• Преподавателю
  • География
  • Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Данный материал представляет собой работу над проектом Тюльпанная россыпь Актуальность работы состоит в том, что тюльпаны в Заволжье на грани исчезновения. Причиной исчезновения и сокращения тюльпанов является человеческий фактор. Чрезмерное потребление тюльпанов (когда целыми охапками, ведрами приносили их в дом) привело к тому, что вид сейчас на грани полного исчезновения. Тюльпаны занесены в Красную книгу Волгоградской области. В работе можно познакомиться с различными видами тюльпанов, средо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















«Развитие исследовательских умений школьников на уроках

географии и во внеурочное время, как средство формирования

метапредметных УУД школьников».





Шевченко Т.М.

МКОУ « Солдатско - Степновская СОШ»

Быковского муниципального района

Волгоградской области



Содержание.

1.Введение.

2.Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время.

3. Проект «Тюльпанная россыпь».

4. Заключение.

5. Приложение.









Введение.

Модернизация Российского образования направлена на изменение парадигмы образования, переходу ее от знаниевой ориентации к компетентному подходу. Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания образования. Это касается и школьного предмета географии, который является практико - направленным. Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизации общества. Анализ сложившейся образовательной практики дает основания утверждать, что обострилось противоречие между ориентацией традиционной школы на «насыщение» обучающихся информацией и необходимостью вооружения их опытом самостоятельного исследования как средства решения жизненно значимых задач.

Актуальность проблемы исследования.

Современный этап развития общества протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентноспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеурочной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеурочной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению географии и преобладанием эколого- географического материала в содержании школьного курса географии.

Методы исследования

На уроке

  • применение исследовательских методов

  • проведение учебного эксперимента

  • проведение нетрадиционных уроков

  • домашнее задание исследовательского характера

Во внеурочное время

  • подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах

  • участие в образовательных экспедициях, экскурсиях, походах

  • проведение элективных курсов, кружков, написание рефератов











Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время.

В последнее время вызывают интерес такие методики, которые обладают значительным исследовательским потенциалом. Можно даже говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи. Исследовательская деятельность предполагает обучение многим приемам творческого поиска. Образовательный стандарт в перечне компетентностей называет «исследование несложных реальных связей и зависимостей», «владение приемами исследовательской деятельности». Внимание к учебным исследованиям связано с необходимостью учитывать требования образовательного стандарта и предстоящий массовый переход на ЕГЭ по географии, в программе которого есть блок задач повышенного и творческого уровня. Но, исследовательское направление пока еще не выстроено в образовательную линию, которая проходила бы через все курсы школьной географии. Педагогическая деятельность может считаться успешной, если учитель не ограничивается традиционной схемой построения урока, а организует на уроке учебную деятельность на основе новых методик и технологий включает учащихся в учебный, « научный» для них поиск. На таких уроках дети действуют по собственной инициативе и принимают решения самостоятельно. Отсюда интерес к деловым играм, проектным технологиям, дискуссиям, анализу новых тематических карт в современных школьных атласах. Основное направление реализации исследовательского подхода в изучении географии охватывает несколько сторон:

а) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого изучающего ее;

б) ознакомление со способами умственной деятельности, и которые лежат в основе многих исследовательских приемов;

в) насыщение поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности общеучебными умениями;

г) использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной деятельности учащихся.

Возможны два пути реализации исследовательского подхода.

Первый путь предлагает выделение специального времени: целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам.

Второй путь связан с включением в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя единство содержания и деятельности. В образовательных целях в школьных условиях необходимо специальное обучение приемам научного исследования: выдвижению гипотез, построению системы доказательств. Различие между имитацией исследования и подлинным исследованием значительны. Однако в психологическом плане эти виды деятельности близки.

В обоих случаях нужен анализ достигнутого, обнаружение противоречий и проблем, формирование задач, выдвижение гипотез, их проверка, интерпретация результатов выдвижение предложений об их использовании в теории и на практике, а значит и тот и другой виды поиска формируют во многом сходные творческие способности и подходы: аналитические способности, проблемное видение, умение выдвинуть гипотезу, рефлексию, интуицию.

