План урока по естествознанию на тему луна - спутник Земли (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Естествознание 5 класс Попова М.С.

Урок №8 Дата:

Тема урока: Луна - естественный спутник Земли (Ночная красавица).

Цели:

• сформировать представление о холодном небесном теле - Луне, о её движении вокруг Земли, размерах и расстоянии от Земли;

• объяснить ученикам, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется;

• продолжить развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и явления окружающего мира, логическое мышление, воображение и фантазию;

• воспитывать бережное отношение к окружающему.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка класса к работе на уроке. Выяснение отсутствующих и причин их отсутствия.

II. Постановка темы урока.

До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу. Ребята я предлагаю вам отгадать загадки.

  • Золотой хозяин с поля идёт, серебряный пастух на поле идёт, мелкое стадо гонит.

(Солнце, Луна, звёзды)

  • То полна, а то стройна, по ночам не спит она.

(Луна)

• Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами.

(Месяц)

III. Изучение нового материала:

Сегодня мы отправимся в путешествие по ночному небу и много узнаем о Ночной красавице.

Царицей ночного неба является, конечно, Луна. С давних времён привлекла она взгляд человека. Пытались люди объяснить многие явления, связанные с Луной. Так же как и Солнце, обожествляли они Луну. Но сначала вспомним, что говорят о Луне (или Месяце) стихи и сказки.

- Давайте вспомним, что вы знаете о Луне (Написать 6 оссоциаций со словом Луна. Выступление групп).

Работа с учебником - параграф 11.

Вы уже знаете, что Солнце и Луна выше даже перистых облаков, но не знаете насколько.

- Чтобы представить себе гигантское расстояние до Луны и до Солнца, давайте
решим задачу: «Отправившийся в путь к Луне второклассник встречает
возвращающегося с Луны старика, который когда-то тоже второклассником ушёл к
Луне». Ученики должны подсчитать, вспомнив только - что услышанное от учителя, сколько примерно лет старичку (7 лет + 40 лет + 40 лет = 87 лет с учётом пути туда и обратно).

- Не случайно Луну называют многоликой: она всё время медленно меняет свой вид.
Объясните кратко, почему это происходит?

Вывод; разный вид Луны зависит от того, как она освещается невидимым нам ночью Солнцем. Луна имеет форму шара. Солнце мы видим всегда круглым, а Луну только иногда. Люди давно заметили, что Луна не одинакова: то узенький серпик видим среди звёзд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют Месяцем, а весь диск - полной Луной.

Работа с учебником.

- Рассмотрите рисунок про незадачливого портного, который никак не может
подобрать размер платья для Луны.

Сочините короткую сказку.

Сказка «Отчего у Месяца нет платья».

Бывают дни, когда Луну и вовсе не увидеть на небе. Это время называется новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму. Мы видим только ту часть Луны, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна «ходит» вокруг нас.

- Скажите, а что ещё можно увидеть на ночном небе? (звёзды, «падающие звёздочки» - метеоры, «летающие звёздочки» - искусственные спутники Земли, кометы и даже другие планеты, например, Венеру (утром и вечером в стороне, где восходит и заходит Солнце).

Давайте пофантазируем:

  • Что бы вы увидели, полетев на мечталёте в космос?

  • Как менялся бы цвет неба во время полёта?

  • Как менялись бы облака?

  • Какую бы увидели Землю?

  • А что необходимо делать людям, чтобы мы всегда могли любоваться этим чудом - Ночной красавицей? (не засорять газами воздух, не жечь зря костров).

IV. Закрепление:

Что открыли для себя нового?

Что будем делать, чтобы сохранить Землю и Луну?

V. Домашнее задание: § 11.

VI. Подведение итогов урока: Выставление оценок за урок.


© 2010-2022