НОД: развитие экологических представлений

Тема. Волшебные превращения бабочки. Вид. Развитие экологических представлений. Образовательная область. Познание. Тип. Закрепление и расширение знаний, развивающее, познавательное. Форма образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность. Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет Форма организации детей: подгруппа из 6-8 детей.   Уровень подготовленности детей: -   имеют представление о живой и неживой природе; о мире животных, в т.ч. о насекомых; -   различают и называют эм...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитная карточка занятия

Тема. Волшебные превращения бабочки.

Вид. Развитие экологических представлений.

Образовательная область. Познание.

Тип. Закрепление и расширение знаний, развивающее, познавательное.

Форма образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет

Форма организации детей: подгруппа из 6-8 детей.

Уровень подготовленности детей:

  • имеют представление о живой и неживой природе; о мире животных, в т.ч. о насекомых;

  • различают и называют эмоции: веселый, грустный;

  • умеют работать с моделями;

  • знают и узнают гусениц, бабочек;

  • имеют представление о 3-х стадиях развития бабочки.

Содержание образования. Бабочки - представители мира животных - насекомые. Бабочка проходит 3 стадии развития: (личинки) гусеница, куколка, бабочка. Строение бабочки: круглая головка, грудка, брюшко; на голове: глаза, усики, хоботок. Хоботком бабочка пьет сладкий нектар.

Цель. Формирование целостной картины мира природы через закрепление и расширение знаний о 3-х стадиях развития бабочки: гусеница, куколка, бабочка.

Задачи.

Образовательные.

  • Обобщить знания о 3-х стадиях развития бабочки.

  • Помочь осмыслить существующие закономерности, связи, зависимости развития и жизни бабочки в природе.

Развивающие.

  • Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности: способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов.

  • Расширять кругозор детей за счет знакомства с особенностями жизни и развития бабочки.

  • Стимулировать детское экспериментирование: через разные формы практического и умственного исследования при решении проблемных ситуаций и составлении собственных высказываний.

Воспитательные.

  • Воспитание первичных ценностных представлений: понимание и проявление бережного,

заботливого отношения к объектам природы на примере бабочки.

Интеграция образовательных областей: данное занятие по развитию экологических представлений относится к образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», и разными видами детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, литературно-художественная, обеспечивая:

Музыкальное сопровождение - Б. Гребенщиков «Город золотой», Мендельсон «Весенняя песня», С Прокофьев «Марш», (фрагмент! П.И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро»,

Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц».

Литературно-художественное сопровождение - сказка «Волшебные превращения бабочки».

Ресурсное обеспечение

Программно-методическое

  • Программа «Развитие +» (старшая группа). НОУ «Учебный центр им. JI.A. Венгера «Развитие». Москва. 2012 г.

  • О.М.Дъяченко. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2001. - 112 с.

  • Планы занятий к программе «Развитие» для старшей группы детского сада.

  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Развитие экологических представлений».

  • Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста (под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой) - М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г. - 114 с.

Учебно-дидактическое обеспечение

Демонстрационный материал: 2 портрета гусеницы (грустная, веселая), таблица-модель «Пищевая цепочка», листочек и гусеница из зеленого картона, модель «Бабочка», таблица-модель «Волшебные превращения бабочки».

Раздаточный материал: гусеницы и шерстяные нитки для плетения кокона, листы цветного картона и фломастеры, стаканчики с соком и трубочкой.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

ИКТ: мультимедийная презентация.

Словарная работа. Уточнение понятий: кокон, грудка, брюшко, хоботок; закрепление понятий - усики, крылышки, нектар; активизация словаря: гусеница, бабочка.

Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная и последующая работа по теме «Развитие бабочки»: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; художественное творчество - рисование, аппликация, художественный труд; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями по активизации познавательной активности детей через совместное изготовление бабочек с последующей организацией выставки.


Предполагаемый результат:

  • повысится уровень знаний о жизни бабочек в природе; о строении, питании, 3-х стадиях развития бабочки

  • проявление бережного отношения к природе, насекомым, бабочками.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Музыкальная картинка к теме занятия: песня из репертуара Б. Гребенщикова.

  • Сообщение темы.

  • Постановка цели.

Основная часть.

  • Эмоциональное вхождение в занятие.

  • Сказка «Волшебные превращения бабочки» (рассказ педагога).

  • Пальчиковая разминка «Утро» (звучит «Весенняя песня» Мендельсона).

  • Игра-идентификация «Гусеница».

  • Упражнение на развитие эмпатии «Портрет» (аудиозапись «Пение птиц»).