Имитационный поиск более открыт, он происходит часто при поддержке учителя или научного руководителя, требует меньше времени. В этом его педагогические достоинства.

Для осуществления этого используются различные исследовательские приемы, чаще всего анализ и синтез, выявление причинных зависимостей, сравнения. Одним из методов научного исследования, его первая стадия, без которого не обходится практически ни одно учебное задание - анализ. Анализ - это выделение, в каком - либо целом составляющих его элементов. Чаще всего он направлен на изучение состава, строения и свойства объектов, определение характера происходящих процессов, отношений между их элементами. В реальных условиях обучения анализ, особенно на начальных этапах, предшествует объяснению. Последовательность анализа опирается на логику географического исследования. Обучение анализу рассмотрим на примере изучения темы «Рельеф Африки 7 класс». Вначале определяем его главные черты, к которым относят: общий характер поверхности, распределение форм рельефа и высот на изучаемой территории; затем выделяем орографические области (установить различия в рельефе).

Учитель объясняет, что анализ поверхности начинают с выявления общего характера поверхности потому, что рельеф - совокупность его различных форм на изучаемой территории. После этого наиболее крупные горные хребты, нагорья и плоскогорья, низменности. На материке по отметкам высот определяют его высшую точку, а по шкале - преобладающие высоты.

Такое объяснение позволяет придать изучению рельефа материка элементы самостоятельного поиска по физической карте и обеспечивает осознанное чтение текста учебника.

Учитель: Первая задача - научиться определять главные особенности рельефа материка по физической карте самостоятельно. Они примерно одинаковы для любых территорий и физическая карта показывает их. Какая же из них главная? Это общий характер поверхности. В Африке - преобладание высоких равнин.

Учащиеся выполняют задание: прочитать первый абзац учебника по теме «Рельеф Африки», ответить на вопросы:

- На какие вопросы в тексте дан ответ?

- Какие особенности рельефа названы в тексте?

- Какая из этих особенностей главная?

По физической карте находят главные черты рельефа.

Затем учитель указывает, что вслед за описанием следует объяснения, и надо выяснить, почему в Африке преобладает равнинная поверхность? Здесь вводится правило географического объяснения, согласно которому происхождение рельефа зависит от двух причин: во - первых, от истории развития земной коры, и формирования поверхности, во - вторых, от современного строения земной коры.

Вопросы для беседы:

  1. Какая причина преобладания равнины в Африке названа в тексте учебника?

  2. Вспомним, от чего ещё зависит преобладание равнины?

Устанавливают, что преобладание равнины в Африке объясняется разрушением поверхности на протяжении истории развития материка и тем, что в основании залегает древняя африкано-аравийская платформа.

Это правило деятельности можно записать в тетрадь и использовать при выполнении аналогичных заданий..

«Объясняя причины общего характера рельефа территории, надо установить:

а) как развивалась земная кора этой территории в прошлом;

б) каково строение земной коры в настоящее время».

Для формирования опыта творческой деятельности учащихся на уроках географии определяющую роль играет группа творческих методов (метод проблемного изложения, частично - поисковый).

Частично - поисковый метод, в основу которого положены причины умственной деятельности. Обогащения приёмами умственной деятельности в процессе современного урока является необходимой основой для формирования опыта творческой деятельности, так как опыт формируется поэлементно.

Например: тема «Природно-хозяйственные зоны России. Леса» - 8 класс.

Задание:

«Почти все животные и растения в предлагаемых списках характерны для одной из природных зон России: лось, глухарь, барсук, суслик, рысь, косуля, клёст, лемминг, соболь, бурундук, зелёные мхи, типчак, брусника, лиственница, дуб, кедр, пихта». Назовите эту зону. Какие названия в данном списке лишние и в каких других природных зонах встречаются эти организмы?

- Тайга ( хвойные леса умеренного пояса). Лишние названия: суслик (степь), лемминг (тундра и лесотундра), типчак (степи и лесостепи), дуб (смешанные и широколиственные леса).

Урок - главная форма организации учебно - познавательной деятельности.

Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установления взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках использую разные формы работы: коллективные; групповые; индивидуальные; фронтальные; бригадные; парные. Формирование познавательной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удаётся в результате целенаправленного формирования приёмов учебной работы.

Усвоенные приёмы становятся важным средством приобретения новых знаний не только в условиях внутри классного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, экскурсиях. Уникальная природа географии призвана сама, определять цели современного школьного образования: формирование пространственных представлений у школьников. После участия в полевых работах учащиеся привлекаются для обработки и анализа полученного материала. В этом случае применяется интерактивный подход, исследование комплексное и требует знания: географии, биологии, экологии.

Заключительный этап включает научную работу по обработке полученного полевого материала. Результатом такой работы становятся новые факты познания родного края. Прежде всего, в пределах территории своего проживания. По итогам исследовательской деятельности состоялись презентации выставок в школе, районе, области. Главным подходом в этом виде работ является субъектно - субъективный подход, как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, когда педагог находит ответы на вопросы совместно с учеником и в самой формуле сотрудничества заложен принцип равноправия. Помимо этого любая исследовательская работа имеет научный подход.

Научный подход требует реализации принципов:

- естественности (проблема должна быть ненадуманной, а реальной);

- осознанности (понимание целей и задач, хода исследований и его результатов);

-самостоятельности (только через собственный опыт);

-наглядности (результаты работы должны быть видны окружающим).

Так изучая экологическое состояние объекта живой природы красно-книжного растения тюльпана « Шренка» в естественных условиях обитания, мы используем данные мониторинга состояния природного комплекса, почвенного разреза, увлажнение, растительности и животного мира, данные об общественных организациях направленных на борьбу за сохранение исчезающего вида тюльпана, собственные выводы, прогноз.

Учащиеся делятся на 3-4 группы, которые получают задания для самостоятельного выполнения. В ходе выполнения заданий создают собственный проект по решению проблем. Дети поднимают очень серьезную проблему: сохранения исчезающего вида растения Заволжской степи тюльпана « Шренка». Планируют мероприятия в защиту исчезающего растения. Со своими предложениями проекта встречаются с общественностью села, проводят анкетирование среди учащихся школы, социологический опрос жителей села, выступают на конференциях, участвуют в районных и областных конкурсах проектов.

Научно - исследовательскую работу учащиеся ведут под руководством автора опыта, как индивидуально, так и группами.

Этот вид деятельности имеет три уровня познавательной активности учащихся: репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

- первый уровень - преподаватель ставит перед учащимися проблему и

подсказывает пути ее решения,

- второй уровень - преподаватель ставит проблему, а учащиеся сами ее решают и выбирают методы исследования;

- третий уровень - постановка проблемы, выбор методов, решение задач осуществляют сами учащиеся.

Это способствует усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках новой информации, активизировать обучение, придав ему творческий характер, интерес к предмету, способности прогнозированию и высокой концентрации внимания.

Выдвигая на первый план развивающую функцию обучения географии, используя исследовательские приемы по развитию познавательных и практических навыков в системе географии, автору удалось обеспечить прочные знания по предмету. Учащиеся занимаются изучением природных комплексов своей малой родины. На основе результатов исследовательской деятельности учащиеся создают проекты, в которых поднимают социальные проблемы своего села.

На основе результатов исследовательской деятельности создали проект

«Любовь к родному краю безгранична» по возрождению природного комплекса пруда. Водоем - пруд функционирует на селе. Проект «Тюльпанная россыпь» в защиту исчезающего красно-книжного растения тюльпана «Шренка» в Заволжской степи. Приняли участие в Межрегиональном экологическом конкурсе « Сохранение биоразнообразия водно - болотных угодий Нижней Волги» организаторами которого были Волгоградская, Астраханская области, Республика Калмыкия - первое место, отмечены дипломом победителя конкурса, участники восьмого Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева - отмечены грамотой.

Проект « Шумит сосновый бор в степной глуши» сохранение (зеленого оазиса) в районе села Солдатско - Степное - победители районного конкурса социальных проектов.

