Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКОУ Заводская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МС Утверждена приказом

Протокол № ______ от руководителя образовательного учреждения

«______» __________2015 г. № ____________от __________








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

5«Б» класс









Шальнева Елена Павловна

(ФИО учителя-разработчика)

учитель географии

I КК







п.Пригородный


2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основе авторской программы курса «Краеведение» Автор-исполнитель(или руководитель) НИР(ОЭР): Махина Наталья Сергеевна - старший преподаватель кафедры ТиМДиНОО

Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно - тематическое планирование составлено на 34 часа

В программу изменения не внесены

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате исследовательской деятельности ученик должен знать:

- историю исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

- особенности водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области.

Уметь:

- выбирать необходимый источник краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное направление - формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека - родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Краеведение - это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий - района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.

Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.

Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.

Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники во внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в иследовательской деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследо­вательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Занятия краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию - системообразования.

Занятия краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины - города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Результаты обучения и усвоения содержания исследовательской деятельности

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Календарно-тематическое планирование по краеведению.


№п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты


История и культура (9 часов)


1.

08.09

Что такое культура?


2.

15.09

Что такое культура?

Практическая работа

«Роспись воронежской матрёшки»

3.

22.09

Источники изучения жизни народа.

Эскиз костюма жителя Воронежской области

4.

29.09

Что такое время?


5.

06.10

Что такое вещь?

Рисунок по представлению людей по их вещи.

6.

13.10

Семейная реликвия


7.

20.10

Семейная реликвия

Сочинение «Наша семейная реликвия»

8.

27.10

Путешествие в страну книг


9

10.11

Путешествие в страну книг

Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков


История создания вещей (6 часов)


10

17.11

Посуда на Руси

Практическая работа «Роспись посуды»

11

24.11

В старинном доме


12

01.12

В старинном доме

Практическая работа «Роспись прялки»

13

08.12

Обычаи русской старины

Рассказ о русских обычаях нашего посёлка

14

15.12

Для войны и мирной жизни


15

22.12

От колеса до ракеты


Эскиз «Автомобиль будущего»



Музей - машина времени (5 часов)


16

29.12

Что такое музей?


17

12.01

Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей

museum.ru›M651Воронеж

18.

19.01

Виртуальная экскурсия в областной музей изобразительных искусств

kramskoi.vzh.ru

19.

26.01

Экскурсия в Калачеевский краеведческий музей.

Фотоотчёт

20.

02.02

«Дом весёлого чародея»

Представление о доме-музее А.Л.Дурова


О прошлом говорят…(5 часов)


21.

09.02

Костёнки. Путешествие в каменный век.


22

16.02

Костёнки. Путешествие в каменный век.

Виртуальное путешествие

kostenki-museum.ru

23-24

02.03

Дивногорье. Рассказ о седой старине.

Рисунок фрагмента жизни древнего человека.

Виртуальное путешествие

divnogor.ru

25

15.03

Веневитиново. В гостях у поэта

Я - поэт. Сочинение собственных четверостиший на заданную тему.


Памятники старины (6 часов)


26

22.03

Каменные ветераны Воронежа

Виртуальная экскурсия по улицам города

gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html Эскиз украшения для фронтона старинного здания

27

05.04

Каменные ветераны Воронежа

Эскиз интерьера старинной гостиной, фото старинного здания г.Калач

28

12.04

Церковные архитектурные памятники


Эскиз православного храма

29

19.04

Храмы родного края

Сочинение о храме

30

26.04

Посещение храма

Фотоотчёт

31

03.05

Памятники на воронежской земле

Мини-текст о любом из памятников


Моя малая родина (3 часа)


32

10.05

Посещение библиотеки п. Пригородный

Фототчёт

33

17.05

История родного посёлка

Фототчёт «По улицам посёлка»

34

24.05

История родного посёлка

Эскиз нашего посёлка в будущем. Защита проектов










КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинев, 1985.

  2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. - Смоленск, 1998.

  3. География Воронежской области / Под. ред. В. Подкозина. - Воронеж, 1994. - 110 с.

  4. Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. - Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. - 48 с.
    Загоровский В. История Воронежского края от А до Я / В. Загоровский. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. - 311 с.
    Загоровский В. История Воронежской области: Учеб. пособ. для средн. шк. / В. Загоровский. - Изд. 3-е, доп. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. - 160 с. Край Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. - 598 с.

  5. Новикова Р.Н. Экскурсионные маршруты по городу Воронежу и воронежской области / Р.Н. Новикова, Л.А. Личагина. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство. - 1982. - 55 с. Панова В. История Воронежского края: Учебно-метод. пособ. / В. Панова. - 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2001. - 286 с.

  6. Прохоров В. Вся Воронежская земля: Краткий историко - топонимический словарь / В. Прохоров. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. - 266 с.
    Расторгуев В.И. Геральдика Воронежской земли. XVIII век. / В.И. Расторгуев. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 102 с.
    Чубурин П.Ф. Земля воронежская: рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - 80 с.

  7. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. - Воронеж, 1992.

  8. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. - Воронеж, 1982.

  9. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. - Воронеж, 1979.

  10. Кретова O.K. Русский город Воронеж. - Воронеж, 1986.

  11. Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994.

  12. Очерки истории Воронежского края. - Т. 1. - Воронеж, 1961.

  13. Пульвер Е. Воронежская мозаика. - Воронеж, 1983.

  14. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. - 2004. - №5. - С. 22-25.

  15. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. - Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия обрядов и обычаев. - СПб, 1997.

  17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. - М., 1998.




Ресурсы-Интернет

  1. Детям о Воронежском крае okrae.odbvrn.ru/

  2. ЭОР zanimatika.narod.ru/RF36.htm

  3. Географический портал Воронежской области mygeog.ru/rubrica/kraeved/

  4. Музеи museum.ru›M651Воронеж

  5. Музей Крамского kramskoi.vzh.ru

  6. Дивногорье divnogor.ru

  7. Костёнки kostenki-museum.ru

  8. Музеи museumobr.my1.ru

  9. Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html


































Список учащихся занятых во внеурочной деятельности 5 «Б» класса



  1. Абдищев Иван

  2. Волосяных Александр

  3. Зарудняя Елизавета

  4. Кирдеева Софья

  5. Ковалёва Валерия

  6. Котов Никита

  7. Куцов Роман

  8. Мищенко Арина

  9. Павлова Татьяна

  10. Плякин Тимофей

  11. Савинков Тимофей

  12. Серебрякова Карина

  13. Талмазан Олег

  14. Шапошникова Ирина

  15. Шмигирилова Анжела





6


© 2010-2022