Население России

Урок разрабатывался для закрепления темы "Население России" в 9 классе. учащиеся были поделены на три группы. у каждой группы была определенная тема. Первая группа готовила материал на тему "Население России", выступали все члены группы. Вторая группа готовила материал на тему " Численность населения".Третья группа искала материал на тему "Здоровый образ жизни".Проводил сам урок ученик, который заранее совместно с учителем разработал сценарий мероприятия.В самом начале урока была показана презен...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Население России»

Цель: закрепить знания, полученные учащимися в ходе изучения темы.

Задачи: 1. Уметь самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географических знаний и статистических данных о населении;

2. самостоятельно проводить соцопрос по теме.

Ход урока.

Живем мы с тобою в России

В ней много лесов и полей

И дождики льются косые

И звонко поет соловей.

- Сегодня мы закрепляем тему «Население России». Будем слушать ваши сообщения на тему. Подготовка шла большая: вы пересмотрели много литературы о России, самостоятельно отбирали материал и составляли отчеты.

- Также перед вами лежат листки, на них анализы работы,при помощи которых мы с вами оценим сегодняшний урок.

- Начинаем.

1 презентация « Российская семья»

(Россия - многонациональное и достаточно многочисленное государство. Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам).

- А как происходит заселение территории России?

Выступает 1 группа - проект « Население России». Слушаем и задаем вопросы, а также не забываем оценивать работу.

( Территория России, была заселена примерно 10-12 тыс. лет назад. Территория между Волгой и Окой начала осваиваться славянами еще с 8-9 веков., будучи долгое время дальней северо- восточной периферией Киевской Руси.

Однако после монголо - татарских завоеваний 13 в. Здесь формируется новый центр русских земель, во главе с Москвой. Именно вокруг этого центра начинается территориальное приращивание Российского государства, именно за счет жителей заселяются новые территории.

С середины 16 в., после присоединения Казанского и Астраханского ханств, Русское государство включает в свой состав весь бассейн Волги и выходит к Каспийскому морю и на Урал. С этого периода страна перестает быть однородной в национальном и культурном отношении.

Массовое заселение восточных районов в то время пока не происходило, основной поток переселенцев направлялся на слабо освоенные земли к югу от Оки. Присоединение Крыма к России в конце 18 в.позволило начать массовое освоение южных районов европейской части России и Украины. В это время начинаются Кавказские войны с мусульманскими народами Северного Кавказа.

В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им, человек заселял земной шар, осваивал новые территории.

Степень подвижности отражает и общий уровень развития страны. Воздействие переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям. Мигранты - в основном это молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодежи выше средней, поэтому выше доля в брачных возрастах, выше и число родившихся на 1000 жителей., а число умерших на 1000 - ниже.

Характер миграций

Естественное Механическое

ЕП Миграции

Внешние Внутренние

(в пределах страны) (за пределами страны)

Сезонные Маятниковые Эмиграция Иммиграция

Временные Насильственные

- Провели соцопрос ( вопросы в презентации) и выяснили, что и в школе присутствует миграция, как внутренняя, так и внешняя.

- Давайте оценим выступление ребят.

_ Расширение государственной территории и волны колонизации в значительной мере связаны с геополитическими и экономическими интересами страны. На данный момент численность населения составляет 146 тыс чел. - это 8 место в мире. Но все же численность уменьшается. С чем это связано, послушаем 2 группу - с темой «Численность населения». Слушаем внимательно и оцениваем.

(С точки зрения демографии, изменение численности населения и его возрастной структуры является результатом эволюции режима воспроизводства населения.

Численность населения определяют, обычно, относительно территории, имеющей определенные границы - природные или административные. Однако можно определять численность населения и относительно места проживания. Например, городское население, сельское население, пригородное население, островное население и т.д.

В любом случае, численность населения меняется под влиянием:

демографических причин - соотношение рождаемости и смертности, демографическое поведение;

миграционного оттока или притока населения.

социально-политических причин: изменение административных границ (объединение двух Германий), войны и межнациональные конфликты, проводимая региональная политика (вымирание малых народов Севера, индейцы Америки), демографическая политика и т.д.

природных катастроф и вообще среды обитания

социально-экономических причин - роста уровня жизни, повышения благосостояния общества, развития социальных программ, здравоохранения, образования и т.д.

Все эти причины, вместе взятые, отражаются не только на численности населения, но и на его структуре и качестве.

Наиболее наглядным отражением возрастной структуры населения является поло-возрастная пирамида. Она строится на основании переписей населения, при этом вертикальная ось отражает распределение по возрастам, а горизонтальная - долю возрастной группы в общей численности населения, выраженную в промилле.

