- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перевезенцева Р.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская средняя школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
________А.И.Каравашкина
17 «августа» 2015
«Утверждаю»:
Директор школы:________Н.Б. Белянинова
Приказ от 17.08.2015 №148
Рабочая программа
по географии
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Перевезенцева Римма Александровна
с. Шарапово
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География России 9класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений (2009г.) Линия «Полярная звезда»
Авторы: А.И .Алексеев ; Е.К .Липкина; В.В .Николина .-М.: Просвещение, 2010г. Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
УМК:
1.Программа общеобразовательных учреждений
География 6-9 классы
10-11 классы
Москва Просвещение 2009г.
2.Учебник География 9 класс «География России».
Под редакцией А. И. Алексеева
Москва Просвещение 2009 г
3.География 9класс мой тренажер
Автор: В.В Николина
Москва Просвещение 2012г
Цели:
• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Из них 10 часов резервного времени, которое распределено по разделам с целью отведения времени на разработку проектов, выполнения практических работ и проведения уроков обобщающего повторения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
(70 ч; 2 ч в неделю; 10 ч - резервное время)
Регионы России (12 асов)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати. Раздел 1. Европейская Россия (35 часов)
Тема 1. Центральная Россия (11 часов)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.
Тема 2. Северо-Запад (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Создание электронной презентации «Санкт-Петербург - вторая столица России».
Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».
Тема 3. Европейский Север (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 4). Составление карты.
Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.
Тема 4. Северный Кавказ (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 5). Изучение своего края.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 6). Изучение проблем Поволжья.
Тема 6. Урал ( 7 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 7). Оценка ресурсов региона.
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала. Раздел 2 Азиатская Россия (16 часов) Тема 7. Сибирь (9 часов)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь - главная топливная база России. Заболоченность территории - одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая - объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 8). Составление карты.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 9). Разработка туристического маршрута.
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.
Тема 8. Дальний Восток 7 часов)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 10). Пишем реферат.
Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Заключение (7 часов)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
1) знать/понимать:
- понятия «район» и «районирование»;
- особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
- этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
- особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
- особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
- основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
- современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2) уметь:
- определять географическое положение района;
- давать характеристику района по плану;
- давать сравнительную характеристику районов по плану;
- читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
- работать с материалами периодической печати;
-определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
- определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
3) оценивать:
- изменения в развитии районов России;
-уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
-положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
Количество часов по программе
Кол. часов по рабочей программе
Количество практических работ в теме
Контрольные работы
Тема 1. Регионы России
12
12
2
Раздел 1. Европейская Россия:
32
35
7
Тема 1. Центральная Россия
10
11
1
Тема 2. Северо-Запад
5
5
1
Тема 3. Европейский Север
4
4
2
Тема 4. Северный Кавказ
4
4
2
Тема 5. Поволжье
4
4
Тема 6. Урал
5
7
1
1к/р
Раздел 2. Азиатская Россия:
16
16
5
Тема 1. Сибирь
7
9
3
Тема 2. Дальний Восток
4
7
2
1 к/р
Раздел3. Заключение
5
7
1к/р
Резервное время
10
Итого
70
70
14
3к/р
Изменения внесенные в программу: в рабочей программе увеличены часы на изучение раздела Европейская Россия на 3 часа по программе 32 часа в рабочей программе 35 часов, три часа взяты из резервного времени на повторение раздела и выполнение контрольной работы (увеличены часы на изучение тем: Центральная Россия на 1 час на выполнение исследовательской практики, Урал по программе 5 часов, в рабочей программе на 7 часов , 2 часа на обобщение и выполнение контрольной работы по разделу Европейская Россия). На изучение темы Сибирь в программе отводится 7 часов, в рабочей программе увеличено на 2 часа за счет резервного времени на выполнения практической работы, и урока повторения по теме Сибирь. Увеличение часов за счет резервного времени. На заключение в программе отведено 5 часов, в рабочей программе я выделила на заключение 7 часов, 2 часа на повторение и обобщение изученного в 9 классе. Закрепления полученных знаний. Увеличение часов по темам за счет резервного времени на выполнение практических, исследовательских работ, уроков повторения, закрепления и подведения итогов изученному в 9 классе.
Календарно-тематическое планирование географии 9 класс.
№п/п
№
Дата
заполнения
дата
фактич
Тема урока
ТЕМА1 РЕГИОНЫ РОССИИ (12ч)
1
1/1
1. Что мы будем изучать.
2
2/2
2.Районирование России.
3
3/3
3.Практическая работа №1. Изображение Земли из космоса.
4
4/4
4. Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно - Сибирская.
5
5/5
5.Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири.
6
6/6
6. Мерзлотная Россия - Восточная и Северо - Восточная Сибирь.
7
7/7
7. Северный Кавказ и Дальний Восток.
8
8/8
8. Особенности природы Северного Кавказа.
9
9/9
9. Экологическая ситуация в России.
10
10/10
10. Экологическая безопасность России.
11
11/11
11. Практическая работа №2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России.
12
12/12
12. Обобщающее повторение темы «Регионы России».
