Практические работы по географии (5-6 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа № 1. 6 класс.

Анализ источников географической информации.

Цель работы: ознакомить с основными источниками географической информации, определение их значимости для общества и для себя лично.

Оборудование: учебник стр. 17, карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.

Форма выполнения: оформление таблицы.

Последовательность выполнения:

  1. Проанализируйте схему на стр. 17 и текст на стр. 17 - 18 учебника. Затем перечислите источники географической информации и их значение.

  2. Заполните таблицу « Источники географической информации от наиболее древних к современным».

Источники информации

Для чего они необходимы



  1. Ответьте на вопрос: какими источниками географической информации вы пользовались в своей жизни, и в какой ситуации?







Практическая работа № 2. 6 класс.

Составление схемы

« Источники географической информации в нашей жизни».

Цель работы: раскрыть значение источников географической информации для жизни человека.

Оборудование: учебник стр. 17, карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.

Форма выполнения: Составление схемы, описание одного из источников информации.

Последовательность выполнения:

  1. После изучения текста на стр. 17 - 18 параграфа № 3 « Откуда получают и где хранят географическую информацию?» и схемы на стр. 17 учащиеся составляют схему

«Источники географической информации в нашей жизни».

  1. Почему путешествия и полевые исследования, как традиционные для географии источники информации выделили в особую группу?

  2. Выберете один из источников информации и проанализируйте его по плану:

а) название источника информации

б) объём источника, если это книга (стр.)

в) какую информацию можно получить: указывают название статьи, книги, карты и.т.д.

г) составьте краткое описание источника информации.



Вариант 2. 6 класс.

Практическая работа № 1 и № 2. Анализ источников географической информации.

Цель работы: Ознакомить с основными источниками географической информации, определить их значимости для жизни общества и себя лично.

1. Составление таблицы « Как собирают информацию о Земле» ( заполняется в ходе беседы на основе знаний учащегося).

Способ

результат

1. Путешествия, полевые исследования

Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах. Создание описаний, карт.

2. Авиаразведка

Аэрофотоснимки исследования - обширные террито-рии. Создание более точных карт и описаний.

3. Съёмка Земли из космоса

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Создание навигационных систем, ГИС

2. На основе анализа текста на стр. 17 - 18 учащиеся заполняют таблицу « Источники географической информации» ( « Мой тренажёр» стр.8, задание 5).

Источники географической информации

Группа источников информации

Для чего необходимы

1. Описания (научные или художественные). Книга, журнал, газета, энциклопедия.

Подробная информация о территории, явлении.

2. Карты

Ориентирование, строительство; научные исследования; навигация ( морская, воздушная ), учебная деятельность.

3. Путеводители

Туристические поездки, экскурсии (описание, фото, карты)

4. Аэрокосмические снимки

Составление планов местности.

5. Интернет

Для широкого круга пользователей (фото, статистика, карты, описание.)

6. ГИС ( географические информационные системы)

Пользуются учёные, специалисты разных областей (сейсмологи, метеорологи, военные и.т.д.)

Затем выделяют, что источники географической информации можно разделить на 2 группы:

1. Традиционные ( известные с давних времён).

2. Современные ( используются недавно).

Учащимся предлагается в таблице рядом с источниками информации поставить букву «Т» или «С».

3. Далее учащиеся задают вопрос о том, к каким источникам по информации мы отнесём путешествия и полевые практики? Почему их выделяют в особую группу?

4. Учащиеся выбирают 1 из источников информации и анализируют его по плану (работа в группе).

1. Название источника информации.

2. Объём (если возможно стр.)

3. Какую географическую информацию можно получить (укажите название книги, статьи, карты, фотоснимки и.т.д.).

Краткое описание информации.























Тема 2. Земля как планета 6 класс.

Практическая работа № 3.

Подготовка сообщения «Земля во вселенной»

Данную практическую работу целесообразно задать учащимся в качестве домашнего задания, после изучения параграфа 4.

Цель работы: обобщение и расширение сведений о Земле - планете солнечной системы в письменной форме.

