• Преподавателю
  • География
  • Рабочая образовательная программа по географии. «Начальный курс: 5 класс» (УМК «География. Алгоритм успеха» 5-9 класс)

Рабочая образовательная программа по географии. «Начальный курс: 5 класс» (УМК «География. Алгоритм успеха» 5-9 класс)

"Описание материала: Образовательная программа по учебному предмету «География: Начальный курс», 5 класс (УМК «География. Алгоритм успеха» 5-9 класс, ФГОС). Данная программа разработана на основе требований федерального государственного стандарта. Планирование уроков построено с учётом системно-деятельностного подхода. В программе к каждому уроку прописаны метапредметные универсальные учебные действия. В программе прописана исследовательская деятельность обучающихся через «Школу географа-след...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________________________________________

(ФИО, подпись)

Протокол № _____ от

«____»________20___ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ____________________________________________ (ФИО, подпись)

«____»_______20___г.


«Утверждаю»

Директор школы

____________________________________________________ (ФИО, подпись)

Приказ № ___________ от «____»______________20___ г.


РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ: НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»



5 класс (35 часов, 1ч в неделю)





Автор программы:

Валькова Галина Николаевна,

Учитель географии,

Высшая квалификационная категория.





2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Статус документа


Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в

федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • с рабочей программой «География», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя; издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.;

  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

География - учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Основная цель географии в системе общего образования - познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);

  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;

  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель курса - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.

Срок реализации рабочей образовательной программы - 1 год.

Место курса в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся): объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану); проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем); частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации); игровые.

Методы обучения географии (основанные на источниках знаний): словесные, наглядные и практические.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи на уроках географии:

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены обучающимися без элементарных знаний по математике (способствуют формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов, пользование масштабом, измерения на карте и местности). Знания по физике позволяют глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии позволяет раскрыть взаимосвязи между компонентами природы. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии. Насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным услови­ям природной среды и как меняли их, как меня­лось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.

Требования к результатам обучения географии


Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  6. формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

  12. формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

  2. формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

  3. умение работать с разными источниками географической информации;

  4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  5. овладение основами картографической грамотности;

  6. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  7. формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении

концепции устойчивого развития.

Программа имеет 3 содержательных раздела


Название раздела

Количество часов

Практические работы

Введение. Географическое познание нашей планеты.

3

1

Земля как планета Солнечной системы.

5

2

Геосферы Земли:

  • Литосфера

  • Атмосфера

  • Гидросфера

  • Биосфера

27

8

5

8

6

8

2

3

2

1


Содержание курса


Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты».

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов.

Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы».

Положение Земли в Солнечной системе Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Раздел №3. «Геосферы Земли».

Тема 1. «Литосфера».

Недра Земли. Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

Тема 2. «Атмосфера».

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Экскурсия на метеорологическую станцию. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Тема 3. «Водная оболочка Земли».

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. Вода - основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

Тема 4. «Биосфера».

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с заповедником.

Практические работы:

П.р. №1. Горные породы, слагающие земную кору.

П.р. №2. Описание географического положения горы (равнины) по плану.

П.р. №3. Составление прогноза погоды по народным приметам.

П.р. №4. Описание реки (по плану).

П.р. №5. Описание озера (по плану).

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера».

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера».

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Планируемые результаты

Д/З

План

Факт

Предметные

Метапредметные

УУД

Личностные

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1



География - одна из наук о планете Земля.

Вводный

география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка

Вводная к.р.(тест)

знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка;

объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас;

приводить примеры выдающихся открытий и путешествий.

приводить примеры географических объектов своей местности

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие географических знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


п.1 (стр. 5-7), р.т. стр. 3-4, атлас стр. 6-7, стр.18-19

2



Зарождение географии.

комбинированный

модель, опыт, карта

Викторина

п.1 (стр. 8-10), р.т. стр. 4

3



Наблюдение - метод географической науки.


