Урок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствия

Тема: Изменение уровня Мирового океана и его последствияТип урока: изучение нового материалаИспользуемая технология: учебное исследование/стратегии смыслового чтенияУУД (предметные, метапредметные, личностные):Предметные:выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений;работать с картографическим материалом;прогнозирование географических процессов.Метапредметные:выдвигать версии ...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Учитель: Бабушкина А.С.

Тема: Изменение уровня Мирового океана и его последствия

Тип урока: изучение нового материала

Используемая технология: учебное исследование/стратегии смыслового чтения

Класс: 7В

Дата проведения: 26 марта 2015 г.

УУД (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные:

выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений;

работать с картографическим материалом;

прогнозирование географических процессов.

Метапредметные:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер);

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Личностные:

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Цель: Выявить последствия изменения Мирового океана и влияния их на жизнедеятельность человека; установить причинно-следственные связи между изменением уровня Мирового океана и жизнедеятельностью человека посредством вычитывания текстовой информации.

Приложение:

  1. Презентация «Проекты морских городов» 2. Текст «Изменение уровня Мирового океана и его последствия» 3. Инструктивная карта для учащихся 4. Проект модели «Изменение уровня Мирового океана и его последствия»

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты этапа

1

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Проанализировать степень включенности и понимания проблемной ситуации (определение проблемы, целеполагание)

Мотивация (презентационная заставка)

В 1975 году в Японии на всемирной выставке «Экспо-75» были представлены проекты плавучих городов Талассополиса у берегов Японии, индонезийскими учеными разработан проект Тритон-сити между островами Суматра и Калимантан. Англичане защищали проект Океанской Венеции в Северном море. Морская архитектура была представлена на выставке «Гидро-хаус-2003» в Австралии, где предлагалось строительство морских городов в южной части Тихого океана, в Персидском заливе и многие другие…Городские сооружения представлены административными, промышленными, жилыми и культурными сооружениями. При этом морские города, как и города на суше, могут иметь разные функции, т.е. быть научными, промышленными, курортными центрами или быть многофункциональными.

Предтекстовая работа «Ориентиры предвосхищения»

- Как вы думаете, какие задачи решали архитекторы при проектировании морских городов? Какие проблемы призваны решить морские города? (варианты детей фиксируются на доске)

- Сопоставьте своё предположение с автором текста (предлагается текст об изменении уровня Мирового океана и его последствиях) /Приложение № 1/.

- Подтвердилось предположение?

- Какой проблемный вопрос заложен в тексте? (П.?: Каким образом изменение уровня Мирового океана повлияет на жизнедеятельность человека?)

- Как ответить на этот вопрос? (Выявить последствия изменения Мирового океана и влияния их на жизнедеятельность человека)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

2

Поиск решения

Определить план действий по достижению поставленной цели (определение средств достижения цели, планирование действий, позиционирование участников)

Как достичь поставленной цели?


  1. Проанализировать информацию по теме.

  2. Привести статистические данные изменения уровня Мирового океана.

  3. Рассмотреть существующие факты о повышении уровня Мирового океана.

  4. Определить географические районы возможного затопления.

  5. Подготовить фотоматериалы по рассматриваемой проблеме.

1. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Гипотеза: изменение уровня Мирового океана повлияет на жизнедеятельность человека.

Планируемый результат: модель последствий изменения уровня Мирового океана.

3

Самостоятельное применение знаний

Учитель курирует работу, вносит необходимые коррективы.

Послетекстовая работа

Работа в группах - каждая группа решает одну из поставленных задач:

1 группа - научная лаборатория (выясняют возможные последствия изменений уровня Мирового океана)

2 группа - лаборатория статистики (работают с числовыми данными по проблеме, оформляют графически информацию в цифрах)

3 группа - лаборатория фактов (работают с конкретными примерами обозначенной проблемы)

4 группа - лаборатория картографии (отмечают на карте районы возможных затоплений)

5 группа - лаборатория фотоматериалов (собирают фото подтверждения происходящих изменений в Мировом океане)

*Работа с текстом /Приложение № 2/.

1. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

2. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

4

Итог урока

Обобщить и систематизировать информацию по теме

Оформление на классной доске кластера

Публичная презентация результатов работы

Научные предположения

Статистические данные

Урок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствияУрок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствияУрок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствия

Изменение уровня МО и его последствия

Конкретные факты

Карта событийУрок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствия Урок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствия Урок по теме Изменение уровня Мирового океана и его последствия

Фотоматериалы

Регулятивные УУД

1. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5

Рефлексия

Проанализировать работу группы и каждого

- информация была известна

- узнал новое, научился, совершил открытие

- готов продолжить обсуждение по теме

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Раздаточный материал для гостей: тексты, шаблон учебного проектирования

ТЕКСТ № 1

ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

В 1975 году на острове Окинава, Япония, на всемирной выставке «Экспо-75» были представлены проекты плавучих городов. Вершиной ЭКСПО-75 стал город-остров Акваполис - фрагмент будущего плавучего города, созданный японскими инженерами. Также были представлены: индонезийский проект «Талассополис», проект английских архитекторов «Океанская Венеция», американский «Тритон-сити». Одни архитекторы предлагали стационарные (т.е. неподвижные) города, другие - плавучие. Также проекты отличались планировкой, функциональностью (научный город, культурный центр, промышленный объект и т.д.), структурой. Но все архитекторы стремились к решению главных проблем человечества: перенаселённости морских побережий, экологической обстановки крупных городов и отдельных территорий, повышения уровня Мирового океана и затопления прибрежных низменностей.

Приморские страны особо обеспокоены трансгрессией1 моря. По подсчётам учёных уровень воды в океане увеличивается. Потепление климата последних лет вызвало постепенное таяние ледников, а следовательно, и постепенное повышение уровня Мирового океана. Расчёты учёных показывают, что за последние 18 тысяч лет океан поднялся на 1 метр. В течение последних 5 тысяч лет скорость его подъёма составляла от 1 до 10 сантиметров за 100 лет. Однако в последние десятилетия она увеличилась и за последние 100 лет составила 10-15 сантиметров, а на некоторых участках и больше.

В результате хозяйственной деятельности человека количество углекислого газа в атмосфере Земли возросло, что привело к повышению среднегодовой температуры воздуха на Земле на 1,0-1,5 °С, т.е. потеплению. Это вызвало ускорение таяния современных ледников и дальнейшее повышение уровня Мирового океана.



  1. Какие проблемы человечества призваны решить морские города?

  2. Что является причиной изменения уровня Мирового океана? Какие ещё могут быть причины?

  3. Какая проблема обозначена в тексте?

ТЕКСТ № 2

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

При повышении уровня океана увеличивается сила прибойных волн, а следовательно, они сильнее разрушают и размывают берега, в том числе пляжи. Во время штормов увеличивается высота ветровых волн, и они тоже интенсивнее, чем обычно, разрушают берега. В результате всех этих процессов изменяется береговая линия. Нередко штормовые волны вызывают нагонную волну, которая проникает по речному руслу далеко на сушу и вызывает сильные наводнения. Например, на территории Бангладеш она распространяется в глубь страны на 160 километров от побережья океана.

В целом климат на планете станет более влажным. Но количество осадков не распространится по Земле равномерно. В регионах, которые и так на сегодняшний день получают достаточное количество осадков, их выпадение станет интенсивнее. Произойдёт смещение климатических областей Земли.

При повышении уровня океана солёные морские воды попадают в реки, озёра и искусственные рыборазводные пруды, просачиваются в подземные воды. Изменяют их химический состав. В результате изменяется растительный и животный мир водоёмов суши. Это происходит, например, в дельте реки Миссисипи, где находятся знаменитые болота Луизианы. Такой же угрозе подвергается дельта Нила, на территории которой проживает значительная часть населения Египта. Затопление грозит многим прибрежным низменным равнинам. Как правило, это очень плодородные и продуктивные земли, многочисленное население которых издавна занимается земледелием. Все эти явления имеют отрицательные последствия - наносят экономический ущерб хозяйству, разрушают жилища. Ситуацию усугубляют отрицательные неотектонические движения земной коры. Опускания особенно характерны для Нидерландов (40-60 мм/год). 2/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Опускания происходят на территории между Москвой и Санкт-Петербургом (3,7 мм/год), в Азово-Кубанской впадине (3-5 мм/год), в Тверской впадине (5-7 мм/год), в Западной Сибири. Опускаются территории таких крупных городов как Венеции, Нового Орлеана, Осло, Хельсинки, Иокогама. Опускаются многие прибрежные территории: Аляска, Канадский архипелаг, Северная Африка, Прибалтика, Западная Австралия, Мальдивы.

