Рабочая программа География 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения естественно-научного цикла МОУ «Новостепновская школа»

Протокол № 1

от 27. 08. 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ «Новостепновская школа»

_____________Т.В.Яковлева

27. 08. 2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Новостепновская школа»

_____________И.А.Леваньков

Приказ №189/01-03/а от 28. 08. 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

базовый уровень изучения предмета

9 КЛАСС

2015-2016 учебный год



Составитель:

учитель географии

Яненко Виктор Фёдорович




с. Новостепное, 2015г.

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2012.

• Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).- М.: Просвещение, 2012.

• Примерные программы по учебным предметам. География. 6-10 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2012

• Примерные программы по учебным предметам. География: 6-9 классы : Естественнонаучные дисциплины. География. Методические пособия. Программы.

• Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru

Общая характеристика учебного предмета

В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры - одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» - помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.

Особенностями настоящего курса

Курс «География России» в структуре географического образования занимает центральное место. Его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ключевых проблем. Особенностью содержания курса «География России» является его ориентация на личность учащегося и рассмотрение современных направлений географической науки с её проблемами, идеями, стратегиями. Конструирование курса основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих

Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.

Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.

Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.

Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.

Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.

Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.

Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.

Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ отдельных территорий своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.

Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:

россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;

глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;

антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;

разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;

разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;

историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;

комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;

позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.

Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.

Базовое ядро включает:

- основное содержание в форме «вопрос - информация - вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;

- комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;

- комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;

- комплекс заданий (в том числе тестовых) - репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), - материал для итогового контроля и самоконтроля;

- специальную систему повторения и подготовки - рубрику «Легкий экзамен».

Гибкая оболочка - это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.

Особенностью учебников линии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов « Учимся с «Полярной звездой»», ориентированных на развитие географических и социальных коммуникативных и информационных компетенций Параграф - основная единица учебника и соответствует уроку. В 9 классе во всей полноте реализуется страноведческий подход к изучению территории, позволяющий в единстве рассмотреть особенности её природы, населения и хозяйства, показать человеческую деятельность во всех аспектах. При изучении конкретных районов выполняется уникальная образовательная функция географии - научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, а не их компонентами.

Цели

Основная цель курса - создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Основные задачи курса.

- Сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;

- Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;

- Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными);

- Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

- Сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

- Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени - к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь..

Общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные географические, экономические и социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения рационального порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

Педагогические технологии:

Реализация личностно - деятельностной модели обучения обусловливает применение при изучении курса »География России» совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействии друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края. Главными при использовании разных технологий является свобода школьника, проявляющаяся в выборе им решений, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.

Среди технологий особенно важно использовать:

• Технологии работы с различными текстами ( выделение тезисов, составление плана, привлечение информации из СМИ, Интернета, написание эссе, установление причинно-следственных связей, заполнение таблиц)

• Компьютерные технологии ( презентации)

• Технологии социального взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ ситуаций, групповая работа, ролевые игры)

• Практико-ориентированные технологии ( проекты, практикумы)

• Игровые технологии

• Кейс - технологии

• Технологии аутентичного оценивания (технологии достижений: тесты, портфолио).

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • устный опрос (собеседование);

  • понятийные (терминологические) диктанты;

  • тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное в формате «Знак»,

  • анализ географических источников:

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,

  • отделение основной информации от второстепенной,

  • критическое оценивание достоверности полученной информации,

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • тесты (однотипные, комплексные);

  • тексты с лакунами (пропусками);

  • эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

Уровень рабочей программы: базовый.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 9 классе 70 ч, из расчета 2 ч в неделю.

Режим занятий: 2 часа в неделю, по четвертям.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


1. Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.

2. Обозначение на контурной карте элементов районирования России.

3. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.

4. Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России.

5. Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания).

6. Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера.

7. Нанесение на контурную карту размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России.

8. Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.

9. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

10. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

11. Анализ внешнеэкономических связей России.


