Классный час. Тема: УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ (ТОЛЕРАНТНЫМИ)

Учимся быть терпимыми (толерантными).   Цели:  формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.   Ход классного часа.   1. Вступительное слово учителя. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.   – Почему нужно быть терпимыми? – Что вы понимаете под словом терпимость?   Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержан... Послушайте определение толерантности:     Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны кул...   - Можно ли жить мирно и не ссориться? – Как это сделать?   Нужно проявлять уважение к человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Наша страна Россия -  многонациональная страна. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.   Итак, толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.  У толерантности, терпимости есть своя обратная стор...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В последнее время говорить о толерантности стало модным. Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость».

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В межличностном общении толерантность - терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

Методом мозгового штурма определяем уровень понимания значения слова толерантность. Сидя в кругу, все учащиеся по очереди говорят о своем понимании понятий толерантности и интолерантности.

Учитель: Знакомы ли вы с определением понятия: «толерантность», «интолерантность»?

- Записываем высказывания учащихся на доску.

Учитель: Описать толерантность довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

Делим класс на 4 группы. Даем задание по группам.

Дать определение толерантности.

Дать определение интолерантности.

Дать определение толерантному человеку.

Дать определение интолерантному человеку.

Для работы в группах используются публикации статей и определений понятия толерантности разных народов мира. Даются словари Иностранных слов: 1. С. Жуковский. «Живой словарь иностранных слов»; 2. «Словарь иностранных слов», 1982г; 3. «Словарь психологических терминов». 4. Словарь русского языка (академическое издание). Используется исследовательский метод. Каждая группа работает со справочниками и делает краткое и точное определение к своему заданию. После того как ребята заканчивают свою работу, предлагаем обменяться заданием по часовой стрелке и дополнить работу своим мнением. Оказалось, что есть разность в понимании этого слова у разных авторов; а в словаре В.И.Даля нет этого слова вообще. Не оказалось его и у Ожегова. Таким образом учащиеся проработали все задания. Определение получилось кратким и емким, выражало суть понятия толерантности. На доске появляются записи:

Толерантность - это:

- Терпимость

- Уважение права быть « иным».

- Непричинение вреда «другому».

- Признание многообразия сообществ.

- Взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Интолерантность- это:

- Нетерпимость

-Унижение человеческого достоинства.

- Агрессивность.

- Нарушение прав человека и т.д.

* Чтение стихотворения «Отсутствие толерантности».

Автор: Самойленко Елена.

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал

Разбрасывают всех без ложного стесненья.

И хоть бы кто от этого устал!

Сличают всё с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь,

Выносят приговор «порочным»

И тут же судят не таясь.

Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо

К тем, кто от них уже страдает,

Страдает, может быть, давно.

Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим.

Сомнение его, увы, не тронет

И славы горькой шлейф потянется за ним.

Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Есть ли в них что-то общее, что объединяет их?

- Какое определение более удачно?

-Можно ли дать одно определение понятиям « толерантность», «интолерантность»?

После того, как учащиеся представили свои формулировки, обсудили понятия, учитель показывает заранее заготовленные плакатики с определением толерантности и интолерантности. Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с существующими определениями толерантности и интолерантности и высказать свое отношение к ним.

Психолог: Вы должны понять следующую мысль: многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие культур и исторического опыта народов. Данные определения служат подтверждением многообразия сообществ, религиозного многообразия. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда. Общими в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода, как единого целого и взаимозависимого, что подчеркивается и экологическими проблемами нашей современной действительности, каждодневной жизни.

Упражнение «Моя ассоциация».

Предлагаем учащимся закрепить понятие « толерантность» и «интолерантность» при помощи ассоциативного ряда. Называем слово, а учащиеся должны найти связь между этим словом и понятиями, которые рассматривали на уроке.

Например: Книга. Книга нас учит пониманию, миру, добру, как и толерантность.

Радуга. Радуга имеет разные оттенки, так и толерантность имеет разные определения.

По желанию 4-5 человек готовятся к выполнению задания по карточке.

Изобразить отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», используя невербальные средства общения.

Показать классу, как предубеждения, стереотипы и дискриминация против кого-либо может привести к изгнанию на примере данной сказки.

