- Преподавателю
- География
- НОД: развитие экологических представлений
НОД: развитие экологических представлений
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сыромятникова И.В. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Визитная карточка занятия
Тема. Волшебные превращения бабочки.
Вид. Развитие экологических представлений.
Образовательная область. Познание.
Тип. Закрепление и расширение знаний, развивающее, познавательное.
Форма образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет
Форма организации детей: подгруппа из 6-8 детей.
Уровень подготовленности детей:
-
имеют представление о живой и неживой природе; о мире животных, в т.ч. о насекомых;
-
различают и называют эмоции: веселый, грустный;
-
умеют работать с моделями;
-
знают и узнают гусениц, бабочек;
-
имеют представление о 3-х стадиях развития бабочки.
Содержание образования. Бабочки - представители мира животных - насекомые. Бабочка проходит 3 стадии развития: (личинки) гусеница, куколка, бабочка. Строение бабочки: круглая головка, грудка, брюшко; на голове: глаза, усики, хоботок. Хоботком бабочка пьет сладкий нектар.
Цель. Формирование целостной картины мира природы через закрепление и расширение знаний о 3-х стадиях развития бабочки: гусеница, куколка, бабочка.
Задачи.
Образовательные.
-
Обобщить знания о 3-х стадиях развития бабочки.
-
Помочь осмыслить существующие закономерности, связи, зависимости развития и жизни бабочки в природе.
Развивающие.
-
Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности: способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов.
-
Расширять кругозор детей за счет знакомства с особенностями жизни и развития бабочки.
-
Стимулировать детское экспериментирование: через разные формы практического и умственного исследования при решении проблемных ситуаций и составлении собственных высказываний.
Воспитательные.
-
Воспитание первичных ценностных представлений: понимание и проявление бережного,
заботливого отношения к объектам природы на примере бабочки.
Интеграция образовательных областей: данное занятие по развитию экологических представлений относится к образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», и разными видами детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, литературно-художественная, обеспечивая:
Музыкальное сопровождение - Б. Гребенщиков «Город золотой», Мендельсон «Весенняя песня», С Прокофьев «Марш», (фрагмент! П.И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро»,
Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц».
Литературно-художественное сопровождение - сказка «Волшебные превращения бабочки».
Ресурсное обеспечение
Программно-методическое
-
Программа «Развитие +» (старшая группа). НОУ «Учебный центр им. JI.A. Венгера «Развитие». Москва. 2012 г.
-
О.М.Дъяченко. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2001. - 112 с.
-
Планы занятий к программе «Развитие» для старшей группы детского сада.
-
Рабочая программа педагогов группы, раздел «Развитие экологических представлений».
-
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста (под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой) - М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г. - 114 с.
Учебно-дидактическое обеспечение
Демонстрационный материал: 2 портрета гусеницы (грустная, веселая), таблица-модель «Пищевая цепочка», листочек и гусеница из зеленого картона, модель «Бабочка», таблица-модель «Волшебные превращения бабочки».
Раздаточный материал: гусеницы и шерстяные нитки для плетения кокона, листы цветного картона и фломастеры, стаканчики с соком и трубочкой.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
ИКТ: мультимедийная презентация.
Словарная работа. Уточнение понятий: кокон, грудка, брюшко, хоботок; закрепление понятий - усики, крылышки, нектар; активизация словаря: гусеница, бабочка.
Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная и последующая работа по теме «Развитие бабочки»: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; художественное творчество - рисование, аппликация, художественный труд; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями по активизации познавательной активности детей через совместное изготовление бабочек с последующей организацией выставки.
Предполагаемый результат:
-
повысится уровень знаний о жизни бабочек в природе; о строении, питании, 3-х стадиях развития бабочки
-
проявление бережного отношения к природе, насекомым, бабочками.
Структура занятия
Вводная часть.
-
Музыкальная картинка к теме занятия: песня из репертуара Б. Гребенщикова.
-
Сообщение темы.
-
Постановка цели.
Основная часть.
-
Эмоциональное вхождение в занятие.
-
Сказка «Волшебные превращения бабочки» (рассказ педагога).
-
Пальчиковая разминка «Утро» (звучит «Весенняя песня» Мендельсона).
-
Игра-идентификация «Гусеница».
-
Упражнение на развитие эмпатии «Портрет» (аудиозапись «Пение птиц»).
- Интерпретация эмоционального состояния и поведения гусеницы
(Звучит фрагмент марша С.Прокофьева и «Баркорола» .И.Чайковского).