Оборудование: учебник, глобус, плакаты «Земля во Вселенной».

Форма выполнения: написание сообщения в форме эссе.

Последовательность выполнения:

1. Написать эссе объёмом 100 - 150 слов, которое посвящено нашей планете - Земле. *Сообщение оформляется схемами «Положение Земли в Солнечной системе» и «Движение Земли вокруг Солнца».

2. Эссе отражают не только научные знания, но и отношение учащихся к объекту описания, т.е. в нём преобладает как теоретическая основа, так и эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности. В этом ценность эссе.

3. Учащимся показываются материалы публикаций о Земле - как планете в форме статей и описаний в журналах, научных и научно-популярных книгах.

4. Для написания эссе можно воспользоваться рубрикой «стоп кадр» параграфе 4 стр.26.







Практическая работа №4. 6 класс.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.



Цель работы: научить обозначать на контурной карте географические объекты.

Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Форма выполнения: самостоятельное нанесение на контурную карту названий материков и океанов.

Умения: практические.

Последовательность выполнения:

1. По карте найдите материки и океаны.

2. В карте ценится её оформление. Работа с контурной картой помогает быстрее запоминать географические объекты и лучше ориентироваться по карте.

3. Нанесите на контурную карту материки, части света и океаны и дайте ей название.









Тема 3. «План и карта» 6 класс.

Практическая работа № 6.

Ориентирование на местности с помощи компаса. Определение азимута.

Цель работы: формирование умений ориентироваться по компасу и определять азимут.

Оборудование: компас, планшет.

Форма выполнения: выполнение заданий по определению азимута, нанесений на планшет направлений движения.

Последовательность выполнения:

1. Дайте определение понятий «ориентирование», «масштаб», «азимут», «стороны горизонта», «как ориентироваться по местным признакам». Определите азимуты на предметы. Для проведения работы используйте инструкцию на стр. 42 в рубрике «Шаг за шагом» параграф 7.

2. На местности, на которой учитель заранее определил маршрут, учащиеся, определяя расстояния, составляют схему движения.

3. Перед составлением маршрута класс делится на группы.

Каждая группа получает маршрутную карточку (по В,И,Сиротину).

Направление своего движения и пройденное расстояние учащимися предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.





















Карта участника маршрута 6 класс.

Направление и расстояние по маршруту

Основные пункты

Направление движения

Азимут (А)

Расстояние

(Р), м.

Пункт 1 (старт)

На северо-запад

45

500

Пункт 2

(промежуточный)

На юг

180

550

Пункт 3

(промежуточный)

На запад

270

200

Пункт 4

(конечный)

?

?

?

1. Используя компас, пройти в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определять в парах шагов)

В карточке указываются конкретные направления и расстояния.

2. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе

1: 10 000.

3. Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.





Практическая работа № 7. 6 класс.

Топографический диктант.

Цель работы: формирование умения работы с условными знаками.

Форма выполнения: топографический диктант.

Последовательность выполнения:

1. По навигатору с 40 учебника учащиеся выясняют, что такое условные знаки.

2. Затем учитель проводит практическую работу. Нанести изображение следующих условных знаков: болото, смешанный лес, школа, озеро, овраг, кустарник, река, фруктовый сад, просёлочная дорога.

Другим вариантом является проведение топографического диктанта в форме связанного рассказа, в котором учащиеся вместо отдельных слов наносят топографические знаки, например: учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес, их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, сады, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробиваться через кустарник и небольшое болото.

3. В качестве домашнего задания, учащиеся самостоятельно составляют свой вариант топографического диктанта. Учитель предлагает учащимся воспользоваться сказочным, фактическим или приключенческим сюжетом.







Практическая работа № 8. 6 класс.

Ориентирование по плану города или топографическому плану



Цель работы: формирование умений ориентирования по плану города.

Оборудование: топографический план с М: 1: 10 000.

Форма выполнения: описание пути следования из одного пункта в другой по топографическому плану.