Остальной части класса предлагается провести упражнение - энергизатор «Едем в автобусе». Все сидят на стульях в круге. И лишь один стул пустой. Учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, перед которым освободилось место, занимает его со словами: «А я рядом». Следующий - занимает освободившийся стул со словами: «А я заяц». Четвертый участник завершает пересадку на свободное место со словами: «А я с (называет имя того, с кем хотел бы сидеть, например: с Машей )». Участник, которого пригласили сесть на освободившееся место, пересаживается. Таким образом, снова освобождается место. И учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру заново. Это упражнение - энергизатор позволяет создать положительную атмосферу в классе и провести диагностику на предпочтения, общение и взаимодействие учащихся .

После того как группа готова представить задание по сказке «Гадкий утёнок», товарищи смотрят представление и отвечают на вопрос: «Как поступили товарищи по отношению к своему сородичу?» ( Интолерантно).

А бывают ли в вашей жизни подобные ситуации? (Идёт обсуждение).

На этапе рефлексии дети говорят, что нового они узнали, постараются учиться быть толерантными в отношениях с одноклассниками, с учителями и родителями.

На втором занятии мы попытались вспомнить, что такое толерантность, по каким принципам она выстраивается.

Мы восстановили ход предыдущего занятия по толерантности, что позволило активизировать деятельность обучающихся по теме «Толерантность в нашем классе».

Как вы себя чувствуете в классе?

Комфортно ли вам?

Вы можете сказать, что вы одна команда? Почему? ( Нам вместе интересно).

А каких людей называют интересными? (Люди, которым присуща доброта, удача, красота, радость…)

Продолжим занятие с легенды. (Мы заметили, что такой материал хорошо ложится на душу ребёнка, воздействует на сердце).

Легенда (Её рассказывает психолог).

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Дети дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

Кол-во человек

УДАЧА

5

ДОБРОТА

7

РАДОСТЬ

8

Дети по выбору качеств определились в группы. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

После обсуждения учитель дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему же Любовь выбрала Доброту?

А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по парте? Как чувствовали себя? ( В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

Предлагаемое упражнение-энергизатор «Молекулы» позволяет в игровой форме определить новые группы для работы по созданию правил толерантного поведения в классе.

«Молекулы» Дети встают в разные точки комнаты и, подобно молекулам, начинают хаотичное движение по классу. По команде учителя они объединяются в группы по 3, по 4, 5 человек. Важно, чтобы никто не остался одиноким. В момент, когда группы образовались не менее чем по 5 человек, предлагается перейти к новому этапу урока.

Образовавшимся трём командам предлагается выработать правила толерантности поведения * в школе; * в общении; * в классе.

Идёт обсуждение правил. Выступает от каждой группы представитель. Слушающие по возможности дополняют. Здесь мы используем такой приём. Один ученик - молчун, другой - слишком активен, третий - тугодум. А чтобы все приняли участие, определяем роли следующим образом. Учитель говорит: «Пусть человек с самой короткой стрижкой будет секретарём и отвечает за оформление выработанных правил; человек на самом высоком каблуке будет хрономентёром и отвечает за то, чтобы команда выполнила задание в срок; человек со светлыми волосами - мозговой центр, он будет регулировать основной процесс в ходе обсуждения». Ролей может быть много, но важно, чтобы каждый имел свою и нёс долю ответственности при выполнении заданий. Такой подход позволил нам уложиться в сроки, задействовать каждого. Вот такие правила выработали учащиеся по теме «Толерантность в школе».

Умение слушать учителя.

Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым труд своих товарищей по школе.

В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.

Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин приветливый.

Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.

Не допускать нецензурной лексики.

Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей степени.

«Правила поведения в нашем коллективе».

Полное понимание и терпение друг к другу.

Взаимное уважение.

Соблюдать «золотое правило нравственности».

Дружеская любовь.

Воспитывать в себе интеллигентность.

«Толерантность в общении».

Быть всегда внимательным.

Терпимо и аргументированно вести спор.

Быть гуманным и милосердным.

Не оскорблять собеседника.

При обсуждении дети проявили себя очень активно. Были затронуты многие проблемы отношений: учитель - ученик, ученик - директор, ученик - ученик, дети - родители.

Третье занятие мы используем для того, чтобы дети прочувствовали на себе отношение живущего рядом, окружающих нас людей. Мы берём за основу упражнения из программы «ДИСКАВЕРИ», что в переводе означает «ОТКРЫТИЕ». Это упражнение мы взяли как вид деятельности у работников из центра «Сибирь-СПИД-ПОМОЩЬ» города Томска.