Содержание курса «География России» для 9 класса


(базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М., «Просвещение», 2012.

(70 ч; 2 ч в неделю)


Раздел I. Регионы России (11 ч)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.


Раздел II. Европейская Россия (30ч)

Тема 1. Центральная Россия (8 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Тема 2. Северо-Запад (5ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Тема 4. Северный Кавказ (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Тема 5. Поволжье (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Тема 6. Урал ( 5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.


Раздел III. Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (9ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории.

Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь - главная топливная база России. Заболоченность территории - одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы

Алтая - объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.

Тема 8. Дальний Восток (7ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

Заключение (7 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.


Повторение (6ч)


Тематический план

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практические работы

Раздел I

Регионы России

11


3

Раздел II

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИИЯ

30



Тема 1.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

8


1

Тема 2

СЕВЕРО-ЗАПАД

5


1

Тема 3.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

4


1

Тема 4.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ

4


1

Тема 5.

ПОВОЛЖЬЕ

4


1

Тема 6.

УРАЛ

5


1

Раздел III

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

16



Тема 7.

СИБИРЬ

9


1

Тема 8.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

7

1


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7

1

1


Повторение

6




Итого:

70

2

11



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ГЕОГРАФИЯ РОССИИИ 9 КЛАСС

п/п

Дата

Тема

Практическая

часть

Содержание

Деятельность обучающихся

Оборудование

Д/З

План

Факт

Раздел I. Регионы России (12 ч)


1

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа № 1 Определение географического положения России.

Закрепить понятие «экономико-географическое положение страны»; ознакомиться с типовым планом характеристики географического положения страны.

Оценивают положительные и отрицательные черты экономико-географического положения России.

Физ. карта России; карта федерального устройства России; схемы, таблицы.

П. 1

2

Районирование

России

Практическая работа № 2

«Обозначение на контурной карте элементов районирования России»

Районирование. Функции районирования. Административно-территориальное деление России. Равноправие субъектов Российской Федерации .

Определять виды районирования по количеству

и проявлению признаков, характеру деления

территории и направлению районирования.

Приводить по картам примеры разных видов

районирования. Анализировать диаграмму «Соотношение районов России по территории,

населению, объёму промышленного и сельско-

хозяйственного производства». Выявлять алгоритм характеристики географического района.

Наносить на контурную карту границы природных и географических районов по количеству

и проявлению признаков, характеру деления

территории и направлению районирования.

Приводить по картам примеры разных видов

Районирования.

Физ. карта России; карта федерального устройства России; схемы , таблицы.

П. 2

3

Учимся с «Полярной звездой - Изучаем изображения Земли из космоса.

Географическая исследовательская практика (изучаем изображения Земли из космоса). Космические снимки - результат современного метода географических исследований.

Выявлять особенности изображения поверхности Земли на космических снимках. Определять отличие космического снимка от карты.

Искать и отбирать информацию, использовать

средства информационных технологий. Находить географические объекты при помощи

компьютерных программ

Слайды «Изображение Земли из космоса; азбука «отличительных признаков»

П. 3

4


Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины

Географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Особенности рельефа и климата великих равнин России. Природные зоны. Уникальность великих равнин России как природных регионов.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу.

Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия районов. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Составлять описания и характеристики, схемы,

таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты

сходства и различия в особенностях природы

районов. Анализировать

взаимодействие природы и человека на приме-

ре отдельных территорий. Решать практические

и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.

Использовать средства информационных технологий

Тематические и физико-географ. карты России; видеофильм «Уникальность великих равнин России».


П. 4


5


Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири

Географическое положение Урала и гор Южной Сибири. Рельеф, полезные ископаемые . Климат. Природные зоны. Уникальность Урала и гор Южной Сибири как природных регионов.

Тематические и физико-географ. карты России;видеофильмы

«Урал», «Горы Южной Сибири».


П. 5

6

Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Географическое положение, геологическое строение и рельеф Восточной и Северо-Восточной Сибири. Траппы. Полезные ископаемые. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Оймякон - полюс холода России и Северного полушария. Уникальность Восточной и Северо-Восточной Сибири

Тематические и физико-географ. карты России;Видеофильм

«Оймякон - полюс холода России».