Деятельный подход в решении социальных вопросов малой родины при участии и поддержке общественности села, позволяет воспитывать будущих хозяев родного края, используя постоянное прикосновение к природе.







Заключение

Опыт функционирует в МКОУ « Солдатско - Степновская СОШ» Быковского района Волгоградской области с 2009 по 2012 год . Обучение ведется в первую смену. Накаляемость в классах 15- 17 человек. В ходе работы проанализирована и изучена литература по организации исследовательской деятельности учителя и учащихся на уроках географии и во внеурочной работе.
Применение исследовательских методов в обучении географии и во внеурочной деятельности показало, повышение интереса к предмету, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. Через организацию учебной исследовательской деятельности реализуется принцип индивидуализации и дифференциации, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, формируются основные компетентности, стимулирует самостоятельную познавательную активность, осознанная подготовка к выбору будущей профессии, продолжение образования с учетом востребованности на рынке труда.
Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Исследования в области возрастной психологии показали, что поведение, ориентированное на достижение успеха складывается у человека в возрасте от 3 до 13 лет. Оно формируется под воздействием, как ближайшего окружения, так и общественных оценок и предпочтений. При этом успеху благоприятствует оптимальное сочетание ненавязчивого давления родителей и высоких оценок успеха в обществе, что предполагает самостоятельную проверку ребенком своих стремлений к успеху.







Библиографический список

  1. Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. - Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. - Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.

  2. Ларина В. П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие - Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004.

  3. Макаренко З. П. Учебные экологические исследования учащихся по областной программе «Школьный экологический мониторинг .2003.

  4. Краева И. И. Диагностический подход в управлении исследовательской деятельностью участников педагогического процесса. - Сборник научных материалов. Часть 1 . - Под редакцией Г. А. Русских. - Киров: ИУУ, ВГПУ, 2000.

  5. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М: Издательство «АГАР» -2000.-385с.

  6. Беляева В.С.. Изучаем природу родного края. (Из опыта работы). М., Просвещение, 1978









Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Солдатско - Степновская СОШ»

Быковского муниципального района

Волгоградской области.







ПРОЕКТ

« Тюльпанная россыпь»















Выполнила ученица

МКОУ « Солдатско- Степновская СОШ»

Денисова Ольга

Руководитель:

Шевченко Татьяна Михайловна

учитель географии.







Содержание

  1. Введение

  2. История, этнография, топонимика объекта

  3. Географические очерки села Солдатско-Степное

  4. Весна. Первичный мониторинг исследования

  5. Лето. Вторичный мониторинг исследования

  6. Заключение.

  7. Список литературы, список источников






Цели и задачи

  1. Привлечь внимание детей, взрослых и общественности к проблеме изучения объекта живой природы в естественных условиях обитания.

  2. Поддержка интереса обучающихся к деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой родины.

  3. Формирование учебных умений практического и исследовательского характера.

  4. Провести обследование природной территории изучаемого объекта.

  5. Организовать природоохранную работу по сохранению красно-книжного растения - тюльпанов.










Введение.

Тюльпаны. Этот вид объединяет около 140 видов. Встречается по всей Волгоградской области, чаще всего в южной и юго-восточной части Заволжья.

Заволжская степь весной расцветала и пестрела бесчисленным множеством тюльпанов: красных, желтых, белых. Старожилы села Солдатско-Степное цветение тюльпанов связывали с местными приметами: «Если больше в степи красных тюльпанов, год будет урожайный, если больше тюльпанов желтого цвета, год будет засушливый. По древнему поверью, в бутоне желтого тюльпана заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться: не было силы, которая открыла бы бутон. Но однажды шла по лугу женщина с ребенком, малыш вырвался из рук матери, побежал со звонким смехом к прекрасному цветку - и тот раскрылся. Актуальность темы состоит в том, что тюльпаны в Заволжье на грани исчезновения. Причиной исчезновения и сокращения тюльпанов является человеческий фактор. Чрезмерное потребление тюльпанов (когда целыми охапками, ведрами приносили их в дом) привело к тому, что вид сейчас на грани полного исчезновения. Тюльпаны занесены в Красную книгу Волгоградской области.