После объявления темы занятия детям рассказывается легенда-упражнение.

Вы оказались на острове, на котором совсем недавно было извержение вулкана. Перед вами раскаленная лава. Вокруг вас непреодолимые скалы. Еще одной трудностью является наличие людей с ограниченными возможностями, у них повязки на глазах Ваша задача - перебраться всей команде на другую сторону огненной реки. По счастливой случайности у вас оказались с собой огнеупорные платформы, по которым вы сможете перейти. Но платформы сохраняют свои свойства только при непрерывном контакте с телом человека. Если контакт теряется, платформа немедленно сгорает, и команда продолжает выполнять перемещение с оставшимися платформами.

Теперь внимание! Правила!

Делимся на две команды. Занимаем места по разные стороны «текущей лавы». Команды получают огнеупорные платформы. (Были вырезаны из остатков линолеума по величине подошвы. Размер платформы не должен превышать размера обуви; или можно взять одноразовую тарелку из бумаги; количество платформ должно быть в 2 раза меньше, чем число участников в каждой команде). Задача команд - перебраться с одной стороны на другую, используя платформы (показываем откуда и куда), и ничем и никак не дотрагиваясь до лавы: не заступая за линии, ни с той, ни с другой стоны, не заступая за платформы, ноги, руки, одежда, шнурки, волосы - все считается. Если кто-нибудь нарушает правила, все начинается с самого начала. Люди могут идти только вперед, платформы могут передвигаться только вперед.

Каково же было детям? Что они прочувствовали?

Игра началась. Самые активные оказались людьми с ограниченными возможностями. Им было трудно привыкнуть к этому социальному статусу: фактически оказались не у дел. Но мы дали возможность проявить себя тем, кто оставался всегда в тени жизни класса. На их плечи легло чувство ответственности, приходилось самим принимать решение, чего они не делали, а были лишь послушными исполнителями. Эти дети начали, объединив свои усилия, действовать; а те, на ком оказались повязки, не могли смириться со своей невостребованностью: они пытались снять повязки, предлагали свои решения проблемы и требовали их исполнения. Усилием ведущего пришлось игру направить в нужное русло. Игра продолжалась 50 минут. Лаву было перейти трудно: было ограничено количество кругов, не образовывалась связь между командами, т.к. каждая команда пыталась идти своим путём. Только через 30 мин. ребята поняли, что смогут выполнить задание, когда будут действовать сообща. Команды между собой договорились (это то, чему я их учила на самом первом классном часе, когда мы строили здание): выстроили платформы в один ряд, встали на них, образовался живой забор: детям пришлось встать на цыпочки на оставшееся место платформы и переходить каждый в своём направлении, держась за живой забор. Трудно было тем, кто представлял живой забор: они должны были поддержать, подсказать, направить, а ведь до этого делали за них наши активисты. Обучающимся, оказавшимся в роли людей с ограниченными возможностями, было очень трудно, т. к. ими манипулировали, им приходилось подчиниться и идти за другими, выполнять чьё-то решение. Ещё хочется сказать об одном моменте. В ходе обсуждения решения возникшей проблемы дети забыли о своих товарищах, выполнявших роль людей с ограниченными возможностями до того момента, когда их надо было переправлять на другой берег. Когда после окончания игры началось обсуждение, эти дети высказали обиду на тот факт, что о них забыли. Так рождается сочувствие к тем, кто в реальной жизни ограничен в своих возможностях. Возникает вопрос: а всегда ли мы в реальности внимательны к своим родным: бабушке, деду; звоним, пишем, посылаем весточку? Ведь нас ждут, нам были отданы лучшие минуты их жизни.

Когда упражнение закончилось, ребята сели в круг. Им было предложено высказать свои впечатления. Многие потрясены теми открытиями, которые они сделали: оказывается, как сложно взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, как важно не забыть живущего рядом, не бросить на произвол судьбы, как трудно договориться даже с родными, близкими людьми, найти общий язык, как трудно отстраниться от дел и дать возможность проявить себя живущему рядом.

На следующий день дети сказали, что они ещё находятся под впечатлением, что обсуждали этот урок с родителями.

А дальше идёт легенда «Гуси». Её рассказывает учитель.

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал - он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

После чтения идёт обсуждение.

Про что этот рассказ для вас?

