Обобщение знаний по теме Европейская часть России

В данной работе приводится несколько типов уроков по теме :"Европейский север России" Это урок контрольной работы для всего класса, контрольная работа по вариантам, пресс- конференция,работа в группах, географический турнир. Каждый учитель может выбрать любой вид по своему усмотрению. Желаю успехов!
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки обобщающего повторения.

Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, - совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся и умения применять эти знания. Причём такой проверки , при которой продолжался бы процесс , направленный на развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника - учения. От организации проверки в системе урока , характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы.

Используются разнообразные формы проверки знаний и умений учащихся. Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

Основными методами и формами проверки знаний является опрос. Это может быть устный опрос , фронтальный , письменный, различные виды практических работ и многие другие виды..

Особую роль при проверке знаний учащихся приобретают уроки обобщения знаний. Наверное это самый важный и сложный урок в системе всех проводимых уроков по географии. Проводя этот урок учитель должен не только хорошо знать весь учебный материал , но и продумать каждый элемент урока, т. к. от этого зависит весь ход урока. Это важный урок ещё и потому, что здесь учитель может проверить как учащиеся поняли, изучили данную тему , чему и как их научил учитель. Учащиеся должны показать умения , навыки работы с различными источниками знаний ( картами, схемами таблицами …) Отличительной особенностью уроков повторения должно быть особое внимание к основным, узловым вопросам темы (курса), углубление и обобщение. Повторение сопровождается работой с картой, по которой учащиеся показывают известные им объекты.

Уроки обобщающего повторения обычно начинаются с напоминания темы и краткого вступления учителя. На уроках повторения, помимо пособий, применявшихся ранее в процессе изучения материала, можно использовать пособия, изготовленные специально для этих уроков и содержащие обобщенный материал в виде схем, графиков, диаграмм и т.п.

Уроки повторения обычно проходят в форме фронтальной работы учащихся. Иногда отдельные ученики выполняют индивидуальные задания: подбирают из коллекции образцы полезных ископаемых, вычерчивают схемы экономико-географических связей и др. Умелая организация уроков повторения вызывает большую активность учащихся и оставляет у них чувство удовлетворения

Цели и задачи уроков обобщающего повторения могут быть :

1.Обобщение знаний учащихся по данной теме ;

2. Закрепление умения по составлению общей и сравнительной оценки

каких- либо природных объектов

3. Продолжение работы по развитию логического мышления;

4.Отработка навыков проверочной работы в форме проведения

тестирования в виде творческого задания;

5. Продолжение работы с картой , атласом, схемами, таблицами, диаграммами

6.Продолжать работу по развитию речи.

7.Развивать творчество в выполнении задания.

Совершенствование форм и методов проверки, поиск и экспериментальная проверка новых составляет важный элемент творческой деятельности каждого учителя. Так или иначе все методы опроса и проверки предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся , разрабатывать и постепенно совершенствовать определённую систему повторения и закрепления материала.

Я хочу предложить вам несколько видов уроков в 9 классе по теме «Европейская часть России». После изучения темы : «Уральский экономический район» заканчивается изучение темы «Европейская часть России». Этот урок можно провести разными способами . Я приведу несколько типов уроков по данной теме.

  1. Контрольная работа для всего класса.

  2. Работа по вариантам.

  3. Пресс- конференция.

  4. Работа в группах.

  5. Общественный смотр знаний.







9 класс.

Тема: Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Цели урока:

1 обобщить и закрепить знания об экономических районах Европейской части России;

2. определить общие черты и специфические признаки экономических районов;

3 повторить и закрепить знания номенклатуры;

4.проверить уровень усвоения знаний изученной темы. .

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карты России: политико - административная, физическая и социально- экономическая, атласы ,учебники, рабочие тетради,

Контрольная работа.

Задания.

1.Письменные ответы.

1 Итак, вы изучили районы европейской части России, которые вместе образуют западную экономическую зону. Приведите примеры, которые характеризуют их особенности :

  1. Исторические;

  2. Физико-географические;

  3. Социально - экономические.

