- Преподавателю
- География
- Рабочая программа внеурочной деятельности по географии: Путешественники
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии: Путешественники
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Камалова Н.Д. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Луговская основная общеобразовательная школа
Учитель биологии и химии: Камалова Н.Д.
Программа внеурочной деятельности по географии 5 класс
«Путешественники»
Ульяновск, 2014
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую -формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
Курс состоит из 5 разделов:
-
Введение
-
Россия
-
Страны СНГ
-
Страны Европы
-
Страны Азии
Цель: формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований стран мира.
Задачи курса:
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность
-
- развить пространственно-географическое мышление;
-
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
-
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
Формы контроля внеурочной деятельности «Путешественники»:
-
Презентация
-
Книжка - раскладушка
-
Плакат
-
Газета
-
Публичное выступление
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Предлагаемый порядок действий:
-
Знакомство класса с темой.
-
Выбор подтем (областей знания).
-
Сбор информации.
-
Выбор проектов.
-
Работа над проектами.
-
Презентация проектов.
Личностные и метапредметные результаты:
-
Личностные:
-
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
-
Метапредметные:
Регулятивные
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
-
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Содержание программы:
Раздел 1. Введение
География как наука. Кто такие путешественники и что они изучают. Знакомство с программной внеурочной деятельности.
Раздел 2. Россия
Страна, в которой мы живем. Экономические и социальные характеристика страны. Изучение животного и растительного мира России. Составление визитной карточки России с помощью мультимедийного оборудования.
Раздел 3. Страны СНГ
3.1 Украина
Что такое СНГ. Какие страны в нее входят. Экономические и социальные характеристики Украины. Изучение животного и растительного мира Украина. Составление визитной карточки Украины с помощью мультимедийного оборудования.
3.2 Казахстан
Экономические и социальные характеристики Казахстана. Изучение животного и растительного мира Казахстана. Составление визитной карточки Казахстана с помощью мультимедийного оборудования.
Раздел 4.Страны Европы.
4.1 Великобритания.
Что такое Европа. Ее границы на Карте. Состав стран входящих в Европу. Общая характеристика Великобритании. Составление визитной карточки данной страны.
4.2 Германия.
Экономические и социальные характеристики Германии. Изучение животного и растительного мира Германии . Составление визитной карточки Германии с помощью мультимедийного оборудования.
4.3. Страна на выбор
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Европы. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
Раздел 5. Страны Азии
5.1 Китай
Общая характеристика Азии. Страны, входящие в ее состав. Китай. Экономические и социальные характеристики. Изучение животного и растительного мира. Составление визитной карточки Китая с помощью мультимедийного оборудования.
-
Япония
Экономические и социальные характеристики Японии. Изучение животного и растительного мира Японии . Составление визитной карточки Японии с помощью мультимедийного оборудования.
-
Страна на выбор
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Азиатского региона. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
План характеристики страны:
-
На каком материке расположена страна?
-
Название страны, происхождение названия.
-
Название столицы.
-
Площадь.
-
Соседние страны.
-
Форма правления.
-
Народы, населяющие страну (какие, размещение, внешние черты).
-
Рельеф.
-
Животный мир страны.
-
Растительный мир страны.
Учебно - тематический план.
№
Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Раздел 1. Введение.
1
1
Вводное занятие.
1
География как наука. Кто такие путешественники и что они изучают. Знакомство с программной внеурочной деятельности.
Раздел 2. Россия
7
1
Презентация страны по плану.
1
Страна, в которой мы живем. Экономические и социальные характеристика страны. Изучение животного и растительного мира России. Составление визитной карточки России с помощью мультимедийного оборудования.
2
Изготовление визитной карточки страны
2
3
Население страны
1
4
Изучение животного и растительного мира
2
5
Подготовка проекта по изучению страны
2
Раздел 3. Страны СНГ
7
1
Введение
1
Что такое СНГ. Какие страны в нее входят. Экономические и социальные характеристики Украины. Изучение животного и растительного мира Украина. Составление визитной карточки Украины с помощью мультимедийного оборудования.
Украина
3
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Казахстан
3
Экономические и социальные характеристики Казахстана. Изучение животного и растительного мира Казахстана. Составление визитной карточки Казахстана с помощью мультимедийного оборудования.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Раздел 4. Страны Европы
10
1
Введение
1
Что такое Европа. Ее границы на Карте. Состав стран входящих в Европу. Общая характеристика Великобритании. Составление визитной карточки данной страны.
Великобритания
3
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Германия
3
Экономические и социальные характеристики Германии. Изучение животного и растительного мира Германии . Составление визитной карточки Германии с помощью мультимедийного оборудования.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Страна на выбор
3
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Европы. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Раздел 5. Страны Азии
10
Китай
3
Общая характеристика Азии. Страны, входящие в ее состав. Китай. Экономические и социальные характеристики. Изучение животного и растительного мира. Составление визитной карточки Китая с помощью мультимедийного оборудования.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Япония
3
Экономические и социальные характеристики Японии. Изучение животного и растительного мира Японии. Составление визитной карточки Японии с помощью мультимедийного оборудования.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Страна на выбор
3
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Азиатского региона. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
1
Презентация страны по плану
1
2
Изготовление визитной карточки страны
2
Итого
35
Список используемой литературы:
-
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал "Исследовательская работа школьников" № 1, 2002.
-
Внеурочная деятельность по географии 5 - 6 классы. Учебно-методическое пособие. Авторы: М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. 2013 г.
-
Новое планирование содержания курса географии "Материки, океаны, народы и страны" (7 класс). автор статьи - Душина И.В. 2010г.
-
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989.
-
Шемарин А. Г.. Страны мира. Детская энциклопедия. Изд: Пилигрим, 1998 .
-
Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. - Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет - ресурсы:
-
vgf.ru
-
festival.1september.ru/
-
geo.metodist.ru