- Преподавателю
- География
- Машиностроительный комплекс России с практической работой
Машиностроительный комплекс России с практической работой
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Гайнуллина Р.Р. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема 2. Машиностроительный комплекс. Роль, значение. География машиностроения.
Цели и задачи:
- сформировать знания о роли, значении, проблемах развития машиностроительного комплекса - одного из главных авангардных отраслей хозяйства и раскрыть особенности размещения отраслей машиностроения по территории России, сформулировать проблемы машиностроительного комплекса и наметить пути их решения,
- содействовать формирование идей мировоззренческого характера, обеспечить воспитание нравственных качеств, как патриотизм, гуманизм; содействовать профилактики утомляемости;
- развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, развивать познавательные интересы.
Учебно-наглядный комплекс: карта машиностроения, атлас, учебники, тетради, проектор или мультимедийная доска, сама презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Тестовый разноуровневый контроль предыдущих знаний.
1 степень сложности:
1. В каких направлениях особенно сильна российская наука?
2.Какая доля научных работников мира работало в стране?
3.Какие города РФ являются научными центрами?
4. Сколько % научных исследований проводилось в Москве?
2 степень сложности:
1. Из каких частей состоит российская наука? У какой части российской науки слабая экспериментальная база?
2. Какие области науки изучаются в С-Петербурге?
3. Что такое «утечка умов», каковы причины ее возникновения?
4. Что называется технополисом?
3 степень сложности:
1. В каких городах создаются технополисы?
2.С какой целью создаются технополисы?
3.Какие изменения произошли в научном комплексе за годы реформ?
4.Какие сферы науки особенно развиты в Республики Татарстан?
III. Усвоение новых ЗУН:
Машиностроительный комплекс - одна из ведущих отраслей экономики. Определяющий эффективность развития общественного производства. Это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Важнейший комплекс экономики потому что: 1) на его долю приходится 36% предприятий, 42% работающих в нем, 20% промышленного производства (в Японии - 60%, в Германии -45%).
2) продукция машиностроения применяется повсюду;
3) им определяются темпы научно-технической революции.
Главной задачей комплекса является обеспечение общества новыми, все более современными машинами.
Работа с рис.34 учебника - выяснение структуры и межотраслевых связей машиностроительного комплекса.
В структуре комплекса насчитывается 19 крупных отраслей и более 100 специализированных под отраслей и производств.
Формула развития машиностроения.
Многие виды выпускаемых в России машин неконкурентоспособны на внешнем рынке, они морально устарели и низкого качества. В странах Европы машины эксплуатируются 10-12 лет, а в Японии 6-8 лет. Для выпуска хороших машин требуется современное оборудование, которое нужно своевременно обновлять. Сделать это сложно из-за недостаточного финансирования. Поэтому конкурентоспособная продукция производится лишь на незначительной части предприятий. В станкостроении их всего 14%, в автомобилестроении - 48%. Отсутствие спроса на многие виды отечественных машин заставляет предприятия изменять профиль, учитывать мнение потребителя. Производство конкурентоспособной машиностроительной продукции - важное условие всей российской экономики. Ранее 80% продукции машиностроительного комплекса имело оборонное значение. Поэтому важная проблема российского машиностроения - конверсия (перевод военного производства на выпуск мирной продукции). Конверсия затруднена тем, что в 90-ые годы из-за кризиса снизилось производство и военной, и гражданской продукции. Однако с 2000 года вновь начали поступать военные заказы, тем самым ускоряется выпуск военной, мирной машиностроительной продукции в военном производстве.
География машиностроения.
Из-за многообразия условий размещения, повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России, но различны уровень и особенности развития.
Рассмотрите карту машиностроения в атласе. Скажите, в какой части страны размещено больше предприятий? Почему? (обсуждение).
Выводы: 1) в европейской части страны больше трудовых ресурсов; 2) основные научные базы находятся там; 3) исторически города, а значит, ремесла возникали в европейской части страны; 4) транспортные пути здесь лучше; 5) столицы размещаются в это части страны и т.д. Во время Великой Отечественной войны в восточные районы страны были перебазированы многие машиностроительные предприятия. В дальнейшем здесь были построены много новых предприятий, в основном военного характера.
IV. Закрепление материала:
- Назовите основные проблемы машиностроения в России?
- Решение проблемных задач:
1 варианту:
На дорогах нашего города появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, оформлением, надежностью. Наши многие отечественные марки не выдерживают с ними конкуренции. Как поддержать отечественного производителя? Предложите решение проблемы.
