Факультативный курс «Экологические проблемы ХМАО»

Факультативный курс «Экологические проблемы ХМАО» разработан на основе программы учебного курса «Экология» 5 - 11 кл. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде и здоровью. Целью экологического образования является становление эколог...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность и значимость данного курса

Факультативный курс «Экологические проблемы ХМАО» разработан на
основе программы учебного курса «Экология» 5 - 11 кл.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций,
поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социально - природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической
культуры личности и общества как совокупности практического и духовного
опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его
выживание и развитие.

Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне
развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

В программе по курсу «Экология», составленной авторским
коллективом под руководством Н.М. Черновой, выделено три основных
раздела: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы
охраны природы».

Раздел «Экологические основы охраны природы» был взят за основу в
составлении календарно-тематического плана факультативного курса
«Экологические проблемы ХМАО»

Данный факультативный курс предполагает изучение фундаментальных
экологических законов и социальных закономерностей. Знание этих законов
необходимо для рационального природопользования, сознательной
реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество-
природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей
и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях.

Этот факультативный курс ориентирует учащихся на разумную,
экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному
использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной
среде.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими знания по
биологии, географии и др. наук и осуществляется на основе развития и
обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, идей, теорий,
обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и
подготовку учеников к практической деятельности.

Новизна программы.

Особенность факультативного курса «Экологические проблемы ХМАО»

является гуманизация его содержания. В центре курса находится
человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами

человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому
взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать
себя участником многовекового процесса освоения территории России,
преобразования ее природы и хозяйства.

При проведении занятий большое внимание уделяется работе с
различными материалами, дополнительными источниками информации,
статистическими таблицами, общегеографическими и тематическими
картами.

Цели курса - формирование целостного представления об особенностях
природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте ХМАО в масштабах России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей малой родины и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. А также становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживания и развития. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в
гармонии с окружающей средой.

Основные задачи данного учебного курса:

  • формировать экологическое мышление;

  • приобретение экологического самосознания, чувствовать себя
    ответственным за отношения Человека и Природы:

  • уметь оценивать причины неблагоприятной экологической обстановке
    на месте будущей работы, в селе или городе, в регионе, в России, в мире:

  • расширить кругозор знаний о природе ХМАО, как целостном
    географическом регионе;

  • продолжить формирование навыков работы с тематическими и
    общегеографическими картами;

  • воспитывать любовь к природе, знакомить с основами рационального
    природопользования;

  • повысить интерес детей к школьной дисциплине географии России.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование в учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, сравнение, классификация, анализ, оценка); проведение практических, описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Роль и место данного курса в общеобразовательном маршруте обучающихся:

Рабочая программа факультативного курса «Экологические проблемы России» ориентирован на учащихся II ступени обучения, в объеме 35 часов, из расчета -1 учебный час в неделю. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- проблемный принцип, который предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, о видах воздействиях человека на природу, изменениях в окружающей среде;

- принцип историзма, который дает возможность проследить основные этапы изменения во взаимодействии общества и природы;

- личностный принцип, который позволяет формировать новое ценностное отношение школьников к природе, экологический стиль мышления.

Формы организации учебной деятельности:

Основной формой организации учебных занятий есть:

- видео-лекция;

- парная и групповая работа;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность;

- урок с элементами дискуссии;

- эвристическая беседа.

В целях улучшения качества знаний, формированию интереса к предмету, а так же выработке новых учебных способностей часть занятий организуется на базе компьютерного класса с применением ИКТ.

Рабочая программа составлена из предметных тем образовательного стандарта. В программе учебные часы распределены последовательно изучению тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Ключевые компетенции:

1.Ценностно- смысловая определяет сферу мировоззрения ученика связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбрать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков и принимать решения.

2. Общекультурная отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать пониманиями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека.

3. Учебно- познавательная включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно - познавательной деятельности.

4. Информационная. При помощи реальных объектов( телевизор, магнитофон, телефон и др.) и информационных технологий( аудио- и видеозапись, СМИ, Интернет) формируется умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях.

5. Коммуникативная включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик дожжен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление и другое.

6. Социально - трудовая включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения.

7. Личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Формы и методы контроля:

Организация учебного процесса носит цикличный характер. Это означает, что процесс обучения разбит на циклы, каждым из которых усваивается объем материала. По изучению каждого раздела производится тематический контроль. В ходе изучения каждой темы, используются различные виды контроля на разных этапах обучения:

1.Текущий - в виде опроса, выполнения заданий по теме, практических работ, работа с атласом и контурной картой.

2.Периодический - в форме различных видов опросов, так как он позволяет определить качество учебного материала по темам.

3.Рубежный - в виде тестовых заданий, географических диктантов.

4.Итоговый - зачет



Планируемые результаты изучения курса:

- усвоение учащимися основных географических фактов, событий, явлений;

- овладение школьниками способами рефлексии своей деятельности;

- определение готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Учебно-тематический план факультативного курса

Название, разделов, тем курса

Кол-во

часов

Содержание занятий.

Теория

Практика.

1.

Введение

2

1

1

2.

Популяция различных экосистем.

6

4

2

3.

Природные ресурсы.

9

5

4

4.