Последовательность выполнения:

1. Найдите посёлок Сидорово.

2. Определите его местоположение.

3. В каком направление и на каком расстоянии от посёлка расположены:

  • Лес Северный

  • Озеро Чёрное

  • Город Снов

  • Ключ Белый

  • Водяная мельница на р. Андога.

4. Опишите путь движение от посёлка Сидорово до свх. Беличи.









Практическая работа № 10. 6 класс.

Ориентирование по карте и глобусу, определение географических координат, расстояний, направлений.



Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направление и расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: глобус, карта, прибор спутникового позиционирования ДЖИПИЭС, учебник.

Форма выполнения: определение географических координат по заданию учителя.

Последовательность выполнения:

1. Используя навигаторы с. 56 и 57, рисунки и рубрику «Шаг за шагом», вспомните как определить широту и долготу (стр. 58-59 учебника).

2. Выполните задания:

а) определите географические координаты следующих пунктов:

Географический объект

Географические координаты

широта долгота

1. г. Сидней

.

2. вулкан Везувий

3. г. Сантьяго

4. г. Владивосток

5. Свой населённый пункт

б) определить с помощью масштаба направление и расстояние от Москвы до Пекина, Якутска.



Практическая работа № 9. 6 класс.

Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Цель работы: формирование умений читать карту, понимать различные изображения, извлекать из них информацию.

Оборудование: учебник стр. 33, 39, 184; карты, космические снимки, аэрофотоснимки.

Форма выполнения: анализ указанных источников и заполнение таблицы.

Последовательность выполнения:

1. Проанализируйте карты (физическая, топографическая), аэрофотоснимок и космический снимок. Для этого используйте материалы учебника стр.33, 39, 184 и топографические карты.

2. В процессе работы заполняйте таблицу.

Отличие карты от аэрофотоснимка и космического снимка.

Признаки

Аэрофотоснимок

Космический снимок

Топографическая картина

Географическая карта

Изображены все важные объекты





Объекты изображены условными знаками



Объекты похожи на их реальный вид на местности



Видимые объекты изображены сверху



Границы между объектами слабо различаются



Можно узнать название изображённых объектов





Тема 4. «Человек на Земле» 6 класс.

Практическая работа № 11.

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять географическое положение государств,; развитие умений определять географические координаты.

Оборудование: политическая карта полушарий (стр. учебника 186).

Форма выполнения: работа с картой, заполнение таблицы.

Последовательность выполнения:

1. Дайте характеристику политической карты (название, масштаб, условные знаки, способ изображения территорий государств, что можно по ней узнать), а затем найдите самые крупные государства на Земле по площади, столицы.

2. Используя политическую карту мира, определите географическое положение и дайте краткое описание следующих стран по выбору: Россия, Канада, Китай, Бразилия, Египет, США.

3. Результаты описания занесите в таблицу:

План

Описание

1. На каком материке находятся

2. С какими странами граничит

3. Какими морями и океанами омывается

4. Столицы государства, её координаты

5. Определить протяжённость страны с севера на юг и с запада на восток





Практическая работа № 12. 6класс.

Определение на карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Цель работы: формирование умения работать с различными источниками информации для получения новых знаний.

Оборудование: учебник стр.67, карта стр.186, рабочая тетрадь «Мой тренажёр» стр. 32-33.

Форма выполнения: нанесение на контурную карту ареалов распространения основных рас, народов.

Последовательность выполнения:

1. Выясните, что означает слово «ареал». Вы знаете, что представители 3 рас живут на всех материках, однако на определённых материках представители тех или иных рас доминируют.

2. Используя таблицу рис.67, текст учебника стр. 67-68, политическую карту стр.186 учебника с помощью условных знаков на контурной карте покажите ареалы распространения представителей трёх рас.

























Тема 5. «Литосфера» 6 класс.

Практическая работа № 13.

Изучение свойств горных пород и минералов.

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: коллекция минералов и горных пород, учебник стр.82 «Шаг за шагом «Изучаем горные породы».