- Интерпретация эмоционального состояния и поведения гусеницы

(Звучит фрагмент марша С.Прокофьева и «Баркорола» .И.Чайковского).

- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Кокон»

(показ действий педагогом и «плетение кокона» детьми.

- Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» (звучит музыка Э.Грига Утро»).

- Моделирование ситуации «Бабочка пьет нектар».

- Опыт. «Куда исчезли чешуйки у бабочки?».

- Динамическая пауза «Первый полет бабочки».

- Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки».

Заключительная часть.

- Работа с таблицей «Волшебные превращения».

- Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка».

- Повторение правил бережного поведения в природе.

- Итог.

Структура занятия

Содержание занятия

Вводная часть.

Музыкальное

Вступление









Сообщение темы.



Постановка цели.

Звучит песня «Город золотой» из репертуара Б. Гребенщикова:

Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, где травы и цветы,

Гуляют там животные невиданной красы...

Сегодня мы познакомимся, наверное, с одним из самых красивых представителей царства животных - бабочкой и поговорим о волшебных превращениях, которые с ней происходят в природе.

Но все по порядку. Я приглашаю вас в волшебный сад.

Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Утро». Цель: эмоциональное вхождение в занятие.










Упражнение- идентификация

«Гусеница»



Упражнение «Портрет»

Цель: развитие эмпатии.

Мы очутились в волшебном саду.

/Педагог сопровождает рассказ показом движений/

  • Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам, поглаживают их.

  • Росинки медленно скатываются по стебельку.

  • Цветы встряхивают своими прекрасными головками и просыпаются.

  • Широко раскрывают глаза, радуясь солнышку.

  • Легкий ветерок раскачивает венчики цветов.

  • Они приветствуют друг друга поклоном.

  • В этом чудесном саду жила-была гусеница.

  • Она тоже очень любила солнышко.

Покажем, какой была гусеничка, встанем друг за другом.

  • Вот она спит.

  • Солнышко ласково и нежно погладило ее своими лучиками.

  • Гусеничка проснулась: подняла головку,

  • Наклонилась вправо, влево,

  • Подняла правую ножку, левую.

  • Встала на носочки и, чтобы быть ближе к солнышку,

  • Подняла вверх лапки-руки,

  • Помахала ими, улыбнулась и сказала: «Здравствуй, Солнышко!»

  1. Ребята, найдите портрет, где гусеница улыбается и радуется солнышку

  • Покажите, как она это делает. Порадуйтесь вместе с ней.

  1. Вдруг гусеница загрустила

  • Как вы думаете, что ее могло огорчить?

  • Найдите портрет, где гусеница грустная.

  • Покажите, как она грустила.

  • Оказывается она проголодалась.

  • Что ест гусеница?

(рассматривание модели «Пищевые цепочки»)

Найдите свою гусеничку, она сидит на листочке

  • покажем как она ест.

(Звучит аудиозапись «Пение птиц»)

  • Как красиво поют птицы!

  • Ой, что случилось с нашей гусеницей?

Посмотрите, она сильно испугалась.

  • Как вы думаете, почему?

  • Да, действительно, гусеница является пищей для некоторых птиц.

Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки»




Упражнение «Кокон» Цель: развитие мелкой моторики рук.

Показ действий педагогом (плетение «кокона» из шерстяных ниток).

Плетение «кокона» детьми.


Рассматривание выставки «Бабочки»


Зарисовка

«Строение бабочки»


Моделирование

ситуации

«Бабочка пьет нектар»



Опыт «Куда исчезли чешуйки у бабочки?»


«Полет бабочки»

Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки»


  • Птицы улетели, гусеница успокоилась.

  • А мы продолжаем наше путешествие по волшебному саду.

Каждое утро гусеница сидела на листике и смотрела в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке?

  • Послушайте музыку, она вам подскажет правильный ответ.

(Звучит фрагмент «Марша» С. Прокофьева-

музыка колючая, неприятная, отрывистая).

  • Да ребята, гусенице казалось, что она некрасивая. Она усаживалась на краешек листика и горько плакала. Но однажды мимо пробегал, кто бы вы думали?

(Звучим мелодия П И Чайковского «Баркарола» -

музыка легкая, скачущая, озорная, забавная)

  • Это паучок он спускался на своей паутинке на цветок.:

Жалко стало пауку соседку и он посоветовал ей: «У тебя на головке возле ротика есть паутинный мешочек, потяни за ниточку и сделай из нее шарфик или кофточку». Гусеница так и сделала. Она сплела из серебряных нитей себе мягкое покрывало (педагог показывает), удобно завернулась в него и уснула.

