Программа краеведческого кружка Юный краевед

                             Пояснительная записка     Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном о...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

Цель программы - организация изучения родного края через охват взаимосвязей между природой, населением и хозяйством, направленного на воспитание ключевых ценностных ориентаций учащихся и их всестороннее развитие.

Задачи:

  • развитие у школьников познавательного интереса к изучению объектов и явлений ближайшего географического окружения и их взаимосвязей на определенной территории (села, района);

  • привитие навыков учебной работы, наблюдательности, логического мышления, памяти, умения создавать «образы» территории, эстетически воспринимать окружающий мир;

  • воспитание чувства настоящего патриотизма;

  • привитие любви к малой Родине;

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и природным ресурсам родного края;

  • реализация профориентационных мероприятий и сознательного выбора будущего пути в жизни;

  • пополнение школьного музея краеведческими материалами.

Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение учебных предметов на конкретном жизненном материале. Программа кружка устанавливает связь между изучением любого курса географии, отдельных курсов и тем истории, предметов естественно-математического цикла, с теми знаниями, которые получают в результате непосредственного исследования своего края.


Рекомендации по организации и формам проведения занятий.

Кружки - одна из широко распространенных форм внеклассной работы. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, поскольку они воспитывают активность, самостоятельность, формируют познавательный интерес учащихся.

Для обеспечения преемственности в работе кружка, целенаправленного расширения и углубления знаний учащихся, для развития в них практических умений и навыков необходимо добиться стабильности его состава. Определяя содержание кружка, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки.

Организация кружка начинается с выявления интересов, склонностей и умений учащихся. Для этого следует провести анкетирование учащихся.

Занятие кружка проводится во внеурочное время, 1 раз в неделю.

Особенностью методики проведения занятий кружка является чередование коллективной и индивидуальной, теоретической и практической видов деятельности.

Занятия, как правило, проводятся в кабинете географии. Здесь находится и уголок «Юный краевед», где освещены основные направления работы, состав кружка, выставка лучших работ. Также занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея, школьной и сельской библиотек, кабинетов истории, украинского, русского и крымскотатарского языков, где функционируют этнографические уголки.

В качестве источников информации используются журналы, газеты, карты, атласы, а также слайды, видеофильмы.







Программа

  1. Я и моя семья (5часов)

Что мы называем Родиной. Как называется населенный пункт, в котором мы живем. Написание полного домашнего адреса. Названия административных районов Крыма

Составление своей родословной. История происхождения фамилии.

Знакомство с источниками знаний о родном крае, с системой работы библиотек.

Практические занятия.

Страницы семейного альбома.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

  1. Моя местность (8 часов)

Расположение своего района, села на карте Крыма.

История заселения своего села и района.

Героическая роль села и района в военных событиях прошлого века.

Происхождение географических названий.

Государственные символы России, Республики Крым, своего района.

Практические занятия.

Нанесение на контурную карту Крыма своего района и села

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Создание проекта герба своего села.

  1. Природа моего края (10 часов)

Формы поверхности своей местности.

Виды полезных ископаемых.

Народные приметы и местные признаки погоды.

Особенности поверхностных и подземных вод.

Стихийные явления в своей местности

Виды и свойства почв.

Наиболее распространенные растения и животные своего края.

Уникальные природные объекты.

Практические занятия.

Основные формы поверхности.

Экскурсия в сельский сквер.

Правила безопасной жизнедеятельности в случае природных катастроф.

  1. Население (8 часов)

Численность населения своего населенного пункта, его национальный состав.

Народные обычаи и традиции людей разных национальностей.

Толерантность по отношению к культуре других народов.

Известные люди своего края.

Практические занятия.

Народные обычаи и традиции русских, украинцев, крымских татар.

Встреча с известными людьми.


  1. Хозяйство (3часа)

Виды хозяйственной деятельности человека в своем крае.

Действующие промышленные предприятия в своем районе.

Отрасли сельского хозяйства и виды транспорта.