Форма выполнения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Последовательность выполнения:

1. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и опишите их по плану, предложенному в учебнике на стр.82 в рубрике «Шаг за шагом».

2. Результаты оформите в таблицу.

План описания

Горные породы

1. Название

Гранит

Каменный уголь

Известняк

2. Происхождение

3. Свойства:

а) состояние

б) масса

в) цвет и блеск

г) твёрдость

4. Где используется





Практическая работа №14. 6. класс.

Нанесение на контурную карту районов размещения

землетрясений и вулканов.

Цель работы: закрепить знания о районах размещения землетрясений и вулканов; сформировать умение работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; рабочая тетрадь «Мой тренажёр» стр.44-45.

Форма выполнения: оформление контурной карты.

Последовательность выполнения:

1. Работа выполняется на контурной карте рабочей тетради «Мой тренажёр стр.44-45».

2. Обозначьте на контурной карте вулканы, указанные на стр.88 учебника в задании №1 в рубрике «Откройте атлас». Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам атласа (смотри приложение стр.184-185).

3. На контурную карту нанесите штриховкой районы размещения землетрясений, указанные в тексте учебника. Используйте рис 58. на стр.85 учебника.







Практическая работа № 15. 6 класс.

Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Цель работы: формирование умений безопасного поведения в окружающей среде.

Оборудование: учебник стр. 83-88; таблицы по ОБЖ, учебники по ОБЖ.

Форма выполнения: составление правил безопасности.

Последовательность выполнения:

1. Вспомните, что такое землетрясение, извержение вулканов. Проанализируйте таблицу «Сила землетрясений по 12-бальной шкале.

2. Заполните таблицу:

План разработки правил

Описание

1. Что необходимо сделать во время землетрясения и извержения вулкана, если оно вас застало: а) в доме; б) рядом с высокими зданиями, деревьями, высоковольтными линиями электропередач.

2. Что необходимо взять с собой в экстремальной ситуации, если вы оказались в доме?

3. Как себя вести в психологическом плане?

4. Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям?

5. Как лучше действовать: остаться одному или лучше вместе с близкими и другими людьми?

6. Ваши предложения

3. Материалы выполненной работы можно сопровождать зарисовками, схемами.

4. Разработанные Правила следует обсудить.

Другой вариант таблицы.

Правила поведения во время землетрясения или извержения вулкана

Чем обосновано предложенное правило



Практическая работа № 16. 6 класс.

Описание по карте равнин и гор по плану.

Нанесение равнин на контурную карту.

Цель работы: формирование умений описания равнин и гор по типовому плану; формирование умений работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; контурная карта в тренажёре стр. 46-47; рубрика «Шаг за шагом» учебника стр. 92-93, план описания равнин стр. 97 (описание гор по карте).

Форма выполнения: составление описания по плану; оформление контурной карты.

Последовательность выполнения:

1. Последовательно изучите пункты плана рубрики «Шаг за шагом» стр. 92-93 или 97. По предложенному алгоритму дайте описание Уральских гор и Западно-Сибирской равнины.

2. Материалы практической работы оформите в виде таблицы.

План описания Западно-Сибирской равнины

План

Описание

1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране она находится?

2. Размеры равнины

3. Как равнина расположена относительно других объектов (гор, рек, морей) ?

4. Средние и максимально абсолютные высоты равнины


5. Характер рельефа


6. Направление течения рек; в каком направлении происходит понижение рельефа?


7. Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?









Описание Уральских гор

План

Описание

1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся?

2. В каком направлении и насколько протянулись горы, как они расположены относительно других объектов (равнин, рек, морей)

3. Определение по шкале высот в легенде карты; какова средняя абсолютная высота гор. Наивысшая точка

4. Высота наивысшей точки и её координаты. Направление течения рек, в каком направлении понижение рельефа.

5. Какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озёра?



3. Обозначьте и подпишите на контурной карте горы и равнины, после объяснения учителем правил обозначения объектов на карте с учётом условных знаков. Географические объекты указаны в рубрике «Откроем атлас», параграфов 16,17.