П. 6

7


Экзотика России: Северный Кавказ и Дальний Восток

Географическое положение, геологическое строение, рельеф Северного Кавказа и Дальнего Востока. Вулканы, желоба. Тихоокеанское огненное кольцо. Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Оледенение. Субтропики. Бора. Природные зоны.

Тематические и физико-географ. карты России;слайды «Вулканы Дальнего Востока». «Горы Северного Кавказа».




П. 7

8

Экологическая ситуация в России.


Экологическая ситуация. Экологическая проблема. Эколого-географическое положение. Ценность природы для человека; последствия влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; виды экологических ситуаций в России.

Выявить сущность понятий «экологическая ситуация», «эколого-географическое положение», «экологическая проблема», «устойчивое развитие»; Оценивать экологическую ситуацию в России,

различных её регионах и своей местности на

основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Определять факторы, влияющие

на возникновение экологической ситуации

Схема « Виды экологических проблем», допол. источники информ..

П.8

9

Экологическая безопасность России Учимся с «Полярной звездой» .

Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»

Экологическая безопасность. Экологический риск. Глобальные, региональные и локальные экологические проблемы. Мониторинг. Особо охраняемые территории. Экологическая безопасность - важнейшая ценность XXI в.; пути достижения экологической безопасности.

Выявить сущность понятий « экологическая безопасность», «экологический риск» находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения экологических проблем их предотвращение и ликвидацию ; приводить примеры: использования и охраны природных объектов.

Карта природ. объектов России.


П. 9

10

Практическая работа №3.

Практическая работа № 3 «Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России»

Географическая

исследовательская практика (анализируем проблему). Разрешение противоречий между различными личностными смыслами; от- ношение к проблеме.

Уметь составить тезисы;

анализировать различные источники информации; вести перекрестную дискуссию, рефлексию по поводу проделанной работы.


П.10

11

Обобщающий урок потеме «Регионы России».




Экспресс-контроль: готовимся к экзамену(тест).

Выявление имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.

Тематические и физико-географ. карты


Раздел II .ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИИЯ - 32 ЧАСА

ТЕМА 1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (9 Ч)

12


Пространство Центральной России.

Визитная карточка Центральной России. Состав и географическое положение Централь ной России. Характеристика экономико-географического положения (ЭГП) Центральной России по типовому плану.

Значимость Центральной России для страны и лично для обучающихся.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.

Составлять описания и характеристики, схемы,

таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты

сходства и различия в особенностях природы,

населения, хозяйства районов. Анализировать

взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические

и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.

Использовать средства информационных технологий.

Тематические и физико-географ. карты



П.11

13


Центральная Россия: освоение территории и население

Заселение Центральной России. Население и города Центральной России. Народные промыслы. Разнообразие видов деятельности и подвижность населения - залог развития Центральной России; архитектурные ансамбли и природнокультурные комплексы Центральной России - памятники Всемирного культурного наследия

Тематические и физико-географ. Карты, статист. данные, схемы.

П.12

14

Центральный район

Географическое положение и состав Центрального района. Промышленность района. Проблемы района. Центральный район - «локомотив» экономики страны; значимость Центрального района для страны.

Темитические и физико-географ. карты, схемы, статист. материал.

П.13

15

21.10

Волго-Вятский район

Состав и географическое поло жжение Волго-Вятского района. Этническое многообразие. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города.

Значение Волго- Вятского района в хозяйстве России.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.

Составлять описания и характеристики, схемы,

таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты

сходства и различия в особенностях природы,

населения, хозяйства районов. Анализировать

взаимодействие природы и человека на приме-

ре отдельных территорий. Решать практические

и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.