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Кокон»
(показ действий педагогом и «плетение кокона» детьми.
- Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» (звучит музыка Э.Грига Утро»).
- Моделирование ситуации «Бабочка пьет нектар».
- Опыт. «Куда исчезли чешуйки у бабочки?».
- Динамическая пауза «Первый полет бабочки».
- Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки».
Заключительная часть.
- Работа с таблицей «Волшебные превращения».
- Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка».
- Повторение правил бережного поведения в природе.
- Итог.
Структура занятия
Содержание занятия
Вводная часть.
Музыкальное
Вступление
Сообщение темы.
Постановка цели.
Звучит песня «Город золотой» из репертуара Б. Гребенщикова:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, где травы и цветы,
Гуляют там животные невиданной красы...
Сегодня мы познакомимся, наверное, с одним из самых красивых представителей царства животных - бабочкой и поговорим о волшебных превращениях, которые с ней происходят в природе.
Но все по порядку. Я приглашаю вас в волшебный сад.
Основная часть
Пальчиковая гимнастика «Утро». Цель: эмоциональное вхождение в занятие.
Упражнение- идентификация
«Гусеница»
Упражнение «Портрет»
Цель: развитие эмпатии.
Мы очутились в волшебном саду.
/Педагог сопровождает рассказ показом движений/
-
Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам, поглаживают их.
-
Росинки медленно скатываются по стебельку.
-
Цветы встряхивают своими прекрасными головками и просыпаются.
-
Широко раскрывают глаза, радуясь солнышку.
-
Легкий ветерок раскачивает венчики цветов.
-
Они приветствуют друг друга поклоном.
-
В этом чудесном саду жила-была гусеница.
-
Она тоже очень любила солнышко.
Покажем, какой была гусеничка, встанем друг за другом.
-
Вот она спит.
-
Солнышко ласково и нежно погладило ее своими лучиками.
-
Гусеничка проснулась: подняла головку,
-
Наклонилась вправо, влево,
-
Подняла правую ножку, левую.
-
Встала на носочки и, чтобы быть ближе к солнышку,
-
Подняла вверх лапки-руки,
-
Помахала ими, улыбнулась и сказала: «Здравствуй, Солнышко!»
-
Ребята, найдите портрет, где гусеница улыбается и радуется солнышку
-
Покажите, как она это делает. Порадуйтесь вместе с ней.
-
Вдруг гусеница загрустила
-
Как вы думаете, что ее могло огорчить?
-
Найдите портрет, где гусеница грустная.
-
Покажите, как она грустила.
-
Оказывается она проголодалась.
-
Что ест гусеница?
(рассматривание модели «Пищевые цепочки»)
Найдите свою гусеничку, она сидит на листочке
-
покажем как она ест.
(Звучит аудиозапись «Пение птиц»)
-
Как красиво поют птицы!
-
Ой, что случилось с нашей гусеницей?
Посмотрите, она сильно испугалась.
-
Как вы думаете, почему?
-
Да, действительно, гусеница является пищей для некоторых птиц.
Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки»
Упражнение «Кокон» Цель: развитие мелкой моторики рук.
Показ действий педагогом (плетение «кокона» из шерстяных ниток).
Плетение «кокона» детьми.
Рассматривание выставки «Бабочки»
Зарисовка
«Строение бабочки»
Моделирование
ситуации
«Бабочка пьет нектар»
Опыт «Куда исчезли чешуйки у бабочки?»
«Полет бабочки»
Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки»
-
Птицы улетели, гусеница успокоилась.
-
А мы продолжаем наше путешествие по волшебному саду.
Каждое утро гусеница сидела на листике и смотрела в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке?
-
Послушайте музыку, она вам подскажет правильный ответ.
(Звучит фрагмент «Марша» С. Прокофьева-
музыка колючая, неприятная, отрывистая).
-
Да ребята, гусенице казалось, что она некрасивая. Она усаживалась на краешек листика и горько плакала. Но однажды мимо пробегал, кто бы вы думали?
(Звучим мелодия П И Чайковского «Баркарола» -
музыка легкая, скачущая, озорная, забавная)
-
Это паучок он спускался на своей паутинке на цветок.:
Жалко стало пауку соседку и он посоветовал ей: «У тебя на головке возле ротика есть паутинный мешочек, потяни за ниточку и сделай из нее шарфик или кофточку». Гусеница так и сделала. Она сплела из серебряных нитей себе мягкое покрывало (педагог показывает), удобно завернулась в него и уснула.