РАЗДЕЛ 1 ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (35ч)
ТЕМА 1 Центральная Россия(11ч)
13
13/1
1.Практическая работа №3. Пространство Центральной России.
Создание образа региона
14
14/2
2. Центральная Россия: освоение территории и население.
15
15/3
3. Центральный район.
16
16/4
4. Географическое положение Волго-Вятского район.
17
17/5
5. Своеобразие Волго-Вятского района.
18
18/6
6. Центрально-Черноземный район.
19
19/7
7. Этапы освоения территории. Проблемы района.
20
20/8
8.Исследовательская практика. Работа с текстом.
21
21/9
9. Москва и Подмосковье.
22
22/10
10. Московская агломерация.
23
23/11
11.Памятники Всемирного и культурного наследия района.
ТЕМА 2 Северо-запад (5ч).
24
24/1
1.Пространство Северо-Запада.
25
25/2
2. Северо-Запад «окно в Европу».
26
26/3
3. Северо- Запад: хозяйство.
27
27/4
4.Практическая работа №4. Санкт-Петербург - вторая столица России. Санкт-Петербург в системе мировых культурных цивилизаций.
28
28/5
5.Повторение темы «Северо -
Запад».
ТЕМА 3 Европейский Север(4ч).
29
29/1
1.Пространство Европейского
Севера.
30
30/2
2.Практическая работа №5. Европейский Север: особенности территории и население.
Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района
31
31/3
3.Европейский Север: хозяйство и
проблемы.
32
32/4
4. Практическая работа №6. Оценка природно-ресурсного потенциала.
ТЕМА 4 Северный Кавказ (4 часа)
33
33/1
1. Пространство Северного Кавказа.
34
34/2
2.Практическая работа №7. Северный Кавказ: освоение территории и население. Оценка природных ресурсов Северного Кавказа.
35
35/3
3. Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.
36
36/4
4. Практическая работа №8. Прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
ТЕМА 5. Поволжье ( 4 часа)
37
37/1
1. Географическое положение. Состав и соседи района.
38
38/2
2.Поволжье: освоение территории и население.
39
39/3
3.Поволжье: хозяйство и проблемы.
40
40/4
4. Изучение проблем Поволжья.
ТЕМА 6 Урал (7 часов)
41
41/1
1. Своеобразие географического положение Урала.
42
42/2
2.Урал: освоение территории и хозяйство.
43
43/3
3Урал: население и города.
44
44/4
4. Оценка ресурсов региона. Экологические проблемы.
45
45/5
5. Практическая работа №9. Сравнение природных условий, ресурсов Западной и Восточной частей Урала.
46
46/6
6. Повторение раздела Европейская Россия.
47
47/7
7. Контрольная работа по теме Европейская Россия.
РАЗДЕЛ 2 АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 часов)
ТЕМА 1. СИБИРЬ (6 часов)
48
48/1
1.Пространство Сибири.
49
49/2
2.Сибирь: освоение территории и население.
50
50/3
3.Сибирь: хозяйство.
51
51/4
4. Западная Сибирь.
52
52/5
5.Практическая работа №10. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
53
53/6
6.Практическая работа №11. Восточная Сибирь.
С равнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири.
54
54/7
7. Практическая работа №12. Создание образа Восточной Сибири.
55
55/8
8. Разработка туристического маршрута Путешествие по Сибири.
56
56/9
9. Повторение темы Сибирь.
ТЕМА 2. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (7 часов)
57
57/1
1.Практическая работа №13. Пространство Дальнего Востока. Оценка географического положения
58
58/2
2.Дальний Восток: освоение территории население.
59
59/3
3.Различия севера и юга Дальнего Востока.
60
60/4
4. Практическая работа №14. Дальний Восток: хозяйство. Прокладка новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
61
61/5
5.Исследовательская практика. Пишем реферат.
62
62/6
6. Повторение раздела Азиатская Россия.
63
63/7
7. Контрольная работа по теме Азиатская Россия.
РАЗДЕЛ 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (7часов).
64
64/1
1.Соседи России.
65
65/2
2. Сфера влияния России.
66
66/3
3. Связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
67
67/4
4 .Соотношение экспорта и импорта в России.
68
68/5
5. Расширение внешних экономических связей России
69
69/6
6. Контрольная работа по теме Регионы России.
70
70/7
7.Обобщающее повторение темы Экономические районы России
Учебное и учебно-методическое обеспечение по географии для 9 класса.
-
Программа общеобразовательных учреждений «География.6-9 классы 10-11 классы Авторы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. - М.: Просвещение, 2009год.
-
Учебник «География. Россия. 9 класс» под ред. А.И. Алексеева - М.: Просвещение, 2009 год.
-
Атлас по географии для 9 класса.
-
География.9. Поурочные разработки. В.В.Николина, М., «Просвещение», 2009 год.
-
Рабочая тетрадь «Мой тренажер. География 9 класс». В.В.Николина-М.:Просвещение,2012 год.
-
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы
Автор-составитель М.Е.Сергеева
Волгоград «Учитель» 2009г.
-
Урок в современной школе География 6-10 классы
Автор Стадник А.Г.
Волгоград «Учитель» 2010г.
Интернет ресурсы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия уроки географии в 8 классе.