Волны в океане

Главная идея урока заключается в формировании  у учащихся представления о том, что вода находится в постоянном движении. Волнение — один из видов движений воды. Уча­щиеся хорошо знакомы с волнами и легко называют главную причину их образования — ветер. На рисун­ке 49 учебника показано строение волны. Ученики, пользуясь рисунком, выделяют основные части ветро­вой волны. Движение воды в волне происходит по вертикали, т. е. является колебательным, и по мере приближения к берегу гасится. Для понимания и на­глядного восприятия этого целесообразно использо­вать диапозитивы или видеофрагменты. «Нигде не видно покоя, все в движении, и как наш корабль, то подымаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все во­круг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на се­кунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны ка­жутся небольшими холмами, и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему ко­раблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, за­тем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной,... - Так описывал поверхность Мирового океана пассажир кораб­ля. Этот отрывок подтверждает, что поверхность океанов не бывает спокойной, она всегда в движении.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Волны в океане

Цель и задачи: сформировать понятие «волна», ус­тановить причинно-следственные связи между про­цессами, происходящими в оболочках Земли и воз­никновением разных видов волн, сформировать эле­ментарные представления о безопасном поведении при сильном волнении, цунами, приливах.

Ведущие понятия: волна, цунами, прилив, отлив.

Оборудование: карта океанов, диапозитивы, ви­деофрагменты, учебные картины.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный).

Логика учебного процесса: мотивация - актуали­зация опорных знаний - восприятие, осмысление, запоминание - проверка усвоения - закрепление - анализ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверочная работа (письменно на 5 минут).

Вариант I

  1. Что такое соленость?

  2. Каким значком обозначается соленость?

  3. Выпишите из всего списка объектов моря с соленостью 42 %

море Лаптевых, Охотское, Карибское, Балтийское, Аравийское, Красное.

  1. Какое море имеет более соленую воду: Азовское или Барен­цево?

  2. В какой области поверхность океана имеет самую высокую t°?

  3. При какой t° вода в океанах замерзает?

Вариант II

  1. Что такое океаническая вода?

  2. В чем выражается соленость?

  3. Выпишите из всего списка объектов море с соленостью 6-8 %0:

море Лаптевых, Охотское, Карибское, Балтийское, Аравийское, Красное.

  1. Какое море имеет менее соленую воду: Красное или Среди­земное?

  2. В какой области поверхность океана имеет самую низкую t°?

  3. Как соленость влияет на t° замерзания.

II. Изучение нового материала.

Волны в океане

Работа со слайдом.

«Нигде не видно покоя, все в движении, и как наш корабль, то подымаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все во­круг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на се­кунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны ка­жутся небольшими холмами, и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему ко­раблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, за­тем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, взрывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднима­ется опять новая волна».

- Так описывал поверхность Мирового океана пассажир кораб­ля. Этот отрывок подтверждает, что поверхность океанов не бывает спокойной, она всегда в движении.

Работа со слайдом.

Волны в океане

По ходу работы заполняется таблица.

Виды волн в Мировом океане

Волны

Причина возникновения

Характеристика



2. Эксперимент.

Учитель наливает воду в емкость (например, тарелку), и просит одного ученика подуть на нее. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше их.

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: В океане порывы ветра как бы вдавливают водную поверхность, образуя волны высотой в несколько метров. Особенно большие волны бывают во время шторма.

3. Работа со слайдом. «Ветровые волны» (или по учеб­нику рис. 49)

Волны в океане

Задание: Используя текст учебника и слайд ответьте на вопросы и допишите на рисунке

  • Какова обычная высота волн?

  • Назовите максимальную высоту волн.

  • Какой высоты достигают штормовые волны?

  • Что такое «зыбь»?

  • Как возникает прибой?

Цунами

«... Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит, как будто для разбега обнажая дно. В этой внезапно наступающей ти­шине для островитянина - верный признак надвигающейся беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Надвигается цунами! Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые со­оружения».

- Работа с текстом учебника и со слайдом

Ответьте на в о п р о с ы :

  1. Назовите причины возникновения цунами.

  2. С какой скоростью вода распространяется во все стороны?

  3. Какова длина и высота волны цунами в открытом море?

  4. Какова высота волны у берегов?

  5. Где безопаснее находиться во время шторма: в море или у берегов?

Сообщение учащегося.

В некоторых районах океана два раза в течение суток вода уст­ремляется к берегу, затопляет пляжи, прибрежные низины и два раза в сутки отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обна­жаются основания утесов и пляжи, а океан кое-где отступает от бе­рега на 10-20 см. Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Еще 2000 лет назад люди по­няли их связь с фазами Луны, но научное объяснение дал в 1687 го­ду Исаак Ньютон на основе сформулированного им закона всемир­ного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются друг к другу, сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику.

Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии. А когда же линии, соединяющие эти небесные тела, образуют прямой угол, величина приливов ми­нимальна.

Работа со слайдом.

Волны в океане

Задание: самостоятельно составьте краткое описание при­ливов и отливов

- Что влияет на образование приливов и отливов?

Волны в океане

- С какой периодичностью происходят они?

- Пользуясь картой океанов в атласе, определите, где на Земле регистрируются самые высокие приливы.

- На берегах какого внутреннего российского моря приливы и отливы зрительно не заметны?

Сообщение учащегося.:

В приливах заключено большое количество энергии: примерно в три раза больше, чем во всех реках планеты. В нашей стране дает ток приливная электростанция (ПЭС), которая построена в одном из заливов Кольского полуострова. Залив этот перегорожен плоти­ной. Во время прилива уровень воды в заливе повышается на не­сколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в мо­ре и по пути вращает турбины приливной электростанции.

III. Итог урока.

Проверка правильности заполнения таблицы.

Волны

Причина возникновения

Характеристика

Ветро­вые

Ветер

Средняя высота - 4 м, мак­симальная - 12 м и более; длина до 250 м

Цуна­ми

Подводные зем­летрясения, оползни, извер­жения вулка­нов

Высота в открытом море - 1 м, на мелководье - до 40 м; длина - 100-200 км; скорость - 700-800 км/ч

При­лив­ные

Притяжение вод Мирового океана Луной и Солнцем

За сутки происходят два прилива и отлива; макси­мальная высота приливной волны - 18 м (залив Фанди)

Задание: Вставьте недостающие слова в тексте (текст н а экране.)

  1. Воды Мирового океана находятся в постоянном ... (

  2. . Волнение -это волны. Главная причина волн - ...,

  1. Колебательные движения водной поверхности - ...

  2. Помимо ветровых волн, есть еще цунами, причиной их обра­зования являются -

  3. Третий вид волнения вод - ... Причины образования - притяжение ...

Задание на дом: §26.

- Заполните таблицу. Поставьте + или -.

Характеристики

Приливы

Цунами

Прибой

1. Образуется под влиянием фаз Луны

2. Периодически повторяются

3. Образуются в результате землетрясений

4. Обладает разрушительным действием (бедствие)

5. Образуется в сейсмически активных зонах

6. Образуется только у берегов



© 2010-2022