Практические занятия

Встреча с людьми разных профессий

  1. Конкурс «Лучший краевед»

Структура программы кружка

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Я и моя семья

5

3

2

2

Моя местность

8

5

3

3

Природа моего края

10

7

3

4

Население

8

4

4

5

Хозяйство

3

2

1

6

Конкурс «Лучший краевед»

1

-

1

35

21

14





Программа кружка « Юный краевед» (35 часов)

п/п

Тема

Требования к уровню знаний, умений и навыков

Тема 1. Я и моя семья (5часов)

Учащийся:

-называет полный домашний адрес,

-составляет родословную своей семьи,

-демонстрирует фотографии своих близких,

-умеет пользоваться книгами, журналами, газетами, справочниками, другими источниками знаний.

1

Мой адрес

2

Моя родословная

3

Практическое занятие.

Страницы семейного альбома

4

Источники знаний о моем крае

5

Практическое занятие.

Экскурсия в сельскую библиотеку

Тема 2. Моя местность (8 часов)

Учащийся:

- показывает расположение своего района, села на карте Крыма,

-умеет работать на контурной карте,

- знает историю заселения своего села и района,

- рассказывает о героической роли села и района в военных событиях прошлого века,

- знакомится с экспонатами музея,

- понимает происхождение географических названий,

-называет государственные символы РФ, Республики Крым, своего района,

- защищает личный проект герба своего села

6

Географическое положение моего села, района.

7

Практическое занятие.

Нанесение на контурную карту Крыма своего района и села

8

История своего края до XX века

9

История своего края в XX веке

10

Практическое занятие.

Экскурсия в школьный краеведческий музей

11

Топонимика

12

Государственные символы

13

Практическое занятие.

Создание проекта герба своего села

Тема 3. Природа моего края (10часов)

Учащийся:

-знает и умеет различать формы поверхности своей местности,

- определяет виды полезных ископаемых, приводит примеры,

- знает народные приметы и местные признаки погоды,

-умеет вести календарь погоды,

-знает особенности поверхностных и подземных вод,

- называет возможные стихийные явления в своей местности,

-умеет правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях,

- отличает почву от горной породы,

- знает виды и свойства почв,

- знает наиболее распространенные растения и животные своего края,

-называет и характеризует уникальные природные объекты

14

Практическое занятие.

Основные формы поверхности

15

Полезные ископаемые

16

Погода и климат

17

Водные богатства

18

Опасные природные явления

19

Практическое занятие.

Правила безопасной жизнедеятельности в случае природных катастроф

20

Почвы

21

Растения и животные своего края

22

Практическое занятие.

Экскурсия в сельский сквер

23

Уникальные природные объекты. Их охрана

Тема 4. Население (8часов)

Учащийся:

- знает численность населения своего населенного пункта, его национальный состав,

- называет имена своих знаменитых земляков,

- изучает народные обычаи и традиции людей разных национальностей, проживающих в селе,

-воспитывает в себе толерантность по отношению к культуре других народов

24

Численность населения. Населенные пункты

25

История моего села в названиях улиц

26

Состав населения

27

Практическое занятие.

Народные обычаи и традиции русских

28

Практическое занятие.

Народные обычаи и традиции крымских татар

29

Практическое занятие.

Народные обычаи и традиции украинцев

30

Ими гордится мой край

31

Практическое занятие.

Встреча с известными людьми.

Тема 5. Хозяйство (3часа)

Учащийся:

-знает виды хозяйственной деятельности человека в своем крае,

- называет действующие промышленные предприятия в своем районе,

- различает отрасли сельского хозяйства,

- показывает на карте Крыма основные пути сообщения,

- объясняет особенности профессий своих родителей.

32

Промышленность

33

Сельское хозяйство и транспорт

34

Практическое занятие.

Встреча с людьми разных профессий

35

Конкурс «Лучший краевед»















Рекомендуемая литература

  1. Ковган Л.В. География родного края.- КИТ, 1999.-192с.

  2. Корнеев А.В. Методика школьного географического краеведения.-Х.: Изд. группа «Основа», 2007. - 144 с.

  3. Корнеев А.В. Географическое краеведение как информационная составляющая школьной географии. // География. 2008. - №3. - с. 6-7.

  4. Подгородецкий П.Д. Крым : природа. // Симферополь: Таврия.-1988.-192с.

8


© 2010-2022