Методическая разработка по географии (9 - 10 классы)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ареал - основной объект географии растений.

Ареал- это часть земной поверхности, в пределах которой встречается данная группа растений или данный вид.

Основным объектом изучения географии растений являются ареалы вида, которые разнообразны по размерам и форме. Крайне широкое распространение получили растения, которые широко распространены на всех континентах - их называют космополитами.

Ареалы многих видов растений относительно стабильны с границами. Положение границ обуславливается следующими факторами:

-климат- самый главный фактор (гибель растений из-за низких температур зимой, недоста-

ток влаги);

-почвенные факторы, влияющие на жизнедеятельность растений и их распределение;

-естественные преграды-горы, моря и т. д.

-распространению одного вида препятствует наличие другого, более сильного.

Ареал любого вида складывается из отдельных местонахождений.

Местонахождение-это место, где вид находит для себя необходимые условия существо-

вания.

Выделяют два типа ареалов: сплошные и разъединённые.

Сплошные ареалы представляют собой целостную площадь обитания вида, а раъединён-

ные -когда площадь распадается на 2-3 большие части. Часто видами с рзъединёнными ареа-

лами являются высокогорные растения.

Существуют 2 вида ареалов - относительно устойчивый и неустойчивый.

Устойчивый ареал -границы его меняются ограниченно, а неустойчивый -вид находится в процессе расселения.

Причины неустойчивости ареалов: вид не достиг почвенных границ; вид ещё не достиг своих климатических границ; вид сокращает площадь своего ареала в результате своего угасания; в результате антропогенного воздействия меняет свои границы.

Сплошной ареал может разделиться на части., потому что изменились климатические условия. Разъединения ареала может произойти в результате отмирания прежнего ареала или в результате миграции растений; причиной могут быть опускания участков суши под уровень морей и океанов; разъединение ареала произошло в результате расхождения континентов; влияние человека (создание искусственных ареалов).

Формирование ареалов связано с образованием вида. Процесс увеличения биологического разнообразия связан с теорией эволюции Ч.Дарвина, согласно которой всё многообразие видов происходит от одного предка в результате расхождения признаков.

Виды, попавшие в условиях географической изоляции, дают начало ветвям филигенетичес-

кого древа, которое в результате макро- и микроэволюции всё сильнее отходит от ствола, и таким образом формируются новые виды,роды, семейства.

Каждый вид существует определённое время, его популяция растёт, увеличивается площадь распространения.

Процесс формирования нового ареала происходит в одном месте, одкуда он начинает завоё-

вывать пространство. Например, клевер за 11 лет может произвести потомство, способное покрыть весь земной шар.

Существует понятие центры ареалов, под которыми можно понимать:

а)центр, откуда возник и позже начал мигрировать вид;

б)место, где вид наиболее распространён и обилен.

Неоднократно возникали вторичные центры и менялось местоположение.

Наряду с центром выделяют ту часть ареала, в которой наблюдается максимальная измен-

чивость данного вида -это наибольшее количество географических форм в пределах вида, рода.

Ареалы могут быть непрерывные и прерывные.

Без познания ареала невозможно делать какие-либо заключения о географическом распре-

делении вида,поэтому ареал является основным объектом для изучения географии растений.

© 2010-2022