  • Помогите своей гусенице: укройте ее, заверните в мягкий кокон. (Дети выполняют),

  • Вот какая куколка получилась.

(Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

  • Несколько месяцев проспала гусеница в своем теплом домике-коконе. Шел снег, мела пурга, дул холодный ветер, а гусеничка ничего не знала, она крепко спала, пока не пришла красавица-Весна. Она прикоснулась волшебной палочкой к серебристому кокону и ... произошло чудо. Кокон приоткрылся, из него появилась головка с усиками, затем красивые крылышки. Но они были мокрые сморщенные. Нужно было время,

чтобы их высушить на солнышке.

Посмотрите, сколько красивых бабочек сидят и сушат свои крылышки. Откуда они прилетели к нам? (Ответы детей).

- Да этим бабочкам помогли появиться на свет вы и ваши мамы.

  • Ребята , вот еще одна Данина бабочка сидит на цветке, сушит свои крылышки и ждет нас. Давайте подойдем поближе, тихо сядем и

рассмотрим ее.

Педагог предлагает детям взять фломастеры и файлы для фиксации

строения бабочки по ходу рассказа педагога.

  • Тело бабочки состоит из головы грудки и брюшка

  1. На голове находятся глаза, рот-хоботок и усики.

Усики бывают разные, а нужны они для того, чтобы нюхать и пробовать. Рот у бабочки превратился в длинный хоботок, он прекрасно служит для высасывания цветочного нектара.

Педагог показывает на примере модели «Бабочка».

Дети практически пьют нектар» - сок через трубочку.

  • Когда бабочка не кушает, она сворачивает хоботок в крутую спираль и прячет у себя под головой (показ на примере игрушки-модели).

2. На груди у бабочки 3 пары /6 ножек-лапок и 2 пары/ 4 крылышка: передние и задние.

Оказывается, бабочка может лапками даже пробовать: сядет на цветок, лапки смачиваются сладким сиропом и бабочка разворачивает свой хоботок, готовится пить нектар.

Крылья бабочек покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей: (ученые говорят - чешуекрылые) Каждая чешуйка имеет очень сложное строение, из чешуек складывается очень красивый узор. Оказывается, эти чешуйки помогают бабочке летать.

Вывод, нельзя брать бабочек в руки, потому что чешуйки остаются у нас на пальчиках, а без них бабочка не может летать, а значит - погибнет

  1. гибкое брюшко лишено конечностей.

Пока мы с вами рассматривали, крылья у бабочки подсохли и она может отправляться в свой первый полет. Вы готовы стать бабочками и полететь?

(Звучит музыка «Бабочки» Куперена)

Дети - бабочки легко и красиво передвигаются по группе, «летают».



  • Ах, какая красивая бабочка, какие прекрасные у нее крылышки, какой очаровательный наряд.

«Какое чудесное превращение! Волшебное!»- щебетали птицы.

А цветы радостно кивали своими головками, как бы приглашая бабочку к себе. Им очень хотелось подружиться с ней.

Заключительная часть.

Работа с таблицей «Волшебные превращения бабочки»

Повторение правил бережного поведения в природе



Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка»

Цель: закрепить знания о 3-х стадиях развития бабочки

Просмотр видеоролика «Развитие бабочки» Итог занятия.

  • Вот все бабочки собрались в одном месте. Здесь изображена история развития бабочки. Вы можете мне рассказать о ней?

  1. Кем была бабочка «начале?

  2. Что случилось с гусеницей?

  1. Через несколько месяцев из куколки появилась...?

  2. А как появилась гусеница?

  • Почему здесь изображен зеленый лист?

  • Быстро ли происходит «волшебное» превращение бабочки?

  • Может ли так случиться, что бабочка не появится на свет?

Что ей угрожает?

  • Можем ли мы стать друзьями бабочки? Как ведут себя друзья?

Вот какой длинный путь нужно проделать, чтобы превратиться в

бабочку.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гусеница, куколка, бабочка», чтобы доказать, как хорошо мы запомнили все стадии жизни

бабочки.

Дети по словесному сигналу педагога выполняют движения:

  • «гусеница» - дети приседают,

  • куколка» - дети стоят, опустив руки,

  • «бабочка» - дети легко «летают» по группе.

Действительно, Природа - волшебница!

В ней столько секретов столько чудес, но нужно быть очень внимательным и любознательным, чтобы увидеть их. И нам это сегодня удалось! Спасибо!



© 2010-2022