Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа



Утверждена:

приказом директора

МКОУ Нерастанновская СОШ

№______ от «___»______2015г.

_______И.А.Заболотнева

Рабочая программа

по географии

( базовый уровень)

6 класс



Составитель:

Никитина Елена Александровна

учитель географии

п. Нерастанное

2015 год


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, авторской программой для общеобразовательных школ: География. Предметная линия учебников «Сферы». 5 -9 классы (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.) - М.: Просвещение , 2011.Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. А.А. Лобжанидзе.: - М.:Просвещение, 2012г.-География. Планета Земля. 5-6 классы.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников 10-11 лет, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП ООО МКОУ Нерастанновской СОШ.

При реализации рабочей программы по учебному предмету география программы МКОУ Нрастанновской СОШ учитывается объем домашних заданий (по всем учебным предметам), чтобы затраты времени на его выполнение в 6-8 классах не превышали 2,5 часа. Составленная рабочая программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи СОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально - экономических и иных процессов, протекающих в

географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально - экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы картографических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально - экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубоко и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население и хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

3. Место в учебном плане

Учебный предмет география входит в общественно - научную область предметных областей.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием с требованиями ФГОС по географии основной школы. Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится 35 часа из расчёта 1 час в неделю.

В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на изучение географии в данном классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения.

4.Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объёме. Резервное время в рабочей программе не используется. На изучение географии в данном классе отводится 34 часа, что соответствует учебному плану МКОУ Нерастанновской в 6 классе.

Название разделов

Количество часов в авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

1.

Введение

1

1

2.

Гидросфера - водная оболочка Земли

9

9


3.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

10

10

4.

Биосфера - оболочка жизни

5

5

5.

Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс

9


9

6.

Резервное время

1

-

Итого

35

34

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из введения и четырех разделов: «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека».

* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды - это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

5.Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  2. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  4. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального

  1. природопользования:

  2. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  3. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. смысловое чтение;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  1. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры
    и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  2. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  3. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  5. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  6. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


6. Содержание курса обучения

1.Введение (1 часа)

Развитие географических знаний о Земле.

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • приводить примеры объектов живой и неживой природы;

  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • объяснять с помощью какого оборудования и какими методами изучают природу.

  • владеть основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий)

2. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Мировой океан

Движение воды в Океане

Реки

Озёра и болота

Подземные воды

Ледники и многолетняя мерзлота

Человек и гидросфера

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • работать с разными источниками географической информации

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

  • применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории,

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

  • владеть элементарными практическими умениями ,применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

3. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 часов)

Атмосфера

Температура воздуха

Влажность воздуха. Облака

Атмосферные осадки

Ветер

Погода

Климат

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

  • применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

  • работать с разными источниками географической информации

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

4. Биосфера- оболочка жизни (5 часов)

Биосфера

Жизнь в океане и на суше

Значение биосферы

Человек- часть биосферы

Экологические проблемы в биосфере

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий

  • оценивать их последствия

  • применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,

адаптации к условиям проживания на определенной территории,

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

5. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс (9 часов)

Географическая оболочка

Природные комплексы

Почва

Ледяные пустыни и тундры

Леса

Степи и саванны. Засушливые области планеты

Природные комплексы Мирового океана

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

  • применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории,

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

  • вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий,

  • оценивать их последствия

  • соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


7. Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

№2

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Текущий (письменный)

Практическая работа № 1 «Наблюдение за погодой. Ведение дневника погоды»

№3

Мировой океан

Входной письменный

Проверочная работа (входная)

№4

Движение воды в Океане

Текущий (письменный)

Практическая работа № 2 «Описание вод Мирового океана на основе анализа карт»

№5

Реки

Текущий (письменный)

Практическая работа № 3 «Описание реки своей местности»

№10

Гидросфера

Текущий (письменный)

Проверочная работа

№14

Атмосферные осадки

Промежуточный (письменный)

Проверочная работа (промежуточная)

№16

Ветер

Текущий (письменный)

Практическая работа № 5 «Построение розы ветров»

№20

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Текущий (письменный)

Проверочная работа

№25

Биосфера. Экологические проблемы в биосфере

Текущий (письменный)

Проверочная работа

№21

Источники географической информации

Текущий (письменный)

Проверочная работа

№25

Земля - планета Солнечной системы

Текущий (письменный)

Проверочная работа

№31

Степи и саванны. Засушливые области планеты

Текущий (письменный)

Практическая работа № 6 «Описание природного комплекса своей местности»

№33



Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Итоговый (письменный)

Проверочная работа (итоговая)



8. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр

  1. Введение (1 час)

1.

1.

Урок 1. Развитие географических знаний о Земле.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текстов учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»


  1. Гидросфера - водная оболочка Земли (9 часов)

2.

1.