2. Как и какие природные условия и ресурсы способствуют экономическому развитию этих районов. Приведите примеры.


2 Тестовые задания.


а) Это один из старопромышленных районов России. Это был «район- локомотив», база индустриализации страны.

В настоящее время специализируется на машиностроении (особенно наукоемкое), легкой и пищевой промышленности, а также - торговля, финансы, наука и образование.

Велика роль транспорта

(Центральный)

б) Русский чернозем этих мест - уникальное богатство района. Здесь открыто и освоено крупное месторождение железной руды. Отрасли специализации: АПК, черная металлургия. Проблемы - эрозия почв и нехватка воды.

(Центрально-Черноземный район)

в) Район - внутренне неоднороный… на севере района - лесная зона, лесозаготовки, с выборочным земледельческим освоением.

На юге - почти сплошь распаханная местность с давним помещичьим заселением, с развитым с/хозяйством. Отрасли специализации: машиностроение (автомобилестроение, речное судостроение)

(Волго-Вятский)

г) Это наименьший по площади, но важный по ГП район с особой ролью в развитии русской культуры. Имеет «анклав» («военный трофей» )

Специализация: машиностроение (особенно судостроение), морской транспорт; наука, образование

(Северо-Западный)

д) Самый большой по площади и самый холодный район в европейской части страны. С суровой, но богатой природой. В истории России выполнил роль «района пионерного освоения». Местное население издавна промышляло здесь морского зверя (тюленей), занималось рыбной ловлей. Самый незаселенный (8 место по населению среди эк.районов)

(Европейский Север)

е) Район имеет исключительно выгодное ЭГП, которое в первую очередь определяется наличием и удобным расположением многочисленных транспортных путей.

Этот район относится к числу самых благоприятных для комплексного развития районов России.

Специализация: машиностроение (автомобилестроение, авиация), АПК, нефтяная и химическая промышленность)

(Поволжье)

ж) Самый многонациональный из районов России. Это крупнейшая С/Х база России. (70 % территории - с/х угодья. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, рис, сахарную свеклу. Здесь возделывают цитрусовые и чай. Ведущая отрасль-виноградарство. Это АПК и зона рекреаций.

(Северо-Кавказский)

з) Занимает выгодное ЭГП, на границе европейской и азиатской частей страны. Исключительно богат минеральными ресурсами. Специализация: машиностроение (тяжелое машиностроение), черная и цветная металлургия, АПК.

(Уральский район)

3.Работа с атласом

4 Используя карты в атласе дать характеристику Уральского экономического района по плану.( план характеристики учащиеся должны знать ).



9 класс .

Тема: Урок обобщающего повторения по теме «Европейская часть России» .

Контрольная работа по вариантам.

Виды работ:

  1. Ответы на вопросы.

  2. Тесты.

  3. Задания на сравнение.

  4. Работа с атласом.

1 ВАРИАНТ.

1 Ответьте на вопросы.

1 Какое количество экономических районов есть на территории Европейской части России. Дайте оценку физико, экономико и политико-географическую оценку.

2 Особенности природы Европейской части России.

3 Какие отрасли специализации хозяйства Центрального экономического района.

4 Дать сравнительную характеристику Европейского Севера и Европейского Юга. Найти черты сходства и отличия. Сделать вывод.

Черты сходства

Черты отличия.


Вывод


2 Вариант

1 Ответьте письменно на вопросы.

1Назвать характерные особенности населения Европейской части России.

2.Какова роль Волги в хозяйстве Поволжского экономического района ?

3. Какова роль Центрального экономического района в экономике страны?.

4 Используя карты в атласе дать сравнительную характеристику Северо - Западного и Центрального экономического района. Найти черты сходства и отличия. Сделать вывод.

Черты сходства.

Черты отличия.



Вывод.



Урок обобщающего повторения по теме: «Европейская Россия».

