«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии»

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».А.С. МакаренкоЦель моего отчета : показать роль  игры в учебном процессе на уроках географии.Игры используемые мной  на уроках географии в 6-7 классах.• «Служба спасения». Игра проводится при изучении темы «Географические координаты» • «Необитаемый остров в подарок». Закрепление темы План местности, усло...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».

Эпиграф «Играя, ребенок учится познавать мир".

К.Д.Ушинский

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Цель: Показать роль игры в учебном процессе на уроках географии.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра - единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена у всех народов. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.

В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник четко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начал.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.


Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества

Развитие интереса к предмету, расширение кругозора школьника, активизация мыслительной деятельности, действенный контроль знаний за счет использования различных форм учебной игры на уроках географии. «Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии». «Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».

"Учебная игра (по определению Г.А.Русских) - это важнейший компонент образовательного процесса в современной школе, так как в игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, формируется общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

Задачи учебных игр:

  • Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.

  • Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

  • Толерантное отношение к окружающим.

  • Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

  • Формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации.

  • Формирование у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение.

В целях активизации учебной деятельности учащихся на уроках географии предлагается применение игровой деятельности. Особенно это эффективно в 6-7 классах. Игры развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Актуальность

  • Игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферы учащихся.

  • В игре процесс мышления школьника протекает значительно активнее, чем при постановке учебной задачи. Использование игр в обучении географии решает множество задач.

  • Они развивают познавательный интерес к предмету,

  • Активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии:

  • Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса.

  • Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.

  • Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.

  • Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.

  • Наличие предварительной психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся

  • Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок.

  • Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка.

  • Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося.

  • Метод изучения действий «соперника».

  • Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.

Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:

  • Стремление к результату.

  • Стремление к самой деятельности, независимо от результата.

  • Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).

Игры используемые мной на уроках географии в 6-7 классах.

  • «Служба спасения». Игра проводится при изучении темы «Географические координаты»

  • «Необитаемый остров в подарок». Закрепление темы План местности, условные знаки.

  • «Путешествие к центру Земли». Игра проводится при повторении изученного материала по теме «Литосфера. Строение Земли».

  • «Хозяйка Медной горы». Игра - состязание при изучении темы «Породы, слагающие земную кору».

  • «У тебя под ногами» . Игра проводится после изучения темы «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

  • «Путешествие капельки-невидимки». Игра проводится как практическая работа на после изучения темы «Воды суши».

  • «Покори вершину». Игра проводится на заключительном уроке по теме «Литосфера и рельеф Земли.

  • «По Евразии на воздушном шаре». Игра проводится как практическая работа на уроке, посвященном изучению рельефа и полезных ископаемых Евразии

  • «Реши магический квадрат». Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

В своей практике я использую такие типы уроков: урок - соревнование, урок - путешествие, ГЕО-КВН, урок - викторина, урок-суд, урок-игра «Брейн-ринг».

Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений использую методический прием «Турагенство ». Класс, по желанию учеников, делится на рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), и представить его на «суд мировой общественности» класса.

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

ИГРА - это

  • Деятельность

  • Мотивированность

  • Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

  • Увлеченность

  • Развитие речи

  • Формирование определенных навыков

  • Общение

  • Познание

  • Усвоение учебного материала

Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно , слабых и неуверенных в себе.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».Использование учебных игр на уроках географии не только позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, но и вызывает у них стремление к получению новых знаний, стимулирует живой интерес к предмету, развивает общий кругозор.

.

Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.
Основной мотив игры - это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся - это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке - игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.
Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее подумываю варианты мотивов учащихся:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи,
- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,
- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.
Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.
Я приведу примеры уроков, проведенных по игровой методике в 6 классе и 8 классе. Я очень часто использую уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.

В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.

«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».

«Учебная игра, как форма повышения интереса на уроках географии».

7

© 2010-2022