Практическая работа № 17. 6 класс.

Описание рельефа своей местности.

Цель работы: формирование умений описания рельефа своей местности.

Оборудование: физическая карта своей области, края; учебник стр. 98, задание 10, учебник по географии своего края.

Форма выполнения: составление описания по атласу.

Последовательность действий:

Используя план описания задания 10 параграфа 17, дайте на основе указанных источников описание в таблице.

Вариант 1.

план

описание

1. Какими формами образован рельеф?


2. Какова средняя высота местности?


3. Максимальная абсолютная высота?


4. Какие породы слагают местность?


5. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?




Вариант 2

План

Описание

1. Основная форма рельефа вашей местности?

2. Характер поверхности рельефа вашей местности?

3. Какова средняя высота местности?

4. Максимальная абсолютная высота?

5. Какие горные породы по происхождению слагают вашу местность?

6. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?





Тема 6. «Гидросфера» 6 класс.

Практическая работа № 18.

Описание реки и озера по плану.

Цель работы: формирование умений давать описание рек, озёр по плану.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, учебник стр.122 и 127 рубрика « Шаг за шагом».

Форма выполнения: составление описания реки и озера по плану.

Порядок выполнения:

Работа выполняется соответственно после изучения темы «Реки - артерии Земли» и «Озёра, подземные воды и ледники».



Описание реки Волга по плану

План

Описание

1. На каком материке, и в какой стране находится?

2. В каком направлении протекает река?

3. Где начинается и куда впадает река?

4. К какой речной системе относится?

5. Бассейн реки















Описание озера Байкал

План

Описание

1. На каком материке, и в какой его части находится?

2. Географические координаты крайней северной точки озера?

3. Происхождение озёрной котловины?

4. Какова глубина озера (максимальная)?

5. Сточное или бессточное озеро?

6. Особые черты озера?









Практическая работа № 19. 6 класс.

Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озёр мира.



Цель работы: формирование умений ориентироваться по карте; формирование умений работать с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, контурная карта.

Форма выполнения: оформление контурной карты.

Последовательность выполнения:

1. Последовательно по мере изучения параграфа 21 и на основе рубрики «Откройте атлас» учащиеся наносят на контурную карту «Крупнейшие реки и озёра мира» географические объекты, указанные в рубрике.

2. На примере одной из рек указывают части реки, подписывая их.





Практическая работа № 20. 6 класс.

На примере местной реки, озера установите связи гидросферы с другими оболочками Земли.

Цель работы: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

Оборудование: физическая карта полушарий.

Форма выполнения: составление описания или схемы.

Последовательность выполнения:

Практическая работа выполняется в форме следующей схемы, которую следует дополнить конкретикой.

Другой вариант, когда класс делится на группы и каждая из групп раскрывает связи реки с одной из оболочек Земли.









Практическая работа № 21. 6 класс.

Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернет) и составление аннотации по одному из источников.

Цель работы: формирование умений анализировать различные источники информации.

Оборудование: справочники, журналы, материалы Интернет, газеты.

Форма выполнения: сбор и проведения анализа материалов; написание аннотации к одному из источников.

Последовательность выполнения:

1. В данной практической работе проявляется творчество учащихся. К уроку необходимо собрать 4-5 интересных, понравившихся фактов о гидросфере. Данный этап работы может быть оформлен в виде таблицы.

Интересный факт о гидросфере

Название статьи, книги, материалов Интернета

Автор, место и год издания

Чем Вас заинтересовал факт

2. Выберете один из источников и составьте аннотацию (краткие сведения) о нём. В аннотации фиксируется:

а) о чём идёт речь в аннотируемом источнике;

б) кто его автор;

в) что говорится;

г) где и когда происходило событие;

д) чем вас поразило (заинтересовало) описываемое событие.

3. Собранные учащимися факты могут оформляться в качестве стенной газеты, странички сайта, выступлений учащихся в классе.

















Тема 7. «Атмосфера» 6 класс.

Практическая работа № 22.

Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

Цель работы: формирование умений вести наблюдение за изменениями погоды; проводить анализ календаря погоды.

Оборудование: приборы, термометр, барометр, флюгер, календарь погоды.

Форма выполнения: проведение наблюдений за погодой; ведение календаря погоды.

Последовательность выполнения:

  1. Наблюдать за погодой, составлять календарь погоды учащиеся учатся в течение всего года. Обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся 2 раза, чтобы имелась возможность для сравнения. Как показывает практика, все учащиеся ведут календарь в осенний период и во время изучения темы «Атмосфера». В течение всего года дежурные ведут Школьный (классный) календарь погоды.

  2. Погода фиксируется также по данным метеослужб.

Во время изучения темы «Атмосфера» учащиеся самостоятельно заносят в календарь следующие данные (табл.).

Дата

Температура воздуха

Ветер, направление

Облачность

Атмосферное давление

Вид осадков

Необычные погод-ные явле-ния

3. На основе составленного календаря составьте анализ, в котором выделите среднюю, максимальную, минимальную температуру воздуха, преобладающее направление ветра, облачность, виды осадков, отметьте, какие необычные погодные явления характеризуют температуру месяца.

4. Сравните данные календарей погоды за зимний и весенний периоды.

5. Выполните задание 10 параграф 25, посвящённое анализу календаря погоды.



Практическая работа № 23. 6 класс.

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Цель работы: формирование умений определять среднесуточную температуру.

Оборудование: термометр, календарь погоды.

Форма выполнения: заполнение таблицы и анализ данных.

Последовательность действий:

1. Для выполнения практической работы используйте рубрику «Шаг за шагом» стр. 137 - 138 учебника, которая объясняет алгоритм выполнения практической работы.

2. Проведите определение температуры 3 - 4 раза в сутки (время учитель определяет в зависимости от имеющихся условий).

3. Используя материалы алгоритма рубрики учебника, в тетрадях рассчитайте среднесуточную температуру и сделайте вывод. Если имеется возможность, сравните с другими годами.

























Практическая работа № 24. 6 класс.

Построение и анализ розы ветров.

Цель работы: формирование умений составления розы ветров.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: составление схемы розы ветров на основе анализа календаря погоды.

Последовательность выполнения:

1. Изучите рубрику «Шаг за шагом» стр. 143 - 144 учебника, которая объединяет алгоритм выполнения практической работы.

2. На основе данных календаря погоды и алгоритма выполнения практической работы, помещённой в рубрике, составьте и проанализируйте розу ветров, если имеется возможность, сравните с другими годами.

3. Для практической работы используйте задание 10 параграф 25.











Практическая работа № 25. 6 класс.

Характеристика климата своей местности, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Цель работы: формирование умений давать характеристику климата своей местности.

Оборудование: справочники, учебники и пособия по географии своей местности; климатические данные своей местности за несколько лет.

Форма выполнения: составление описания климата своей местности; проект выявления связей о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Последовательность выполнения:

1. Учитель предлагает учащимся названия книг, учебников, статей из кабинета географии, школьной библиотеки, характеризующий климат своей местности.

2. По плану дайте описание климата своей местности.

План

а) в каком климатическом поясе мы живём;

б) какие факторы влияют на климат нашей местности;

в) характеристика климата в зимнее и летнее время (температура и осадки); г) необычайные климатические явления, которые фиксировались в нашей местности;

д) в каких пословицах, поговорках фиксирует климат народный календарь; е) как сохранить и восстановить природу своей местности.

3. Вторая часть практической работы - творческая и может проводиться в форме проектов ( по выбору) по темам «Влияние климатических условий на здоровье людей» (объект исследования - семья ученика), «Опасные атмосферные явления, характерные для нашей местности» и др.

4. Кроме проекта учащиеся могут написать эссе на тему «Влияние климата нашей местности на одежду (жилище) людей» и др.

Практическая работа № 26. 6 класс.

Прогноз погоды на ближайшие 2 - 3 дня.