Урок 2. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

п/р №1 «Наблюдение за погодой. Ведение дневника погоды»

Называть и сравнивать части гидросферы , выявлять взаимосвязи между составными частями, особенности воздействия на другие оболочки Земли и жизнь человека

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Тетрадь-экзаменатор стр. 46-55

3.

2.

Урок 3. Мировой океан

Проверочная работа (входная)

Показывать по картам Мировой океан и крупнейшие его части: моря, заливы, проливы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о

значении и хозяйственном использовании Мирового океана.

4.

3.

Урок 4. Движение воды в Океане

п/р №2.«Описание вод Мирового океана на основе анализа карт»

Определять по картам крупнейшие течения Мирового океана

Выявлять закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод

Анализировать изменения температуры и солёности в зависимости от географической широты

Наносить на контурную карту

Сравнивать и выявлять зависимость направление течений от направления господствующих ветров



5.

4.

Урок 5. Реки

п/р№3.«Описание реки своей местности»

Определять части реки по карте

Составлять описание по плану на основе анализа карты

Наносить на контурную карту

6.

5.

Урок 6 Озёра и болота

Определять географическое положение и размеры

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Наносить на контурную карту

7.

6.

Урок 7. Подземные воды

Называть и сравнивать происхождение подземных вод

Определять роль в образовании и питании озёр, рек, морей

8.

7.

Урок 8. Ледники и многолетняя мерзлота

Выявлять причины образования многолетней мерзлоты

Описывать по карте распространения ледников и многолетней мерзлоты

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность

9.

8.

Урок 9. Человек и гидросфера

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана


10.

9.

Урок 10. Проверочная работа по теме «Гидросфера»

Тетрадь-экзаменатор стр.56-63


II триместр

  1. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 часов)

11.

1.

Урок 11. Атмосфера

Анализировать значение атмосферы для Земли

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов


12.

2.

Урок 12. Температура воздуха

п/р№ 4. «Построение графиков изменения температуры»

Составлять и анализировать графики изменения температур

Решать практические задачи на определение средней суточной температуры и суточной амплитуды температур

Выявлять зависимость температур от угла падения солнечных лучей


13.

3.

Урок 13. Влажность воздуха. Облака

Измерять относительную влажность

Решать практические задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности


14.

4.

Урок 14. Атмосферные осадки

Проверочная работа (промежуточная)

Измерять относительную влажность

Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам


15.

5.

Урок 15 Атмосферное давление

Измерять атмосферное давление

Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере


16.

6.

Урок 16. Ветер

п/ р № 5. «Построение розы ветров»

Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера

Определять направление ветров по картам

Определять по картам направление ветров и причины образования Вычерчивать розу ветров на основе данных


17.

7.

Урок 17. Погода

Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт

Описывать по карте количественные и качественные показатели состояния атмосферы

Характеризовать текущую погоду

Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года


18.

8.

Урок 18. Климат

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата

Овладевать навыками чтения климатических карт

Выявлять способы нанесения на климатическую карту климатических показателей


19.

9.

Урок 19. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях, связанных с отражением солнечного света, с электричеством


20.

10.

Урок 20. Проверочная работа

по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о воздействии климата на быт и хозяйственную деятельность людей, приспособлении к жизни в разных климатических условиях

Тетрадь-экзаменатор стр.64-71


  1. Биосфера - оболочка жизни (5 часов)

21.

1.

Урок 21. Биосфера

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли

Сравнивать приспособленные особенности отдельных групп организмов к среде обитания

Выявлять причины изменения растительного и животного мора от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам


22.

2.

Урок 22. Жизнь в океане и на суше

Сравнивать приспособленные особенности отдельных групп организмов к среде обитания

Выявлять причины изменения растительного и животного мора в зависимости от географического положения морей и океанов, от глубины



23.

3.

Урок 23. Значение биосферы

Анализировать схему биологического круговорота

Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ



24.

4.

Урок 24. Человек- часть биосферы

Выявлять роль человека, как части биосферу в переносе веществ

Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о роли человека



25.

5.

Урок 25. Экологические проблемы в биосфере

Проверочная работа

по теме « Биосфера»

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды

Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своём крае Проверочные работы, предлагаемые в Тетради-экзаменаторе, с. 72-77;



5. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс (9 часов)



26.

1.

Урок 26. Географическая оболочка

Знать и называть состав оболочки, её границы

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки

Анализировать тематические карты

Доказывать закономерности географической оболочки


27.

2.

Урок 27. Природные комплексы

Анализировать тематические карты для выявления причинно- следственных взаимосвязей отдельных компонентов природной зоны

Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение по проблемам антропогенного воздействия на природу


28.

3.

Урок 28. Почва

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозёма

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв

Наблюдать образцы своей местности

Выявлять их свойства


29.

4.