Использовать средства информационных технологий.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.14

16

02.11

Центрально-Чернозёмный район

ЭГП Центрально-Черноземного района. Этапы освоения территории. Влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие района. Специализация хозяйства. Население, качество жизни населения. Проблемы района.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал





П.15

17

09.11

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа № 4

«Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России»

Развивать умение обучающихся создавать сравнительные образы районов. В знаковой форме (в виде рисунка, коллажа, схемы, картосхемы) отобразите символические объекты.

Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.. Определять черты сходства и различия.

Тематические и физико-географ. карты

П.16

18

11.11

Москва и Подмосковье

Москва - столица России. Агломерация. Функции столичного города. Подмосковье. Значимость Москвы как столицы; отношение к Москве: ее истории, культуре; вклад Москвы в судьбу России.

Уметь выделять функции столичного города. Анализировать вклад Москвы в судьбу России; проблемы Москвы и Подмосковья.

Видеофильм «Москва - столица России».

П.17

19

16.11

Учимся с «Полярной звездой».

Готовимся к дискуссии.

Основное содержание: географическая исследовательская практика (готовимся к дискуссии). Ценностный компонент урока: обмен ценностными суждениями между одноклассниками; оценка значимости проблемы для общества. Изучение нового материала На уроке учащиеся должны раскрыть значимость

Вступить в диалог; высказывать и аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника; ориентироваться на партнера по общению; обмениваться ценностными суждениями по проблеме дискуссии.

П 18











ТЕМА 2. СЕВЕРО-ЗАПАД (6 Ч)

20

18.11

Пространство Северо-Западного района.

Географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие. Значение Северо- Запада в хозяйстве и культуре России; Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к объектам, создающим образ района.

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.19

21

23.11

Северо-Запад: «окно в Европу»

Изменение географического положения района во времени. Изменение роли Новгорода. Макро- и микроположение Санкт-Петербурга

Уметь анализировать физическую и экономическую карты Северо-Западного района;

Физическая и экономическая карты Северо-Западного района;

П.20

22

25.11

Северо- Запад: хозяйство

Хозяйство Северо-Запада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность Северо-Запада.

Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.21

23

30.11

Санкт-Петербург - вторая столица России.

Практическая работа № 5 «Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания)».

Функции и облик города. Санкт-Петербург - уникальный город, культурный феномен; воспитательный потенциал города - архитектура, живопись, музыка, литература.

Уметь выделять функции и облик города. Анализировать вклад в судьбу России; проблемы и перспективы развития.

Видеофильм «Санкт-Петербург - северная столица России».

П.22

24

02.12

Учимся с « Полярной звездой».

Создаем электронную презентацию.

Географическая исследовательская практика (создаем электронную презентацию). Выражение творческих возможностей учащихся.

Уметь находить и подготавливать подготовить текстовой материал и обработать его; создавать презентацию.

Схема «Создаем электронную презентацию».

П.23

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (4 Ч)

25

07.12

Пространство Европейского Севера.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять осо- бенности ГП, природы Европейского Севера

Находить в разных источниках и анализировать информ., необходимую для изучения географ. объектов и явлений, обеспеченности природными и

человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Европейского Севера.

.

Тематические и физико-географ. карты

П.24

26

09.12

Европейский Север: освоение территории и население.

Заселение территории Европейского Севера. Население и города Европейского Севера. Значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.25

27

14.12

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

Практическая работа №6

«Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера»

Отрасли специализации Европейского Севера. Проблемы Европейского Севера. Европейский Север - целостно развивающийся регион; охрана природных ресурсов региона - путь сохранения и приумноже- ния его богатств.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал




П. 26

28

16.12

Учимся с «Полярной звездой». Составляем карту.

Географическая исследовательская практика (составляем карту). Самостоятельная работа с различными источниками знаний - основа получения нового познавательного «продукта».

Проанализировать различные источники информации; с помощью контурной карты (или компьютера) смоделировать картосхему.

Схема «Моделировать картосхему».



П.27

ТЕМА 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ (4 Ч)


29

21.12

Пространство Европейского Юга.

Образ Северного Кавказа.