Сегодня численность населения России составляет 146,5 млн.чел. По численности населения страна занимает 8-е место в мире, и на ее долю приходится 2,6% населения.

В ХХ столетии сокращение численности населения наблюдается в четвертый раз. Войны, голод, массовое насилие в ходе революций и социальных экспериментов нарушали естественный ход демографической эволюции и прямо сказывались на судьбах конкретных поколений прошедших через все эти потрясения. Социальные катастрофы затронули всех граждан страны, но одним поколениям досталось больше, а другим меньше.

В советской истории четко выделяются три кризисных периода, когда резко снижалась рождаемость населения и отмечалась его естественная убыль :

1915-1922 гг. - Первая Мировая война, революция, гражданская война

1930-1936 гг. - коллективизация, голод

1941-1958 гг. - Великая Отечественная война, голод.

Сегодня мы переживаем четвертый демографический кризис. Но, если раньше убыль была связана с острейшими социальными потрясениями, то нынешнее сокращение населения было вполне прогнозируемым. Современный кризис и экономические реформы не спровоцировали этот процесс, а лишь ускорили его.

Падение рождаемости, а также повышение младенческой смертности в кризисные периоды порождают демографическую волну, которая возникнув один раз, воспроизводится многократно в следующих поколениях. Повтор возникает из-за дефицита матерей, который оборачивается дефицитом новых рождений. Такая же последовательность повторяется для внуков и правнуков.

Полной статистики демографических потерь в России из-за социальных катастроф нет. Рассмотрим в качестве примера оценку потерь населения в ходе Отечественной войны.

Потери населения в ходе Отечественной войны в разное время оценивались по-разному. После первой послевоенной переписи 1959 г., стало очевидно, что масштабы потерь значительно больше. "Более 20 млн. человек", которая и считалась общепринятой на протяжении следующих 30 лет.

В конце 80-х годов снова вернулись к этому вопросу. На основе данных ранее закрытых переписей населения 1937 и 1939 годов были выполнены расчеты, согласно которым численность населения страны к моменту начала войны составляла 196,7 млн.чел. (речь идет о численности населения СССР в послевоенных границах), ко времени ее окончания - 170,9 млн. чел., из которых 159,5 млн.чел. родилось до 22 июня 1941 г. Общее число умерших и оказавшихся за пределами СССР к концу 1945 г., из числа живших к моменту начала войны, составило 37,2 млн. чел. При нормальном уровне смертности, характерном для того времени, за четыре года должно было умереть 11,9 млн.человек. Следовательно, убыль населения, обусловленная войной составляет 26,6 млн. человек. Учитывая то, что в эту цифру входят не только умершие, но и эмигрировавшие или угнанные за границу, общая оценочная цифра несколько меньше 24,5-25,0 млн.чел.

Особенно большие потери понесло мужское население - 20% его общей численности. Потери женщин составили 6% от общей численности. Больше всего пострадали поколения, родившиеся до 1926 г., численность которых сократилась более чем на треть. При этом три четверти смертей мужчин и половина смертей у женщин были преждевременными, в молодых возрастах.

Но люди гибли не только на фронте. 900 тыс. человек - это потери блокадного Ленинграда, 4 млн. - жители оккупированных территорий, 2,7 млн. - евреев. Порядка 7,5-8,0 млн. человек преждевременно погибли в результате ухудшения условий жизни, болезней и т.д. в тылу. В сталинских лагерях погибло около 1 млн. мужчин и 100 тыс. женщин. Кроме того, в ссылку со специальным режимом было депортировано около 3 млн. человек - народы Северного Кавказа, немцы Поволжья, крымские татары, жители Прибалтики, Западной Украины, Бессарабии и т.д. Только при транспортировке умерло около 800 тыс. человек.

Список людских потерь не ограничивается перечислением умерших, так как в результате всех этих событий резко ухудшилась демографическая ситуация. Война разбила или не позволила создать тысячи, если не миллионы семей, воспрепятствовала рождению миллионов детей. Поэтому нанесенный ею реальный демографический ущерб значительно больше, чем прямые потери убитыми и раненными.

Сегодня изменения численности населения определяется двумя процессами. Естественным движением и миграциями. Соотношение этих процессов в разные периоды развития были различными.