Урок 29. Ледяные пустыни и тундры

Объяснять по картам атласа особенности размещения зоны

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о представителях растительного и животного мира


30.

5.

Урок 30. Леса

Объяснять по картам атласа особенности размещения зоны

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о представителях растительного и животного мира


31.

6.

Урок 31. Степи и саванны. Засушливые области планеты п/р№6. «Описание природного комплекса своей местности»

Объяснять по картам атласа особенности размещения зоны

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о представителях растительного и животного мира


32.

7.

Урок 32. Природные комплексы Мирового океана

Объяснять по картам атласа особенности размещения зоны

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о представителях растительного и животного мира

Описывать природные комплексы


33.

8.

Урок 33. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Проверочная работа (итоговая)

Объяснять по картам атласа особенности размещения зоны

Анализировать тематические карты для выявления причинно- следственных взаимосвязей отдельных компонентов природной зоны

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о представителях растительного и животного мира

Тетрадь-экзаменатор стр.84-93


34.

9.

Урок 34. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс

Выявлять объекты всемирного наследия

Устанавливать взаимосвязь природы и культуры

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об объектах всемирного наследия

Наносить на контурную карту объекты природного наследия

Итого:

34 часа


9. Учебно - методическое обеспечение предмета

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

1.География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. А.А. Лобжанидзе.

2. Лобжанидзе А.А.. География. Планета Земля. Тетрадь - тренажер. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

3.Мишняева Е.Ю., Коляр О.Г. География. Планета - Земля. Тетрадь - практикум.6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

4.Барабанов В.В. География. Планета - Земля. Тетрадь - экзаменатор.6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

5. География. Планета Земля. 6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.

6. География. Планета Земля. Методические рекомендации. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

- коллекции минералов и горных пород, различных типов почв;

- физический глобус Земли, компас;

- география. Планета - Земля. Атлас. 6 класс.

- география. Планета - Земля. Контурные карты. 6 класс.

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира» и др.;

- презентации;

- самодельные наглядные пособия.

10. Приложение.

Данный раздел содержит пакет КИМ, использованных при осуществлении контроля обученности.

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Естественного цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2015 г.

Рук. ШМО _______ З.А. Фёдорова


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Л.С.Орешкова

«__» ____________2015 г.















4. Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока

Тема урока

Тип урока

Количество часов

В том числе контрольные и практические

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

I триместр


Введение (2 ч.) +1

1.

1.

География как наука. Земля-планета Солнечной системы.

Вводный

1

01.09

2.

2.

Наблюдение за погодой Чеховского р-на. п/р№1 «Организация работы по составлению календаря»

КБ

1

1

04.09

3.

3.

Путешествия и географические открытия. п/р №2 «Составление рассказа об одном из путешественников. Нанести на к/к маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба»

КБ

1

1

08.09

Раздел 1.Виды изображений поверхности Земли (9 ч.)+6

Тема1. План местности. (8 ч.)

4.

1.

Понятие о плане местности

НМ

1

1

11.09



5.

2.

Топографический план и условные знаки.

п/р№3 Топографический диктант

П

1

1

15.09

6.

3.

Масштаб. Стороны горизонта.

НМ

1

18.09

7.

4.

Изучение форм поверхности Московской обл. п/р №4 Определение на местности направлений, азимутов и расстояний (Работа с компасом)

П

1

1

22.09

8.

5.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

п/р№5 Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа

КБ

1

1

25.09

9.

6.

Составление простейших планов местности

НМ

1

29.09

10.

7.

п/р№6 Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты

П

1

1

02.10

11.

8.

п/р№ 7 Составление плана своей школы и прилежащей территории. (работа на отдельных листах)

П

1

1

13.10

Тема 2. Географическая карта. (7 уроков)

12.

1.

Форма и размеры Земли.

НМ

1

16.10

13.

2.

Географическая карта

Характеристика карты Московской области.

КБ

1

20.10

14.

3.

Градусная сеть на глобусе и картах

Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сетки

И

1

1

23.10

15.

4.

Географическая широта. Географическая долгота.

п/р №8 Определение географических координат и точек по геогр. координатам

НМ,П

1

1

27.10

16.

5.

Географические координаты

г. Москвы, г. Чехова.

п/р №9 Обозначение на к/к местоположения своего населённого пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки

НМ,П

1

1

30.10

17.

6.

Изображение высот и глубин на физических картах.

п/р №10 Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин

КБ

1

1

03.11

18.

7.

Значение планов местности Характеристика карты своей местности (Московской обл.)

п/р №11 Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?

ОКК

1

1

06.11

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. (20 ч.)+25

Тема 1. Земная кора.( 8 ч.)

19.

1.

Земля и её внутреннее строение . Породы, слагающие земную кору.

НМ

1

10.11

20.

2.

Горные породы Московской обл.