Состав и географическое положение Северного Кавказа. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные Воды. Черноморское побережье Кавказа . Северный Кавказ - уникальная территория России; охрана и восстановление природных ресурсов Северного Кавказа.

Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.28

30

23.12

Европейский Юг: население.

Многонациональный состав населения Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Многообразие культурных миров. Традиции и обычаи народов Северного Кавказа. Города Северного Кавказа.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.29

31

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство .

Практическая работа № 7

«Нанесение на контурную карту размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России».

Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Многоотраслевое сельское хозяйство. Проблемы Северного Кавказа. Способы действий учащихся: работать с текстом § 30; проанализировать экономическую карту Северного Кавказа (рис. 22 учебника); составить таблицу «Этапы

хозяйственного освоения территории Северного Кавказа .Стратегическое и геополитическое значение Северного Кавказа.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.30

32

Учимся с « Полярной звездой».

Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Географическая исследовательская практика (разрабатываем проект). Развитие проект ной культуры учащихся.

Проанализировать различные источники информации (карты, текст учебника, дополнительную литературу); создать проект.

Схема «Разрабатываем проект».

П.31

ТЕМА 5. ПОВОЛЖЬЕ (4 Ч)

33

Пространство Поволжья.

Образ Поволжья. Состав и географическое положение Поволжья. Природные условия и ресурсы Поволжья. Природные зоны Поволжья. Значимость

Поволжья и реки Волги для России, лично для учащихся.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия района и его влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.

.

Тематические и физико-географ. карты


П. 32

34

Поволжье: освоение территории и население

Этапы освоения территории. Особенности народов, населяющих Поволжье. Крупнейшие города Поволжья. Волга - артерия земли Русской; многонациональное население - ценность района; уникальность волжских городов. основе анализа текс

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал


П.33

35

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Практическая работа № 8

«Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья».

Влияние природных условий на сельское хозяйство Поволжья. Отрасли специализации Поволжья. Проблемы Поволжья. позицию. Значение Поволжья в хозяйстве России.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 34

.

36

Учимся с « Полярной звездой». Экологические проблемы Поволжья.

Географическая исследовательская практика (готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья»).

Анализировать по статист. данным , картам экологические проблемы района.

Видеофильм «Экологические проблемы Поволжья».



П. 35

ТЕМА 6. УРАЛ ( 5 Ч)

37

Пространство Урала

Образ Урала. Состав и географическое положение Уральского района. Природные условия и ресурсы Урала. Урал - «жемчужина минерального царства»; уникальность Урала как района; значимость Урала для России

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия района и его влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.


Тематические и физико-географ. карты

П. 36

38

Урал: освоение территории и хозяйство.

Практическая работа №9

«Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе».

Выявить современную специализацию хозяйства Урала. Основное содержание: металлургическая промышленность. Атомные центры Урала. Отрасли специализации. Значимость Урала в экономике России; роль труда уральцев в развитии экономики нашей страны.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал


П. 37

39

Урал: население и города

Национальный состав населения Урала. Города Урала и их особенности. Роль человека и его деятельности в создании материальных и духовных ценностей

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 38

40


Учимся с «Полярной звездой». Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала»

Географическая исследовательская практика (анализируем ситуацию). Охрана и сохранение окружающей среды Урала - государственная задача.

Видеофильм « Проблемы Урала».


П. 39

41

Обобщающий урок по теме «Регионы России. Европейская Россия».


Готовимся к экзамену: Экспресс-

контроль»

Выявление имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.

Тематические и физико-географ. карты


Раздел II. АЗИАТСКАЯ РОССИЯ ( 16 Ч)



ТЕМА 7. СИБИРЬ (9 Ч)

42

Пространство Сибири

Образ Сибири. Географическое положение Сибири. Природные условия и ресурсы Сибири. Объекты Всемирного природного наследия. Значимость Сибири в хозяйстве и культуре России.

Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.

