Статья «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся»

"Описание материала: " В методической разработке по организации исследовательской проектной деятельности представлен мой собственный опыт. Работа над исследовательским проектом включает несколько этапов, носит индивидуальный характер, требует достаточно времени. Рассмотрим последовательность организации работы над проектом. В начале сентября я предлагаю учащимся выбрать тему, основой которой является ядро проекта. Ядро проекта это собственное исследование в виде опыта, эксперимента или соци...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской проектной деятельности учащихся. Система требований и оценка проектной деятельности.

По данной актуальной теме написано достаточно полезной литературы, и многие учителя организуют исследовательскую и проектную деятельность в своих школах. Я поделюсь собственным опытом.

Для начала любой деятельности учителю нужен стимул. Таким стимулом для меня явилась научно-практическая конференция «Естествознание в жизнь», организованная учителем физики нашей школы Москвитиной И.И. и ежегодно проводимая в рамках недели естествознания.

Первое время, большинство проектов, созданных учениками, оформленных в программе Power-point, носили повествовательный характер. Учителя и учащиеся нуждались в системе требований, дидактических приемах и методах, которые помогли бы сделать проектную деятельность эффективной. Шло время, мы приобретали опыт и требования к деятельности менялись.

Выпускник современной школы заинтересован в получении практических знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы, строить умозаключения. Исследовательская проектная деятельность лучше всего формирует эти навыки.

Современное общество нуждается в творческих специалистах, способных решать нестандартные задачи, работать в команде, готовых создавать необходимый обществу продукт, и внедрять его в производство.

Ученик способен создать творческий проект под руководством творческого учителя.

Работа над проектом.

Работа над исследовательским проектом включает несколько этапов, носит индивидуальный характер, требует достаточно времени. Рассмотрим последовательность организации работы над проектом.

Темы обычно предлагает учитель в начале учебного года. На этом этапе требуется индивидуальный подход и знание интересов учащихся. В 5-6 классах учащимся нравиться моделирование, постановка опытов. В 7-8 классе предлагаю провести научное исследование, эксперимент. Ученики 9-10 классов выбирают чаще социологические исследования. К ученикам 5-6 классов иногда активно подключаются родители, и тогда проект становится семейным.

В начале сентября я предлагаю учащимся выбрать тему, основой которой является ядро проекта. Ядро проекта это собственное исследование в виде опыта, эксперимента или социологического опроса, изучения различных точек зрения, проведения анализа рынка продукции, стран-поставщиков товаров. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Ученик не знает заранее, каким будет результат его исследования (но предполагает).

Работа над проектом начинается с постановки проблемы. Ученику предлагаю сформулировать всевозможные гипотезы решения проблемы и предложить методы для подтверждения или опровержения гипотезы. Рассматриваем каждое предложение и отбираем необходимое. Вместе определяем и записываем тему, проблему, гипотезы, цели, задачи, актуальность. Придумываем конечный продукт. Составляем план исследования. Обсуждаем методы и «подводные камни», с которыми может столкнуться ребенок. Например, что делать, если при проведении социологического опроса, тебе нагрубили.

Учащийся проводит исследование. Обычно ученик, приступая к изучению проблемы, натыкается на препятствие в виде недостатка знаний в конкретной области исследования. Задача учителя на этом этапе помочь найти необходимую информацию, дать ссылки на достоверные сайты. Определить набор слов, необходимый для поиска в интернете.

В процессе выполнения исследования ученик может понять, что выбранные методы несовершенны. В этом случае приходится подбирать другие методы, или менять объект исследования.

После завершения практической части, когда гипотеза доказана или опровергнута, необходимо выяснить, насколько актуальна тема, кому окажутся полезными наши исследования, в каком виде лучше оформить результат.

Далее ученик оформляет работу. Первая версия лаконично излагается в Power-point в соответствии с планом. Работа снабжается необходимыми рисунками и фотографиями.

План оформление работы.

  1. Тема.

  2. Цель. Задачи.

  3. Гипотеза.

  4. Актуальность

  5. Введение.

  6. Содержание. Основные теоретические аспекты.

  7. Личное исследование по подтверждению или опровержению гипотезы.

  8. Вывод.

  9. Источники информации.

Презентация оформлена. На этом этапе работа нуждается в рефлексии и коррекции. Корректируем текст, убирая лишнее, делаем текст лаконичным и емким, анализируем изображения, добавляем или убираем. Обычно коррекция походит в несколько встреч. Ученик получает задания по оформлению, выполняет, и мы опять анализируем результат.

На основании презентации формулируем тезисы. Тезисы требуются на некоторых конференциях.

Приступаем к написанию реферата, используя сохраненную информацию, и подробно описываем свое исследование. Процесс занимает немало времени у ученика. Учитель помогает преодолеть этот трудоемкий процесс.

Работа к защите готова.

Репетируем защиту. Важные требования на конференциях : четкая грамотная речь и необходимость уложиться в 7 минут.