-
Помогите своей гусенице: укройте ее, заверните в мягкий кокон. (Дети выполняют),
-
Вот какая куколка получилась.
(Звучит музыка Э.Грига «Утро»)
-
Несколько месяцев проспала гусеница в своем теплом домике-коконе. Шел снег, мела пурга, дул холодный ветер, а гусеничка ничего не знала, она крепко спала, пока не пришла красавица-Весна. Она прикоснулась волшебной палочкой к серебристому кокону и ... произошло чудо. Кокон приоткрылся, из него появилась головка с усиками, затем красивые крылышки. Но они были мокрые сморщенные. Нужно было время,
чтобы их высушить на солнышке.
Посмотрите, сколько красивых бабочек сидят и сушат свои крылышки. Откуда они прилетели к нам? (Ответы детей).
- Да этим бабочкам помогли появиться на свет вы и ваши мамы.
-
Ребята , вот еще одна Данина бабочка сидит на цветке, сушит свои крылышки и ждет нас. Давайте подойдем поближе, тихо сядем и
рассмотрим ее.
Педагог предлагает детям взять фломастеры и файлы для фиксации
строения бабочки по ходу рассказа педагога.
-
Тело бабочки состоит из головы грудки и брюшка
-
На голове находятся глаза, рот-хоботок и усики.
Усики бывают разные, а нужны они для того, чтобы нюхать и пробовать. Рот у бабочки превратился в длинный хоботок, он прекрасно служит для высасывания цветочного нектара.
Педагог показывает на примере модели «Бабочка».
Дети практически пьют нектар» - сок через трубочку.
-
Когда бабочка не кушает, она сворачивает хоботок в крутую спираль и прячет у себя под головой (показ на примере игрушки-модели).
2. На груди у бабочки 3 пары /6 ножек-лапок и 2 пары/ 4 крылышка: передние и задние.
Оказывается, бабочка может лапками даже пробовать: сядет на цветок, лапки смачиваются сладким сиропом и бабочка разворачивает свой хоботок, готовится пить нектар.
Крылья бабочек покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей: (ученые говорят - чешуекрылые) Каждая чешуйка имеет очень сложное строение, из чешуек складывается очень красивый узор. Оказывается, эти чешуйки помогают бабочке летать.
Вывод, нельзя брать бабочек в руки, потому что чешуйки остаются у нас на пальчиках, а без них бабочка не может летать, а значит - погибнет
-
гибкое брюшко лишено конечностей.
Пока мы с вами рассматривали, крылья у бабочки подсохли и она может отправляться в свой первый полет. Вы готовы стать бабочками и полететь?
(Звучит музыка «Бабочки» Куперена)
Дети - бабочки легко и красиво передвигаются по группе, «летают».
-
Ах, какая красивая бабочка, какие прекрасные у нее крылышки, какой очаровательный наряд.
«Какое чудесное превращение! Волшебное!»- щебетали птицы.
А цветы радостно кивали своими головками, как бы приглашая бабочку к себе. Им очень хотелось подружиться с ней.
Заключительная часть.
Работа с таблицей «Волшебные превращения бабочки»
Повторение правил бережного поведения в природе
Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка»
Цель: закрепить знания о 3-х стадиях развития бабочки
Просмотр видеоролика «Развитие бабочки» Итог занятия.
-
Вот все бабочки собрались в одном месте. Здесь изображена история развития бабочки. Вы можете мне рассказать о ней?
-
Кем была бабочка «начале?
-
Что случилось с гусеницей?
-
Через несколько месяцев из куколки появилась...?
-
А как появилась гусеница?
-
Почему здесь изображен зеленый лист?
-
Быстро ли происходит «волшебное» превращение бабочки?
-
Может ли так случиться, что бабочка не появится на свет?
Что ей угрожает?
-
Можем ли мы стать друзьями бабочки? Как ведут себя друзья?
Вот какой длинный путь нужно проделать, чтобы превратиться в
бабочку.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гусеница, куколка, бабочка», чтобы доказать, как хорошо мы запомнили все стадии жизни
бабочки.
Дети по словесному сигналу педагога выполняют движения:
-
«гусеница» - дети приседают,
-
куколка» - дети стоят, опустив руки,
-
«бабочка» - дети легко «летают» по группе.
Действительно, Природа - волшебница!
В ней столько секретов столько чудес, но нужно быть очень внимательным и любознательным, чтобы увидеть их. И нам это сегодня удалось! Спасибо!