комбинированный

наблюдение, горизонт, гномон

оценивать прогноз погоды по народным приметам;

знать: горизонт, наблюдение

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

п.2. (стр. 10-13), р.т. стр.5-6

Земля как планета Солнечной системы (5 ч)

4



Земля среди других планет Солнечной системы.

Изучение нового материала

солнечная система,

планеты земной группы, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус

Геолото

Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система;

приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

п.3 (стр. 14-18), р.т. стр.7-9, атлас стр. 2-5

5



Движение Земли по околосолнечной орбите.

Комбинированный

географический полюс, день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, тропик, полярный круг, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния

Тест

п.4 (стр. 19-21), р.т. стр. 10-12)

6



Фенология и календарь природы.

Комбинированный

фенология

п. 4 (стр. 22-23), р.т. стр. 12

7



Суточное вращение Земли.

Комбинированный

пояс освещенности, долгота дня, теллурий

Тест

п. 5 (стр. 24-28), р.т. стр. 13-14

8



Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы».

Обобщающий


К.р.№1


Геосферы Земли (27 ч)

Литосфера (8 ч)

9



Слои «твердой» Земли.

Изучение нового материала

литосфера, ядро, мантия, земная кора, геология

Заполнение кластера

Знать и объяснять: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология.


Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

п.6 (стр. 29-34), р.т. стр.15-17

10



Вулканы Земли.

Комбинированный

магма, лава, кратер, жерло, вулканизм

Тест

п.7 (стр. 35-40), р.т. стр. 18-20, атлас стр. 10-11, стр. 12-13

11



Из чего состоит земная кора.

Комбинированный

минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы, метаморфизм

П.р. №1. Горные породы, слагающие земную кору.

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.

п.8 (стр. 41-44), р.т. стр. 21-23

12



Строение земной коры.

Комбинированный

океаническая и континентальная земная кора, складчатость, область складчатости

Заполнение кластера

п.9 (стр. 45-47), р.т. стр. 24-25

13



Землетрясения.

Комбинированный

землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, цунами, сейсмология

Тест

п.9 (стр. 48-53), р.т. стр. 25-26, атлас стр. 12-13

14



Рельеф земной поверхности.

Комбинированный

рельеф, выпуклая и вогнутая формы рельефа, относительная высота, геодезия, нивелир

П.р. №2. Описание географического положения горы (равнины) по плану.

Составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

п. 10 (стр. 54-57), р.т. 27-29, атлас стр. 8-9, 10-11

15



Человек и литосфера.

Комбинированный

полезные ископаемые

Мини-конференция

п.11 (стр. 58-63), р.т. стр. 30-31, атлас срт.20-21, 22-23

16



Обобщение знаний по теме: «Литосфера».

Контроль знаний


К.р.№2.



Атмосфера (5 ч)

17



Воздушная оболочка Земли.

Изучение нового

атмосфера, метеорология,

озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха, барометр

Викторина

Знать и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


п.12 (стр. 64-69), р.т. стр. 32-34

18



Погода.

Комбинированный

погода

Тест

п.13 (стр. 70-72), р.т. стр.35

19



Метеорологические наблюдения.

Комбинированный

флюгер, гигрометр, термометр, осадкомер

Геодиктант

п.13 (стр. 72-75), р.т. 35-37

20



Человек и атмосфера.

Комбинированный

парниковый эффект, гроза, град, радуга, мираж

П.р. №3. Составление прогноза погоды по народным приметам.

п.14 (стр. 76-83), р.т. стр. 38-41

21



Обобщающее повторение.

Контроль знаний


К.р.№3.






Водная оболочка Земли (8 ч)

22



Вода на Земле.

Изучение нового

гидросфера, круговороты воды (малый и большой)

Викторина

Знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;

устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;

приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;

составлять описание океанов и рек по плану.


Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности.

п.15 (стр. 84-86), р.т. стр. 42-43

23



Свойства воды.

Комбинированный

Температура, плотность, солёность

Практикум

п.15 (стр. 86-89), р.т. стр. 43

24



Мировой океан - главная часть гидросферы.

Комбинированный

Мировой океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров

Заполнение кластера

п.16 (стр. 90-95), р.т. стр. 44-49, атлас стр. 14-15

25



Воды суши. Реки.