В ходе работы применялись методы: исследовательский, частично- поисковый, беседа, картографический, теоретический.









История, этнография, топонимика объекта.

Засушливая Заволжская степь не очень плодородна. Край лежит в области Арало-Каспийской низменности и имеет много понижений причудливой формы и различных размеров - от нескольких квадратных метров до десятков квадратных километров. В крае и теперь еще много лиманов, которые с высоты птичьего полета похожи то на зеленые блюдца, то заманчиво блестят водной гладью, словно разбросанные куски битого зеркала. Редкая скудная растительность, выжженная солнцем земля, кое-где сахарно блестит солонцами.На десятки, а иногда и на сотни верст не было ни жилья, ни дорог, только сухие ветры круглый год пасли степной бурьян.1После проведения земельной ревизии, николаевские солдаты, возвратившись домой с 25- летней службы, не имевшие своей земли, получали земельные наделы на территории Заволжья. И пошли служивые искать место. Долго выбирали подходящее место для пристанища, но все они не отвечали их требованиям по природным условиям. Выбор пал на, долго разыскиваемое, местечко между тремя лиманами в черноземной низине. И земля здесь оказалась обильно плодородной, и воды грунтовые на глубине 5-6 метров. Возвратились мужики- хлеборобы, начали обживаться, обзаводиться хозяйством: сеять хлеб, рассаживать огороды, сады.2 В XVIII веке возникли мелкие и крупные хутора на лиманах: Морозов, Седов, Тажи- ныне поселки Катричев, Федоровка, Демидово, Столяров, Солдатско-Степное. Лежали хуторки на расстоянии 2-3 км друг от друга без улиц. Между ними были разбросаны богатые сады, название которым давали по фамилии хозяина, его сажавшего.

Перед исследовательской группой раскинулась степь, только на местах тех хуторов остались сады, как памятники природы, как живые свидетели истории нашего края: Авдошин сад, Лесин сад, Селезнев сад, Емельянов сад, Славоков сад.

Разное рассказывают старожилы о судьбах человеческих, а значит и об истории маленьких частичках края, имя которым Сад. Исследуемый природный объект «Тюльпанная россыпь» лежит в 2 км от Лесина сада.

Географический очерк села.

Село Солдатско-Степное Быковского района Волгоградской области расположено на левом берегу Волги (в 25 км от реки) в Заволжье на юго- востоке Европейской части.

В древние времена вся территория была занята морем, которое оставило здесь мощные отложения глины, песков, суглинков, супесей. Прошлое данной территории оказало большое влияние на формирование рельефа, в связи с этим рельеф окрестностей села ровный, плоский.

Идеальная равнинность рельефа нарушается в некоторых местах наличием суслиных бугорков, западин и блюдцеобразных понижений. На всей описываемой территории нет рек, озер и даже выхода грунтовых вод. Этот недостаток компенсируется неглубоким залеганием грунтовых вод, которые находятся на глубине 4-5 метров и уровень их мало изменяется. В области резко континентальный климат, с зимой, длящейся 4-4,5 месяцев. Средняя температура достигает -7-12С. Но иногда морозы доходят до -32- 35С. Лето жаркое, со средней температурой июля +25+26С с сильными ветрами суховеями, переходящими в пыльные бури и приносящими большой ущерб сельскому хозяйству. Весна короткая, с быстрым нарастанием температур. Осень теплая, с моросящими дождями, которые начинаются со второй половины осени. Осадков выпадает 250-300 мм в год.

1Поляков МТ. Край мой, Заволжье

2Из истории села Солдатско-Степное

3Мамин В.Ф., Савельева JI. Лиманы-кладовые кормов

Весна. Первичный мониторинг исследования объекта.

Площадь объекта мониторинга 20га. На 1 кв. м. приходится от 3 до 5 видов тюльпанов. Сказывается недостаток влаги в почве. Объект мониторинга лежит в области с резко континентальным климатом. Зимы малоснежные, незначительное количество талых весенних вод. Пограничные территории, прилегающие к объекту изучения краснокнижного растения - тюльпанов, сенокос и пастбища не оказывают отрицательного влияния на экологическое состояние растений. Тюльпан зацветает ранней весной, вегетационный период растения не совпадает с порой сенокоса, это одна из особенностей растения. Большая часть пространства покрыта полынью(6 видов полыни), с примесью типчака, встречается ковыль.