п/р №12 Изучение свойств горных пород и минералов ( по образцам) Московской обл. (уст.)

П с элементами беседы

1

1

13.11

II триместр

21.

3.

Движения земной коры. Землетрясения.

НМ

1

24.11

22.

4.

Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

КБ

1

27.11

23.

5.

Основные формы рельефа суши. Рельеф Московской обл.

НМ

1

01.12

24.

6.

Рельеф суши. Горы и равнины

п/р №13 Нанесение на к/к крупнейших гор и вершин Земли

НМ

1

1

25.

7.

Рельеф дна Мирового океана.

НМ

1

26.

8.

Обобщение.

Рельеф своей местности (Московской области)

ОКК

1

Тема 2. Гидросфера.(16 ч.)

27.

1.

Вода на Земле. Мировой круговорот воды.

п/р №14 Путешествие капельки по большому круговороту воды из Московской обл. (сочинение)

НМ

1

1

28

2.

Объекты гидросферы Московской области.

п/р №15 Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли

П

1

1

29.

3.

Мировой океан и его части

НМ

1

30.

4.

Свойства океанической. воды.

НМ

1


31.

5.

Волны в океане.

КБ

1

32.

6.

Течения в океане

НМ

1

33.

7.

Влияние океанических течений на климат Московской обл.

КБ

1

34.

8.

Жизнь в океане. Минеральные богатства. Изучение и охрана океана.

КБ

1

35.

9.

Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека. Подземные воды Московской обл.

НМ с элем.беседы

1

36.

10.

Река и её части. Характер реки. Питание рек.

НМ к/к

1

37.

11.

Реки Московской области

п/р №16 Определение по картам географического положения

одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком

П

1

1

38.

12.

Озёра.

И

1

39.

13.

Озёра Московской обл.

КБ

1

40.

14.

Ледники.

И

1

41.

15.

Искусственные водоёмы Московской обл. Охрана вод.

КБ

1

III триместр

42.

16.

Обобщение: Гидросфера. Особенности вод Московской обл..

ОКК

1

Тема 3. Атмосфера (14 ч.)

43.

1.

Атмосфера и её строение.

НМ

1


44.

2.

Атмосферное давление.

НМ

1

04.03

45.

3.

Атмосферное давление Московской обл.

КБ

1

05.03

46.

4.

Температура воздуха Московской обл..

П

1

11.03

47.

5.

Ветер.

КБ

1

12.03

48.

6.

п/р №17 Построение графика «Роза ветров Московской обл.»

П

1

1

18.03

49.

7.

Водяной пар и облака.Атмосферные осадки.

Д

1

19.03

50.

8.

Атмосферные осадки Московской обл..

Д

1

25.03

51.

9.

Погода.

И

1

26.03

52.

10.

Климат.

И

1

01.04

53.

11.

Погода Московской обл..

О

1

02.04

54.

12.

Климат Московской обл.

П

1

15.04

55.

13.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

П

1

16.04

56.

14.

Климатообразующие факторы.

КБ

1

22.04

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. БИОСФЕРА (7 ч.)

57.

1.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли.

Б

1

23.04

58.

2.

Природные зоны Московской обл.

НМ

1

29.04

59.

3.

Растительный мир Московской обл.

НМ

1

30.04

60.

4.

Животный мир

НМ

1

06.05

61.

5.

Почвы Московской обл.

П

1

07.05

62.

6.

Организмы в мировом океане.

П

1

13.05

63.

7.

Природный комплекс Московской обл.

ОКК

1

14.05

Раздел 3. Население Земли.(2 ч.)+1

64.

1.

Численность населения Земли. Городские и сельские населённые пункты.

НМ

1

20.05

65.

2.

Население Московской обл., г.Чехова

НМ

1

21.05

66.

3.

п/р №18 Заключительная работа с календарём. Анализ погоды в Московской обл. г. Чехов.

ОКК

1

1

27.05

Раздел 4.Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 ч.)+1

67.

1.

Стихийные природные явления.

Итоговая работа

НМ

1

1

27.05

68.

2.

Влияние природы на жизнь человека Московской обл.

КБ

1

28.05

Итого:

68ч.

19

Условные обозначения:

к/к - контурная карта

Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

1.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2013г.

2.Атлас География 6 класс изд. «Дрофа»

3.Контурные карты География 6 класс изд. «Дрофа»

4.Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс» изд. «Дрофа»

5.Е.В.Датская, Е.В.Синицина, М.Г.Синицин « Контрольные и проверочные работы по географии» 6 класс изд. «Экзамен» 2003г

6. Приложение.

Данный раздел содержит пакет КИМ, используемых при осуществлении контроля обученности.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2015 г.

Рук. ШМО _______ З.А. Фёдорова

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР

_________Л.С.Орешкова

«__» ____________2015 г.



© 2010-2022