Человек и среда

3

2

1

Итого:

35 ч. из них:

19

9







Календарно - тематическое планирование факультативного курса

п/п

Тема раздела, занятие,

количество часов

Содержание, вид

занятия

Методическое

обеспечение

1



2.

3

4

5



6



7

8

9

10

11/12

13

14

15

16

17

18

19/20

21

22

23

24

25



26

27

28

29



30

31

32





33



34



35.

Что изучает экология?

Знакомство с понятием:

"экосистема",их различными типами(почвенная, наземно-воздушная, водная).

Театрализованная игра "Посвящение в экологи".

Общее знакомство с видом и популяцией.

Среда обитания растений и животных ХМАО.

Трофические (пищевые) связи в популяциях.

Пр.р. ''Составление цепей и сетей питания в природных зонах'' (на примере ХМАО).

Биология охраняемых птиц ХМАО.

Пр.р. ''Изготовление кормушек для зимующих птиц, создание благополучных условий для обитания в городской среде''.

Водные экосистемы, приспособленность организмов к среде обитания.

Cравнение морских популяций и пресных водоёмов.

Занятие'' Друзья и природа''.

История освоения и сохранения природных ресурсов в России.

Альтернативные источники энергии.

Проблемы охраны природных ресурсов в ХМАО.

Творческая работа на тему ''Что нас ждёт в будущем?''

Охрана природных ресурсов. Законы Вари Коммонера их связь с отношением человека к природе.

Экологическая игра ''Счастливый случай''.

Развитие цивилизаций и обострение экологического кризиса.

''Волшебная Земля''

Занятие ''Интервью '' Что было главным в твоей жизни''.

Глобальные проблемы человечества.

Знакомство с организациями, призванными на защиту среды.

Природоохранные меры. Переработка отходов.

''Раны родной земли''.

Занятие ''Моя будущая профессия и экология''.

Проблемы сохранения физического и душевного здоровья при воздействий различных факторов внешней среды ( загрязнение продуктов питания, воды, радиационные загрязнение).

Социальные факторы внешней среды: курения, алкоголизм, наркомания.

Роль культуры человеческих отношений для душевного здоровья человека.

Человек в городе. Я - горожанин.

Влияние природных условий на расселение и занятие людей. Экологические связи города с прилегающими территориями (На примере г. Радужного).

Городские экосистемы. Пр.р. ''Разработка проектов озеленения территории школы, жилого микрорайона''.

Социологический опрос ''Экономно ли мы расходуем Город и бытовые отходы.

Оформление фото или выставки рисунков « Мусор от А до Я»: наиболее распространенные виды мусора на наших улицах и во дворах; ущерб окружающей среды и здоровья человека; время разложения; возможные виды переработки.

Жилье человека в городе. Домашние животные: проблемы содержания и поиск решений. Комнатные растения - обязательный элемент домашнего интерьера. Пр.р «Я строю дом»

Город будущего - будущее города.

Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе.

Общение знаний за год.



Лекция

Игра Журнал ''Биология в школе''

Лекция



Практическая работа



Практическая работа

Лекция

Практическое занятие

Видеофильм

Творческая

Работа

Лекция

Игра

Игра- идентификация

Занятие-интервью

Лекция

Лекция

Лекция

Беседа

Диспут, тест

Беседа

Лекция

Диспут, видеофильм



Практическая работа



Практическая работа

Социологический опрос,

Выставка





Разработка проекта дома,

основанного на

эколог.

Принципах

целесообразности

разработка проекта

будущего.





Учебник Б.М. Миркин ''Экология России''







Журнал «география

в школе №3»

Учебник «География ХМАО»

Б.И. Миркин «Экология

России»

Журнал

«Биология

в школе №4»



Журнал «география

в школе №3»

Журнал «География

в школе «8»

Журнал «Биология

в школе №4»



Контроль уровня обученности

Для осуществления контроля обученности подготовлена система контролирующих материалов по отдельным темам и разделам курса в форме индивидуальных карточек, тестов

. Для создания данных материалов использовали следующие материалы:

Л.Н.Картель. Дидактические материалы по физической географии

Москва « Просвещение» 2000.

О.В. Крылова. Материалы для уровневого обучения

Москва « Образование» 1997

Г.П. Волобуев. Технология тематического тестирования

Ростов- на- Дону «Феникс» 2007

К.В. Пашканга. Тесты и вопросы по географии

Москва «Просвещение» 2005

Учебно-методическое обеспечение

-Программа для основной общеобразовательной школы

Составитель В.И. Сиротин

-Б. М.Миркин, Л.Г.Наумова «Экология России».

- Д.В. Маймусов «Применение количественного анализа при изучении природных зон».

- С.Ф. Каргалова «Методика преподавания географии».

- Видеоматериалы.

- Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник «Экология».

Учебное оборудование



  1. Натуральные объекты: гербарии растений, приборы, компасы, коллекции минералов, металлов и др.

  2. Изображения натуральных объектов: модели, макеты, картины, комплект карт, атласов и т. д.

  3. Описания предметов и явлений условными средствами: таблицы, графики и пр.

  4. Пособия, демонстрируемые с помощью ТСО: видеозаписи, компьютерные программы, учебные кинофильмы

Для информационно- компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- электронный учебник «География» издательство «Просвещение»;

- электронные тесты, предметные модули ФЦИОР





© 2010-2022