Основное богатство и красота растительного сообщества степи- тюльпаны: желтые, красные, белые. Большое количество тюльпанов в один листок, то есть на следующую весну 2012 года видовой состав тюльпанов увеличится в 1,5 раза.

Луковичка тюльпана уходит вглубь почвы на 20-22 см., на период исследования влага в почве наблюдалась на глубине 5 см., это конечно недостаточное увлажнение в условиях резко континентального климата. Профиль почвенного разреза на глубине 60 см показал, что на уровне 55 см от поверхности плодородный слой почвы, на глубине 35 см от поверхности в верхнем плодородном слое наблюдаются корневые волокна, на глубине 35 см- плодородный слой с отсутствием корневых волокон. На глубине 55 см- глина.

Луковица тюльпана развивается в плодородном слое почвы, не смотря на недостаточное увлажнение, мочковатая корневая система сильная, что дает возможность продолжению вегетационного периода и цветению тюльпанов.

Лето. Вторичный мониторинг исследования объекта .

Заволжская степь. Что примечательного, на первый взгляд, может быть в этом сухом, обдуваемом всеми ветрами, крае?

Как поется в известной русской народной песне: «Степь да степь кругом», где не за что глазу уцепиться.

Однако так только кажется. И степь вовсе не мертва, живет своей неповторимой жизнью, со своими растительными и животными обитателями, да и уникальных природных мест на нашей родине не мало, которые нуждаются в заботе и охране. И каждый ценен своими природными особенностями.

Природной достопримечательностью, расположенной в десяти километрах от села Солдатско-Степное, является целинная степь с тюльпаном Шренка, занесенного в Красную книгу.

Лето 2011 года выдалось очень жарким и сухим. Температура воздуха +25,+ 35 градусов, а в некоторые дни столбик термометра поднимался до отметки +40С. Ни одного дождя. Выжженная солнцем земля, поникшая, пожелтевшая трава, на тонком длинном стебле , длиной 20 см, покачиваются зеленые коробочки весенних тюльпанов, внутри которых семя тюльпана. Все живое- растительность, животные, насекомые, человек в ожидании дождя. В августе, как награда за терпение и испытание природы, выпали осадки. Дождь лил день-ночь-день. Земля, пропитанная выпавшими обильными осадками, ожила. «Умытая» дождем степь зазеленела. Почвенный разрез показал, что влага на глубине 20-22 см. Температура на поверхности почвы +24,+25С, при температуре воздуха в дневные часы (температура + 22С),ночью температура воздуха понижается до +9С. Разница температуры воздуха в дневные, ночные часы умеряет испарение влаги с поверхности почвы. Луковица тюльпана в верхнем плодородном слое уходит вглубь почвы на 20 см, она состоит из однолетнего донца, развивающегося в течение вегетации, на котором 4-6 мясистых чешуи. В пазухах чешуи расположены зачаточные почки. В луковицах к сентябрю сформировался цветонос с листьями- зачаток цветка. У основания цветоноса заложена почка, из которой в следующем году развивается луковица. В центре заменяющей луковицы формируется зачаток стебля и цветка будущего года. Луковица тюльпана с молодым зачатком стебля (длина 4 см) в почве на глубине 5 см от поверхности готовится к выходу, к весне 2012 года. Над зачатком стебля- стебель весеннего тюльпана длиной 29-30 см с трехдольной коробочкой. Корневая мочка луковицы тюльпана очень развита, со свежими молодыми корнями, длиной 9-10 см. Условие развития сильной мочковатой корневой системы- содержание влаги в почве. Сложившиеся благоприятные условия в осенний период являются подготовкой растения к зимним условиям и прорастанию весной. По итогам первичного и вторичного мониторингов: весной 2012 года на изучаемом природном объекте количество тюльпанов увеличится в 1,5 раза, этому способствуют сложившиеся агроклиматические условия Заволжья.