Цели урока:

1 обобщить и закрепить знания об экономических районах Европейской части России;

2. определить общие черты и специфические признаки экономических районов;

3 повторить и закрепить знания номенклатуры;

4.проверить уровень усвоения знаний изученной темы. .

Тип урока: пресс- конференция..

Оборудование: карты России: политико - административная, физическая и социально- экономическая, атласы ,

Для проведении данного урока заранее были подготовлены учащиеся, распределены темы, написаны и проверены доклады.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Темы выступлений:

1Политолог.

Содержание выступления. Общий обзор Европейской части России.

Границы , окружение , отношение с другими государствами. Особенности географического положения природы.

2 Демограф.

Содержание выступления .Характерные черты населения. Поло- возрастная структура, занятость в хозяйстве, национальный состав, религии, города и их функции..

3 Экономист.

.Предпосылки для развития. Роль , место и значение этой территории в экономическом развитии страны Характерные отрасли специализации района : промышленность, сельское хозяйство.

3 Эколог.

Характеристика проблем развития Европейской части России. Решение и перспективы развития.

Заключительное слово учителя.



9 класс. Урок по теме «Европейская часть России».

Цели урока: Обобщить и закрепить знания об экономических районах России. Знать о природных ресурсах районов, об основных отраслях специализации районов, о выпуске продукции по которым они являются ведущими в России, о крупнейших городах и промышленных предприятиях районов. Закрепить знания особенностей и характерных черт районов. Определять экономический район по некоторым признакам.

Развивать умение работать в малых группах, использовать различные источники информации.

Развивать интерес к знаниям;

Так как урок проводится в виде игры, то учащиеся могут проявить свои знания и умения не в экстремальных условиях опроса или самостоятельной работы, а в условиях игры, Будет снят синдром «двойки-тройки», все учащиеся могут получить оценки «отлично» и «хорошо».

Развивать эмоции учащихся, создавая ситуации радости, занимательности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Работа в группах

Оборудование: карты России: политико - административная, физическая и социально- экономическая, атласы ,учебники, рабочие тетради

Для проведения урока можно разделить класс на любое количество групп- 2,3,4. Формы проведения тоже можно взять самые разные : диктант, тесты, сходство и сравнение, соответствие, объясни, докажи , логические цепочки многие другие виды. Тут уже зависит от подготовленности, желания и творческого подхода учителя к проведению урока.

Ход урока

I.Оргмомент

II. - Сегодня на уроке мы с вами вспомним особенности экономических районов европейской части России и в конце урока мне хотелось бы, чтобы Вы ответили на вопрос: «Можем ли мы считать Россию европейской страной, или все же Россия больше азиатская страна?» Наш урок будет проходить по группам.

- Чтобы разыграть право первого ответа, командам необходимо расшифровать ребус. (Питер - голова, Москва - сердце.)

1.Конкурс «Разминка» (цена вопроса: 2 балла - без подсказки, 1 балл - с подсказкой; 4 вопроса одной команде, 4 вопроса другой команде; максимальная оценка - 8 баллов).

Вопросы 1 команде.

  1. Какой из городовЦентрального района прославлен своими самоварами, пряниками и оружием (1. Рязань, 2. Тула, 3 Смоленск).

  2. Какой природный ресурс является уникальным богатством Центрально-Черноземного района?

  1. нефть, 2. железная руда, 3. лесные ресурсы)

  1. Нижний Новгород (Волго-Вятский район) с 1932 по 1991 г. в честь русского писателя назывался: (1.Фурманов, 2. Горький, 3. Толстой). (В-В)

  2. По льду какого озера, расположенного на территории Северо-Западного района, в годы Великой Отечественной войны проходила «дорога жизни»? (1. Ладожского, 2. Онежского, 3. Чудского)

Вопросы 2 команде.

  1. Особенность вологодских кружев (Европейский Север) состоит в том, что плетение ведется: (1. на пяльцах, 2. на спицах, 3.на коклюшках).