При доминировании отрицательных движений земной коры, многие города мира сейчас находятся над уровнем моря на отметке близкой к 0, либо ниже её. При положительном прогнозе учёных о таянии ледников суши эти города уйдут под воду (табл. 1).

Табл. 1 Прогноз о положении городов над уровнем моря в случае таяния ледников суши

Город

Высота над УМ в метрах на 2012 год

Положение при таянии ледников Гренландии

Положение при таянии ледников Антарктиды

Санкт-Петербург

1

-6

-74

Калининград

21

14

- 54

Новороссийск

3

-4

-72

Роттердам

-7

-14

-82

Амстердам

-5

-12

-80

Новый Орлеан

-4

-11

-79

Венеция

0

-7

-75

Нью-Йорк

1,5

-6,5

-73,5

Майами

2

-5

-73

Оттава

70

63

-5

Токио

0

-7

-75

Рио-де-Жанейро

31

24

-44

Гамбург

0

-7

-75

Каир

0

-7

-75

Так одни из крупнейших мировых городов окажутся затопленными.



МАРШРУТНАЯ КАРТА НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

*Перед работой распределите роли участников

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Как повышение уровня Мирового океана повлияет на береговую часть материков?

Какие климатические изменения произойдут?

Изменится ли состояние вод суши при повышении уровня океана?

Какое влияние подъём океана окажет на жизнедеятельность человека?

Ответы на вопросы оформите в виде смарт-схемы на листе А3. Аккуратно впишите положения печатным шрифтом. Возможно применение знаков и символов.



МАРШРУТНАЯ КАРТА ЛАБОРАТОРИИ ФАКТОВ

*Перед работой распределите роли участников

Внимательно прочитайте текст и постройте пирамиду фактов.

Выделите в тексте информацию о конкретном географическом объекте, который испытывает трансгрессию моря. Данные факты укажите в основании пирамиды.

Выделите в тексте информацию о конкретном географическом объекте, который может оказаться в зоне затопления. Данные факты укажите в верхних блоках пирамиды.

Записи вносите аккуратно, печатным шрифтом.



МАРШРУТНАЯ КАРТА ЛАБОРАТОРИИ СТАТИСТИКИ

*Перед работой распределите роли участников

Проанализируйте информацию об отрицательных тектонических движениях разных участков суши.

Сравните данные и отобразите информацию в виде столбчатой диаграммы.

Проанализируйте данные таблицы 1. Числовые значения второго столбца отобразите в виде столбчатой диаграммы.

Не забудьте обозначить (подписать) наименование показателей диаграммы.





МАРШРУТНАЯ КАРТА ЛАБОРАТОРИИ КАРТОГРАФИИ

*Перед работой распределите роли участников

Прочитайте текст.

Выделите в тексте информацию о географических объектах, которые находятся в зоне риска при подъёме уровня воды в океане.

Отметьте данные территории на карте, используя условные знаки.

Не забудьте оформить легенду карты.



МАРШРУТНАЯ КАРТА ФОТОЛАБОРАТОРИИ

*Перед работой распределите роли участников

Прочитайте текст.

Воспользуйтесь файлами папки «ФОТОЛАБОРАТОРИЯ» на рабочем столе ноутбука и составьте фотоотчёт по теме.

Информация должна быть точной, лаконичной, наглядной.

Для отчёта достаточно 5-7 слайдов.

1Трансгрессия моря- геологическое явление, при котором уровень моря повышается по отношению к земле, и, в результате затопления, береговая полоса движется в направлении более высоких мест. Трансгрессия может происходить в результате опускания суши, поднятия океанического дна или увеличения объёма воды в океаническом бассейне.

© 2010-2022