Составлять описания и характеристики, схемы,

таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты

сходства и различия в особенностях природы,

населения, хозяйства районов. Анализировать

взаимодействие природы и человека на приме-

ре отдельных территорий. Решать практические

и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.

Использовать средства информационных технологий

.

Тематические и физико-географ. карты


П. 40

43

Сибирь: освоение территории


Этапы освоения территории Сибири.

Тематические и физико-географ. карты



П. 41

44

Сибирь: население.

Этапы заселения территории Сибири. Этническое многообразие Сибири. Демографические проблемы. Значимость населения в освоении территории Сибири.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 41

45

Сибирь: хозяйство.

Промышленные и транзитные функции Сибири. Этапы хозяйственного освоения Сибири. Отрасли специализации. Роль Транссиба. Роль Сибири в хозяйстве России. Значимость Сибири для хозяйства России.

Темитические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 42

46

Западная Сибирь

Состав и географическое положение Западной Сибири. Главные отрасли специализации Западной Сибири. Крупные города и проблемы Западной Сибири. Западная Сибирь - основной нефтегазоносный район России; значение Западной Сибири в хозяйстве России.

Темитические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 43

47

Восточная Сибирь

Состав и географическое положение Восточной Сибири. Отрасли специализации Восточной Сибири. Крупные города и проблемы Восточной Сибири. Уникальность Восточной Сибири; Байкал - жемчужина России и Восточной Сибири.

Темитические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П. 44

48

Байкало-Амурская Магистраль

БАМ - улучшение транспортно-географического положения Дальнего Востока, открытие путей к освоению новых районов.

Создаём электронную презентацию

Видеофильм «Байкало-Амурская Магистраль».

П. 44

49

Практическая работа

Практическая работа №10 «Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири»

Представление о природно-ресурсном потенциале Западной и Восточной Сибири;

Умение давать оценку природным условиям и ресурсам территории, работать с картами и статистическими материалами, делать на основании их анализа выводы.

Темитические и физико-географ. карты

50

Учимся с «Полярной звездой».

Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге»

Географическая исследовательская практика (разрабатываем проект). Отношение учащихся к созидательной деятельности; ценность совместной работы по созданию «продукта».

Выбрать вид проектировочной деятельности; создать проект и провести его презентацию; отстаивать свои позиции.

Схема «Разрабатываем проект».




П.45

ТЕМА 8. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (7 Ч)

51

Пространство Дальнего Востока.

Образ Дальнего Востока.

Состав и географическое положение района. Природные условия и ресурсы Дальнего Востока. Значение Дальнего Востока для хозяйства России; Дальний Восток - уни- кальная территория с уникальными ресурсами; образ Дальнего Востока как совокупность ярких ценностных смыслов и представлений

. Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливать характер влияния

географического положения на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявлять и анализировать

условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе тематических карт

природные

условия района и его влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию

физико -географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать

причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Анализировать схемы и статистические матери-

алы, формулировать самостоятельные выводы.


Темитические и физико-географ. карты

П.46

52

Дальний Восток: освоение территории и население.

Заселение территории Дальнего Востока. Этапы освоения территории. Национальный состав населения Дальнего Востока. Половозрастной

состав населения. Проблемы населения. Этапы освоения Дальнего Востока - история побед русских землепроходцев и исследователей, их мужества и стойкости; вклад путешественников, ученых в освоение территории; человек - главная ценность района.

Темитические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.47

53

Дальний Восток: различия севера и юга.

Различия северной и южной частей Дальнего Востока. Особенность городского расселения Дальнего Востока. Население района. Функции городов. Уникальность территории

Экстремальные природные условия Дальнего Востока. Особенности экономики Дальнего Востока. Отрасли специализации. Проблемы района. Значение Дальнего Востока в экономике России; перспективы развития

Дальнего Востока.

Тематические и физико-географ. карты схемы , статист. материал

П.48

54

Дальний Восток: функции крупнейших городов района.

П.48

55

Дальний Восток : хозяйство.

П.49

56

Учимся с «Полярной звездой». Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине

ХХI в.».