  2. Назовите автора известной картины «Бурлаки на Волге»: (1.И.Е. Репин, 2. В.А. Серов, 3. В.Г. Перов). (Поволжье.)

  3. Действие, какого известного литературного произведения разворачивается на Северном Кавказе? (1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», 3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

  4. Знаменитый завод-гигант «Уралмаш» расположен:

  1. В Екатеринбурге, 2. В Челябинске, 3. В Уфе).

.

А) Викторина «Узнай экономический район».

а) Это один из старопромышленных районов России. Это был «район- локомотив», база индустриализации страны.

В настоящее время специализируется на машиностроении (особенно наукоемкое), легкой и пищевой промышленности, а также - торговля, финансы, наука и образование.

Велика роль транспорта

(Центральный)

б) Русский чернозем этих мест - уникальное богатство района. Здесь открыто и освоено крупное месторождение железной руды. Отрасли специализации: АПК, черная металлургия. Проблемы - эрозия почв и нехватка воды.

(Центрально-Черноземный район)

в) Район - внутренне неоднороный… на севере района - лесная зона, лесозаготовки, с выборочным земледельческим освоением.

На юге - почти сплошь распаханная местность с давним помещичьим заселением, с развитым с/хозяйством. Отрасли специализации: машиностроение (автомобилестроение, речное судостроение)

(Волго-Вятский)

г) Это наименьший по площади, но важный по ГП район с особой ролью в развитии русской культуры. Имеет «анклав» («военный трофей» )

Специализация: машиностроение (особенно судостроение), морской транспорт; наука, образование

(Северо-Западный)

д) Самый большой по площади и самый холодный район в европейской части страны. С суровой, но богатой природой. В истории России выполнил роль «района пионерного освоения». Местное население издавна промышляло здесь морского зверя (тюленей), занималось рыбной ловлей. Самый незаселенный (8 место по населению среди эк.районов)

(Европейский Север)

е) Район имеет исключительно выгодное ЭГП, которое в первую очередь определяется наличием и удобным расположением многочисленных транспортных путей.

Этот район относится к числу самых благоприятных для комплексного развития районов России.

Специализация: машиностроение (автомобилестроение, авиация), АПК, нефтяная и химическая промышленность)

(Поволжье)

ж) Самый многонациональный из районов России. Это крупнейшая С/Х база России. (70 % территории - с/х угодья. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, рис, сахарную свеклу. Здесь возделывают цитрусовые и чай. Ведущая отрасль-виноградарство. Это АПК и зона рекреаций.

(Северо-Кавказский)

з) Занимает выгодное ЭГП, на границе европейской и азиатской частей страны. Исключительно богат минеральными ресурсами. Специализация: машиностроение (тяжелое машиностроение), черная и цветная металлургия, АПК.

(Уральский район).

ТЕСТ Ы.

1.Укажите неверную характеристику ГП Поволжского района:

А) вытянут вдоль Волги

Б) имеет выход к государственной границе

В) имеет выход к Мировому океану

2.Найдите ошибку в перечне черт ГП Уральского района:

А) расположен на границе Европы и Азии

Б) самый удаленный от Мирового океана район России

В) не имеет выхода к государственной границе страны

3) Из химического сырья в Поволжье добывают:

А) калийные соли

Б) поваренную соль

В) фосфориты

4.Экологические проблемы Поволжья резко обострились в результате строительства:

А) машиностроительных заводов

Б) водохранилищ

В) оросительных систем

5) Поволжский район граничит:

А) с Украиной

Б) с Грузией

В) с Казахстаном

6) Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Уральского района:

А) электроэнергетика

Б) черная металлургия


4.Конкурс «Да - нет»(цена вопроса - 1 балл)

1. В Центральном районе проживает самое большое количество россиян? (да)

2. В Центрально-Черноземном районе главная отрасль сельского хозяйства - верблюдоводство? (нет)

3. Волго-Вятский район получил свое название от

проживающих здесь народов? (нет)

