Урок по географии на тему Атмосферное давление

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода к УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др. География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение» Урок по теме «Атмосферное давление» 3-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».Оборудование: «мобильный класс» (минимальное количество ноутбуков с доступом в Интернет -4 шт.), учебник, задания для работы с ЭОР - 4шт.(по количеству групп), карточки-задани...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Порецкая средняя общеобразовательная школа »

Село Порецкое Порецкого района

Чувашия










Методическая разработка

«Современный урок географии с использованием ИКТ »



Тема урока: «Атмосферное давление»

Класс: 6

ФИО педагога: Колчанова Елена Николаевна,

учитель географии МБОУ «Порецкая СОШ»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода

к УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение»
Урок по теме «Атмосферное давление» 3-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

Оборудование: «мобильный класс» (минимальное количество ноутбуков с доступом в Интернет - 4 шт.), учебник, задания для работы с ЭОР - 4шт.(по количеству групп), карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги - для проведения опыта, программа «Интерактивное голосование. ехе», презентация «Атмосферное давление». Урок можно провести без использования «мобильного класса ». В таком случае ЭОР «Атмосферное давление» необходимо распечатать и выдать каждой группе, а опыт с ртутным барометром и измерением массы воздуха продемонстрировать на интерактивной доске.

Цель урока:

1.Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

2.Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

I. Образовательные задачи:

  1. Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

  2. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

  3. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

II. Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .

  2. Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.

  3. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

III. Воспитательные задачи:

  1. Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

  2. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок решения познавательных задач

Методы и приемы обучения: исследовательский и алгоритмический метод

(при работе с ЭОР), эвристическая беседа.

Ход урока.

I.Организационная часть урока

- Взаимное приветствие;

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды во Владимире на сегодня. (Учащиеся работают в сети ИНТЕРНЕТ - ВЛАДИМИР - GISMETEO)

слайд № 1.

- С какими элементами погоды мы уже знакомы?

- Какая t воздуха указана в прогнозе?

- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)

- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 2

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

3.1Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):

  1. узнать что такое АД;

  2. почему АД измеряется в мм рт. ст.;

  3. зачем в прогнозах погоды указывают АД;

  4. что влияет на изменение АД;

  5. учиться работать в группах.

3.2.Учитель демонстрирует опыт со стаканами (или предлагает видеофрагмент) Возьмите стакан, заполните его водой, накройте листком бумаги, плотно прижмите бумагу к стакану с водой и переверните и подержите так некоторое время. Намокшая бумага прилипает к краям стакана за счет сил поверхностного натяжения. Если вы медленно уберёте руку, то увидите, что вода не может вылиться из перевернутого стакана.

Рассказывает об опыте Торричелли с «Магдебургскими тарелками» слайд № 3, 4

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр 35,5 см. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха примерно в 7 тысяч килограммов.

3.3. Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов.

Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

IV. Открытие нового знания.

4Урок по географии на тему Атмосферное давление.1. Для решения, возникшей проблемной ситуации учитель предлагает учащимся работу с ЭОР. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание слайд № 5

«Задания для учащихся по работе с ЭОР»

I.Найдите в ИНТЕРНЕТЕ информационный модуль

«Атмосферное давление» на сайте Федеральный центр информационных

образовательных ресурсов:

fУрок по географии на тему Атмосферное давлениеУрок по географии на тему Атмосферное давлениеcior.edu.ru ПОИСК Строка поиска:

вводим фразу: информационный модуль «Атмосферное давление» ______ Искать ________ Загрузить

II. Познакомьтесь с содержанием модуля, ответьте на вопросы и выполните задания.

1.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?

2. Просмотрите видео «Опыт Торичелли».

2.1. Почему ртуть не выливается из трубки ?

2.2. Почему АД измеряется в мм ртутного столба (мм рт.ст.)

2.3. Чему равно АД на уровне моря?

3. Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?

4. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.

Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке ».

III. Найдите в ИНТЕРНЕТЕ виртуальную лабораторию.

Для этого наберите в строке поиска: интерактивная анимация «Демонстрация опыта по определению веса воздуха».

  1. Проведите опыт по определению веса, для этого

воспользуйтесь инструкцией.

2. Сколько весит 1 л воздуха?

IV. Воспользуйтесь текстом учебника стр. 139 и ответьте

на вопрос: как называется современный прибор для определения АД?

4.2. Учащиеся отвечают на вопросы, проводят опыт в виртуальной лаборатории: взвешивают воздух, смотрят видеофрагмент «работа ртутного барометра».

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Подведение первичных итогов после изучения ЭОР. Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель слушает и корректирует ответы.

Учащиеся объясняют опыт со стаканом и «Магдебургскими тарелками».

Слайд № 6, 7, 8.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.1.Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Ребята! Как вы думаете, что влияет на изменение АД?

Запишите в карточку 3 фактора, влияющие на АД?

6.2.Учитель демонстрирует презентацию (слайд № 9-12), чтобы помочь учащимся заполнить карточки с заданием.

Слайд № 9. Тропосфера на разных широтах имеет разную толщину.

Влияет ли это на АД?

Слайд № 10-11. Почему воздушные шары наполняют теплым воздухом?

Как t воздуха влияет на АД?

Слайд 12. Как высота точки над уровнем моря влияет на АД?

