Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс

календарно тематическое планирование по географии.      Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. Программа по геогра­фии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008. Содержание Кол-во часов Введение   1ч Географическое положение и формирование государственной территории России   13ч Природа России   35ч Население России   10ч Природный фактор в развитии Росси   4ч Природные регионы России – Нижегородская область     Итого 68ч  
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс

Тема

Коли-

чество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Форма

урока

Форма

контроля

Дом.

задание

Дата

Практические

работы

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.

комбинированный

Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны

беседа

Фронтальный опрос

Стр.3


Географическое положение и формирование государственной территории России.


2

Географическое положение и его виды.

комбинированный

Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника.

практикум

Фронтальный опрос

§1

3

Размеры территории и природно-географическое

Положение России.

комбинированный

Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны.

формулировать выводы

практикум

Индивидуальный опрос

§2

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

4

Экономико-географическое

и транспортно-географическое положение России.

Комбинированный

Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка.

Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ.

Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника.

Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России

практикум

Письменная работа

§3

5

Геополитическое,

этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Урок изучения нового материала

Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии.

Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану.

Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения

беседа

Письменная работа

§4

6

Государственная территория России. Типы российских границ

Комбинированный

Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны.

На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ

практикум

тест

§5

7

Сухопутные и морские границы России.

Комбинированный

Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России.

Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России.

Исследование

Письменная работа

§6

8

Различия во времени на территории России.

Изучение нового

Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем.

Решать задачи на определение поясного (зонального) времени

практикум

Решение

задач

§7

9

Государственное устройство и территориальное деление РФ.

Изучение нового

Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ.

Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ.

беседа

Работа с картой

§8

10

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Географическое положение России».

Выполнять тестовые задания.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Самостоятельная работа

тест

11

Заселение и освоение территории России в 9-17 вв.

комбинированный

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX-XVII вв.

презентация

Работа с текстом

§9

12

Заселение и хозяйственное освоение России в 18-19вв.

комбинированный

Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны.

Заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».

путешествие

§10

13

Географическое исследование территории России в 18-19вв.

комбинированный

Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII-XIX вв. по картам атласа.

Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России».

Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в.

презентация

Фронтальный опрос

§11

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке.

комбинированный

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы

диспут

Письменная работа

§12

15

Обобщающий урок.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тестирование



Природа России.

16

Особенности рельефа России.

комбинированный

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника.

Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли.

Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

беседа

Письменная работа

§13

17

Развитие земной коры. Основные

тектонические структуры.

комбинированный

Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника.

практикум

Фронтальный опрос

§14

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа, и полезных ископаемых

18

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

комбинированный

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др.

Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения

практикум

Письменная работа

§15

19

Зависимость рельефа от внешних

геологических процессов.

комбинированный

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя.

Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории - результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания.

практикум

Географический диктант

§16

20

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тест

21

Литосфера. Рельеф. Человек.

комбинированный

Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф.

диспут

тест

§17

22

Условия формирования климата.

комбинированный

Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты.

Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения

практикум

Письменная работа

§18

23

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Комбинированный

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника.

практикум

Фронтальный опрос

§19

24

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.

Комбинированный

Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.

Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя.

Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности

практикум

Письменная работа

§20

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте

25

Климатические пояса и типы климатов.

Комбинированный

Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий.

Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.

практикум

Фронтальный опрос

§21

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей

26

Климат и человек.

Комбинированный

Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях.

Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

семинар

Письменная работа

§22

27

Обобщающий урок

1 ч

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Самостоятельная работа

тест

28

Состав внутренних вод. Реки их

Зависимость от рельефа.

Комбинированный

Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации

практикум

Фронтальный опрос

§23

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона

29

Зависимость речной сети от климата.

Комбинированный

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий

практикум

§24

30

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.

Комбинированный

Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника.

Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы.

практикум

§25

31

Многолетняя мерзлота.

Комбинированный

Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны.

Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учётом особенностей её распространения.

Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты.

Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы.

практикум

§26

32

Водные ресурсы. Охрана вод.

Комбинированный

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника.

Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника.

семинар

тест

§27

33

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

тест

34

Образование почв и их разнообразие.

Комбинированный

Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы.

Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы.

Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности).

практикум

Письменная работа

§28

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

35

Закономерности

распространения почв.

Комбинированный

Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России - западная или восточная - имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие).

практикум

§29

37

Почвенные ресурсы.

Комбинированный

Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы.

Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы.

Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя.

Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания.

практикум

§30

38

Растительный и животный мир России.

Комбинированный

Определять состав органического мира России на основании материалов учебника.

Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов.

Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом».

презентация

Письменная работа

§31

39

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Комбинированный

Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника.

Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком.

Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека.

Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.

диспут

§32

40

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

Комбинированный

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника.

практикум

Фронтальный опрос

§33-34

41

Северные безлесные природные зоны.

Комбинированный

Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника.

практикум

§35

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

42

Лесные зоны.

Комбинированный

Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника. Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв.

презентация

§36-37

43

Южные безлесные зоны.

Комбинированный

Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения.

путешествие

Фронтальный опрос

§38

44

Высотная поясность.

Комбинированный

Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя.

Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять сравнительную таблицу.

Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы.

практикум

§39

45

Моря как крупные природные комплексы. Природнохозяйственные

различия морей.

Комбинированный

Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника.

практикум

Фронтальный опрос

§40-41

46

Особо охраняемые природные территории России.

Комбинированный

Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России

презентация

§42

47

Обобщающий урок.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России

зачет

тестирование



Население России

48

Численность и воспроизводство населения России.

Изучение

нового

материала

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника.

Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

практикум

Письменная работа

§43

49

Половой и возрастной

Состав населения. Средняя продолжительность жизни.

Комбинированный

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника.

практикум

Письменная работа

§44

50

Этнический и языковой состав населения России.

Комбинированный

Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

семинар

Письменная работа

§45

51

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

Комбинированный

Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа.

семинар

§46

52

Особенности урбанизации в России. Городское население.

Комбинированный

Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки.

Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Приводить примеры городов с разными функциями.

практикум

Фронтальный опрос

§47

53

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

Комбинированный

Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений

практикум

Письменная работа

§48

54

Миграции населения в России.

Комбинированный

Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

диспут

Фронтальный опрос

§49

55

Размещение населения России.

Комбинированный

Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально-экономические), используя иллюстративные и статистические материалы учебника.

практикум

§50

56

Занятость населения.

Комбинированный

Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника

лекция

§51

57

Обобщающий урок.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России».

Выполнять тестовые задания

зачет

тестирование

58

Влияние природы на развитие общества.

Комбинированный

Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания.

беседа

§52

59

Природные ресурсы

Комбинированный

Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.

диспут

Фронтальный опрос

§53

60

Природно-ресурсный потенциал России.

комбинированный

Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов на основе иллюстративных и статистических материалов учебника.

Фронтальный опрос

§54



Нижегородская область.

61

Географическое положение и история заселения Нижегородской области

Комбинированный

практикум

записи

62

Рельеф и полезные ископаемые Ниж. области

Комбинированный

практикум

записи

63

Климат области

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

записи

64

Внутренние воды

Комбинированный

практикум

записи

65

Почвы. Растительный мир

Комбинированный

практикум

записи

66

Животный мир области

Комбинированный

презентация

записи

67

Природные комплексы

Комбинированный

игра

Фронтальный опрос

записи

68

Охрана природы области

Комбинированный

семинар

записи



© 2010-2022