• Преподавателю
  • География
  • Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород

Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья.

Цель:

  • завершение работы по формированию знаний и выработке умения определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород;

  • закрепить практические навыки работы с тектонической и геологической картами и выявления закономерностей расположения основных тектонических и геологических структур;

  • углубить и систематизировать знания учащихся о землетрясениях;

  • сформировать знания о причинах бедности Приднестровья минеральными ресурсами.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания и выработать умение определять взаимосвязи геологического строения и горных породах.

Воспитательные:

  • повысить познавательный интерес к пониманию взаимосвязи исторического времени с современным использованием территории;

  • способствовать экологической подготовке учащихся;

  • воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие окружающего мира;

  • формировать чувства патриотизма через знакомство с деятельностью ПГУ.

Развивающие:

  • развивать представления и знания об особенностях и главных чертах природы родного края;

  • научить применять полученные знания на практике;

  • закрепить умение использовать прием наложения при работе с различными источниками информации;

  • отрабатывать умение самостоятельной работы по различным источникам информации, контролировать время работы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять процессы и взаимосвязи.

Оборудование: атлас Приднестровской Молдавской Республики (физическая, тектоническая, геологическая карты), географический атлас мира, геохронологическая таблица, тематические карты территории Украины.

Опорные знания: знания, полученные учащимися при изучении аналогичных тем в 7 классе (Физическая география материков и океанов) и 8 класс (География России).

Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

План урока.

  1. Тектоническое строение территории Приднестровья.

  2. Геологическое строение земной коры территории Приднестровья.

  3. Землетрясения.

  1. Актуализация опорных знаний, умений учащихся, их мотивация учебной и познавательной деятельности осуществляется параллельно рассматриваемым вопросам.

Рассказ учителя.

  1. Тектоническое строение территории Приднестровья.

Вопросы и краткие ответы учащихся.

  1. Что изучает наука тектоника?

Тектоника - одна из геологических наук, изучающих строение и движения литосферы.

2. В пределах каких крупных тектонических структур расположена территория Приднестровья?

Приднестровье расположено на Евроазиатской большой литосферной плите, которая представлена в рельефе преимущественно равнинами; на юго-западной окраине древней Восточно-Европейской платформы.

3. Что такое:

- платформа?

Платформа - малоподвижный участок литосферной плиты, который образован кристаллическим или складчатым фундаментом и осадочным чехлом.

- плита?

Плита - часть платформы, перекрытая мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород (впадины, прогибы, массивы).

- осадочный чехол?

Осадочный чехол - внешний слой земной коры, сложенный преимущественно осадочными горными породами.

- щит?

Выход кристаллического фундамента на поверхность.

- разлом?

Разлом - нарушения целостности земной коры во всей ее толще, от поверхности до верхней мантии.

  1. Каково же внутреннее строение платформы?

Два яруса:

1-й ярус - кристаллический фундамент (граниты, кварциты, гнейсы и т. п.).

2-й ярус - осадочный чехол (глины, песчаники, известняки и т. п.).

Задание - 1. Используя карты атласа, заполните таблицу: колонки 2, 3, 4, 6. (Объяснение на примере Украинского щита).

Некоторым учащимся предлагается выполнить это задание в усложненной форме,

т.е. используются карты Украины, приложение №1, №2.

№ п/п

Название тектонической

структуры

Географическое положение

Краткая характеристика

Примерный

возраст горных пород

Соответствующие формы рельефа

1

2

3

4

5

6

1

Украинский щит

Тянется с северо-запада (от Полесья) на юго-восток Украины (до Азовского моря)

Длина более 1000 км, ширина - 100- 250 км. Во многих местах кристаллические породы выходят на поверхность

Состоит из метаморфических пород возрастом около 3,5-1,6 млрд лет.

Приднепровская и Приазовская возвышенности

2


3


Приложение №1

Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород.

Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород.

Приложение №2

Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород.

2. Геологическое строение земной коры Приднестровья.

Рассказ учителя.

В истории Земли выделяют два основных этапа:

Планетарный - начался примерно 7 млрд. лет назад с зарождением Земли как планеты и закончился 5 млрд. лет назад с образованием первичных атмосферы и гидросферы.

Геологический - начался после образования Мирового океана. На этом этапе формируются различные горные породы. Время образования, т. е. возраст горных пород, определяется лабораторными методами по окаменелым остаткам растений и животных.

Многолетнее исследование горных пород позволило раскрыть геологическую историю, выявить в ней этапы органического мира, изменения природных условий.

Эти данные составляют геохронологическую таблицу (приложение №3).

Урок «Тектоническое и геологическое строение территории Приднестровья» обобщает знания учащихся, завершает работу по формированию знаний умений определять взаимосвязи тектонического, геологического строения и горных пород.

Вопрос.

Что изображает геологическая карта?

Геологическая карта - изображает геологическое строение какого-либо участка земной коры (с указанием горных пород, их возраста, состава, элементов залегания, геологических границ, разрывных нарушений).

Разрез - это условное изображение внутреннего глубинного строения вдоль воображаемой линии.

Геологическое строение территории Приднестровья - результат действия сложных процессов, продолжавшихся в течение многих геологических эр и периодов - от архейской до современной.

Наибольшую площадь на геологической карте занимают образования кайнозоя, которые представлены палеогеновой, неогеновой и антропогеновой системами. Антропогеновые отложения на геологической карте, как правило, не показывают, ибо существует отдельная карта четвертичных отложений. Эти отложения представлены различными по составу речными образованиями (аллювий равнинных и горных рек), лессовыми породами четвертичного оледенения и т. п.

Презентация (сообщения). Геологическая история формирования территории Приднестровья. Представляют учащиеся.

Задание - 2. Используя карты Атласа, определите, какие отложения наиболее распространены на территории Приднестровья? Каков их примерный возраст?

Полученные данные внесите в колонку №5 таблицы Задания - 1.

Задание - 3.

А) При помощи карты атласа выясните, какие горные породы сформировались на нашей территории?

Б) Какие полезные ископаемые сформировались на территории Приднестровья? Ответы записываются в тетрадь.

3. Землетрясения.

Презентация (сообщения). Землетрясения на территории Приднестровья. Представляют учащиеся.

Правила поведения при землетрясении.

Рассказ учителя (учащихся) исследования ученых ПГУ в области геологии территории Приднестровья.

  1. Закрепление материала.

В третьей части ученики высказывают свои предложения по решению проблемных вопросов

1. На каких тектонических структурах расположена территория Приднестровья?

2. Как определяют относительный и абсолютный геологический возраст?

3. Какие особенности характеризуют историю формирования земной коры территории Приднестровья?

4. Почему территория Приднестровья подвержена землетрясениям?

5. Основные правила поведения при землетрясении.

IV. Итог урока. Заключительное слово учителя:

- тектоническая структура оказывает значительное влияние на расположение крупных форм рельефа;

- определение относительного и абсолютного возраста горных пород предоставляет возможность обнаружить последовательность сложных геологических процессов, которые влияли на формирование современного рельефа;

- при помощи геологической карты можно определить расположение, возраст и состав горных пород, расположенных на территории;

- территория Приднестровья бедна минеральными ресурсами;

- для территории Приднестровья характерны землетрясения, что необходимо учитывать во время проектирования и строительства объектов хозяйства.

V. Домашнее задание.


© 2010-2022