- Преподавателю
- География
- Статья Использование ИКТ в процессе обучения географии
Статья Использование ИКТ в процессе обучения географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котегова Т.А. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения географии.
Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и
занимательности как география, и в
тоже время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.
Н.Н. Баранский
Актуальность темы:
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в различные сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. Неотъемлемой и важной частью этого процесса является информатизация образования. Главными направлениями информатизации современной школы являются:
• совершенствование информационно-технической базы;
• повышение квалификации педагогов в сфере ИКТ - компетенций;
• широкое применение ИКТ в обучении, воспитании учащихся, в управлении школой.
География является одной из первых дисциплин, активно откликнувшихся на вызов информатизации.
В современных школах учебные кабинеты, в том числе кабинет географии, оснащаются автоматизированным рабочим местом учителя, включающим компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровую фото- или видеокамеру. Есть примеры установки в кабинетах интерактивной доски, с которой учитель или учащийся работает как с персональным компьютером.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ-компетентность.
Информационная и коммуникационная технология" (ИКТ) - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это умение "нажимать на кнопки", знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.
Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов.
Современные информационные и коммуникационные технологии в преподавании географии.
Современная школа не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Поэтому сегодня главное стратегическое направление системы школьного образования - решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит в том, чтобы сформировать навыки работы с ИКТ, научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии внешкольных занятий.
В-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т. д.).
Использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. В своей обучающей деятельности я уже два года использую этот вид работы с учениками.
С появлением компьютерной техники в школе открылись новые возможности в организации учебного процесса. Одним из преимуществ применения ИКТ в учебном процессе является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе - при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Информация об экономике, хозяйстве, народонаселении, проблемы взаимодействия природы и общества постоянно присутствуют в Интернет, поэтому география может активно использовать информационные ресурсы Интернет и особенно такие ее разделы, как экономическая и социальная география, страноведение. Глобальной сети Интернет отводится большая роль в системе комплексного использования средств новых информационных технологий.
Уроки с использованием ИКТ создают условия для многообразной деятельности учащихся, формирования критического мышления. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учеников.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи:
1.Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
2.Развитие общеучебных умений и навыков.
3.Содействие развитию ИКТ- компетентности.
4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
Достаточный опыт и имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию информационно - коммуникационной компетентности у учащихся по следующим направлениям:
1. Первое направление - работа с электронными учебниками, картами.
Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно включаю в уроки новые интерактивные средства обучения географии - это электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование речи диктора разнообразит уроки. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.
2. Второе направление - показ процессов, происходящих в природе.
Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, можно демонстрировать образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.
3. Третье направление - использование программ для презентаций.
Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программы разработки презентаций Power Point позволяют мне подготовить материалы к уроку.
С помощью графической программы создаю слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста. Делаю это как сама, так и ученики. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое.
4. Четвертое направление - использование Интернет.
В школе и у многих детей дома имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить нужную для работы информацию. Это прежде всего статистический, иллюстративный материал: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются для составления презентаций. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала.
5. Пятое направление - использование ИКТ в проектной и исследовательской деятельности.
Проект - это творческая работа с применением исследовательского метода, основы которого соотносятся с деятельностным подходом. Формирование конкретной цели - результата деятельности, для достижения которого нужно решить определенные задачи. Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научно-творческой работы, принимают участие в исследованиях, социальных опросах, что позволяет школьникам освоить географический материал и создать конкретный продукт, пережить ситуацию успеха, самореализации. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии. Особая ценность проектных работ заключается в следующих «ключевых» словах:
- метапредметные связи - проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
- оригинальность - в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
-технологичность - поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
- завершенность - проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
6.Шестое направление - участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Вывод:
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.
Используемая литература:
1. Азевич А.
Одним кликом. Электронная помощница учителя географии / А. Азевич
// ИКТ в образовании. - 2009. - № 7. - С. 24-25.
2. Андриянов А.П.
Приёмы использования интерактивной доски на уроках географии : новые технологии обучения / А. П. Андриянов
// География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 7
3. Крылов А.
Электронные учебные материалы / А. Крылов
// Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 157-163.
4. Микитенко С.А.
ИКТ в преподавании географии : уроки географии и экологии / С. А. Микитенко
// География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 3. - С. 41-44