Вплоть до начала 1990-х годов, естественный прирост населения оставался основным фактором увеличения численности. Вплоть до середины 1970-х годов, он сочетался с миграционным оттоком населения из России, который приобретал существенное значение с началом каждой комсомольской стройки - освоение целины, освоение богатств Средней Азии и т.д. Со второй половины 1970-х годов началось постепенное миграционное движение в Россию, причем не только русских, но и представителей других национальностей, особенно украинцев, белорусов, прибалтов, народов Кавказа. До 1991 г. миграционная составляющая прироста населения не превышала 1/4 общего объема. Но затем, роль миграций населения изменилась. Начиная с 1992 г., когда была зафиксирована убыль численности населения, миграции остались единственным источником пополнения человеческих ресурсов страны . Однако, даже резко возросшие потоки мигрантов из республик бывшего СССР, вынужденных переселенцев и беженцев, нелегально оседающих в Сибири и на Дальнем Востоке китайцев не смогли перекрыть значительной естественной убыли.

Свой вклад в демографическую ситуацию вносит и экономический кризис, межнациональные и территориальные конфликтыПриблизительная оценка численности погибших

в вооруженных конфликтах в 1986-1996 гг. (тыс. человек)

Конфликты

Погибло всего в 1986-1996 гг.

Карабахский

24,2

Ферганский

0,1

Ошский

0,3

Юго-Осетинский

1,1

Приднестровский

0,8

Таджикский

23,5

Абхазский

12,0

Осетино-Ингушский

1,0

Чеченский

35,7

Итого

100,5

Кроме прямых потерь стоит помнить также о погибших от ран и мирных жителях, особенно вынужденных мигрантах, умерших в результате болезней, невозможности своевременно получить медицинскую помощь, беспризорных детях и т.д.

В настоящее время численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных конфликтов составляет около 2,4 млн.чел. Это люди не имеющие никакого определенного статуса, часто лишенные нормального жилья и возможности устроиться на работу. Многие супружеские пары вынуждены проживать раздельно, часто в разных местностях. Сложившиеся родственные и дружеские связи заметно ослабевают. Все это, безусловно не способствует формированию новых семей и рождению детей. на все это накладывается экономический кризис, который порождает у населения чувство неуверенности за свое будущее и будущее своих детей, явно усугубляя демографическую ситуацию).

Оцениваем выступление группы.

Физминутка

- За вами будущее России и каков будущий хозяин, здоровый или больной, во много зависит будущее страны. Пословица гласит: « В здоровом теле - здоровый дух», так как через правильный образ жизни мы придем к « Здоровью нации».

Слушаем 3 группу, задаем вопросы и оцениваем выступление.

(Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Среди 7-11 классов мы провели анкетирование (вопросы)

И выяснили следующее: (ответы)

У нашего школьного медика мы выяснили, так что же такое здоровый образ жизни.

( вставка интервью).

6 признаков здорового человека.

Вывод:

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

Составляющие ЗОЖ:

  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

  • закаливание).

Подведем итоги:

  1. Согласны ли вы с таким утверждением «миграция оказывает воздействие на жизнь общества»?

  2. Для чего проводят перепись населения?

  3. Каким должен быть здоровый человек?

- Вы хорошо поработали в группах до урока по составлению презентаций. Оцените свои группы по 5-бальной шкале в самоанализах.

Также работали на уроке, представляя свои работы, отвечали на вопросы. Оцените друг друга по анализам.

- Какие получились результаты?

Анализ ответов

Знание материала

Понимание материала

Громкость ответа

Четкость ответа

Логика при ответе

Понятия

Население



Численность



ЗОЖ



Работа группы над проектом

Подбор материала к теме проекта

Работа над презентацией

Озвучка



Самоанализ работы группы

5 баллов - все работали активно

4 балла - работали все, но пассивно

3 балла - работали не все, а лишь 1-2 человека

2 балла - никто не участвовал в работе.

- Для закрепления проведем небольшой тест по теме:

1.Численность населения России в настоящее время (млн. чел)

А) 30,2

Б) 125,2

В) 146,5

Г) 292,9

2.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:

А) естественным приростом

Б) естественной убылью.

3. В России преобладает население:

А) Мужское

Б) Женское.

4. Расположите территории по мере возрастания плотности населения:

А) Европейский Север

Б) Север Сибири

В) Урал.

5. Особая пестрота национального состава свойственна:

А) Уралу

Б) Поволжью

В) Дальнему Востоку.

6. Наибольшее количество последователей в России имеет:

А) Ислам;

Б) Православие

В) Буддизм.

7. Какой вид миграции доминирует в стране в наше время:

А) внутренняя

Б) внешняя.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

О чем вы хотели бы рассказать дома родителям?

Хотелось бы вам еще провести такие уроки?

Спасибо за урок!


© 2010-2022