4. С.- Петербург - крупнейший центр российской оборонной промышленности? (да)

5. В Калининградской области ведется добыча малахита? (нет)

6. В западной части Европейского Севера добывают нефть, газ и каменный уголь, а в восточной части - железные руды, апатит-нефелиновые руды. (нет)

7. В городе Набережные Челны (Поволжье) действует крупнейший завод по производству грузовых автомобилей? (да)

8.Курорты Кисловодск, Пятигорск, Есентуки расположены в Ставропольском крае? (да)

9. В Уральском экономическом районе много закрытых городов, участвующих в производстве ядерного оружия? (да)

10. В Челябинской области не существует экологических проблем? (нет)

.


Устные вопросы. ( Всем командам).

  1. Какова площадь Р.Ф.

  2. Численность населения.

  3. Сколько всего субъектов в Р.Ф.

  4. Сколько субъектов находится на территории Европейской части России.

  5. Перечислить основные экономические районы Европейской части России.

  6. Имеют государственную границу.

Объяснить:

  1. Создание Урало -Кузнецкого комбината.

  2. Почему на Урале был создан атомный щит страны?

  3. Чем можно объяснить создание ВПК на Урале.

  4. Роль Волги в развитии экономики Поволжского района.

Доказать:

  1. Целесообразность развития сельского хозяйства в Ц Ч районе.

  2. Развитие курортов на территории Европейского юга.

  3. Целесообразность строительства металлургического комбината в Череповце(Европейский Север).

  4. Статус Москвы как столицы Российской Федерации.

Подведение итогов.







9 класс.

Обобщающий урок по теме «Экономические районы России».

Игра «Географический турнир».

Цели: Обобщить и закрепить знания об экономических районах России. Знать о природных ресурсах районов, об основных отраслях специализации районов, о выпуске продукции по которым они являются ведущими в России, о крупнейших городах и промышленных предприятиях районов. Закрепить знания особенностей и характерных черт районов. Определять экономический район по некоторым признакам.

Развивать умение работать в малых группах, использовать различные источники информации.

Развивать интерес к знаниям;

Оборудование: атласы, контурные карты, справочники, листы бумаги, ручки

Условия турнира: Класс делится на три команды, выбирают себе капитанов, придумывают название командам (н-р: «Искатели», «Меридиан», « Бригантина»). Во время игры можно пользоваться разными источниками информации. В жюри можно пригласить двух человек от гостей, присутствующих на уроке, или ребят из старших классов, они будут вести учет баллов, занося их (для удобства подсчета) в таблицу. Командам будут предлагаться разнообразные задания, каждое задание-раунд. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Памятка игрокам

  1. Во время игры можно использовать учебник, атлас, справочники, а также свои знания и умения, сообразительность, чувство юмора и дружелюбие.

  2. Можно использовать ручки карандаши и листы бумаги.

  3. Главное - быть внимательными и сообразительными; дисциплинированными; уметь принимать ответственные решения.

Желаю вам успеха!

1 раунд-Представление команд.

Баллы выставляются в итоге совещания ведущего и его помощников.

2 Раунд-разминка

Каждая команда по очереди отвечает на 5 вопросов викторины. Каждый правильный ответ-1 балл

  1. Где был первый центр Русского государства? (Киевская Русь)

2. Площадь РФ? (17,1 млн. км2)

3. Назовите города федерального значения. (Москва и СПб)

4. Сколько экономических районов мы изучили в этом году? (11)

5. Самый маленький по площади экономический район РФ? (Северо-Западный)

6. Самый большой район по площади? (Дальний Восток)

7. В каком экономическом районе мы живем? (Северо - Западном)

8. Назовите экономический район, где преобладает мужское населении? (Европейский Север)

9. Самый благоприятный для проживания и хозяйственной деятельности район РФ? (Европейский Юг).

10. Наиболее экологически загрязненный район РФ? ( Уральский)

11. Назовите район, где добывается большая часть энергоресурсов страны?