Материнская луковица полностью истощена, отдав свои запасы на развитие корней, цветоносов, цветков и частично на формирование заменяющей и дочерных луковиц. Поэтому от материнской луковицы остаются лишь старые сухие корни и плёнчатые чешуи. Новые заменяющие и дочерные луковицы полностью освобождаются от старых материнских частей.



Заключение

После дождя степь зазеленела. Все растения природного объекта в благоприятных сложившихся условиях готовятся к зиме. Территория изучаемого объекта находится в хорошем экологическом состоянии. Завершена сенокосная пора, не оказавшая отрицательного влияния на видовой состав тюльпана.

Работа и наблюдения за изменением видового состава тюльпанов будет продолжена исследовательской группой . Важен итог мониторингов, проведенных в апреле-августе 2011 года. Ребята не безразличны к природе родного края, они не останавливаются на достигнутом и строят планы на будущее: изучаемый природный объект «Тюльпанная россыпь» взять под особый охраняемый контроль с целью сохранения вида тюльпана «Шренка», не дать ему исчезнуть.

А пока исследовательская группа проводит разъяснительную работу среди учащихся школы, жителей села Солдатско-Степное, х.Федоровка. Ребята провели социологический опрос жителей села Солдатско- Степное, который показал, что большинство жителей нашего села считают проблему сокращения краснокнижного растения-тюльпана актуальной и видят необходимость выступить в защиту растения.

Всего собрано-1256 подписей. Кроме этого мы провели анкету среди учащихся 1-11 классов МОУ «Солдатско-Степновская СОШ» «В защиту исчезающего тюльпана «Шренка». Все 130 человека единогласно выступают в защиту тюльпанов.

В природоохранной деятельности территории родного края, исследовательскую группу поддержали казаки станицы «Степная». Ребята поместили материал на информационном стенде в центре села Солдатско-Степное «Это может исчезнуть!».

Нам небезразлична природа родного края и мы мечтаем организовать заказник « Тюльпанная россыпь», не останавливаемся на достигнутом и строим планы на будущее.

Список литературы

  1. Буклет «По страницам Красной книги»/Сост. Острая Т.И. и др. -Волгоград: «Из-во «Волгоград», 2007.-34с.

  2. История села Солдатско-Степное

  3. Журнал «Свирель» №5, 2005 г.

  4. Мамин В.Ф., Савельева JT. Лиманы- кладовые кормов-Волгоград: Ниж.- Волж.кн.изд-во, 1986.-144c.-25c.

  5. Поляков М.Т. Край мой,Заволжье.-Волгоград:-Волж.кн.изд-во, 1985.- 240с.

  6. Соколова Т.А. и др. Цветы в вашем саду/Т.А.Соколова, О.В. Дмитриева, М.А. Игумнов.- М.: Колос, 1994.-271с., (8)л.ил.: ил.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»





Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Изучаемый природный объект «Тюльпанная россыпь»





























Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Изучение почвенного разреза на территории природного объекта.



Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Луковица тюльпана находится в почве на глубине 20 см















Луковица тюльпана находится в почве на глубине 20 см.



























Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»









Строение луковицы тюльпана :

  1. кроющая чешуя

  2. запасающие мясистые чешуи

  3. цветонос, отцветший в мае-июне

  4. почки в пазухах запасающих чешуй

  5. корневой валик

  6. донец

  7. центральный цветонос

  8. корни

  9. молодой зачаток стебля



Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»





В коробочке семена тюльпана

























Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Корень луковицы мочковатый.

Молодые корни сильные и длинные 9-10 см.























Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Луковичка тюльпана с молодым зачатком стебля.

Длина стебля 4 см на глубине 5 см в почве.























Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Весенний тюльпан.

Стебель весеннего тюльпана длиной 20 см заканчивается трехдольной коробочкой.

















Проект: «Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочное время, как средство формирования метапредметных УУД школьников»

Материнская луковица полностью истощена, отдав свои запасы на развитие корней, цветоносов, цветов.



















© 2010-2022