространство, в котором развитие исследовательских компетенций школьников идет гораздо успешнее.

У обучающихся будет сформирована достаточно внутренняя мотивация выполнения опытнических работ на УОУ, будет присутствовать их личная заинтересованность в достижении максимального результата.

Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности.

Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки.

© 2010-2022