Рефлексия - обязательный этап после защиты проекта. Анализируем, выявляем достоинства и недостатки. Исправляем, изменяем, совершенствуем и готовимся к защите на окружной и городской конференции.

Темы исследовательской проектной деятельности учащихся.

Тема проекта

Исследование, являющееся ядром проекта

Способ получения знаний

1

География фруктов.

Узнать страны - поставщики фруктов.

Социологический опрос продавцов фруктов в магазинах, палатках, на рынке.

2

География туризма и наши любимые места отдыха.

Исследовать, в каких странах предпочитают отдыхать москвичи, с какой целью?

Социологический опрос школьников, сотрудников туристических агентств.

3

Изменение количества часовых поясов в России.

Собрать информацию о возможно предстоящем изменении часовых поясов и узнать мнения людей по этому поводу.

Исследовать предлагаемые в прессе варианты изменения часовых поясов , провести социологический опрос .

4

В чем содержится ГМО, польза или вред от него.

Изучить продукты , предлагаемые в магазинах на содержащие ГМО.

Анализ состава продуктов по упаковке, исследовать разные точки зрения по источникам информации.

5

В каких продуктах находятся пищевые добавки под кодом «Е…».

Изучить продукты, в маркировках которых содержатся Е…

Анализ состава продуктов по упаковке, исследовать разные точки зрения по источникам информации.

6

Национальный состав нашей школы и проблемы национализма.

Изучить национальный состав нашей школы и взаимоотношения учащихся.

Социологический опрос школьников.

7

Влияние погоды на здоровье школьников.

Исследовать, как изменение погоды влияет на самочувствие граждан.

Социологический опрос граждан.

8

Проблемы утилизация бытовых отходов.

Изучить способы переработки бытовых отходов.

Социологический опрос граждан. Изучить опыт других стран по источникам информации.

9

Мировой финансовый кризис сегодня, его влияние на жизнь учащихся школы 2017.

Исследовать степень влияния и способы преодоления кризиса в семьях учащихся.

Социологический опрос школьников.

10

Влияние кислотности почвы на создание идеальной клумбы.

Исследование кислотности почвы школьного участка

Эксперимент.

11

Изменение уровня мирового океана в результате таяния ледников.

Исследовать, на сколько, повысится уровень мирового океана в результате таяния ледников.

Анализ статистических данных, математические расчеты.

Ландшафтный дизайн школьного участка. Продукт: план участка.

Исследовать, что желают иметь на школьном участке школьники и учителя.

Социологический опрос

Мотивацией для выбора темы является выступление на конференции, положительная оценка комиссии, награждения.

Составление индивидуального плана работы над проектом на примере темы «География фруктов».

- сначала выдвигаем проблему исследования (Выяснить, откуда поступают фрукты на прилавки магазинов?);

- формулируем гипотезы (Фрукты привозят к нам из разных стран:…)

- обозначаем цель исследования и задачи (Узнать из каких стран поставляют фрукты в магазины.);

- обозначаем методы и объект исследования (Социологический опрос продавцов фруктов в магазинах, палатках, на рынке.);

- обозначаем актуальность (Как мы сможем применить эти знания на практике?);

- изучаем различные источники информации по данной теме;( графики поставок, страны-поставщики, сроки и способы хранения, содержание витаминов)

- оформляем результаты (Презентация оформляется в программе Power-point с использованием наглядностей, оформления карт, таблиц, схем.)

- формулируем выводы.

- оформляем продукт исследования: « «Советы покупателям»

Презентация проекта на естественно - научной конференции.

Презентация проекта позволяет ученику приобрести навыки ораторского искусства повысить самооценку, поверить в свои возможности и получить грамоту в портфолио.

Требования к проекту.

1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующего интегрированного знания.

2. Раскрытие темы, наличие собственных выводов.

3. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

4. Самостоятельная деятельность учащихся.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач, выдвижение гипотез, анализ данных.

6. Наглядность в оформлении работы.

7. Ораторское искусство.

Оценка исследовательской проектной деятельности.

Оценка творческих работ проводится в два этапа. На первом - учитель, ведущий проект оценивает с 1 по 5 пункты требования (зачет; незачет), и предлагает устранить недочеты, доделать работу. Преподаватель оказывает помощь, поощряет ученика. На этом этапе нужно создать для ученика ситуацию успеха, чтобы он поверил в себя, в важность своего проекта.

На втором этапе работу оценивает комиссия по пунктам 1, 2, 3, 6, 7 (Требования к проекту). Комиссия определяет победителей среди 7 - 9 и 10 - 11 классов, присваивает места.

По итогам школьной конференции участникам выдаются грамоты, определяются победители, которым предлагается защищать проект на внешкольном уровне.

С каждым годом в нашей школе количество участников конференции увеличивается, накапливается опыт, совершенствуется положение о конференции и система требований. Все больше учителей включается в проектную деятельность. Наши ученики побеждают на окружных, городских, всероссийских научно- практических и исследовательских конференциях, приобретают навыки исследовательской работы, а главное верят в себя и получают удовольствие от своей работы.





© 2010-2022