Конспект урока 7 класс ФГП Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Методическая разработка урока : Физико- географическое положение Африки.

Класс: 7

Цель: знакомство с географическим положением Африки.

Задачи:

  • Образовательные - познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка; показать особенности береговой линии материка; познакомить с новым способом обработки информации - картосхемами.

  • Развивающие - развивать умение комплексного использования физической и контурной карт; использовать ранее приобретенные ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации;

  • Воспитательные - продолжить воспитание личностных качеств, привитие аккуратности, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны)

Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки

Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте

Показывают материки

Новый материал

А) введение в тему

Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!

На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:

«Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы ,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

О каком материке идет речь? Как определили?

Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, на прошлом уроке мы с вами знакомились с планом (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Еще раз вспомним план характеристику материка (форзац учебника )

План характеристики материка.

  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы.

Посмотри те еще раз и какой вопрос у нас самый первый?

Итак, тема сегодняшнего урока: Физико-географическое положение Африки.

Что значит "определить географическое положение любого географического объекта"?

Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске).

Ну что ж, мои друзья, в путь!

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: "Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

  • Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

  • Какие карты мы будем использовать для описания материка?









Называют материк

Артур



Обсуждение в парах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.









Географическое положение - это "адрес" географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.



Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы, используя сказанные вами карты. А теперь мы будем работать с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Крайние точки, их координаты.

  4. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  5. Площадь материка.

  6. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  7. Положение материка по отношению к другим материкам.

  8. Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Если вы согласны, то делаете запись в бортовом журнале



  1. Положение материка по отношению к экватору

На что влияет положения материка вблизи экватора?



2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

3. Крайние точки, их координаты.







4. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах



5. Площадь материка Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

6. Положение материка по отношению к морям и океанам





Изрезанность берегов

7. Положение материка по отношению к другим материкам



Знакомство с планом хар-ки ФГП







Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном - зима

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Самостоятельное исследование в парах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Северная - м. Рас-Энгела - (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный - (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади - (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун - (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.)

. Протяженность Африки север - юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад - восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700

Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. - это второй по величине материк.

Найдите на карте на карте, затем нанести на контурную карту цифры

На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Изрезанность берегов слабая, ровные



Африка удалена от Ю. Америки ,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши - Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

-Строился канал 10 лет

-Длина 161 км

-Ширина от120км до 318 км

-Глубина более 16 м.

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Первичное закрепление

Какое важное событие ожидает нас в 2014 году в феврале месяце?

А что является логотипом этого мероприятия?

Правильно, Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который имеет белый фон означающий мир во всем мире. В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент. А как вы думаете, какой цвет вы предложите Африку? А почему ?

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос - выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Тест - Выберите верные утверждения.

  1. Африка посередине пересекается экватором

  2. Начальный меридиан не пересекает Африку.

  3. Северная точка материка - м. Игольный

  4. Южная точка- м. Игольный

  5. Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

  6. Западная крайняя точка -м. Альмади

  7. Африку омывают океаны: Атлантический и Индийский.

  8. Самое соленое море, омывающее берега Африки - Средиземное.

  9. С севера берега омывает Средиземное море.

  10. Гвинейский залив расположен с севера

  11. Самый большой остров вблизи берегов материка - Мадагаскар.

Олимпиада в Сочи

логотип 5 колец



Черный цвет

Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11





Ватман,

Игра «Что такое?» называется географический объект, надо уточнить что это? (мыс, остров, полуостров и т д) и показать по карте

  • (мыс) Игольный,

  • (мыс) Альмади,

  • (мыс) Рас - Хафун,

  • Атлантический (океан),

  • Индийский (океан),

  • Средиземное (море),

  • Гвинейский (залив),

  • (полуостров) Сомали,

  • (остров) Мадагаскар,

  • Гибралтарский (пролив),

  • Суэцкий (канал, перешеек)

Рефлексия

Итак мы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико-географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы

Домашнее задание

Текст параграфа . Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Н. Гумилев

Спасибо за урок!



© 2010-2022