• Преподавателю
  • География
  • Интергированное обучение как средство формирования у школьников целостного представления об окружающем мире

Интергированное обучение как средство формирования у школьников целостного представления об окружающем мире

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ   Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы  работы «Интегрированное обучение как средство формирования у школьников целостного представления об окружающем мире». Основная цель работыизучить особенностиинтегрированного обучения как средства формирования у школьников целостного представления об окружающем мире. Объе...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы выпускной аттестационной работы «Интегрированное обучение как средство формирования у школьников целостного представления об окружающем мире».

Основная цель работы изучить особенности интегрированного обучения как средства формирования у школьников целостного представления об окружающем мире.

Объект: интегрированное обучение

Предмет: формирование у школьников целостного представления об окружающем мире посредством интеграции предметов географии и физики.

В соответствии с целью, определены задачи работы:

1. Изучение теоретических основ интегрированного обучения;

2. Выявить проблемы и преимущества интегрированного обучения;

3. Разработка интегрированного урока по предметам география и физика.

При написании выпускной аттестационной работы основными методами были: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме темы работы, наблюдение, сравнение, систематизация, обобщение.

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность

Далее текст:

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения - развитие мышления учащихся.

Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

Интеграция - необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования

Картинка Движение Земли

Акпекты

  • показ учащимся единства законов природы и применимость физических законов в объяснении процессов, протекающих в природе.

  • рассмотрение физических явлений как факторов внешней среды, определяющих условия развития и функционирования географических оболочек и окружающего мира в целом

ознакомление учащихся с физическими методами исследования и физическими приборами, используемыми для исследования природы звключение Интегрированное обучение:\- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

- повышает качество знаний учащихся;

- повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

- формирует у учащихся общие понятия физики, географии; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования - которые вырабатываются согласованно;

- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, географии на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет.

Существует много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих «общего знаменателя». Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.

На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.

Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.

Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции.

Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим особо подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершении работы.

Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо веем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Установление межпредметных связей в школьном курсе географии и физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе, является средством формирования у школьников целостного представления об окружающем мире. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Цель работы достигнута, задачи полностью решены. Представленный в выпускной аттестационной работе интегрированный урок по предметам география и физика может быть использован в педагогической практике как средство формирования у школьников целостного представления об окружающем мире.



© 2010-2022