- Преподавателю
- География
- Рабочая прграмма: Экологическое воспитание в школе
Рабочая прграмма: Экологическое воспитание в школе
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рудик С.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная программа экологического кружка составлена учителем географии и биологии МБОУ СОШ №5 Рудик С.И.
Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 классов, которые до 10 - 11 класса освоят все содержание курса, итак как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.
В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки в родном селе и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.
Основные задачи:
-
Воспитание экологически грамотного человека.
-
Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
-
Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком - это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
-
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
-
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
-
Научить любить природу, правильно её использовать.
-
Изучать растительный и животный мир родного края.
-
Изготовление поделок из природного материала.
-
Изготовление раздаточного материала для уроков экологии.
-
Выполнение учебно-исследовательских работ.
-
Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно - научного цикла, самостоятельность.
-
Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
-
В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
-
Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН - взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.)
1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)
2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.
3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.
Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.
Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
-
бережное отношение к природе;
-
творческую активность к познанию окружающего мира;
-
духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
знать:
-
что такое природа;
-
правила поведения в природе;
-
что такое охрана природы;
-
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
-
глобальные экологические проблемы;
-
экологическую ситуацию родного села, района и области;
-
разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
-
съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
-
особенности растительного и животного мира Р.Адыгеи, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
-
основы здорового образа жизни;
-
влияние вредных факторов на здоровье человека;
-
основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
-
способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
уметь:
-
оценивать экологическую ситуацию;
-
выполнять правила поведения в природе;
-
ухаживать за комнатными растениями;
-
наблюдать за погодой, явлениями природы;
-
составлять температурные графики;
-
составлять карту местности;
-
оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
-
правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
-
участвовать в природоохранных акциях;
-
изготовлять поделки из природных материалов;
-
работать с научной литературой;
-
выполнять учебные рефераты, презентации;
-
самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
выставки поделок из природных материалов;
-
фотовыставки;
-
учебно-исследовательские конференции;
-
соревнования, КВН;
-
демонстрация презентаций, экологических представлений;
-
участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 классов, которые до 10 - 11 класса освоят все содержание курса, так как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов. Программа экологического кружка рассчитана на 34 часа. Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Тема первого года работы «Природа вокруг нас».
№
Содержание занятий
Форма проведения
Форма контроля
Сроки проведения
1.
Организационное занятие. Цель и задачи работы. Разработка проекта «Дорогою добра».
Собеседование
План работы на год.
1 - я неделя сентября
2.
Техника безопасности во время экскурсий. Природа живая и неживая. Сбор природного материала.
Экскурсия
Обмен впечатлениями
2 -я неделя сентября
3.
Осенние явления в жизни природы.
Экскурсия
Фотографирование: Осенние пейзажи.
3 - я неделя сентября
4.
4 октября - Всемирный день животных. Организация конкурса фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»
Поиск материалов в Интернете
Выпуск стенгазеты
4 -я неделя сентября
5.
Акция «Зеленый листок»
Посадка комнатных растений и плодовых деревьев на пришкольном участке.
Фотоотчет
1 - 2 неделя октября
6.
Создание презентации: Акция «Зеленый листок»
Работа в Интернете
3 - я неделя октября
7.
Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы».
Организация выставки, размещение работ на стенде.
Подведение итогов на общешкольной линейке , награждение призеров
4 - я неделя октября
8.
Осенние фантазии
Изготовление поделок из природного материала
Участие в празднике «Осенний бал»
1 - я неделя ноября
9.
Подготовка и проведение интернет - конкурса «Азбука животных», «Наши друзья - птицы».
Организация подготовки и участия в конкурсе.
Наградные материалы по итогам конкурсов
2 - 3 неделя ноября
10.
Устный журнал «Курить - здоровью вредить!»
Выступление на общешкольной линейке
Выпуск стенгазеты.
4 я неделя ноября
11.
Тайны природы и тропа загадок.
Экологическая игра.
Приглашение учащихся школы.
1 я неделя декабря
12.
Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.
Изготовление кормушек для птиц.
Участие в конкурсе кормушек.
2 - я неделя декабря
13.
Мусор : что с ним делать?
Диспут
Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей».
3 - я неделя декабря
14.
Работа над проектом «Дорогою добра» ( 1 - й этап)
Создание презентации
Защита проекта (1 й этап)
4 я неделя декабря
15.
Зимние фантазии.
Экскурсия
Фотовыставка «Природа зимой».
1 - 2 неделя января.
16.
Конкуренция и соперничество в природе.
Беседа, презентация
Конкурс рисунков по теме
3 я неделя января
17.
Дружба в природе
Беседа, презентация
Обмен мнениями.
4 - я неделя января
18.
Экологическая сказка - сказ про то, как Вовка живую воду искал.
Инсценирование сказки.
Выступление для уч - ся начальных классов, детского сада, родителей
февраль
19.
Экологическая викторина «Природа вокруг нас»
Викторина
Организация и проведение викторины.
1 -я неделя марта
20.
22 марта - День воды. «Вода - источник жизни»
Работа в интернете по побору материалов
Выпуск стенгазеты, устный журнал
2 -3 -я неделя марта
21.
Птицы - наши друзья!
КВН
Фотоотчет
1 - я неделя апреля
22.
Экологическая агитбригада «Мы в ответе за Землю, на которой живем!»
Инсценирование экологической сказки
Выступление для уч - ся начальной школы
апрель
23.
«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»
Работа в интернете по побору материалов
Выпуск стенгазеты ко Дню Земли
2 я неделя апреля
24.
Акция «Чистое село», «Зеленый листок»
Субботник
Фотоотчет
май
25.
Пробуждение природы.
Экскурсия
Фотоотчет
май
26.
Работа над проектом «Дорогою добра» ( 2 - й этап)
Завершение работы над проектом
Защита проекта.
май
27-34.
Природоохранные зоны Адыгеи.
Фотоотчет
май