( Западная Сибирь?)

12. Назовите самый удаленный от центра России район. (Дальний Восток)

13. Назовите район, в котором одна из основных отраслей специализации является автомобилестроение. ( Поволжье)

14. Назовите район, в котором расположен «Полюс холода» Северного полушария? ( Дальний Восток)

15. Какой район обладает наибольшими запасами древесины? ( Восточная Сибирь)

3 Раунд. «Народы России».

По три вопроса командам и минута для размышления.

1 команда

1.Назовите народы северного Кавказа.

2. Какие религии исповедуют народы Кавказа?

3. Почему на Кавказе высокий уровень безработицы?

2 команда.

  1. Назовите народы Поволжья.

  2. Какие религии исповедуют народы Поволжья?

  3. Назовите народ, населяющий Поволжье, который является в России вторым после русских по численности?

3 команда

  1. Назовите народы Урала?

  2. Какие религии исповедуют народы Урала?

  3. Почему на Урале высокий отток населения?

4 Раунд. «Узнай район по описанию»

1 команда

Характеристика № 1

  1. В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнер
    тика, машиностроение, нефтехимия.

  2. Развит речной транспорт.

  3. Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолет
    троллейбусов).

Ответ: Поволжье.

Характеристика № 2

  1. Это самый маленький по площади район.

  2. Важнейшая отрасль специализации - машиностроение.

  3. Крупнейший город района - морской порт.
    Ответ: Северо-Западный район.

Характеристика № 3

  1. На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

  2. Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

  3. Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».
    Ответ: Дальний Восток.

Характеристика № 4

  1. В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

  2. В районе нет ни одного города-миллионера.

  3. Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельск
    хозяйство (или АПК).

Ответ: Центрально-Черноземный район.

2 команда.

Характеристика № 1

  1. На западе района ведется добыча руд, а на востоке - топлива (угля, нефти, газа

  2. Коренное население района относится к финно-угорской группе.

  3. Здесь недавно начата добыча алмазов.
    Ответ: Северный район.

Характеристика № 2

  1. Это один из самых крупных по площади районов России:

  2. Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная мета
    лургия?

  3. На территории района нет городов-миллионников.
    Ответ: Восточная Сибирь.

Характеристика № 3

  1. В районе очень благоприятные природные условия.

  2. Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.

  3. Важная проблема района - водная.
    Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика № 4

  1. В состав района входят только области.

  2. Это индустриальное ядро России.

  3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, х
    мическая и текстильная промышленности.

Ответ: Центральный район.

3 команда

Характеристика № 1

I. Это район нефти, газа и угля.

  1. Значительная часть района заболочена.

  2. Распространен «вахтовый» метод работы.
    Ответ: Западная Сибирь.

Характеристика № 2

  1. На территории района находится старая металлургическая база.

  2. Это сухопутный район.

  3. Одна из отраслей специализации - тяжелое машиностроение.
    Ответ: Урал.

Характеристика № 3

\.1Это самый многонациональный район России.

  1. На юге района распложены горы.

  2. Большая часть населения живет в станицах и аулах.
    Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика № 4

  1. Этот район имеет выход в Тихий Океан.

  2. В этом районе есть отделение Академии наук России.

  3. Этот район дает 70% улова рыбы России.

Ответ: Дальний Восток.

5 Раунд. Викторина «Эрудит»

1. Самый большой по площади субъект федерации (Саха)

2. Административный центр республики Тыва (Кызыл)

3. Родина Деда Мороза (Великий Устюг)

4. Перемещение, переселение людей (Миграции)

5. Какой город изображён на 10-рублёвой купюре (Красноярск)

6. Главная зерновая культура России (Пшеница)

7. Какой российский город называют родиной космонавтики (Калуга)

8. Где в России самое жаркое лето? (Волгоград)

9. Где в России самая холодная зима? (Оймякон)

10. Какой приморский город России самый длинный? (Сочи)

11. Административный центр республики Коми. (Сыктывкар)

12. Наука о численности населения (Демография)

13. Материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений (Конструкционные)

14. Горючая маслянистая жидкость, распространённая в осадочном слое земной коры (Нефть)

15. Процесс увеличения городского населения и повышения роли городов в развитии общества. (Урбанизация).