Цель работы: формирование умений проводить анализ и составлять простейший прогноз погоды.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: фиксирование в тетради своих аналитических сведений; обсуждение полученных результатов.

Последовательность выполнения:

1. На основе календаря погоды, репортажей о погоде по радио и телевидению, проанализируйте, какими были в ближайшее время температура воздуха, осадки, атмосферное давление, направление ветра.

2. Затем, на основании проанализированных данных, собственных наблюдений сделайте прогнозы на ближайшие 2 - 3 дня. Прогнозы обосновываются.

3. На следующем уроке материалы анализируются.





















Тема 8. «Биосфера» 6 класс.

Практическая работа № 27.

Составление схемы взаимодействия оболочки Земли.

Цель работы: формирование умений устанавливать связи между оболочками Земли.

Оборудование: учебник.

Форма выполнения: составление схемы.

Последовательность выполнения:

1. Вспомните, что такое биосфера? Какие оболочки входят в состав биосферы?

2. Установите, как оболочки Земли взаимодействуют между собой в составе биосферы. Нарисуйте схему.

3. На примере взаимосвязи с одной - двумя оболочками приведите примеры такого взаимодействия.







Практическая работа № 28. 6 класс.

Описание одного растения или животного своей местности.

Цель работы: формирование умений составления описаний природного объекта; развитие эмоционально-эстетического отношения к животному и растению.

Оборудование: справочники, книги о животном и растительном мире своей местности.

Форма выполнения: составление описания.

Последовательность выполнения:

1. Опишите растение или животное, обитающее в своём крае (по выбору).

2. Используйте план описания. Обязательным является выражение чувств, эмоций к растению или животному. Описание может сопровождать рисунок, стихотворение, подготовленное учеником или подобранное учащимся.

3. План описания:

а) название;

б) особенности внешнего вида;

в) где обитает;

г) чем питается (или какие почвы предпочитает);

д) значение в жизни человека и лично ученика.



















Тема 9. «Географическая оболочка Земли» 6 класс.

Практическая работа № 29.

Подготовка сообщения на тему « Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Цель работы: формирование умений составлять сообщения на заданную тему.

Оборудование: книги, статьи из журналов из кабинета географии, школьной библиотеки и библиотек школьников по проблеме, Интернет.

Форма выполнения: составление сообщения, компьютерной презентации.

Последовательность выполнения:

1. Самостоятельно выберете одну из природных зон и подберите 2 - 3 источника по проблеме.

2. Сообщение готовится по плану, предложенному учителем и составленному самим школьником.

3. План сообщения: 1) особенность природных условий в природных зонах; 2) приспособления а) жилища б) быта (уклада жизни); в) одежды; г) в особенностях питания; другие особенности.

4. Используйте для придания эмоциональности, конкретности, выразительности описания из дневников путешественников, фрагменты из книг, стихотворений, составьте коллаж своего сообщения.

5. Учитель устраивает презентацию и обсуждение сообщений учащихся. Данная работа может проводиться по группам, устраиваться выставки коллажей.





Практическая работа № 30. 6 класс.

Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Цель работы: формирование умений моделирования у учащихся; участие в практических делах.

Оборудование: фотографии местности вокруг школы, план школьного двора или своей дачи (составляется с родителями) и др.

Форма выполнения : составление преобразовательного плана школьного участка (или иной территории) или практическая работа по преобразованию выбранного участка.

Последовательность выполнения:

1. Учащиеся объединяются в группы или выполняют индивидуально моделирование участка с учётом культурных изменений, которые вносят сами с учётом:

а) комфорта людей;

б) эстетической привлекательности;

в) экологических требований и др.

2. Разработанные модели (на ватманских листах) в компьютерном исполнении обсуждаются и защищаются на презентациях.

Другим вариантом, является реальная практическая деятельность учащихся по преобразованию участка вокруг школы, сквера. В этом случае учащиеся решают как можно «окультурить» ландшафт (уборка территории, покраска скамеек, развешивание скворечников, посадка растений), а затем после уроков осуществляют намеченный план.





















© 2010-2022