• Преподавателю
  • География
  • Статья «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС»

Статья «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС»

Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных. Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции — повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений  — основная цель, которую ставлю я перед школьниками.  Исследовательские работы и учебные проекты  способствуют формировани...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС»

«Если наше поколение не сделает невозможного,

нас ожидает немыслимое.»

Петра Келли

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков. Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.

Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных.

Актуальность данной темы предопределена тем, что не случайно именно на период школьного возраста приходится наибольшая результативность экологического образования. Это время овладения учащимися способами деятельности в области охраны природы, формируются простейшие правила поведения на природе. А это значит, что не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: научить их понимать современные проблемы окружающей среды и уметь анализировать собственное поведение в природе, развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека, создать условия для формирования у детей личной ответственности за состояние окружающей среды. Достигнуть этого можно через экологическое обучение (вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда) и воспитание школьников (целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, формирование особой морали взаимоотношений с окружающей средой.)

Реализация в учебном процессе программы по географии, составленной на основе ФГОС и использования материалов учебного пособия для обучающихся способствуют формированию осознания важности ответственного отношения к окружающей среде, изучению экологической ситуации как своего региона, так и в масштабах всей цивилизации в целом.

Понятие «экологическая культура» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции - повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений - основная цель, которую ставлю я перед школьниками. Из нее вытекают задачи:

• воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;

• способствовать осуществлять экологически грамотные действия;

• выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

• формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Я думаю, что самое главное - это:

- умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Таким образом, можно обеспечивать в классе интеллектуальный настрой, приобщить учащихся к радости познания;

- увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

- доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху, успеху товарища и т. д.;

- педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать познавательный интерес и тем побуждать желание узнавать, учиться. Развить экологическую культуру школьников можно через:

• эколого-просветительскую деятельность

• организацию исследовательской работы в природе

• школьное экологическое объединение

• формирование здорового образа жизни

В условиях экологизации всей системы образования и воспитания подрастающего поколения, а особенно в контексте реализации ФГОС, происходит усовершенствование собственной методики преподавания. В настоящее время, я считаю, очень важна «экологизация» преподавания географии. «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны...» ( Скаткин М.). И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка, его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе. Широкой возможностью формирования экологической культуры являются предметные недели, участие в областных фестивалях учебных проектов, районных, областных конкурсах. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого, полезного, необходимого. Убеждена, что если вся работа по расширению экологических знаний будет проводиться только теоретически, и не будет иметь практический выход, это будут простые слова, не будет воспитана у ребят экологическая культура, необходимый практический навык бережного отношения к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Формированию экологической грамотности школьников также способствуют исследовательские работы и учебные проекты, что является актуальным в связи с внедрением новых стандартов образования. Выполнение таких работ на уроках и во внеурочное время способствует формированию мировоззрения и активной жизненной позиции.



© 2010-2022