6 Раунд « Работа с контурной картой»

(Указать месторасположение названных экономических районов.)

1 команда

  1. Центральный район.

  2. Уральский район.

  3. Западная Сибирь.

  4. Поволжье.

2 команда.

  1. Европейский Север.

  1. Волго-Вятский район.

  2. Центрально - Черноземный район.

  3. Восточная Сибирь.

3 команда

  1. Северо - Западный район

  2. Поволжье

  3. Дальний Восток.

  4. Калининградская область.

7 Раунд « Найди ошибку» ( ошибки выделены)

1 команда

  1. В Европейском Севере есть большие запасы древесины, добывается янтарь, развита цветная металлургия. В этом районе расположен незамерзающий морской порт Мурманск.

  2. Центральный район является центром науки. Здесь расположена крупнейшая в России агломерация. Главное богатство района - черноземные почвы.

  1. команда.

1.Европейский юг-самый многонациональный район России. В этом районе главной отраслью специализации является агропром. Крупнейшим промышленным узлом данного района является Нижегородский промышленный узел.

2. Освоение богатств Восточной Сибири затрудняют неблагоприятные природные условия. Этот район дает до 70% нефти и 92 % газа России. Крупнейшим городом этого района является Красноярск.

3 команда

1.Поволжье-один из основных районов России по производству аэрокосмической техники. Поволжье называют «автомобильным цехом страны». Крупнейшие города Поволжья Казань, Самара, Воронеж, Волгоград.

2. В Западной Сибири расположен крупнейший каменноугольный бассейн-Кузбасс. Освоение территории затрудняет заболоченность территории. В Западной Сибири крупнейшим центром медно -никеливого производства является город , расположенный полярным кругом, Норильск.

8 Раунд Блиц - турнир "Я знаю" - "Пик успеха"

И осталось нам ребята
На "пик Успеха" взойти,
А для этого нам надо
"Блиц - турнир" провести.

1.Часть территории государства, окруженная со всех сторон другими государствами. - (Анклав).

2.Скопление городских поселений вокруг крупного города и связанных с ним тесными разнообразными связями. - ( Городская агломерация)

3.Ввоз товаров в страну из других государств.- (импорт)

4.Совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных в дано стране за определенный период времени- (Внутренний валовый продукт-ВВП)

5. ПроцесС повышения роли городов и распространение городского образа жизни- (Урбанизация).

6. В каких полушариях Земли расположена РФ? (Северное, западное, восточное)

7. Какие товары сейчас преобладают в экспорте России? (Газ, нефть, уголь, лес)

8. Каков трудоспособный возраст мужчин в РФ? (16-60)

9. Находка это-.. (Порт на дальнем Востоке)

10. Границами Восточной Сибири являются реки? (Енисей и Лена)

11.Какой народ на Северном Кавказе исповедует православие? (Осетины)

12 . «Российскими солонками» называют озера? (оз. Эльтон и Баскунчак)

13. Центр курортного побережья черного моря ( г. Сочи)

14. Абрау - Дюрсо- ( (Знаменитый винодельчиский поселок)

15.. Сколько городов миллионеров на данный момент в России? (15)

Ну и продолжим наш блиц - опрос Вопросами « Литература+география:

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. "География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)

2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега - Онегин, Лена - Ленский, Печора - Печорин

3. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?

(Лукоморье.)

4. Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области?

(Пушкина - город Пушкин.)

5. Глушь для Фамусова - это... Какой город?

(Саратов.)

6. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?

(Илья Муромец, на Курильских островах.)

Подведем итоги игры. Слово предоставляется жюри.

Молодцы ребята. Вы справились!

.



© 2010-2022