(Учащиеся ответили на этот вопрос в работе с ЭОР)

6.3.Учащиеся проверяют свои ответы с эталоном. Слайд № 13:

6.4.Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке (слайд № 14)


VII. Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

8.1. Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?

Слайд № 16

Учащиеся отвечают на вопрос.

«Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание - головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.

8.2. Учитель демонстрирует презентацию слайд № 17, 18

Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.

Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.

- Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? (Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5)

- При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?

- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?

Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)

-Демонстрация слайда № 19 «Влияние пониженного АД на человека».

Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать

недомогание в таких зданиях.

- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования

АД?

Слайд № 20(Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД)

- Слайд № 21. В Южной Америке (Перу) на высоте около 4500 метров работает специальная станция для изучения влияния высоты на человеческий организм. Люди, привыкшие к жизни внизу, на уровне моря, с трудом могут пройти несколько десятков шагов на высоте 4500 метров. А те, кто уже акклиматизировался в горной местности, свободно там бегают и занимаются спортивными упражнениями. В горах Перу на высотах 2000-4000 метров живет более 4 миллионов человек. Почему так происходит?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12-13% больше красных кровяных шариков.

XI. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

Для этого используется программа «Интерактивное голосование». Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа (одно нажатие - один голос). Результат выводится в виде гистограммы. Кроме проведения рефлексивного момента на уроке, эту программу можно использовать при проверке знаний учащихся, при проведении опроса мнений, определении симпатий. При использовании этой программы в сочетании с интерактивной доской, ученики могут самостоятельно нажимать кнопки голосования, что неизменно привлекает внимание, вызывает интерес и положительные эмоции.

X. Домашнее задание:

ξ 25, вопросы презентации Слайд № 23






Технологическая карта урока.

Этап урока

Цели

Содержание

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Орг. момент


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Настраиваются на деловой ритм

2.

Мотивация к учебной деятельности.

организовать положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке

Учитель организует работу учащихся в группах. Предлагает просмотреть прогноз погоды на текущий день на сайте «Владимир - GISMETEO»

Учащиеся работают в группах и знакомятся с прогнозом погоды (если есть возможность обеспечить каждого ученика ноутбуком, то работают индивидуально)

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

Познавательные:

(учебно-информационные) поиск и отбор информации в Интернете

3.

Актуализация знаний.

организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

1.Учитель задает вопросы и демонстрирует презентацию:

в прогнозе?

2. Учитель демонстрирует опыт со стаканом. Задает вопросы.

3. Учитель рассказывает об опыте Торричелли с «Магдебургскими тарелками». Просит объяснить почему 16 лошадей, по 8 с каждой стороны, не смогли разорвать две полые внутри полусферы диаметром всего в 35,5 см, скрепленные между собой.

1.Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока.

(цели фиксируются на доске)

2. Наблюдают за экспериментом, высказывают свои предположения.

3.Слушают учителя, затрудняются с ответом.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

4.

Открытие нового знания

Организовать выявление учащимися причины затруднения. Используя информационный модуль с интерактивной анимацией, решить выявленные затруднения.

Учитель организует работу в группах с информационным модулем (fcior.edu.ru - Атмосферное давление) с интерактивной анимацией (интерактивная анимация «Демонстрация опыта по определению веса воздуха»), дает задания для групп

Изучают ЭОР, смотрят видеосюжет «действие ртутного барометра», проводят опыт в виртуальной лаборатории по определению веса воздуха, отвечают на вопросы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

Познавательные: выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами

Учебно-информационные: поиск и отбор информации в Интернете;

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового знания

Учитель демонстрирует презентацию (слайды № 6,7,8). Слушает, корректирует ответы.

Работают в группах, подводят итоги работы с заданиями. Объясняют ранее увиденные опыты.

Регулятивные:

-участвовать в совместной деятельности;

-оценивать работу одноклассников.

Учебно-логические:

- высказывать суждения, подтверждая их фактами

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Выдает карточки с заданиями. Демонстрирует презентацию (слайд № 9-12), чтобы помочь учащимся ответить на вопросы; организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном. (презентация слайд № 13).

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, заполняют карточки, делают самопроверку.

Предметные: Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

7.



Физкультминутка.

Снятие мышечного напряжения.

Учитель просит учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

Выполняют упражнения.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель, используя эвристическую беседу, создает проблемную ситуацию.

Учитель демонстрирует презентацию. Задает вопросы, слушает и корректирует ответы.

Смотрят презентацию, слушают и отвечают на вопросы. Решают проблемные ситуации.

Предметные: Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

Познавательные: выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

Учебно-логические: решать проблемные задачи;

9.

Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности.

Задает вопросы на основе целей урока, которые были зафиксированы на доске в начале урока.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

Для этого используется программа «Интерактивное голосование».

Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

10

Домашнее задание

организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Сообщает домашнее задание, дает пояснения.

Фиксируют домашнее задание.




Использованная литература:

  1. Алексеев А.И., Болысова С.И., Николина В.В. и др.

География. Природа и люди. Академический школьный учебник, Просвещение 2011 год

  1. В. В. Николина География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя

prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/index.html


  1. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

fcior.edu.ru/card/4814/atmosfernoe-davlenie.html#

4.Интерактивная анимация «Демонстрация опыта по

определению веса воздуха».

somit.ru/fisika7_40.htm


© 2010-2022