Комбинированный

река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел

П.р. №4. Описание реки (по плану).

п.17 (стр. 96-97), р.т. стр. 50-51, атлас 8-9, 10-11

26



Горные и равнинные реки.

Комбинированный

горная река, равнинная река, порог, водопад

Заполнение таблицы

п.17 (стр. 98-102), р.т. 51, атлас 8-9, 10-11

27



Озера. Ледники.

Комбинированный

озера, ледник, покровный ледник, айсберг, горный ледник

П.р. №5. Описание озера (по плану).

п.18 (стр. 103-106), р.т. 52-53, атлас стр.8-9, 10-11

28



Вода в «земных кладовых».

Комбинированный

подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорный слой, родник

Игра

п.18 (стр.106-108), р.т. 53-56

29



Человек и гидросфера.

Комбинированный

гидроэлектростанция

К.р.№4

п.19 (стр. 109-114), р.т. 57-59

Биосфера (6 ч)

30



Оболочка жизни.

Изучение нового

биосфера, живое вещество, палеонтология

Викторина

Знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник; устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

п.20 (стр. 115-120), р.т. стр.

60-61

31



Жизнь в тропическом поясе.

Комбинированный

биогеография, влажный экваториальный лес, саванна, пустыня

Тест

п.21 (стр. 121-129), р.т. стр. 62-65, атлас стр. 16-17

32



Растительный и животный мир умеренных поясов.

Комбинированный

степь, лиственный лес, тайга

Геолото

п.22 (стр. 130-137), р.т. 66-70, атлас стр. 16-17

33



Жизнь в полярных поясах и в океане.

Комбинированный

тундра, арктическая и антарктическая пустыни, фитопланктон

Тест

п.23 (стр. 138-146), р.т. 71-73, атлас стр. 16-17

34



Природная среда. Охрана природы.

Комбинированный

окружающая среда, природная среда, искусственная среда, особо охраняемые природные территории, заповедник, биосферный заповедник

Мини-конференция

п.24 (стр.147-151), р.т. стр.74-77

35



Итоговая контрольная работа по курсу: «География. Начальный курс».

Итоговый контроль знаний


Итоговая к.р.




Средства контроля/мониторинга

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Четверть

Вид контроля

Входной контроль

Итоговый контроль

Практическая работа


Контрольные работы

Экскурсии

5 класс

I

1





II






III






IV


1




Всего за год

1

1

5

4

1

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).

Учебно-методические средства обучения

Для ученика:

  1. «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

  2. «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

  3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

  4. А.А. Летягин География 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.

Для учителя:

1. География: программа: 5-9 классы/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: «Вентана-Граф», 2013. - 328с.

2. Интернет-ресурсы: geo.1september.ru/urok/

my-geography.ru/

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1. Технические средства

1) Интерактивная доска

2) Компьютер

3) Видеопроектор

2. Географические карты

1) Физическая карта полушарий

2) Океаны

3) Физическая карта России

3. Глобус

  1. Глобус. Масштаб 1:30 000 000

  2. Глобус. Масштаб 1:40 000 000

  3. Глобус Масштаб 1: 50 000 000

4. Видеофильмы:

  1. География:

а) «Общие географические закономерности».

б) «Горы и горообразование».

в) «Загадка бухты катерной».

г) «Наша живая планета».

5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 5 класс».

  1. Движение Земли и её следствия.

  2. Строение Земли.

  3. Горные породы и минералы.

  4. Рельеф.

  5. Мировой океан и его части.

  6. Воды суши.

  7. Погода и климат.

  8. Природные комплексы Земли.

  9. Стихийные природные явления.

  10. Охрана окружающей Земли.

  11. Внутреннее строение Земли.

  12. Вулканы и землетрясения.

  13. Строение атмосферы.

  14. Речная долина и ее части.

  15. Подземные воды.

  16. Горные ледники.

6. Коллекции:

1) Минералы и горные породы.

2) Коллекция горных пород и минералов.

1



© 2010-2022