Продолжить формирование умений создавать проект. Разработать проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».

Проанализировать текст § 50 и дополнительные источники информации; работать в группах; принять участие в обсуждении результатов работы; подготовить презентацию проекта. Выделение приоритетных ценностей; умение работать в команде; самооценка деятельности.






П.50

57

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Азиатская Россия».

Контрольная работа №1

Выявление имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.

Темитические и физико-географ. карты

Раздел IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (7 Ч)

58

Соседи России

Экономико-географическое положение России. Политико-географическое положение России. Границы России. Многообразие культурных миров.

Оценивать по статистическим данным

и тематическим картам место и роль России

в системе международного разделения труда.

Подготавливать и обсуждать презентации

о сотрудничестве (взаимоотношениях, связях)

России с отдельными странами мира

Полит.карта мира; статистические данные.

П.51

59

Сфера влияния России: геополитическое, экономическое.

Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Экономические связи России. Геополитическое и экономическое влияние России в различные исторические периоды; значение геополитического и экономического влияния России на положение дел в мире.

Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды. Оценивать современное геополитическое и экономическое влияние России в мире. Определять структуру внешней

торговли России. Определять по статистическим

материалам соотношение экспорта и импорта

России в мировой торговле

Схема «Соотношение экспорта и импорта России в мировой торговле.



52

60

Сфера влияния: современная Россия.

Практическая работа № 11

«Анализ Внешнеэкономических связей России»

Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Экономические связи России. Экспорт ,импорт страны.

Осуществить междисциплинарные связи с курсом истории; принять участие в обсуждении спорных вопросов; вступить в диалог с одноклассниками; включиться в решение проблем. Работа с контурными картами, статистическим материалом.

Статистическийм материал.

П.52

61

Учимся с «Полярной звездой». Готовим реферат.

Географическая исследовательская практика (готовим реферат). Подготовка рефератов. Получение новой личностно значимой информации

Составлять реферат по плану. Подготавливать и проводить защиту реферата. Составлять

описание и характеристику природных особенностей, населения и хозяйства экологических

проблем своего края. Подготавливать и обсуждать презентации

Схема «Готовим реферат».

П.53

62

Учимся с «Полярной звездой». Защита рефератов.

Защита рефератов.

П.53

63

Учимся с «Полярной звездой».

Изучаем свой край

Формирование знания о своем крае. Изучение проблемы своего края. географическая исследовательская практика (изучаем свой край). Воспитание любви к своей малой родине.

Проанализировать проблемы своей местности (области, республики, края); обсудить проблемы в групповой и коллективной работе.

Физ карта РК; статист.матер.

П.54

64

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №2

Оценивание имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.

Тематические и физико-географ. карты


Повторение. Подготовка к экзамену( 5 ч)


65

Регионы России


66

Европейская Россия


67

Европейская Россия


68

Азиатская Россия: Сибирь


69

Азиатская Россия:Дальний Восток.


70

Итоговый урок






Критерии и нормы отметок по географии

Устный ответ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, значимые в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.

Отметка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если задание не выполнено.

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.

Критерии оценки контурных карт

Отметка «5»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4»

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Отметка «3»

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если работа не выполнена.


СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

РЕГИОНЫ РОССИИ

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

Центральная Россия.

Моря:Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низмености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань

Северный Кавказ и Нижний Дон.

Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, зейское. Озёра: Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.


УМК:


  1. В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-9 классы

  2. География. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций /(А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина и др.). - М. : Просвещение, 2014. - 240 с. : ил., карт. - (Полярная звезда).

  3. В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс

  4. В. В. Николина. География. Поурочные разработки.9 класс

  5. География России. 9 класс : зачётная тетрадь / А.В. Супрычёв. - М. : Аркти, Изд-во «Наша школа», 2014. - 48 с., карты.

Интернетресурсы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki

  2. nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  3. rgo.ru/ - Планета Земля

  4. sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

  5. rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

  6. geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

  7. uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

  8. ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

  9. nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования





© 2010-2022