- Преподавателю
- География
- Технологическая карта по географии 9 класс Транспорт России
Технологическая карта по географии 9 класс Транспорт России
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова М.П. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока «Транспорт России».
Ф.И.О. учителя: Смирнова Мария Павловна. Предмет: География 9 класс
Цель: формирование представлений о транспортной системе России. Определение значения транспорта для работы хозяйства и жизни населения России, изучение состава транспорта, определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот»
Оборудование: социально-экономическая карта России, карта Транспорт России, атласы, учебник.
Учебник: География. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014 год.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.
Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой.
Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы: пассажирооборот, грузооборот, транспортные магистрали, транспортный узел.
Деятельностный компонент: показывать по карте основные транспортные магистрали (транссибирская магистраль, БАМ), транспортные узлы.
Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний.
Технологическая карта урока
«Транспорт России»
Этапы урока
Действие учителя
Действия учащихся
результаты
время
1 Организационный момент.
2 Актуализация знаний.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1 Какие существуют сферы народного хозяйства? (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ)
2 Из каких сфер складывается народное хозяйство?
(материальная и нематериальная, производственная и непроизводственная)
3 Какие отрасли входят в материальную сферу ?( т.е предоставляют материальное благо) Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Предлагает учащимся ответить на вопрос
Подводит под понятие транспорт.
- Что помогает нам перемещаться по территории страны, перевозит грузы?
- Каково значение транспорта?
- Для чего нам необходим транспорт?
Обобщает и корректирует ответы учащихся, записывает тему урока.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Учащиеся активизируют знания, полученные ходе раннего изучения предмета географии, отвечая на вопросы.
Учащиеся рассуждают, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Учитель через высказывания учащихся подводит их к самостоятельному определению задачи урока по изучению транспорта как отдельной отрасли материального производства, его важности в экономике страны, так как без него не обходится ни одно предприятие.
Высказывают предположения - для чего нужен транспорт.
Формулируют тему и цель урока.
Записывают тему урока в тетради.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
Организация своей учебной деятельности.
Личностные:
Мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке.
2 минуты
8 минут
1 минута
3 Изучение нового материала
В ходе беседы с элементами самостоятельной деятельности знакомит особенностями отрасли, понятиями инфраструктура, грузооборот и пассажирооборот, видами транспорта, ролью разных видов транспорта и транспортной сетью России.
1 Назовите основную задачу транспорта. (обеспечение связи между отраслями хозяйства и районами страны, соседними государствами.)
С помощью учебника найдите определения:
2 Дайте понятие транспортная система.
(это все виды транспорта, объединенные между собой транспортными узлами)
3 Запишите понятие транспортный узел.
(это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними)
4 Пользуясь картой атласа назовите транспортные узлы России.
(Москва, С-Петербург, Н-Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т.д.
Отметьте в контурной карте маршрут Транссибирской и БАМ магистралей.
5 Найдите и выпишите понятия грузооборот и пассажирооборот.
С помощью таблицы 11 с.161, определите плюсы и минусы разных видов транспорта.
Используя атлас, определите, какой вид транспорта является ведущим по перевозке грузов, составьте столбчатую диаграмму и покажите на ней структуру грузооборота разных видов транспорта.
6 Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения
(населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути - экономия времени)
7 Какой вид транспорта самый дорогой? А какой самый дешевый?
(Самый дорогой - авиационный, он же самый быстрый, а самый дешевый - морской, но скорость перевозок невысока.)
8 По атласу определите где наибольшая густота железных дорог
(В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, на востоке железных дорог мало.)
9 Найдите крупные железнодорожные магистрали
(1 Москва- С-Петербург, 2 Москва - Мурманск, 3 Печерская магистраль Коноша - Котлас - Воркута, 4 Транссибирская магистраль Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Владивосток, 5 БАМ Усть-Кут- Тында - Комсомольск-на-Амуре, 6 Амуро- Якутская магистраль Т.Беркакит - Томлюш - Якутск.)
Выясняют значение транспортной системы России, называют главные задачи транспорта, работают с атласами, текстом учебника, находят нужные определения, транспортные узлы, отмечают в контурной карте главные центры, магистрали, сопоставляют данные, обсуждают, анализируют, делают выводы
Личностные :
Осознание важности значения транспортного комплекса для улучшения жизни и качества людей, для экономики страны.
Предметные:
Выявлять и знать особенности транспортной системы России, его состав в ходе изучения данной темы, знать правила работы на уроке, умение работать с разными источниками информации.
Метапредметные:
Способность к сотрудничеству и коммуникации, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации.
15 минут
4 Практическая работа по поиску новых знаний.
Характеристика одной из транспортных магистралей по картам атласа
Вариант 1 Транссибирская магистраль,
Вариант 2 БАМ
«Транспорт», экономическая карта, по плану:
1 Протяженность магистрали
2 Направление магистрали
3 Природные условия в которых функционирует магистраль, их влияние на эффективность работы магистрали.
4 Крупные транспортные узлы магистрали
5 Состав и направление грузопотоков.
6 Перспективы развития.
Работают с атласами, текстом учебника, составляют характеристику магистрали, работают в парах, обсуждают, находят материал, выбирают нужные факты, анализируют, делают выводы записывают в тетради
10 минут
5 Закрепление
Предлагает ответить на вопросы, с. 166, работа с картой зад. с. 166
Сформулируйте выводы о транспортном значении океанов, омывающих Россию.
Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, показывают морские порты, транспортные узлы, главные магистрали, предлагают свои варианты ответов.
2 минуты
6 Рефлексия
Подведение итогов урока, фиксирует результаты урока, успехи учеников, обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Очес мы сегодня говорили?
Все ли было понятно?
Как бы вы оценили свои ответы?
Дает рекомендации по выполнению домашнего задания
Осознают свою учебную деятельность, делают самооценку результатов себя и работы всего класса.
Записывают домашнее задание.
§ 30
2 минуты
1 минута