Рабочая прграмма: Экологическое воспитание в школе

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная программа экологического кружка составлена учителем географии и биологии МБОУ СОШ №5 Рудик С.И.

Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.

Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 классов, которые до 10 - 11 класса освоят все содержание курса, итак как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.

В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки в родном селе и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

Основные задачи:

  • Воспитание экологически грамотного человека.

  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком - это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Изучать растительный и животный мир родного края.

  • Изготовление поделок из природного материала.

  • Изготовление раздаточного материала для уроков экологии.

  • Выполнение учебно-исследовательских работ.

  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно - научного цикла, самостоятельность.

  • Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

  • В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

  • Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН - взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.)

1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

  • бережное отношение к природе;

  • творческую активность к познанию окружающего мира;

  • духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

знать:

  • что такое природа;

  • правила поведения в природе;

  • что такое охрана природы;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • экологическую ситуацию родного села, района и области;

  • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • особенности растительного и животного мира Р.Адыгеи, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

  • основы здорового образа жизни;

  • влияние вредных факторов на здоровье человека;

  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

  • способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • составлять температурные графики;

  • составлять карту местности;

  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

  • правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • изготовлять поделки из природных материалов;

  • работать с научной литературой;

  • выполнять учебные рефераты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;

  • фотовыставки;

  • учебно-исследовательские конференции;

  • соревнования, КВН;

  • демонстрация презентаций, экологических представлений;

  • участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 классов, которые до 10 - 11 класса освоят все содержание курса, так как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов. Программа экологического кружка рассчитана на 34 часа. Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

Тема первого года работы «Природа вокруг нас».



Содержание занятий

Форма проведения

Форма контроля

Сроки проведения


1.

Организационное занятие. Цель и задачи работы. Разработка проекта «Дорогою добра».

Собеседование

План работы на год.

1 - я неделя сентября


2.

Техника безопасности во время экскурсий. Природа живая и неживая. Сбор природного материала.

Экскурсия

Обмен впечатлениями

2 -я неделя сентября


3.

Осенние явления в жизни природы.

Экскурсия

Фотографирование: Осенние пейзажи.

3 - я неделя сентября


4.

4 октября - Всемирный день животных. Организация конкурса фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»

Поиск материалов в Интернете

Выпуск стенгазеты

4 -я неделя сентября


5.

Акция «Зеленый листок»

Посадка комнатных растений и плодовых деревьев на пришкольном участке.

Фотоотчет

1 - 2 неделя октября


6.

Создание презентации: Акция «Зеленый листок»

Работа в Интернете

3 - я неделя октября


7.

Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы».

Организация выставки, размещение работ на стенде.

Подведение итогов на общешкольной линейке , награждение призеров

4 - я неделя октября


8.

Осенние фантазии

Изготовление поделок из природного материала

Участие в празднике «Осенний бал»

1 - я неделя ноября


9.

Подготовка и проведение интернет - конкурса «Азбука животных», «Наши друзья - птицы».

Организация подготовки и участия в конкурсе.

Наградные материалы по итогам конкурсов

2 - 3 неделя ноября


10.

Устный журнал «Курить - здоровью вредить!»

Выступление на общешкольной линейке

Выпуск стенгазеты.

4 я неделя ноября


11.

Тайны природы и тропа загадок.

Экологическая игра.

Приглашение учащихся школы.

1 я неделя декабря


12.

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.

Изготовление кормушек для птиц.

Участие в конкурсе кормушек.

2 - я неделя декабря


13.

Мусор : что с ним делать?

Диспут

Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей».

3 - я неделя декабря


14.

Работа над проектом «Дорогою добра» ( 1 - й этап)

Создание презентации

Защита проекта (1 й этап)

4 я неделя декабря


15.

Зимние фантазии.

Экскурсия

Фотовыставка «Природа зимой».

1 - 2 неделя января.


16.

Конкуренция и соперничество в природе.

Беседа, презентация

Конкурс рисунков по теме

3 я неделя января


17.

Дружба в природе

Беседа, презентация

Обмен мнениями.

4 - я неделя января


18.

Экологическая сказка - сказ про то, как Вовка живую воду искал.

Инсценирование сказки.

Выступление для уч - ся начальных классов, детского сада, родителей

февраль


19.

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Викторина

Организация и проведение викторины.

1 -я неделя марта

20.

22 марта - День воды. «Вода - источник жизни»

Работа в интернете по побору материалов

Выпуск стенгазеты, устный журнал

2 -3 -я неделя марта

21.

Птицы - наши друзья!

КВН

Фотоотчет

1 - я неделя апреля

22.

Экологическая агитбригада «Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Инсценирование экологической сказки

Выступление для уч - ся начальной школы

апрель

23.

«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Работа в интернете по побору материалов

Выпуск стенгазеты ко Дню Земли

2 я неделя апреля

24.

Акция «Чистое село», «Зеленый листок»

Субботник

Фотоотчет

май

25.

Пробуждение природы.

Экскурсия

Фотоотчет

май

26.

Работа над проектом «Дорогою добра» ( 2 - й этап)

Завершение работы над проектом

Защита проекта.

май

27-34.

Природоохранные зоны Адыгеи.


Фотоотчет

май


© 2010-2022