Давайте попробуем, прежде чем задать этот вопрос группе, ответить на него сами себе.

Психолог подводит детей к мысли-обобщению: жизнь гусей - это метафора отношений в семье, коллективе.

Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все, что есть в жизни - работа, дом, дети, материальное благополучие, отвечаем только мы. А так происходит потому, что мы боимся отдать часть ответственности, или потому, что те, кто рядом, не очень стремятся разделять ее с нами. Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи» (класса, школы, семьи)?

Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства».

Заяц труслив, но труслив оттого,

Что вынужден жить в тревоге,

Что нету могучих клыков у него,

А всё спасение - ноги.

Волк жаден скорее всего потому,

Что редко бывает сытым,

А зол оттого, что, наверно, ему

Не хочется быть убитым.

Лисица хитрит и дурачит всех

Тоже не без причины:

Чуть зазевалась - и всё! Твой мех

Уже лежит в магазине.

Щука жестоко собратьев жрёт,

Но сделайте мирными воды,

Она кверху брюхом тотчас всплывёт

По всем законам природы.

Меняет окраску хамелеон

Бессовестно и умело.

- Пусть буду двуличным, - решает он. -

Зато абсолютно целым.

Деревья глушат друг друга затем,

Что жизни им нет без света,

А в поле, где солнца хватает всем,

Друг к другу полны привета.

Змея премерзко среди травы

Ползает, пресмыкается.

Она б, может, встала, но ей, увы,

Ноги не полагаются…

Те жизнь защищают. А эти - мех.

Тот бьётся за лучик света.

А вот - человек. Он сильнее всех!

Ему-то зачем всё это?

Классный час по теме "На планете Толерантность"

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.

«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

Образовательные:

познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

выявить основные черты толерантности;

сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные:

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

Развивающие:

продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 3, 4)

Классный час. Тема: УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ (ТОЛЕРАНТНЫМИ).

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово - толерантность. (Слайд 5)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников)

tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)

tolerenz (немец.) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)

tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)

tolerencia (испан.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9)

kuan rong (китайск.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)

tasamul? (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)

толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)

Классный час. Тема: УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ (ТОЛЕРАНТНЫМИ).

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд 22)

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

потереться носами (Новая Зеландия);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме - России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

«Аукцион знаний» (слайд 24)

- Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)

- Назовите священную книгу мусульман (Коран)

- Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)

- Назовите священную книгу православных. (Библия)

- Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)

- Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 25)

Толерантность - это прощение.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение прав других.

Толерантность - это сотрудничество.

Толерантность - это уважение человеческого достоинства.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантность - мир и согласие.

Толерантность - милосердие.

Учитель: Толерантность - это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

Ведущая: «Твой Иисус - еврей. Твой автомобиль - японский. Твой кофе - бразильский. Твои цифры - арабские. Твои буквы - латинские. Твоя демократия - греческая. Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?»

Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских.

Негров, чья родина - Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих, которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой на ночлег.

Из тропических стран, где на деревьях

Не счесть обезьян; (слайд 29)

Для ребятишек одетых и голых.

Тех, что живут в городах и селах.

Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32) Все - мы разные, все мы - равные! (Слайд 33)

Ведущая: Толерантность - признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34) В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах - слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других,

доброжелательность,

желание что-либо делать вместе,

понимание и принятие,

чуткость,

любознательность,

доверие,

снисходительность,

гуманизм.

Непонимание,

игнорирование,

эгоизм,

нетерпимость,

пренебрежение,

раздражительность,

равнодушие,

цинизм,

немотивированная агрессивность.

Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я (слайд 36)

терпимый и терпеливый;

считающийся с чужими мнениями и интересами;

умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

заботливый, сострадающий, поддерживающий;

патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

человек, берегущий природу и культуру;

трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье (слайд 37)

все терпимые и терпеливые;

здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

окружающие друг друга заботой;

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»

Ученик: В моем городе (слайд 38)

прохожие доброжелательные, вежливые;

улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

река и воздух чистые, природа здоровая;

школа просторная, светлая;

учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;

учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»

Ученик: В моём округе и в моей стране (слайд 39)

власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

все граждане - патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Учитель: Наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41) Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? (Слайд 43)

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.

Толерантность - значит это, если дружно все живут.

И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.

Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют толерантность!!!

(Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) (Слайд 46)



© 2010-2022