2 варианту:
В магазинах нашего города телевизоры, стиральные машины, пылесосы, холодильники, магнитофоны в основном импортного производства. Как вы считаете, может быть лучше ориентироваться на зарубежную технику или все же развивать отечественную?
Интересные факты. Рекордный уровень автомобилизации в Москве и Ханты-Мансийске («Русский Кувейт»), где на 300000 жителей приходится 100000 машин. Среднемировой показатель на 1000 жителей- 83 автомобиля, В РФ- 105 автомобилей. В 2007 году КамАЗ планирует выпустить 70 тыс. автомобилей.
V. Домашнее задание: § 17, 19, вопросы после §.
VI. Подведение итога.
Тема 3. Машиностроительный комплекс. Факторы размещения машиностроения. Определение главных районов размещения наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения - практическая работа №5
Цели и задачи: - сформировать знания о факторах размещения машиностроительных отраслей, выполнить практическую работу.
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, нравственных качеств (чувств гордости);
- развивать самостоятельность учащихся, умения выделять главное в изучаемом материале.
Учебно-наглядный комплекс: карта «Машиностроение е и металлообработка», атласы, учебники, тетради, материал практической работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
1) Какова роль и значение машиностроения? Расскажите о положение этого комплекса сегодня.
2) Каковы межотраслевые связи машиностроения с другими отраслями? Объясните на примере автозавода (схема на доске).
3) Почему российское машиностроение развито более всего в европейской части страны, укажите не менее 5 причин.
III. Усвоение новых ЗУН:
Фактор размещения - это основное условие, от которого зависит какой-либо процесс, явление.
При размещении тех или иных отраслей машиностроения учитывают важные условия, от которого зависит эффективность производства данной отрасли.
Факторы размещения машиностроения:
1) наукоемкость - отрасли размещаются в районах с развитой научной базой (в каких?)
Например, производство ЭВМ, производство роботов, радиоэлектроника, авиаракетная промышленность и т.д. (работа с картой - показать научные города на карте);
2) военно-стратегический. Предприятия машиностроения, выпускающие военную продукцию, размещаются в закрытых городах (в каких?) и удаленных от государственной границы (работа с картой - показать военные или «закрытые» города на карте);
3) трудоемкость. Отрасли машиностроения, требующие большие затраты труда на изготовление единицы продукции, размещаются в районах с большой концентрацией квалифицированных трудовых ресурсов. Это приборостроение, станкостроение, инструментальная промышленность и др., (покажите такие районы на карте);
4) металлоемкость. Часть продукции машиностроения требует для своего изготовления много металла, поэтому их выпуск лучше всего разместить в районах, где выплавляется много металла, т.е. в металлургических базах. Производство металлургического, энергетического машиностроения, горно-шахтного оборудования, тракторостроение относятся к таким.
5) транспортный фактор. Перевозка машин и деталей осуществляется на большие расстояния, поэтому для многих из них ориентация на крупные дорожные магистрали имеет первостепенное значение. Примеры отраслей: автостроение, авиастроение и т.д.
6) потребительский. Нужные потребителям машины выпускаются там, где существует спрос на данную продукцию, (сельскохозяйственное машиностроение, производство различного рода тракторов и др.);
7) специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей. Детали для них изготовить на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия тесно сотрудничают друг с другом. Такое сотрудничество называется кооперированием, а выпуск однородной продукции предприятием - специализацией.
Иногда складывается слишком узкая специализация, которая ведет монополизации производства, доля предприятий монополистов в машиностроении 2%, но они производят 1/3 всей продукции комплекса. Например, только в г. Энгельс производят троллейбусы, только в Коломне- тепловозы, только в Рязани- картофелеуборочные комбайны, (найдите их на карте!)
Работа с таблицей 25 учебника: «Специализация, факторы и перспективы развития машиностроения России».
Выполнение практической работы:
Используя карты атласа, определить районы, где размещено наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение. Привести примеры отраслей и центров размещения. Выводы записать в тетради.
IV. Домашнее задание: § 19, повторить § 17, 18.
V. Блиц-опрос пройденных тем:
1) главная задача машиностроения- ……….
2) формула развития машиностроения - ……
3) перечислить факторы размещения отраслей машиностроения -…….
4) специализация производства - это………
5) кооперирование- это …….
6) производство машин ЭВМ размещается с учетом………фактора
7) производство тракторов с учетом……….
8) производство самолетов с учетом…….
VI. Подведение итога урока.